Буквы з, с на конце приставок

Урок по теме: "Буквы з, с на коце приставок". Тип урока - комбинированный. Цели: Обучающая: сформировать правила правописания букв з, с на конце приставок, сформировать у учащихся умение пользоваться этими правилами в практической работе. Развивающая: развить внимательное отношение к значению слова и их употреблению в устной и письменной речи; развить художественный вкус, чувство прекрасного. Воспитывающая: воспитывать самостоятельность и творческую активность учащихся. Методы, используемые на у...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Буквы з, с на конце приставок.

Цели:

Обучающая: сформировать правила правописания букв з, с на конце приставок, сформировать у учащихся умение пользоваться этими правилами в практической работе.

Развивающая: развить внимательное отношение к значению слова и их употреблению в устной и письменной речи; развить художественный вкус, чувство прекрасного.

Воспитывающая: воспитывать самостоятельность и творческую активность учащихся.

Ход урока

Оргмомемент. Здраствуйте, ребята, поздоровайтесь с гостями… Садитесь.

Мотивация.

Ребята, знания всегда важны и нужны. Это доказывается высказываниями многих великих людей и в народной мудрости.

Например, Мольер говорил: Грамматика повелевает даже царями. А народная мудрость гласит: Грамоте учиться всегда пригодится. А какие пословицы, доказывающие, что знания нам нужны, знаете вы?

Красна птица пером, а человек умом.

Счастье тот добывает, кто учением ума набирает.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Без грамоты - как в потемках.

Учение и труд дивные всходы дают.

Сегодня на уроке мы узнаем много интересного и нового для вас.

Перед тем как перейти к теме нашего сегодняшнего урока, повторим то что мы уже знаем.

-На какие группы делятся приставки в русском языке?

- Как мы пишем приставки первой группы?

- Что нужно уметь, чтобы правильно написать слово с этими приставками?

Запишите число, классная работа

Актуализация опорных знаний

Выборочное списывание. Выписать из отрывка только слова с приставками первой группы, выделить приставки.

На огороде распустила верба пуховки. Днем с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки. Потемнели, раструхли дороги. Лед на реке посинел. На крышах снег растаял. Около деревьев и стен оголилась земля. Расцвели первые цветы. Весело скачут на дворе воробьи, проводили зиму, радешеньки - рады.

И. Соколов-Микитов.

Выпишите из текста слова, в которых есть приставки, не относящиеся к первой группе.

Объявление темы и цели урока. Сегодня на уроке мы ознакомимся с условиями выбора букв з, с на конце приставок, научимся пользоваться этими правилами в практической работе.

Изучение нового материала.

1.Исследовательская работа.

Задание: выделить приставки в первом и во втором столбиках, объяснить причину различия:

Исписать извинить

Беспредел бездельник

Расписать разделить

Восстановить возвратить

Объяснение учителя. По сравнению с приставками первой группы, приставки второй группы «живут» как будто в другом царстве: у них все наоборот. Те пишутся всегда одинаково, а эти «подстраиваются» к соседним буквам. И пишутся то с буквой з, то с буквой с. Глухие согласные действуют на них «оглушительно».

Итак, в приставках на з, с буква з пишется перед звонкими согласными, а с - перед глухими.

Практическая часть.

А теперь, ребята, мы переходим к практической части нашего урока, т.е. закреплению изученного материала.

Задание 1: Подберите к каждому слову подходящую для него приставку на з, с.

Задание 2: Замените приставки в словах приставками на з, с.

Задание 3: Запишите слова звезда, сердце. При помощи префиксов без, бес образуйте прилагательные. Что мы заметили?

Задание 4: Образуйте от слова «свет» слово с помощью суффикса А светать, прибавьте к получившемуся слову префикс рас. Рассветать.

Теперь то же самое со словом цвет. Слова рассвет и расцвет необходимо различать по их лексическому значению.

Рассвет - время суток перед восходом солнца, начало утра, время, когда начинает светать. Послушаем стихотворение о рассвете. (Ученик читает)

Расцвет - время появления цветков у растений, цветение растений.

Работа с учебником. Упражнение…

Запишите домашнее задание…

Задание: добавьте и запишите к этим словам префиксы на з, с.

…цвело, …пустились, …веселились, …прекрасная, …делывать.

А теперь используя данные слова напишите небольшое сочинение о весне, придумайте ему название.

Включить музыку.

Кодированный диктант

2 - з

3 - с

Разглядеть, ниспадать, беспомощный, безвкусный, расписание, разглядеть, безбрежный, исправить.

2 - 3 - 3 - 2 - 3 - 2 - 2 - 3

Поменяться тетрадями, проверять друг у друга.

Задание: придумать синквейн на тему 1 вар - «Весна»

2 вар - «Цветок»

Итоги урока . Ученики отвечают на вопросы друг друга по теме урока, в форме диалога.

- Что на уроке было главным?

- Что было интересным?

- Что новое сегодня узнали?


© 2010-2022