Элективный курс

Программа предназначена для занятий с обучающимися 11 класса, рассчитана на 35 учебных часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Д.Э.Розенталь и анализе результатов части "С" ЕГЭ предыдущих лет. Использует в качестве программно-методического сопровождения подготовки обучающихся к экзамену по русскому языку..
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю:

Директор МБОУ __________ Л.А.Юшко

«_____» сентября 2014 г.


Согласовано:

Зам.директора по УВР

__________ Е.Ю.Лаврентьева

«_____» сентября 2014 г

Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол № _____ от __________Н.В.Трушникова

«_____» сентября 2014 г.

Программа элективного курса по русскому языку

«Речеведческий анализ текста»

35 часов



Класс: 11

Учитель































Пояснительная записка

Программа предназначена для занятий с обучающимися 11 класса, рассчитана на 35 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Д.Э.Розенталь и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Использует в качестве программно-методического сопровождения

  1. Учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи» 2009.

  2. Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.

  3. Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка.

  4. Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах.

  5. Н. П. Морозова. Учимся писать сочинения.

  6. В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения.

  7. Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.

В данном элективном курсе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный курс носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Программа предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Программа включает в себя:

  • пояснительную записку;

  • содержание программы;

  • основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;

  • технологию организации учебного процесса;

  • список литературы для учащихся.

Цели элективного курса:

  1. Помощь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ;
    2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;
    3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;
    4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
    5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
    6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи элективного курса:

  • Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

  • Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

  • Способствовать развитию письменной речи.

  • Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста.

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексические - поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

Учащиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;

  • определить тему и основную мысль текста;

  • определить тип и стиль речи;

  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.

Практические работы:

  1. прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;

  2. прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;

  3. определить, какое утверждение противоречит позиции автора;

  4. определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);

  5. найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения…);

  6. написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;

  7. определить, какой из перечисленных тропов используется в указанном предложении;

  8. определить, какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.

РАЗДЕЛ 2

Тема 1. Анализ текста.

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения.

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Учащиеся должны уметь:

  1. понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  2. анализировать форму исходного текста;

  3. находить характерные для исходного текста языковые средства;

  4. создавать связное высказывание;

  5. излагать последовательно собственные мысли;

  6. использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

  7. оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Практические работы:

  • написание сочинений-рассуждений;

  • редактирование.

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Технология организации учебного процесса по курсу

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.

Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Календарно-тематическое планирование курса «Речеведческий анализ текста»

п/п

Сроки

Тема

Вид урока



Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.


1


Текст.

Практическая работа

2


Тема и основная мысль текста

Лекция

3


Средства связи между частями текста способы связи в тексте.

Тренировочный

тест

4


Выделение микротем в тексте.

Практикум

5


Лексические, морфологические средства организации текста

Лекция

6


Синтаксические средства организации текста

Тест

7


Стили речи.

Практикум

8


Типы речи.

Практикум



Тема 2. Лингвистический анализ текста


9


Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание

Практикум

10


Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие рассуждение.

Практикум

11


Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание

Практикум

12


Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих рассуждение

Контрольное тестирование

13


Многозначные слова. Переносное значение слова.

Лекция

14


Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.

Практикум

15


Синонимы. Контекстные синонимы

Лекция

16


Антонимы. Контекстные антонимы.

Практикум

17


Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс.

Практикум

18


Звукопись.

Практикум

19


Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, литота, аллегория, перифраза.

Практикум

20


Художественный символ, паронимы.

Лекция

21


Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора.

Практикум

22


Стилистические фигуры: параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

Лекция



Тема 3. Анализ текста

Практикум

23


Содержание исходного текста.

Практикум

24


Содержание исходного текста.

Практикум

25


Тексты функционального стиля.

Практикум

26


Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.

Контрольное тестирование

27


Рецензия.

Тренировочный тест

28


Эссе.

Тренировочный тест



Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения

29


Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Практикум

30


Авторская позиция.

Практикум

31


Основная часть сочинения.

Практикум

32


Изложение собственного мнения.

Практикум

33


Заключительная часть сочинения.

Практикум

34


Итоговый урок


35


Резервный урок


Литература для учащихся:

  1. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2009;

  2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2009;

  3. Александров В.Н. и другие. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск, «Взгляд», 2004;

  4. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. - М.: Интеллект-Центр, 2014;

  5. Единый государственный экзамен. 2014: Русский язык. - М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. М. «Астрель», 2002.

  2. Т.А. Ладыженская. Развивайте дар слова. М. «Просвещение», 1977.

  3. Н.П. Морозова. Учимся писать сочинение. М. «Просвещение», 1987.

  4. «Литература». Приложение к газете «Первое сентября», раздел «Учимся у учеников».

  5. Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М. «Просвещение», 2002.

  6. Как написать сочинение? Справочник школьника. М., «Слово», 1997.

  7. Е.И Никитина. Русская речь. М. «Просвещение», 1991.

7

© 2010-2022