- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 5-9 классы
Рабочая программа по литературе 5-9 классы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зубкова А.Н. |
Дата | 15.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9» г.Благодарный
Утверждаю
Директор МКОУ «СОШ № 9»
__________/_____________/
Согласовано
Замдиректора по УВР
______________/__________/
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы
Протокол № 1 от «___»_______
Рабочая программа
по предмету
Литература
5 -9 ые классы
( базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г.) Примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классы под редакцией Коровиной В. Я. - М.: Просвещение, 2006 год.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Примерная программа не распределяет учебный материал по отдельным классам, выделяя три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:
V-VI классы
На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.
VII-VIII классы
На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
IX класс
Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Примерная программа для V-VI и VII-VIII классов является в большей степени открытой для различных вариантов авторских концепций курса, нежели программа для IX класса, традиционно имеющая более жесткую структурно-содержательную основу.
Обязательным при составлении авторских программ и тематического планирования является выделение часов на развитие речи: в V-VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в VII-VIII классе - не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в IX классе - не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений).
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
-
выразительное чтение художественного текста;
-
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
-
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
-
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
-
анализ и интерпретация произведения;
-
составление планов и написание отзывов о произведениях;
-
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
-
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Место литературы в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В Vклассе-120 часов, VI, VII, VIII классах выделяется по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе - 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Рабочая программа рассчитана на 408 учебных часов, предусмотренный резерв свободного учебного времени составляет 66 учебных часов (или 17%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Указанные в программе часы, отведенные на изучение творчества того или иного писателя, предполагают возможность включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых произведений, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
-
выделение характерных причинно-следственных связей;
-
сравнение и сопоставление;
-
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
-
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-
составление плана, тезиса, конспекта;
-
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
-
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Содержание, рекомендуемое к усвоению в V-VI классах1
(170 час)
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (2 час)
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека.
Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие
литературы.
Русский фольклор (6 час)
Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле.
Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.
Малые жанры фольклора.
Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность
малых фольклорных жанров.
Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни
как особый эпический жанр.
Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Волк и журавль» (возможен выбор трех других сказок).
Миф и сказка. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок.. Соотношение реального и фантастического в сказочных
сюжетах. Фольклорная и литературная сказка. Понятие об эпосе.
Древнерусская литература (3 час)
Связь литературы с фольклором.
«Повесть временных лет» (фрагменты, например, «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке») (возможен выбор другого произведения).
Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (возможен выбор другого произведения).
Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести.
Цельность характеров героев.
литература XIX века (78 час)
Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями
XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века.
И.А. Крылов
Слово о писателе.
Басни: "Квартет", "Волк и ягненок», "Свинья под Дубом", "Волк на псарне" (возможен выбор других басен).
Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа
художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.
В.А. Жуковский
Слово о поэте.
Баллада «Лесной царь» (возможен выбор другой баллады).
Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А. Жуковского-переводчика.
А.С. Пушкин
Слово о поэте.
Стихотворения: «Няне», «И.И. Пущину», «Зимнее утро»
Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в
стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (возможен выбор другой сказки).
Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие
о стихотворной сказке.
Роман «Дубровский»
Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы
крестьян в повести.
Повесть «Выстрел».
Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения.
М.Ю. Лермонтов
Слово о поэте.
Стихотворения: «Бородино», «Листок», «Три пальмы».
История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата - защитника родины. Олицетворение как один из
художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.
Н.В. Гоголь
Слово о писателе.
Повесть "Ночь перед Рождеством" (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»).
Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.
А.В. Кольцов (возможен выбор другого поэта пушкинской поры)
Слово о поэте.
Стихотворение «Песня пахаря» (возможен выбор другого стихотворения).
Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность.
Ф.И. Тютчев
Слово о поэте.
Стихотворение «Есть в осени первоначальной…».
Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.
А.А. Фет
Слово о поэте.
Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них у дуба, у березы…».
Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.
И.С. Тургенев
Слово о писателе
Повесть «Муму» (возможен выбор другой повести)
Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская
позиция и способы ее проявления.
