Сочинение в публицистическом стиле на морально - этическую тему. «Каким должен быть толерантный человек?»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кольчугинская школа №2 с крымскотатарским языком обучения»
Симферопольского района Республики Крым

ул. Новоселов, 13 А, Симферопольский район, РК, 297551 Тел./факс (0652)315 351,

e-mail: [email protected]

Сочинение в публицистическом стиле на
морально - этическую тему.
«Каким должен быть толерантный

человек?»

Учитель русского языка и литературы: Гафаров Ш.Ш.



Планирование, организация работы по обучению культуры речи на уроках

русского языка

Тема. Сочинение в публицистическом стиле на морально этическую тему «Каким должен быть толерантный человек?»

Цель: повторить сведения о публицистическом стиле, совершенствовать умению учащихся составлять текст данного стиля, овладение нормами русского литературного языка, развивать культуру речи, воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

Подходы к воспитанию толерантности:

Личностно - ориентированный:

  • признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;

  • признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

  • опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт,

«Я - концепцию» партнера;

  • индивидуальный подход

Оборудование: таблица, запись на доске, толковый словарь, мультимедийная доска

Ход урока.

I

Объявляется тема и цель. Сочинение в публицистическом стиле на морально этическую тему «Каким должен быть толерантный человек?»

Толерантность - это терпимость к чужому образу жизни, обычаям, чувствам, идеям, верованиям, выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам.

Г лава II

Планирование, организация работы по обучению культуры речи на уроках русского языка

Тема. Сочинение в публицистическом стиле на морально этическую тему «Каким должен быть толерантный человек?»

Цель: повторить сведения о публицистическом стиле,

совершенствовать умению учащихся составлять текст данного стиля, овладение нормами русского литературного языка, развивать культуру речи, воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

Подходы к воспитанию толерантности: Личностно-ориентированный:

  • признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;

  • признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

  • опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, «Я-концепцию» партнера;

  • индивидуальный подход

Оборудование: таблица, запись на доске, толковый словарь.

Ход урока.

I

Объявляется тема и цель. Сочинение в публицистическом стиле на морально этическую тему «Каким должен быть толерантный человек?»

Толерантность - это терпимость к чужому образу жизни, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, выносливость по

отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам.

Виды толерантности.

  1. .Этическая толерантность.

2.Этническая толерантность.

3 .Политическая толерантность.

4.Психологическая толерантность.

II

Повторение изученного:

  • Какие стили речи вы знаете?

  • Почему выделяют пять стилей речи? Тексты каких стилей воспринимаются на слух легче, каких - труднее?

  • Какой стиль называется публицистическим?

III

Обобщение материала по таблице.

Стиль

Сфера

применения

Цель общения

Основные

стилевые

черты

Языковые средства

Публици-

Обществен-

Информация

Призыв-

Побудительные

стический

ная жизнь,

об

ность,

предложения;

политика

общественно

важных

делах,

культуре,

спорте

страстность,

оценочный

характер

речи

восклицательные

предложения;

риторические

вопросы.

Распространен

ные

предложения. Слова в переносном значении

IV





Слово учителя. Декларация принципов терпимости

Государства - члены Организации объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на 28 сессию Генеральной конференции 25 октября - 16 ноября 1995г., принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов терпимости

Речевая культура. Беседа по вопросам или диспут (по выбору учителя):

Вопросы для диспута, анкеты, беседы, тренинги.

  1. Что такое толерантность?

  2. Как вы понимаете значение слова миролюбие?

  3. Какими видами толерантности мы знакомились?

  4. Функции толерантности?

  5. Признаки толерантного общества?

Упражнение «Как быть толерантным в общении?»

[модификация]

Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по - своему выходит из подобных ситуаций - кто-то обижается, кто-то «дает сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и ни унизив другого? Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой в роли обидчика. Участники должны разыграть эту сцену. Используя в предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации. Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.

Схема достойного выхода из ситуации:

  1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает.

«Когда ты накричала на меня при ребятах...»

  1. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе:

«...я почувствовал себя неудобно...»

Скажи человеку, как бы тебе хотелось чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «...поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей...».

4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение:

«...тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

Можно предложить выполнить это задание нескольким парам участников или же предложить по данному алгоритму решить несколько педагогических ситуаций.

Обсуждение

  • участники группы высказывают Свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным и почему?

«ГИМНАСТИКА УМА»

Ежели вы вежливы...

1 .Какое приветствие выберет вежливый человек - здрасыпе или здравствуйте? '

Почему?

2. Какой вопрос учтивее - как вас зовут или как вас звать?

Почему?

Достойный ответ

  • Большое спасибо. Вы меня так выручили! Я этого не забуду.

  • Пожалуйста.

Деликатный человек никогда не позволит себе такого ответа. Почему?

Немаловажная деталь

  • Мой самый близкий друг - Малин Алексей. И я хочу рассказать о нем.

  • Не очень верится в то - что он вам близкий человек...

Почему журналист не поверил словам рассказчика?

VI

Статья 1 - Понятия терпимости.

  1. Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культура нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности...

  2. Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство...

  3. Терпимость - это обязанность способствовать утверждению прав человека...

  4. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека...

Подбор эпиграфа( задание дано заранее). На доске записано несколько цитат, предлагается выбрать из них эпиграф к сочинению(См. стр. )

Подбор эпиграфа( задание дано заранее). На доске записано несколько цитат, предлагается выбрать из них эпиграф к сочинению(См. стр. )

VII

Составление плана

Примерный план.

  1. Толерантное общество.

  2. Каким должен быть толерантный человек?

1 .Кто становится толерантным?

  1. Как найти толерантного человека? Нужно ли его специально искать?

  2. Главное в толерантности - самому стать терпимым.

  1. Будьте всегда толерантным!

VIII

Работа с толковым словарем. Запись на доске(или плакат)

п/п

Слово

Лексическое значение

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  1. 9.

Терпимость

Мнение

Чувство

Идеи

Верование

Ксенофобия

Предубеждения

Остракизм

Этноцентризм




VIII. 1 Составить словосочетания и предложения (устно)

VIII.2 Записать в тетрадь определение следующих нравственных категорий (задание можно дать по рядам или вариантам): терпимость, мнение, чувство, идеи, верование, совесть, достоинство, честь, долг, ненависть, лицемерие, ксенофобия, предубеждения, остракизм, Этноцентризм.

IX

Самостоятельная работа учащихся с черновиками.

X

Домашнее задание: закончить сочинение


© 2010-2022