Урок литературного чтения Басня И. А. Крылова. Стрекоза и Муравей

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературного чтения « Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей» 6 класс.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.

Задачи:

Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.

Метапредметные

познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, памятки для учащихся по работе с баснями, презентационные листы ответов для учащихся, жетоны для оценивания работы групп, иллюстрации басен И.А.Крылова , мультфильм по басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», учебник "Литературное чтение" 6 класс .

Используемые методы и приемы: информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический, метод обучения в группе, «Дерево предсказаний».

Ход урока.

1.Организационный момент. (Проверка готовности к уроку, распределение детей на рабочие группы с осуществлением личностно-ориентированного подхода, психологический настрой)

Психологический настрой

Каждый день - всегда, везде,
На уроках и в игре
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.

2. Проверка домашнего задания:

Сделать рисунки- иллюстрации к понравившимся эпизодам из сказки Г.Х.Андерсена

« Снежная королева» и прокомментировать их.

- К какому виду сказок относится сказка « Снежная королева»?

(к волшебным сказкам )

3. Этап актуализации знаний:

А)Знакомство с темой урока. Я также как и вы приготовила для вас иллюстрации .

-Посмотрите иллюстрации на доске. (Слайд № 1)

-Чему посвящен сегодня урок? (басням)

-Почему вы так думаете? (сцены из басен)

-Какие это басни? ( Слайд № 2)

-Кто автор этих басен?

На доске появляется запись: Иван Андреевич Крылов. (Слайд №3 )

Б) Мозговой штурм на тему: « Что мы знаем о Крылове ? »

Учитель обобщает ответы групп : Свою литературную деятельность Иван Андреевич Крылов начал как драматург. Писал трагедии и комедии, оперные либретто.Но славу писателю принесли конечно же басни. В них обличались общественные и человеческие пороки. И не случайно эпиграф нашего урока слова самого баснописца ( Слайд № 4)

Живой народный язык, комические ситуации, узнаваемость героев принесли Крылову славу русского баснописца, т.е. популярность басен была огромна уже при жизни поэта.

Формативно оценивая (ОдО) : Похлопали друг другу!

-Прочтите текст ,выданный каждому из вас и расскажите то, о чём я еще не рассказала (работа в парах).

-О чём я не говорила в своем рассказе, а вы смогли прочитать в тексте?

(о том, что такое басня)

В) повторение знаний об особенностях басен.

На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее - то, что не относится к жанру басен:

-краткая форма повествования,

-действующие лица - животные, но подразумеваются люди,

-высмеивает пороки людей ( ирония),

-есть мораль,

-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Вывод с доски: (на слайде № 5 )

- Прочитайте, что осталось в ваших определениях.

Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования,

где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди,

высмеиваются их пороки,

В басне обязательно есть мораль,

которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.

-Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете отгадав загадки.

( текст загадок на слайде № 6 )

Без работы хоть убей,

Жить не может …(муравей).

Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают …(стрекозы).

3.Эпат создания проблемной ситуации и формулирование проблемы:

( Слайд № 7) -Почему сегодня у нас в гостях именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)

Попробуйте сформулировать тему и цели урока.

Тема урока: Басня Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей» ( Слайд № 8)

Учащиеся группы 1 , посоветовавшись предлагают свои формулировки целей :

- увидим , какими изобразил их в своей басне И.А.Крылов.

- определим и сравним черты характеров Муравья и Стрекозы.

- закрепим понятия: басня , мораль , аллегория.

- найдем поучительную мысль в басне. ( Слайд № 9)

А) Создание «Дерева предсказаний» Фаза вызова. ( Обучение критическому мышлению )

-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья. (слайд № 10)

Появляются на дереве слова

  • о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,

  • о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.

-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни в мультфильме « Стрекоза и Муравей»

Б) Первичное восприятие басни : просмотр мультфильма .

В) Словарная работа . В басне есть слова малознакомые для вас : ( Слайд № 11)

Голубчик - көкетай

кум,кумушка- тамыр

нужда- зәрулік, мұқтаждық

поплясать- билеу

удручить- қатты қиналу, қапаландыру.

мурава - (молодая трава )- жас шөп

вешний - (весенний)- көктемгі

Г) Формулирование проблемы:

-Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из предсказания ? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

-Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей - отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)

-Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня? И ответим на вопрос .

( на слайде № 12 ) Вопрос урока: Какова мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

-Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью?(нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети находят памятки на столе):

Исследование будем проводить, работая в группах.