Н.А. Некрасов
Слово о поэте.
Стихотворение «Крестьянские дети»
Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа.
Стихотворение «Железная дорога».
Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики.
Поэма «Мороз, Красный Нос» (возможен выбор другой поэмы).
Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.
Н.С. Лесков
Слово о писателе.
Рассказ «Левша».
Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и
стилистические особенности сказа Лескова.
А.П. Чехов
Слово о писателе.
Рассказ «Толстый и тонкий».
Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.
В.Г. Короленко
Слово о писателе.
Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения).
Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.
литература ХХ века (44 час)
Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях
писателей ХХ века.
В.В. Маяковский
Слово о поэте.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».
Художественное новаторство поэзии В. Маяковского, словотворчество. Гуманистический смысл стихотворения.
С.А. Есенин
Слово о поэте.
Стихотворение «Песнь о собаке» (возможен выбор другого стихотворения).
Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества.
Зарубежные писатели о животных
Д. Лондон .
Слово о писателе.
Повесть "Белый клык" (возможен выбор другого произведения).
Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных.
А.П. Платонов
Слово о писателе.
Рассказ "В прекрасном и яростном мире" (возможен выбор другого рассказа).
Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.
А.С. Грин
Слово о писателе.
Повесть "Алые паруса" (возможен выбор другой повести).
Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина. Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.
К.Г. Паустовский
Слово о писателе.
Рассказ «Парусный мастер» (возможен выбор другого рассказа).
Тематика и проблематика произведения.
М.М. Пришвин
Слово о писателе.
Сказка-быль «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения).
Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.
Н.М. Рубцов (возможен выбор другого поэта второй половины ХХ века)
Слово о поэте.
Стихотворения: "Звезда полей", "Листья осенние", «В горнице» (возможен выбор других стихотворений).
Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в "тихой" лирике Рубцова.
Ю.П. Казаков (возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века)
Слово о писателе.
Рассказ «Тихое утро» (возможен выбор другого произведения).
Образы детей в рассказе. Поведение и поступки героев в сложной ситуации. Нравственная проблематика произведения. Роль природы в рассказе.
В. Г. Распутин (возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века)
Слово о писателе.
Рассказ «Уроки французского» (возможен выбор другого произведения).
Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве
Распутина.
В.П. Астафьев (возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века)
Слово о писателе.
Рассказ «Васюткино озеро».
Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.
Зарубежная литература (19 час)
Литературная сказка
Х.К. Андерсен
Слово о писателе.
Сказка «Снежная королева» (возможен выбор другой сказки).
Борьба добра и зла в сказках Андерсена. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.
Д.Дефо (возможен выбор другого зарубежного писателя)
Слово о писателе.
Роман «Робинзон Крузо».
История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного
героя.
Жанр баллады в зарубежной литературе
Ф. Шиллер
Слово о поэте.
Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения).
Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки.
Жанр новеллы в зарубежной литературе
П. Мериме
Новелла «Маттео Фальконе» (возможен выбор другого произведения).
Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.
Тема детства в зарубежной литературе
М. Твен (возможен выбор другого зарубежного писателя).
Слово о писателе.
Повесть "Приключения Тома Сойера".
Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров.
Зарубежные писатели о животных
Д. Лондон
Слово о писателе.
Повесть "Белый клык" (возможен выбор другого произведения).
Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных.
О. Генри (возможен выбор другого зарубежного писателя)
Слово о писателе.
Рассказ «Дары волхвов» (возможен выбор другого произведения).
Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность
любви.
Итого в V-VI классах - 155 час. Резерв времени - 15 час.
Содержание, рекомендуемое к усвоению в VII-VIII классах
(136 час)
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (2 час)
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (8 час)
Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (возможен выбор другой былины).
Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического
сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.
Древнерусская литература (6 час)
Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской
литературы.
"Поучение" Владимира Мономаха (возможен выбор другого произведения).
Жанр и композиция "Поучения". Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные
темы "Поучения".
