План урока «Маша Троекурова и Владимир Дубровский»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № ________

Тема: «Маша Троекурова и Владимир Дубровский»

Цель урока: продолжить обучение анализу эпического произведения через исследование текста. Дать ученикам почувствовать динамику чувств в отдельной сцене и представить в целом всю линию отношений Маши и Владимира Дубровского.

Задачи: предметные: знать содержание романа; уметь анализировать эпизод изучаемого произведения, отбирать материал для психологической характеристики героев.;

метапредметные: совершенствовать, активизировать читательское восприятие, эмоции, подвести к основной мысли произведения. Формировать умения: выразительно читать, аргументировать мнение цитатами из произведения, пересказывать от лица героя. Закрепить понятия: сюжет, композиция, цитата, антитеза

личностные: воспитывать нравственные категории: честь, любовь, доверие, ответственность за выбор.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка д/з.

Провести тест на знание текста романа «Дубровский»

Самостоятельная работа

  1. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос. (Отвечают по журналу).

1.Каким образом Маша пыталась уговорить князя Верейского отказаться от женитьбы? - Написала ему слёзное письмо.

2.Назовите три различия между Дубровским и Троекуровым. - Бедный и богатый, сын и дочь, Кистенёвка и Покровское.

3.Любимое занятие Андрея Дубровского? - Охота.

4.Сколько гончих и борзых собак жило у Троекурова? - 50.

5.Сколько крепостных было у Андрея Дубровского? - 70.

6.С какого возраста Владимир Дубровский жил вдали от отца? - С 8 лет.

7.Назовите настоящую профессию француза Дефоржа. - Кондитор.

8.Закончите фразу: «Нет. Поздно, я обвенчана, я…» - «Я жена князя Верейского».

9.Почему правительственные войска так и не поймали Владимира Дубровского? - Он скрылся за границей.

10.Как Троекуров наказал дочь, грозившую ему Дубровским? - Запер её в доме.

11.Почему Владимир решил сжечь свой родной дом? - Не хотел, чтобы в нём находились чужие люди.

12.Как Дефорж-Дубровский расправился с разъярённым медведем? - Убил его.

13.Как называлось село, где жили Дубровские? - Кистенёвка.

14.В каком городе учился Владимир Дубровский? - Петербург.

15.Назовите одно из чудес, которое было в имении князя Верейского? - Фейерверк, духовая музыка, лодки, статуи, пещеры.

16.Почему шайка разбойников не мстила Троекурову? - Дубровский влюбился в Машу.

17.Кто раскрыл тайну Дефоржа-Дубровского Троекурову? - Спицын.

18.Что подарил Владимир Дубровский Маше при последнем свидании? - Кольцо.

19.С помощью каких животных лечили старого Дубровского? - Пиявки, мухи.

20.Какова профессия единственного грамотного слуги в селе Дубровских? - Повар Харитон.

21.Каким ласковым словом называла няня Владимира в письме к нему? - Соколик.

22.В чью пользу был решён вопрос об имении Дубровских в суде? - В пользу Троекурова.

23.Какая болезнь приключилась со старым Дубровским после суда? - Сумасшествие.

24.С какого эпизода Маша начала уважать учителя Дефоржа? - С убийства медведя.

25.Какому предмету учитель Дефорж обучал Машу? - Музыке.

26.Где в последнее время хранил свои деньги Спицын? - В мешочке на шее.

27.Куда делись бумаги, по которым имение принадлежало Дубровским? - Сгорели.

28.Как Троекуров отблагодарил Шабашкина, который помог отнять имение у Дубровского? - Никак, накричал на него.

29.Какие деревья росли около дома Дубровских? - Берёзы.

30.Кого спас кузнец Архип во время пожара? - Кошку.

31.Любимые звери Троекурова? - Кошка, собака, медведь.

32.С кем Спицын ночевал в доме у Троекурова? - С Дубровским.

33.О чём была первая записка Дубровского к Маше? - О свидании.

34.Что произошло со старым Дубровским после приезда Троекурова, решившего помириться? - Удар, а потом смерть.

35.Что читал Владимир перед решением сжечь свой дом? - Письма матери к отцу.

36.Что любила читать Маша Троекурова? - Французские романы.

37.Каким наукам должен был учить француз Дефорж Сашу Троекурова? - Грамматике и географии.

38.Кто оскорбил старика Дубровского в гостях у Троекурова? - Слуга-псарь.

39.Закончите фразу: «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали. Он топнул ногою, схватив чернильницу, …» - «И пустил ею в заседателя».