Физминутка.( 1 мин)

Вот такая стрекоза, как горошины глаза (руки на уровне глаз),
А сама как вертолет: влево, вправо, назад, вперед (повороты туловища во все стороны)
И на травушке - роса, и на кустиках - роса (приседание, наклоны туловища).
Мы ладошки отряхнули - улетела стрекоза (взмахи ладонями, руками).
Попрыгунья испугалась - только песенка осталась: «Д-зз, д-зз» (имитируют полет)
Утром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась (потягиваются, улыбаются),
Раз - росой она умылась (имитируют умывание),
Два - изящно покружилась (кружатся),
Три - нагнулась и присела, на четыре - полетела,
У реки остановилась, над водою закружилась.

4.Этап открытия нового знания:

1 часть работы: Деление детей на 2 групп (распределение по группам по цвету стикера) и повторение правил групповой работы.( 2 мин)

-Работа будет оцениваться по следующим критериям: ( на слайде №13 )

  • Как группа распределила работу между собой?

  • Внимательны или отвлекаются участники группы?

  • Сколько заданий выполнили за урок?

  • Как организовано взаимодействие в группе?

  • Качество презентации итогов работы?

Оцениваться работа будет по каждому критерию на:

  • хорошо (красный жетон)

  • есть недочёты (желтый жетон)

  • плохо (синий жетон)

чтобы получить оценку «5» надо заработать 5 красных жетонов, «4» - 4 красных жетона, «3» - 3 красных жетона.

Не забывайте правила работы в группе:

Работай дружно.

  • Спокойно высказывай своё мнение.

  • Уважай мнение другого.

  • Терпеливо выслушивай мысли других.

  • Вместе находи правильное решение.

  • Капитан определяет выступающего.

2 часть работы: самостоятельная работа в группах.

По пунктам плана памятки по работе с басней.

3 часть работы: оформление презентационного листа.

Группа получает лист для записи ответов на вопросы.

(Оценивание работы по критериям сразу после выступления группы)

5.Этап применения нового знания:

-Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. За каждый правильный ответ на вопрос учителя команда получает 1 звезду. Команда может ответить на 4 вопроса учителя и собрать 4 звезды. Отвечать команды будут по - очереди.

А) Беседа - анализ текста

1. В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.

2. Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

3. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (слайд на доске № 14):

Зима катит в глаза.

В мягких муравах у нас.

Голову вскружило.

Оглянуться не успела.

В ум пойдет.

Помертвело чисто поле.

Злой тоской удручена.

Забыла обо всем.

Не хочется думать.

Неожиданно наступила зима.

Быстро прошло.

В поле стоит мёртвая тишина.

Тоскует.

В мягкой траве у нас.

-Как вы понимаете эти высказывания? (этот вопрос задается после каждого правильно установленного соотношения )

4.( Слайд № 15) Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)

5. Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

6. Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

7. Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

8. Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)

9. Настали ли нужда и голод для Муравья?

10. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

11. Почему он отказал Стрекозе в помощи?

12. Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

13. Можно ли его назвать жадным?

14.Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза - любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).

15. Как вы относитесь к Стрекозе?

16. А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

17. Почему же Крылов именно таким показал Муравья?

18. Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

19. Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения. Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите. ( Слайд № 16)

20. Как вы их понимаете?

21. Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

6. Творческая работа для групп: Составить синквейн к слову стрекоза и муравей.

7.Рефлексия. Итог урока:

А) Вывод по проблеме:

  • Смогли мы ответить на главный вопрос урока?

  • Какие же пороки «пощипал» Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)

  • Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

  • Нужно ли изучать басни?

* Чему учит нас басня? (трудолюбию)

* Кто из героев басни вам более симпатичен? Почему?

Б) Самооценка

У каждой группы на столе рисунок с изображением ученика.

- если работа в группе не вызвала затруднений - нарисовать в руке 3 воздушных шарика;

- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно - нарисовать 1 воздушный шарик;

- если смогли справиться лишь с помощью других - в руке нарисовать гирю.

Капитаны прикрепите своих «учеников» в дереву успеха.

В) Оценивание работы на уроке.

Группа оценивается по количеству жетонов, звезд, качеству оформления презентационных листов - выставляется итоговая оценка.

Г) Домашнее задание.(по желанию)( Слайд №17)

  • Выразительное чтение басни по ролям.

  • Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне.

  • Чтение басни наизусть.


















Волгодоновская средняя школа











Открытый урок

литературного чтения

6 класс


«Басня И.А. Крылова. Стрекоза и Муравей»





Учитель: Кабашева Бахытжан Джахановна




















2015-2016 учебный год





© 2010-2022