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (возможен выбор другого произведения).
Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести.
Цельность характеров героев.
Литература европейского Возрождения
М. Сервантес
Слово о писателе.
Роман «Дон Кихот» (фрагменты).
Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.
литература XVIII века (9 час)
Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение
литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы "человек и природа".
Д.И. Фонвизин
Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Недоросль».
Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников.
Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.
Н.М. Карамзин
Слово о писателе.
Н.М.Карамзин. Повести «Наталья, боярская дочь».Историческая основа повести. Система образов повести, роль природы в создании образов повести
литература XIX века (61 час)
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и
ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном
характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.
В.А. Жуковский
Жизнь и творчество (обзор).
Баллада «Светлана».
Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В.А. Жуковского. Образная система баллады "Светлана", ее фольклорная основа. Нравственное
содержание баллады.
А.С. Пушкин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Песнь о вещем Олеге», «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой
убор…»).
Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Тема
природы в лирике Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина.
Повесть «Станционный смотритель».
Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.
Роман «Капитанская дочка»
Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и
судьбы частных людей. Тема "русского бунта" и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и
справедливости. Роль эпиграфов.
Повесть «Барышня-крестьянка»
Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью.
Повесть «Пиковая дама»
Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.
М.Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Тучи», «Листок».
Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова.
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Калашников и
Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.
Поэма «Мцыри».
«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и
обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала.
Н.В. Гоголь
Слово о писателе.
Повесть «Тарас Бульба».
Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и
Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения
человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера.
Комедия «Ревизор».
Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. Образ города и тема
чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала
пьесы.
Повесть «Шинель».
«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и "маленького человека". Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного
лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.
А.Н. Островский
Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Снегурочка» (возможен выбор другой пьесы).
Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм
театра Островского.
И.С. Тургенев
Слово о писателе.
Рассказы: «Бирюк», «Бежин луг» (3 час) (возможен выбор двух других рассказов из цикла «Записки охотника»).
Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали.
Мастерство пейзажа.
«Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык» (1 час) (возможен выбор двух других произведений из цикла «Стихотворения в прозе»)
Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и
образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.
Ф.И. Тютчев
Слово о поэте.
Стихотворение «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…», «Предопределение», «Фонтан» (возможен выбор других
стихотворений).
Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и
бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.
А.А. Фет
Слово о поэте.
Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…» (возможен выбор другого стихотворения).
"Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.
А.К. Толстой
Слово о писателе.
Роман «Князь Серебряный», стихотворение «Средь шумного бала, случайно…» (возможен выбор других произведений).
Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная
проблематика произведений Толстого.
Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого
Н.А. Некрасов
Слово о поэте.
Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезда» (возможен выбор других стихотворений).
Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Слово о писателе.
Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» (возможен выбор
трех других сказок).
Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ
народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика,
фольклорные мотивы в сказках.
Л.Н. Толстой
Слово о писателе.
Повесть «Детство» (возможен выбор другой повести).
Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости
миру.
Рассказ «После бала» (возможен выбор другого рассказа).
Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного
самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.
Ф.М. Достоевский
Жизнь и творчество (обзор)
Повесть «Белые ночи» (возможен выбор другой повести).
Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи». Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского.
В.М. Гаршин
Слово о писателе.
Рассказ «Красный цветок» (возможен выбор другого произведения).
Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Символический образ Красного цветка.
А.П. Чехов
Слово о писателе.
Рассказ «Хамелеон».
Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему.
Сатирический пафос произведения.
литература ХХ века (40 час)
Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской
поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература
советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных
жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).
И.А. Бунин
Слово о писателе.
Рассказы: «Лапти», «Танька» (возможен выбор двух других рассказов).
Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное
мастерство Бунина-прозаика.
А.И. Куприн
Слово о писателе.
Рассказ «Гамбринус» (возможен выбор другого произведения).
Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения
Куприна.
М. Горький
Слово о писателе.
Повесть «Детство» (возможен выбор другой повести).
Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка.
Активность авторской позиции.
