Урок по литературе на тему Образы-помещиков в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души

    Цели: детально рассмотреть образы помещиков; продолжить работу над формированием навыков целенаправленного отбора и изложения материала; сформулировать особенность построения характеров гоголевских помещиков.                                             И до какой ничтожности, мелочности,                                          гадости мог снизойти человек!                                                                           Н.В.Гоголь.                               Ход урока:   I. Мини...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Образы помещиков.

Приёмы воссоздания индивидуального портрета персонажа.

Цели: детально рассмотреть образы помещиков; продолжить работу над формированием навыков целенаправленного отбора и изложения материала; сформулировать особенность построения характеров гоголевских помещиков.

И до какой ничтожности, мелочности,

гадости мог снизойти человек!

Н.В.Гоголь.

Ход урока:

I. Мини-викторина.

Узнайте персонаж по его описанию:

«Они слывут ещё в детстве и в школе за хороших товарищей и при всём том бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже тебе говорят «ты». Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный».

«Женщина пожилых лет. Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачут на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов».

«Лицо его представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперёд, так что должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши…»

Как зовут жену и детей Манилова?

Как зовут Коробочку?

На кого похож Собакевич?

Сколько детей было у Плюшкина?

Дубинноголовая - это о ком?

Сколько времени читал Манилов книжку с закладкой на 14 странице?

II. Беседа с классом.

(На предыдущем уроке уч-ся были разделены на группы. Каждая группа получила задание: поработать над образом определённого помещика.)

Итак, теперь перейдём к «Бессмертным образам помещиков» в поэме Н.В.Гоголя.

В путь за господином Чичиковым. Определите его маршрут.

Последовательность его посещения помещиков.

С Маниловым читатель встречается уже в первой главе. Что может сказать о герое его внешность?

Н.В.Гоголь подробно описывает помещичью усадьбу. Выделите наиболее значимые, на ваш взгляд, детали в описании дома, усадьбы, деревни.

Как они отражают характер Манилова?

Проанализируйте диалог Манилова с Чичиковым. Как в ходе разговора выявляется отношение Манилова к своему хозяйству, крестьянам?

Охарактеризуйте речевую манеру Манилова. Как расценил Манилов предложение Чичикова о продаже мёртвых душ?

Путь от Манилова к усадьбе Коробочки полон опасности и таинственности:

Дождь, тьма, жирная грязь, в которой перепачкался Чичиков, создают впечатление беспокойства. К счастью, в деревне, куда въезжает бричка, его принимает тамошняя помещица Коробочка, оставляет героя переночевать. Что вы можете сказать о Коробочке?

Ноздрев. Охарактеризуйте этого героя.

Как Ноздрев называет Чичикова? Почему его определения меняются на протяжении главы так часто? Годится ли этот герой на роль приобретателя?

Следуем далее за бричкой героя. Мы у Собакевича. Расскажите о нём.

Держим свой путь дальше. Мы в гостях у Плюшкина. (Индивидуальное задание).

Всё это так. Но в одиночестве его бережливость превратилась в скупость с волчьим аппетитом. Посмотрим на его дом: развалины в грязи, в пыли, в копоти.

А сколько ж было крепостных душ у Плюшкина?

А как теперь выглядит его деревня?

Кто же виновник этого страшного опустошения?

Найдите сравнение, которое обнаруживает всю трагическую сущность судьбы Плюшкина.

К чему привела его скупость?

Слово учителя.

Перед нами предстали люди с их взглядами, мыслями, чувствами и поступками, в которых мы наблюдаем утрату человеческих начал, на что и обратил внимание господин Гоголь: «один за другим у меня следуют герои, один пошлее другого».

III. Словарная работа.

(Было дано индивидуальное задание)

Деградация

Помещик

Прореха

IV. Заключительное слово учителя.

Да, быть именам Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина нарицательными, обозначающими человеческие пороки.

И сегодня праздного фантазёра, мечтателя, не умеющего и не желающего заниматься полезным, мы называем Маниловым, лгуна, хвастуна, дебошира - Ноздревым. Жадного скрягу - Плюшкиным.

Но не Ноздревы, Маниловы, Коробочки - будущее страны, а умный народ, которому Гоголь посвятил самые задушевные слова.

Пусть всегда в ваших юных душах, как напутствие, звучат гоголевские слова: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

V. Постановка д/з.

Заполните таблицу.

Манилов

Коробочка

Ноздрев

Собакевич

Плюшкин

Портрет героя


Описание поместья


Жизнь крестьян


Отношение к предложению Чичикова


Итог сделки


Каков герой



Задание № 1

Подготовить сообщения для вступительного слова о Гоголе

(петербургский период, период работы над «Мёртвыми душами»).

Задание № 2

Подготовить художественный пересказ или чтение по лицам

избранных эпизодов из поэмы «Мёртвые души».

Задание № 3

Как бы вы охарактеризовали нравы и уровень развития чиновников

города, их взаимные отношения, образованность?

Задание № 4

Как вы себе объясните тот факт, что тройка, везущая Чичикова, неожиданно превращается в Русь-тройку?

Задание № 5

Проведите сопоставительную характеристику героя поэмы «Мёртвые души» Чичикова и героя комедии «Ревизор» Хлестакова, придерживаясь следующих пунктов:

А) цель приезда в город;

Б) отношение окружающих к герою;

В) отношение героя к окружающим;

Г) ситуация разоблачения героя.



© 2010-2022