- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Буквы з, с на конце приставок
Буквы з, с на конце приставок
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Османова Д.С. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Буквы з, с на конце приставок.
Цели:
Обучающая: сформировать правила правописания букв з, с на конце приставок, сформировать у учащихся умение пользоваться этими правилами в практической работе.
Развивающая: развить внимательное отношение к значению слова и их употреблению в устной и письменной речи; развить художественный вкус, чувство прекрасного.
Воспитывающая: воспитывать самостоятельность и творческую активность учащихся.
Ход урока
Оргмомемент. Здраствуйте, ребята, поздоровайтесь с гостями… Садитесь.
Мотивация.
Ребята, знания всегда важны и нужны. Это доказывается высказываниями многих великих людей и в народной мудрости.
Например, Мольер говорил: Грамматика повелевает даже царями. А народная мудрость гласит: Грамоте учиться всегда пригодится. А какие пословицы, доказывающие, что знания нам нужны, знаете вы?
Красна птица пером, а человек умом.
Счастье тот добывает, кто учением ума набирает.
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Без грамоты - как в потемках.
Учение и труд дивные всходы дают.
Сегодня на уроке мы узнаем много интересного и нового для вас.
Перед тем как перейти к теме нашего сегодняшнего урока, повторим то что мы уже знаем.
-На какие группы делятся приставки в русском языке?
- Как мы пишем приставки первой группы?
- Что нужно уметь, чтобы правильно написать слово с этими приставками?
Запишите число, классная работа
Актуализация опорных знаний
Выборочное списывание. Выписать из отрывка только слова с приставками первой группы, выделить приставки.
На огороде распустила верба пуховки. Днем с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки. Потемнели, раструхли дороги. Лед на реке посинел. На крышах снег растаял. Около деревьев и стен оголилась земля. Расцвели первые цветы. Весело скачут на дворе воробьи, проводили зиму, радешеньки - рады.
И. Соколов-Микитов.
Выпишите из текста слова, в которых есть приставки, не относящиеся к первой группе.
Объявление темы и цели урока. Сегодня на уроке мы ознакомимся с условиями выбора букв з, с на конце приставок, научимся пользоваться этими правилами в практической работе.
Изучение нового материала.
1.Исследовательская работа.
Задание: выделить приставки в первом и во втором столбиках, объяснить причину различия:
Исписать извинить
Беспредел бездельник
Расписать разделить
Восстановить возвратить
Объяснение учителя. По сравнению с приставками первой группы, приставки второй группы «живут» как будто в другом царстве: у них все наоборот. Те пишутся всегда одинаково, а эти «подстраиваются» к соседним буквам. И пишутся то с буквой з, то с буквой с. Глухие согласные действуют на них «оглушительно».
Итак, в приставках на з, с буква з пишется перед звонкими согласными, а с - перед глухими.
Практическая часть.
А теперь, ребята, мы переходим к практической части нашего урока, т.е. закреплению изученного материала.
Задание 1: Подберите к каждому слову подходящую для него приставку на з, с.
Задание 2: Замените приставки в словах приставками на з, с.
Задание 3: Запишите слова звезда, сердце. При помощи префиксов без, бес образуйте прилагательные. Что мы заметили?
Задание 4: Образуйте от слова «свет» слово с помощью суффикса А светать, прибавьте к получившемуся слову префикс рас. Рассветать.
Теперь то же самое со словом цвет. Слова рассвет и расцвет необходимо различать по их лексическому значению.
Рассвет - время суток перед восходом солнца, начало утра, время, когда начинает светать. Послушаем стихотворение о рассвете. (Ученик читает)
Расцвет - время появления цветков у растений, цветение растений.
Работа с учебником. Упражнение…
Запишите домашнее задание…
Задание: добавьте и запишите к этим словам префиксы на з, с.
…цвело, …пустились, …веселились, …прекрасная, …делывать.
А теперь используя данные слова напишите небольшое сочинение о весне, придумайте ему название.
Включить музыку.
Кодированный диктант
2 - з
3 - с
Разглядеть, ниспадать, беспомощный, безвкусный, расписание, разглядеть, безбрежный, исправить.
2 - 3 - 3 - 2 - 3 - 2 - 2 - 3
Поменяться тетрадями, проверять друг у друга.
Задание: придумать синквейн на тему 1 вар - «Весна»
2 вар - «Цветок»
Итоги урока . Ученики отвечают на вопросы друг друга по теме урока, в форме диалога.
- Что на уроке было главным?
- Что было интересным?
- Что новое сегодня узнали?