Внеклассное мероприятие КВН юных филологов

Мероприятие разработано для учащихся 8-9 классов. Было проведено в рамках недели предметов гуманитарного цикла. Цель: создать условия для формирования коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенций через развитие лингвистического мышления, творческих способностей , навыков самостоятельной работы,  что будет способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка и литературы. Использованная литература: 1.      Смирнова А.Ф. Открытый урок «КВН юных филологов»//Русский язык ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Анисимовская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края















Сценарий внеклассного мероприятия

«КВН юных филологов»






Составитель: учитель русского языка и

литературы Мизанова Л.В.








Анисимово

2015

Цель: создать условия для формирования коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенций через развитие лингвистического мышления, творческих способностей , навыков самостоятельной работы, что будет способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка и литературы.

Ведущий 1. Задумывались ли вы над тем, почему «Клуб весёлых и находчивых», так же как и «Поле чудес», «Как стать миллионером» и другие, остаётся одной из любимых игр среди школьников и взрослых?

Не потому ли, что КВН - это и радость коллективного поиска правильного остроумного ответа, и возможность для каждого проявить свои знания, юмор, артистизм?

Надеемся, что и сегодня в нашем соревновании вам помогут сообразительность, чувство юмора и вы покажете великолепное знание русского языка и литературы.

Звучит первый куплет песни В.Шаинского «Мы начинаем КВН»

Ведущий 2. Внимание! Внимание! Наш микрофон установлен… не на трибунах стадиона, не на боксёрском ринге, не на беговой дорожке и не на трассе мотопробега. Наш микрофон установлен в классе. Да-да, не смейтесь!

Итак, сегодня сойдутся в решающем поединке команды юных филологов 8 и 9 классов. А правой рукой обеих команд в игре будут их болельщики.

Ведущий 1. Наш клуб очень гостеприимен. Желание посетить его и оценить знания наших участников выразили королева Грамматика - Воронкина Наталья Анатольевна, пресс - секретари: мисс Всезнайка - Верещагина Марина Фёдоровна, мисс Знайка - Витман Татьяна Петровна.

Ведущий 2. Как и всегда, на чаше весов сегодня - знание, сообразительность, быстрота.

Ведущий 1. Пришло время командам представиться друг другу и обменяться приветствиями.

Конкурс «Приветствие».

Ведущий 2. Капитаны, обменяйтесь рукопожатиями. А теперь, чтобы команды обрели спортивную форму, мы предлагаем провести небольшую разминку, так сказать гимнастику ума.

Конкурс «Разминка» . (слайд 2) Команды отвечают поочерёдно.

  1. Какой известный баснописец написал свою басню в 38 лет? (Крылов)

  2. Ещё в древнем Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его стихами, составляли из их строк новое произведение. Такое стихотворение называлось центон, что по-латыни означает «одеяло из цветных лоскутков». Отгадайте, из чьих произведений составлен центон.

Зубастой щуке в мысль пришло

За кошачье приняться ремесло.

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду лиса близёхонько бежала. (Крылова)

  1. Назовите имя сказочной женщины, впервые поднявшейся в воздух на аппарате тяжелее воздуха? (Баба-яга)

  2. В каком популярном детском произведении на героя три раза совершают покушение и только на четвёртый раз он погибает? («Колобок»)

  3. О каком герое, из какого произведения идёт речь:

«Итак, всё кончено, - сказал он сам себе, - ещё утром я имел угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты» ( О Владимире Дубровском, А.С. Пушкин «Дубровский).

  1. Кто был первым редактором первой русской газеты? (Пётр I)

  2. Какая фамилия у героя рассказа А.П.Чехова «Лошадиная фамилия»? (Овсов)

  3. От какого дренерусского глагола произошло выражение баюшки-баю и слово обаятельный? (баять - рассказывать)

Ведущий 1. А теперь подведем итоги. Надеюсь, что они не подведут вас! Слово предоставляется жюри.

Ведущий 2. Дверь в наш клуб весёлых и находчивых откроет конкурс «Знаешь ли ты фразеологизм?» (слайд 3)

А знает ли вы, что такое фразеологизмы? (Слайд 4 )

Употребление фразеологизмов в речи делает её образной, яркой, меткой, убедительной. С их помощью можно сказать коротко о многом. У фразеологизмов есть синонимы и антонимы.