«Песня о Соколе» (возможен выбор другого произведения).
Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.
А.А. Блок
Слово о поэте
Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…» (возможен выбор двух других стихотворений).
Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.
В.В. Маяковский
Слово о поэте.
Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «О дряни» (возможен выбор других
стихотворений).
Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная
опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.
А.А. Ахматова
Слово о поэте.
Стихотворение «Сероглазый король» (возможен выбор другого стихотворения).
Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.
Б.Л. Пастернак
Слово о поэте.
Стихотворения: «Июль», «Никого не будет в доме…» (возможен выбор других стихотворений).
Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
М.А. Булгаков
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Собачье сердце».
Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. "Шариковщина" как социальное и
моральное явление. Философская проблематика повести.
А.Т. Твардовский (3 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок» (возможен выбор трех других глав)
История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в
образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка "Книги о бойце".
Литература народов России
М. Карим (возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России)
Слово о писателе.
Стихотворения из сборника «Европа - Азия». Поэма «Бессмертие» (возможен выбор двух других произведений).
Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости.
Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.
М.М. Зощенко
Слово о писателе.
Рассказы: «Жертва революции», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги») (возможен выбор двух других рассказов).
Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. Образ повествователя и авторская
позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.
Н.А. Заболоцкий
Слово о писателе.
Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться…» (возможен выбор других стихотворений).
Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях
Заболоцкого.
В.М. Шукшин
Слово о писателе.
Рассказы: «Срезал», «Чудик» (возможен выбор двух других рассказов).
Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.
Б.Ш. Окуджава (возможен выбор другого поэта второй половины ХХ века)
Слово о поэте
Стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс» (возможен выбор других стихотворений).
Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры.
В.С. Высоцкий (возможен выбор другого поэта второй половины ХХ века)
Слово о поэте
Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю» (возможен выбор трех других стихотворений).
Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.
Зарубежная литература (7)
Героический эпос в мировой культуре
Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагменты) (1 час) (возможен выбор другого эпоса).
Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.
Гомер
«Одиссея». Фрагмент «Одиссей у Циклопа» (возможен выбор другого фрагмента).
"Одиссея" как "поэма странствий". Главный герой поэмы. Своеобразие гомеровского эпоса.
Литература европейского Возрождения
М. Сервантес
Слово о писателе.
Роман «Дон Кихот» (фрагменты).
Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.
У. Шекспир
Слово о писателе.
Трагедия «Ромео и Джульетта».
Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь,
преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.
Сонеты: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других сонетов).
Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.
Театр европейского классицизма
Ж.-Б. Мольер
Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Мещанин во дворянстве» (возможен выбор другой комедии).
Особенности классицистической драматургии. "Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена.
Журден и аристократы.
Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе
Э.А. По
Слово о писателе.
Новелла «Падение дома Ашеров» (возможен выбор другого произведения)
Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.
Образ «странного» героя в литературе.
А. Сент-Экзюпери
Слово о писателе.
Сказка «Маленький принц».
Своеобразие жанра философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей.
Галерея образов «взрослых». Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений. Аллегория и метафора в сказке.
Итого в VII-VIII классах - 133 час. Резерв времени - 3 час.
Содержание, рекомендуемое к усвоению в IX классе
(102 час)
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир
русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.
Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.
Древнерусская литература (5 час)
Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её
христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
«Слово о полку Игореве»
Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и
композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово»
Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика "Слова", своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение
"Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
литература XVIII века (7 час)
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление
величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе
антикрепостнической направленности.
М.В. Ломоносов
Жизнь и творчество (обзор).
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»
(фрагменты) (возможен выбор другого произведения)
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.
Г.Р. Державин
Жизнь и творчество (обзор)
Стихотворения: «Фелица», «Памятник» (возможен выбор двух других стихотворений).
Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях.
Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.
А.Н. Радищев
Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).
Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты
классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.
Н.М.Карамзин
Повесть «Бедная Лиза».
Сентиментальный сюжет повести "Бедная Лиза", ее обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев.
Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести.
литература XIX века (59 час)
Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление
русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей.
Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа.
Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании
русского языка. Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и
проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие
реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь
человека и природы.
В.А. Жуковский
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: "Море", "Невыразимое" (возможен выбор двух других стихотворений).
Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.
А.С. Грибоедов
Жизнь и творчество
Комедия «Горе от ума»
Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии.
Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-
философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.
Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова "Мильон терзаний".
А.С. Пушкин
Жизнь и творчество.
Стихотворения:
«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…»,
«Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;
«Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).
Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба,
творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и
образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.
Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы)
Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной
философией цыган. Смысл финала поэмы.
«Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)
«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.
Роман в стихах «Евгений Онегин»
Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы
лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и
долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.
Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).
М.Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество.
Стихотворения:
«Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…),
«Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».
Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ
поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
Роман «Герой нашего времени»
Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в
ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вуличас). Тема любви и женские
образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в
романе.
К.Н. Батюшков (возможен выбор другого поэта пушкинской поры)
Слово о поэте
Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (возможен выбор
других стихотворений).
Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств
в стихотворениях Батюшкова.
А.В. Кольцов (возможен выбор другого поэта пушкинской поры)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес» (возможен выбор других стихотворений).
Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость
сердца простого человека в поэзии Кольцова.
Е.А. Баратынский
Слово о поэте.
Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение» (возможен выбор других стихотворений).
Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в
лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии.
Н.В. Гоголь
Жизнь и творчество.
Поэма «Мертвые души» (I том).
История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в
системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы "Повести о капитане Копейкине" и притчи о Мокии Кифовиче
и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги.
Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского
реализма.
А.А. Фет
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).
Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.
Н.А. Некрасов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (возможен выбор другого стихотворения).
Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.
А.П. Чехов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».
Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.
Русская литература ХХ века (26 час)
Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в
литературе.
Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни,
раскрытие самобытных русских характеров.
А.А. Блок
Слово о поэте.
Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения).
Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.
С.А. Есенин
Слово о поэте.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).
Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном
мире поэта.
А.А. Ахматова
Слово о поэте.
Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).
Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике
Ахматовой.
М.А. Шолохов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Судьба человека».
Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного
выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.
А.И. Солженицын
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор».
Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.
Литература народов России
Г. Тукай
(возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России)
Слово о поэте.
Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» (возможен выбор других произведений).
Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских
поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы.
Зарубежная литература (4 час)
Литература эпохи Античности
Катулл
Слово о поэте.
Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» (возможен выбор
других стихотворений).
Поэзия Катулла - противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и
гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности.
Литература эпохи Средневековья
Данте
Слово о поэте.
«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) (возможен выбор других фрагментов).
Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.
Литература эпохи Возрождения
У. Шекспир
Жизнь и творчество (обзор).
Трагедия «Гамлет».
Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести.
Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.
Европейская литература эпохи Просвещения
И.-В. Гете
Жизнь и творчество (обзор).
Трагедия «Фауст» (фрагменты).
Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство
человеческого духа.
Европейская литература эпохи романтизма
Дж. Г. Байрон
Жизнь и творчество (обзор).
Поэма «Корсар» (возможен выбор другого произведения)
Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие "байронического" героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона.
Итого в IX классе - 102 час.
Раздел
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Всего часов
Литература- искусство слова
1
1
1
1
1
5
Русский фольклор
2
4
5
3
-
14
Древнерусская литература
2
1
3
3
5
14
Литература XVIII
2
1
3
6
7
19
Литература XIX
49
29
29
32
59
198
Литература XX
24
20
22
18
26
110
Зарубежная литература
14
5
4
3
4
30
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ
-
Художественная литература как искусство слова.
-
Художественный образ.
-
Фольклор. Жанры фольклора.
-
Литературные роды и жанры.
-
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
-
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
-
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
-
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
В школе с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:
-
Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.
-
Общее и национально-специфическое в литературе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
-
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
-
воспринимать и анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-
определять род и жанр литературного произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
1