Об использовании активных методов обучения на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Об использовании активных методов обучения на уроках литературы


Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 пгт Каа-Хем Кызылского кожууна Оюн Октябрина Дукул-ооловна


Урок - это форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом. Именно на уроке формируется мировоззрение, закладываются основы воспитания и стремления к самообразованию человека завтрашнего дня. В связи с этим на учителя ложится не только обязанность подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, но и большая ответственность. Каждый наш день - творческий поиск, решение вопросов: Каким должен быть урок сегодня? Почему не вижу эмоций на лицах своих учеников? Как их заинтересовать, заставить удивляться, сопереживать? Что разбудит душу ребенка, даст эмоциональный толчок к последующей поисковой активности учащегося, поможет учителю выполнить свою работу более качественно и эффективно?

Исследования ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. Когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, сам ставит проблему, вырабатывает и принимает решение, формулирует выводы, делает прогнозы, он запоминает и усваивает материал на 90%. только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Из вышесказанного следует, что только десять процентов учащихся (т.е. 2-3 человека из класса) способны получить знания, умения и навыки методами традиционной школы. А остальные 90%? Они тоже способны учиться, но не с книгой в руках, а используя другие способы познания. Задача учителя - создание условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания, то есть ученик, ранее находящийся в полном подчинении учителя, становится активным участником образовательного процесса. В педагогике есть необходимые специальные методы обучения -способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. А сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методы обучения можно подразделится на три обобщенные группы: пассивные методы; интерактивные методы; активные методы.

Для создания условий по получению знаний каждый учитель использует свои методы, действенные в каждой конкретной ситуации. Я на своих уроках применяю активные методы обучения с использованием ситуативных задач на уроке русского языка и литературы.

Активные методы обучения с использованием ситуативных задач на уроке русского языка и литературы - это методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать игровую среду, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, проявить инициативу и самостоятельность на уроке.

Учитель выступает в роли организатора образовательного пространства, эксперта, консультанта, а ученик выступает в роли субъекта обучения, который сам определяет ход и пути получения знаний, ему предоставлена свобода мысли, деятельности и постижения опыта. Активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования активных методов обучения необходима соответствующая подготовка учителя.

Технология активных методов с использованием ситуативных задач на уроке русского языка и литературы обучения основана на коллективной деятельности и направлена на:

- организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;

- распределение начальных действий и операций;
- коммуникацию, без которой невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;

- обмен способов действия для решения проблемы;

- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

К активным методам обучения с использованием ситуативных задач на уроке русского языка и литературы относятся проблемные ситуации, творческие и деловые игры, драматизация, дискуссии, дебаты, метод проектов, методы успеха и т.д. В настоящее время опубликовано много методической литературы, описывающей различные методы активного обучения для различных этапов урока. Суть методов понятна из их названия. На своих уроках я применяю и авторские, и собственные, и адаптированные активные методы обучения:
1. СЗ начала образовательного мероприятия - это активные методы, которые помогают динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе: «Нетрадиционное приветствие», «Мой цветок», «Мостик дружбы», «Фраза дня».

2. СЗ выяснение целей, ожиданий и опасений позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений (к числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.): «Список покупок», «Дерево возможных вариантов», «Лицензия на приобретение знаний» и постановку целей обучения «Разгадай кроссворд», «Блиц-опрос», при помощи которых учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.
3. СЗ презентации учебного материала позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом, является альтернативой привычному устному рассказу учителя: «Преодолей себя», «Визитная карточка», «Доска объявлений», «Инфо-угадайка»
4. СЗ организации самостоятельной работы над темой помогают обучающимся при организации самостоятельной работы над новой темой всесторонне и глубоко проработать новый материал, поддерживая познавательный интерес формой игры: «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
5. СЗ релаксации - методы, позволяющие снять усталость, напряжение, восстановить энергию перед выполнением сложной учебной задачи: «Земля, воздух, огонь и вода».
6. СЗ подведения итогов урока позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты».
И, конечно же, домашнее задание, которое позволяет выйти за пределы изучаемого художественного произведения. Перед учащимися ставится задача на прогнозирование возможного и наиболее вероятного поведения героев в ситуациях, которые не представлены в произведении. Их может предлагать как учитель, так и сами обучающиеся (например: написать последнюю главу для рассказа «Кусака»).

Применение активных методов обучения с использованием ситуативных задач на уроке русского языка и литературы позволяют мне:
- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;
- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся;
- обеспечивать приобретение учащимися жизненно важных навыков и качеств;
- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.

Литература

1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. - 336 с.

2. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с.

3. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2004. - 281с.

4. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с.


© 2010-2022