Задание 1. (слайд 5) Найдите в данных предложениях фразеологизмы и замените их синонимами. Команды отвечают поочерёдно. (Слайды с цитатами 6-9)

  1. Слушай, брат Андрей Гаврилович, коли в твоём Володьке будет толк, так отдам за него Машу; даром, что гол как сокол. (Троекуров старому Дубровскому)

  2. Эк, они храпят, окаянные - всех бы разом, так и концы в воду. (Кузнец Архип о подъячих)

  3. Враньё… сейчас я выведу на чистую воду. (Троекуров исправнику)

  4. Маша Троекурова сидела как на иголках. (Во время рассказа о Дефорже)

Задание 2. Подберите к словам в предложениях фразеологизмы. (Слайды 10-14)

  1. У нашего Ивана Васильевича на уроке будь внимателен.

  2. Юра - главный помощник вожатого.

  3. «Мир приключений» всё время у ребят: переходит от одного к другому.

  4. Крепостные крестьяне должны были работать без отдыха на помещика.

Ведущий 1. Вы любите разгадывать кроссворды? Я очень люблю. Это так увлекательно! Вот и наши команды решили порадовать друг друга: они составили лингвистические кроссворды, которыми сейчас обменяются. Жюри оценит домашнее задание команд максимум пятью баллами. А если они разгадают кроссворд противника, то получат ещё 5 баллов.

(Команды обмениваются кроссвордами)

Ведущий 1. Пока ребята ломают головы над кроссвордом, предлагаю болельщикам поиграть. Все вы хорошо знаете загадки. Попробуйте отгадать лингвистические загадки, и ваши команды получат дополнительные баллы.

  1. В океанах он живёт,

И мала ему река.

Буквы ставь наоборот -

Будет дёргаться щека. (кит - тик)

  1. Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы. (пирог)

  1. Нота - мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица. (мина)

  1. Я - всё то, что есть на свете,

Все народы на планете,

Мой омоним - враг войны,

Друг труда и тишины. (мир)

  1. Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем все … (антракт)

  1. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж)

  2. Какой город летает? (Орёл)

  3. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

  4. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука)

  5. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

Ведущий 2. Внимание! Ценные письма. Капитаны, просим вас принять корреспонденцию. Ваша задача открыть конверты и ознакомиться с содержанием.

На выполнение заданий вам отводится 10 минут. За один правильный ответ вы получаете 1 балл. Максимальное количество баллов за этот непростой конкурс - 10.

Задания командам.

  1. Какое (-ие) из этих слов является (-ются) однокоренным (-и) слову белый?

А) белка Б) белизна

В) белить Г) беллетрист

2. В каких словах спрятался звук Г?

А) дорога Б)друг

В) гаражи Г) легко

3. У каких существительных нет множественного числа?

А) молодёжь Б) юность

В) подросток Г) студенчество

4. Часть речи, которая обозначает добавочное действие?

А) причастие Б) слово состояния

В) наречие В) деепричастие

5. Спуренизм - игра слов, при которой два близких слова в предложении меняются начальными частями, слогами. Какие спуренизмы относятся к теме «водных процедур»?

А) заплетык языкается Б) рыть муки

В) голому повыть Г) тазый медник

6. Какое (-ие) слово (-а) написано (-ы) с ошибкой?

А) каменный Б) заботлевый

В) стеклянный Г) галчёнок?

7. Каким способом образовалось наречие по-моему?

А) приставочный Б) приставочно-суффиксальный

В) суффиксальный Г) сложение с суффиксацией

8.Укажите количество грамматических основ в предложении: « Она, наверное, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке» (В. Драгунский)

А) 1 Б) 2

В) 3 Г) 4

9. Восстановите строку стихотворения М.Ю. Лермонтова:

Он был, казалось, лет шести,

Как серна …… ,пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

А) быстр Б) горд

В) гор Г) строг

10. Расставьте перепутанные строки стихотворения А.С. Пушкина по порядку.

1. Давно, давно ты ждёшь меня

2. Горюешь, будто на часах

3. Ты под окном своей светлицы

4. Одна в глуши лесов сосновых

Ведущий 1. Пока члены обеих команд трудятся над решением сложных задач, начинаем аукцион для болельщиков. Он будет проходить по всем правилам настоящего аукциона, только расплачиваться вам придётся знаниями! Напоминаем правила:

  1. После третьего удара молотка ответы не принимаются.

  2. Каждый, кто хочет сказать, поднимает руку. Он может дать только один ответ на вопрос.