40.Почему Троекуров решил выдать замуж свою 17-летнюю дочь за 50-летнего Верейского? - Богат, знаменит, опытен, князь.

41.Что произошло с шайкой разбойников после поражения с правительственными войсками? - Дубровский их отпустил на все четыре стороны.

42.Жена смотрителя станции запретила свистеть французу в помещении. Почему? - Плохая примета.

43.Какое дерево было «связным» между Машей и Владимиром? - Дуб.

44.Какие ягоды воровал мальчик Владимира Дубровского в имении Троекурова? - Малина.

45.Куда был ранен Владимир во время нападения войск правительства? - В плечо.

46.Какое поручение дала Маша своему брату Саше? - Положить кольцо в дупло дуба.

47.Что в первую очередь любил показывать своим гостям Троекуров в своём имении? - Псарню.

48.Какая река протекала рядом с имением князя Верейского? - Волга.

49.Чей портрет висел в доме Дубровских? - Матери.

50.О чём думала Маша до самой последней минуты во время венчания с князем Верейским? - Дубровский её освободит.


  1. Мотивация УД.

Сегодня ночью я не спал,
Я повесть Пушкина читал "Дубровский".
И надо мною дух летал,
Мятежный дух его и звал меня Дубровский…
Усадьбы жёг и в гневе я
Богатых грабил, будто я - Дубровский.
И мною правил сатана
В безумной мести за отца - я был Дубровским.

Не знал, история твоя
Так сможет потрясти меня, Дубровский.
Ты близок мне и, как в аду,
Сегодня ночью я горю с тобой, Дубровский.
Твоя мечта, твоя судьба
С Россией венчана была, Дубровский.
Но в поле воином одним
Ты был наследный дворянин.
Ты проиграл, Дубровский.






  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Оформление тетради. Оформление эпиграфа.

  1. Работа над темой.

Расскажите о Маше Троекуровой, подкрепите цитатами из текста.

Расскажите о Владимире Дубровском.

Расскажите об их взаимоотношениях.

Почему Владимир не отомстил Троекурову?

Почему Маша не ушла с Дубровским?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

  1. Физкультминутка

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три (топают ногами).

Ручками похлопали: раз, два, три (хлопают руками).

Сели, встали, встали , сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Ручки выше, шире плечи (вытягивают руки вверх),

Раз, два, три дыши ровней (машут руками),

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней (садятся на место).

Выполняют разминку.

  1. Закрепление материала.

Ответить на основные вопросы:

Главный герой романа - «благородный разбойник» Владимир Дубровский - несколько романтизирован Пушкиным, но почти все остальные образы романа - от помещиков и продажных чиновников до крепостных крестьян - даны с большей реалистичностью.

Завязка романа - ссора двух друзей-соседей. Кульминация - признание француза-учителя в том, что он Дубровский, что он любит Машу и ради нее прощает Кирилу Петровича. Развязка - отказ Маши сбежать с Дубровским, поскольку она уже обвенчана с князем Верейским.

Идея романа - в осуждении произвола, деспотизма, подхалимства и в утверждении главных человеческих ценностей - чести, справедливости, верности данному слову.

Идея у романа "Дубровский" показать нам своеволие Троекурова, продажность судов того времени, это протест Пушкина против устройства государственного аппарата России того времени. Также здесь мы видим, что даже среди подлости и беззакония честь и достоинство остаются главными качествами некоторых героев романа.

Главная мысль - в этом романе автор нам дает понять, что главное в жизни - честность, чувство ответственности и, конечно же, честь.

Приходят к пониманию основной темы, идеи романа.

  1. Рефлексия.

1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый материал? 3. В чем вы не совсем разобрались? 4. Какие вопросы по теме у вас остались? 5. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

  1. Домашнее задание

Подготовка к классному сочинению.

(Подготовить заметки на тему:

Образ Троекурова.)

Запись в дневник.

Приложение к уроку:

План сочинения «Троекуров - старинный русский барин»

I. Вступление. Время, отраженное в романе.

II. Основная часть. Старинный русский барин Кирила Петрович Троекуров.

• 1.Положение в обществе.

• 2. Отношение окружающих к Троекурову.

• 3.Черты, характеризующие Троекурова. Как они раскрываются в его поступках.

• 4.В каких случаях Троекуров проявил себя с положительной стороны. Почему эти положительные черты не получили развития.

