Конспект урока литературы в 11 классе А. Блок Поэма Двенадцать

Урок литературы в 11 классе «Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (замысел, композиция, жанр и стиль)».           Данная разработка  урока  является  многовариативной: можно использовать и материал в традиционном варианте (печатном), в виде урока-презентации, как комбинированный урок, как урок-создание коллективного компьютерного продукта – презентации. Мною была использована именно последняя форма  совместной деятельности с учащимися. Часть слайдов была создана учащимися, моей основной задачей являло...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 11 классе

«Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (замысел, композиция, жанр и стиль)».


Вдович Светлана Анатольевна - учитель русского языка и литературы,

педагог-психолог МОУ «Аромашевская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза В. Д Кармацкого»

Цели:

  1. Показать полемический характер поэмы, ее художественные особенности.

  2. Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с произведением поэта.

  3. Повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ.

  4. Совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.

  5. Воспитывать внимание к слову, определить отношение автора к событиям революции 1917 года.

Приемы и методы: анализ поэтического текста (поисковый и частично исследовательский методы работы), самостоятельная работа уч-ся по заданной программе (интерпретация художественного текста, создание конечного продукта деятельности - компьютерной презентации), групповая работа учащихся.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор

2. Компьютеры.

3. Экран для воспроизведения результатов работы - презентации.

ХОД УРОКА:

I. Слово учителя. Объявление темы урока. (Слайд 1)

II. Постановка целей и задач урока. (Слайд 2).

Обращение к слайд-фильму проекта «Кирилл и Мефодий» - 2 слайда мультимедийного урока «А. Л. Блок. Поэма «Двенадцать»; прослушивание записи фрагмента поэмы.

III. Обращение к эпиграфу.

Учитель: Написав поэму «Двенадцать». Блок воскликнул: «Сегодня я - гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», - утверждал поэт. (Слайд 3).

Учитель: В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его - хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы. (Слайд 4).

О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») - заслуженный учитель России - вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: "Это буран в степи". Блоку действительно удалось воплотить то состояние, в котором находилась Россия, и в котором находился поэт в эти дни. (Слайд 5).

Основа содержания поэмы − «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием контраста: «Черный вечер./Белый снег…», - резкое противопоставление двух миров - «черного» и «белого», старого и нового.(Слайд 6).

Что подвигло поэта па создание такого неоднозначно трактуемого произведения. Об этом нам расскажет первая 1 группа уч-ся, которая го готовила презентацию на заданную тему.

IV. Выступление групп (не более 5 минут каждая).

1 группа

Предварительное задание: рассказать о замысле поэмы «Двенадцать» (период создания, отношение автора к произведению, идея произведения). Обратить внимание на отношение автора к своему произведению, отзывы в критике, трактовку образов, политический аспект (если таковой присутствовал). Создать опорный слайд.

(Слайд 7). Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: "Сегодня я гений"

Вообще «Двенадцать» - парадоксальное произведение. Оно написано ­в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно - «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие - славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди ре­волюции? Почему в центре эпического повествования - погоня за «изменницей» Катькой (проституткой вообще-то) и ее убийство?

По мнению литературоведа Л. Дологополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно повой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».

Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.

(Слайд 8).

Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб»; речевая харак­теристика: «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель - / Вития… », хлесткий эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб ... / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?». Двенадцать героев сос­тавляют один отряд: «В зубах - цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно - «тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них - Петька, «бедный убийца», повеселевший от напоминаний товарищей: «Над собой держи контроль!»

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом»­, «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча ... »).

Учитель: Как взаимосвязаны название поэмы и ее построение, расскажет 2 группа уч-ся.

2 группа: Предварительное задание: рассказать о композиции поэмы (по какому принципу выстроена, сколько глав, чему посвящены, как расположены, какие приемы используются автором). Создать опорный слайд.

(Слайд 9)

Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, героями поэ­мы являются двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, иду­щего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?

(Слайд 10). Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие - как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый - «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».

«Христос в поэме - антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов).

(Слайд 11). «Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

Л. Горелов: «Поэма Блока состоит из массы мелких деталей-за­рисовок, картин быта, реплик, разговоров, частушек, угроз, восклицаний, жалоб. Но все они слиты воедино, прочно спаяны единым ритмом, тем мощным и грозным смысловым подтекстом, который и есть главное в «Двенадцати».

Учитель: Зная о том, что Блок является поэтом-символистом, нельзя не обратить внимания на использование поэтом образов-символов и своей поэме. Об этом аспекте произведения расскажет 3 группа уч-ся.

3 группа: Предварительное задание: рассказать о стиле и жанре поэмы (использование символов-образов: н-р, ветер, цветовая гамма, образ Христа, 12 красногвардейцев - 12 апостолов и т.п). Перечислить жанры, которые автор использует при создании тех или иных образов. Создать опорный слайд.

(Слайд 12). Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок.

В поэме и звучит эта музыка.

Прежде всего, «музыка» у Блока - метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с раз­ностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.

(Слайд 13) . В поэме звучат интонации марша:

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг.

Вот - проснется

Лютый враг. (гл.ll)

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое а дальше - пошел разгул:

Нe слышно шуму городского,

Над невской башней тишина,

И больше нет городового ­

Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи!

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба ­-

Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед,

Рабочий народ!

Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредитель­ному Собранию!», доносятся обрывки разговоров:

И у нас было собрание ...

... Вот в этом здании ...

Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах­-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.

(Слайд 14). Ветер, вьюга, снег - постоянные блоковские мотивы; символика цвета «Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пес безродный», Христос.

(Слайд 15) «Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преем­ственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).

«Когда я кончил, Я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожа­лению, Христос». Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» - писал сам Блок.

V. Контроль знаний. (Слайд 16).

Вопросы по теме (3-4 минуты):

1. Как вы считаете, почему поэт так высоко оцепил свое собственное сочинение (обращение к эпиграфу)?

2. Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Л. Дологополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно повой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».

Тест (3 минуты).

На рабочем столе компьютеров найдите ярлык виртуальной школы Кирилла и МефодияКонспект урока литературы в 11 классе А. Блок Поэма Двенадцать , откройте папку, найдите оглавление, в нем выберите «Литература». «Уроки. 11 класс». «А. Л. Блок. Поэма «Двенадцать», откройте слайд № 8 и выполните тест (бланки предварительно распечатаны индивидуально) (Слайд 17) , (Приложение 1).


  1. Проверка ответов (Слайд 18).

VII. Домашнее задание: выучить наизусть зачин поэмы «Двенадцать» (1 гл. до слов «...И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос») (Слайд 19).

  1. Источники (Слайд 20).

_________________________________________________________________________________

  • Н. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. - М.: «ВАКО», 2005 год, стр.: 232-237.

  • С. В. Ломтев, А. В. Терновский. А. А. Блок. Стихотворения. Поэма. - М.: Издательский дом «Дрофа», 2001 год, стр.: 56-61.

  • «Русская литература ХХ века. 11 класс» под редакцией В. В. Агеносова. - М.: Издательский дом «Дрофа», 1998 год, стр.: 90-94.

  • Энциклопедия для детей. (То м 27). Великие люди мира./ под ред. М. Аксёнова и др. - М.: Мир энциклопедий Аванта +. Астрель, 2006, стр.:261, 263

  • Shahatovo.ru.

  • solsand.by.ru./blok − 12. html.

© 2010-2022