  3. Спрашивать будем болельщиков по очереди.

Ведущий 2. Разыгрывается несколько предметов. Каждый из них связан с русскими пословицами и фразеологизмами. Я буду показывать вам предметы, а ваша задача - назвать как можно больше пословиц, в которых упоминается этот предмет. Тот, чья пословица будет последней, получает этот предмет, а также зарабатывает одно очко для своей команды. Например, разыгрывается вода. Вы предлагаете фразеологизм морочить голову.Морочить голову - раз!Морочить голову -два!

В аукционе разыгрываются: стакан воды, шапка, камень, перо.

Ведущий 1. А сейчас пришло время конкурса капитанов. (Слайд 17. Звучит песня «Капитаны КВН») Прошу капитанов выйти на нашу импровизированную сцену. Вам предстоит ответить на несколько вопросов. Будьте внимательны и находчивы: вопросы с подвохом. (Вопросы капитанам задаются поочерёдно).

  1. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком)

  2. Как написать мышеловка пятью буквами? (Кошка)

  3. На каком принципе было основано движение ступы Бабы-яги? (Идёт-бредёт сама собой)

  4. Где вторник идёт раньше, чем понедельник? ( В словаре)

  5. Когда человек - дерево? (Когда он со сна)

  6. В названии какого напитка присутствуют двое животных (Коньяк)

Ведущий 2. Капитаны прекрасно справились с этим шуточным заданием. Какая же команда лидирует? Слово предоставляется жюри.

Ведущий 1. Следующий конкурс, в котором нашим командам предстоит проявить свою смекалку,называется «Разгадай ребусы».(слайд 19)Надеюсь: основные правила решения ребусов вам известны. На слайде каждой команде поочерёдно будет представлен ребус в картинке. Итак, мы начинаем. (слайды 19-25)

Ведущий 2. И последний, решающий конкурс - «Узнай фразеологизм» (слайд 26). Если вы правильно отгадаете слова, то по первым буквам этих слов прочитаете фразеологизм.

  1. Будто снежный шар бела,
    По весне она цвела,
    Нежный запах источала.
    А когда пора настала,
    Разом сделалась она
    Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

  2. Что же это за девица:
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьет,
    А в иголках круглый год? (Ель)

  3. Ни в огне не горит, Ни в воде не тонет. (Лёд)

  4. Без крыльев летят,
    Без ног бегут,
    Без паруса плывут. (Облака)

  5. Бежал по тропке луговой-
    Кивали маки головой,
    Бежал по речке голубой -
    И речка сделалась рябой. (Ветер)

  6. Ее всегда в лесу найдешь - пойдем гулять и встретим.
    Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель)

  7. Худеет с каждым днем толстяк.
    И не поправится никак. (Календарь)

  8. Отдельно - я не так вкусна,
    Но в пище - каждому нужна. (Соль)

  9. Кто шляпу на ногу надевает? (Гриб)

  10. Вот какой обжора есть: все на свете может съесть.
    А когда воды попьет - обязательно уснет. (Огонь)

  11. Бегут по дорожке
    Доски да ножки. (Лыжи)

  12. Горел в траве росистой
    Фонарик золотистый.
    Потом померк, потух
    И превратился в пух. (Одуванчик)

  13. Рассыпались песчинки
    На щечках у Маринки. (Веснушки)


  14. В этой букве нет углов.

И она бы укатилась,

Если б масса разных слов

Без неё не обходилась. (Буква О)

  1. По утрам его съедаю.

Вкус фруктовый обожаю.

Он бывает разный:

С вишней и клубникой,

С персиком, черникой… (Йогурт)

Ведущий 1. Близится к концу наша встреча. Кто же сегодня оказался самым весёлым и находчивым, человеком с головой? Чья команда одержала победу? Слово предоставляется жюри.

Использованная литература, интернет-ресурсы:

  1. Смирнова А.Ф. Открытый урок «КВН юных филологов»//Русский язык в школе. - 2010 - №6

  2. Шкатова Л.А. Подумай и ответь.- М., 1989.

  3. Задания олимпиады «Олимпус»

  4. deti-online.com/zagadki/

  5. journals.uspu.ru/attachments/article/650/УФВ_лингвистика%20креатива_1_2014_ст.%2003.pdf

  6. bebi.lv/zagadki/shutochnye-i-smeshnye-zagadki-s-otvetami.html

  7. zagadka.pro/team-13.html





© 2010-2022