III. Заключение. Отношение автора к Троекурову.


































Тест на знание текста романа А. С. Пушкина «Дубровский»

Вариант1

1.В произведении «Дубровский» повествование ведется от лица:

1) Маши Троекуровой 2) младшего Дубровского 3) автора 4) К. П. Троекурова

2. О ком идёт речь?

Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.

1) Владимир Дубровский 2) Кирилла Петрович Троекуров

3) Андрей Дубровский 4) Шабашкин

3. Как называлось имение Дубровского?

1) Михайловское 2) Покровское 3) Кистенёвка 4) Ясная Поляна

4. О чьём имении идёт речь?

Он [Владимир] ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня.

1) Троекурова 2) Дубровского 3) Князя Верейского 4) Дефоржа

5. Узнайте героя по описанию.

«...в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке».

1) Дефорж 2) Троекуров 3) Андрей Гаврилович Дубровский 4) Заседатель Шабашкин

6. Почему Кистенёвка стала собственностью Троекурова?

1) Дубровский проиграл её Троекурову в карты.

2) Дубровский-отец подарил деревню Маше, своей будущей невестке.

3) Троекуров нечестно высудил Кистенёвку у Андрея Гавриловича Дубровского.

4) Троекуров купил Кистенёвку у разорившегося Андрея Дубровского.

7. Что сделал Шабашкин, когда крестьяне Дубровского разошлись?

1) засмеялся 2) пригрозил Дубровскому и его людям

3) накричал на них 4) поблагодарил Владимира за спасение

8. Что стало причиной того, что Владимир Дубровский стал разбойником?

1) хотел разбогатеть 2) это была своего рода игра в Робин Гуда

3) хотел, чтобы его все узнавали 4) месть

9. Узнайте героя по описанию:

«...было около 50 лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нём свою неизгладимую печать».

1) князь Верейский 2) Кирилла Петрович Троекуров

3) Андрей Гаврилович Дубровский 4) Антон Пафнутьич Спицын

10. Что стало с Владимиром Дубровским в финале произведения?

1) продолжал разбойничать 2) оставил своих крестьян и уехал за границу 3) погиб 4) его поймали и посадили в тюрьму

Тест на знание текста романа А.С.Пушкина «Дубровский»

Вариант2


1. Как звали главного героя произведения? 1) Александр 2) Владимир 3) Михаил 4) Евгений

2. Образ Кирилы Петровича Троекурова является олицетворением: 1) русского гостеприимства 2) верности дворянской чести 3) надменности, властолюбия и вседозволенности 4) справедливости и верности данному слову

3. Как называлось имение Троекурова? 1) Кистенёвка 2) Михайловское 3) Лысые Горы 4) Покровское

4. О ком идёт речь? Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости.

1) Кирилла Петрович Троекуров 2) Андрей Гаврилович Дубровский 3) Владимир Дубровский 4) Антон Пафнутьич Спицын

5. Что стало причиной ссоры А.Г.Дубровского и К.П.Троекурова?

1) обида 2) Дубровский отнял у Троекурова имение 3) Дубровский отказался охотиться с Троекуровым 4) они никогда и так не общались

6. Почему Владимир не позволил своим крестьянам расправиться с чиновниками?

1) пожалел чиновников 2) был согласен с их решением 3) крестьяне могли погубить и его, и себя 4) его не интересовало, кому будет принадлежать имение

7. Что сделал Владимир после того, как сказал: «Я здесь не хозяин»?

1) сел в коляску и уехал 2) остался со своими крестьянами 3) ушёл в комнату отца 4) перенёс свои вещи во флигель

8. Владимир Дубровский попадает в дом Троекурова под видом:

1) учителя танцев 2) учителя словесности 3) француза Дефоржа 4) богатого жениха Маши

9. Почему Владимир Дубровский не помог Маше сбежать со свадьбы?

1) понял, что их затея бессмысленна 2) ограбил Антона Пафнутьича и был вынужден бежать 3) не любил Машу 4) испугался мести Троекурова

10. Почему Маша отказалась бежать с Владимиром Дубровским после венчания?

1) Она поняла, что не любит Дубровского 2) Героиня боялась расстроить отца. 3) Маша хотела отомстить Дубровскому за то, что он опоздал. 4) Марья Кирилловна уже была обвенчана с Верейским и дала ему клятву верности, нарушить которую не имела морального права.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант 1

3

2

3

1

3

3

3

4

1

2

Вариант 2

2

3

4

3

1

3

3

3

2

4



План урока «Маша Троекурова и Владимир Дубровский»

5



© 2010-2022