Урок по сказке А. С. Пушкина

розкрити головну думку казки Пушкіна, вчити характеризувати літературних героїв на підставі їхніх вчинків, підтверджувати свою думку словами тексту художнього твору; розвивати усне мовлення та навички аналізу твору; виховувати неприйняття зла та жорстокості. Обладнання: тексти казки О.С.Пушкіна «казка про мертву царівну та сімох богатирів», презентація до уроку.                                                 ХІД УРОКУ І. Актуалізація знань учнів. 1) Бесіда - Які твори ми з вами зараз вивчаємо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №

Тема : О.С.Пушкін «Казка про мертву царівну та сімох богатирів». Красива зовнішність і краса душі. Перемога справжньої краси над заздрістю та підступністю.

Мета:розкрити головну думку казки Пушкіна, вчити характеризувати літературних героїв на підставі їхніх вчинків, підтверджувати свою думку словами тексту художнього твору; розвивати усне мовлення та навички аналізу твору; виховувати неприйняття зла та жорстокості.

Обладнання: тексти казки О.С.Пушкіна «казка про мертву царівну та сімох богатирів», презентація до уроку.

ХІД УРОКУ

І. Актуалізація знань учнів.

1) Бесіда

- Які твори ми з вами зараз вивчаємо на уроках літератури?

- Чий портрет перед вами? (демонструється слайд 1 презентації)

- А чому в розділі «Літературна казка» ми говоримо про творчість Олександра Пушкіна?

- Які ж казки Пушкіна вам відомі? Давайте спробуємо їх впізнати за уривками: (слайди 2 - 5 презентації)

«Жил старик со своею старухой У самого синего моря, Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года…»

«Жил-был поп, толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не знает куда .»

«Три девицы под окном Пряли поздно вечерком «Кабы я была царица,- Говорит одна девица,- Я б на целый мир одна Напряла бы полотна.»

«Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна» (демонструється слайд 6 презентації)

2) Розгадування кросворду за «Казкою про мертву царівну та сімох богатирів» (слайд7 презентації - завдання, запис кросворду - на дошці)

1. В какой праздник родилась царевна? (Сочельник) 2. Как звали жениха царевны? (Елисей) 3. У кого последнего жених царевны просит помощи? (Ветер) 4. Главная героиня сказки. (Царевна) 5. Кому приказала мачеха погубить царевну? (Чернавка) 6. У кого жила царевна в лесу? (Богатыри) 7. Чем угрожала царица чернавке? (Рогатка) 8. Из чего сделан гроб царевны? (Хрусталь) 9. Кем был Елисей? (Королевич) 10. Что было дано царице в приданое? (Зеркало)

1


7

10

4

6


2

3

5

8

9



л

и

т

е

р

а

т

у

р

а












ІІ. Оголошення теми і мети уроку, запис її в зошити. (слайд 8 презентації)

ІІІ. Робота над текстом казки. 1

1.Бесіда

- Понравилась ли вам сказка?

- Когда читать было страшно?

- Что вызвало ваш смех, а что заставило грустить?

- В какие моменты вы особенно сочувствовали героям?

- Почему Пушкин назвал свою сказку «О мертвой царевне и семи богатырях»?

1- оскільки школа працює за Типовим навчальним планом для шкіл з вивченням російської мови, з метою розвитку усного мовлення аналіз творів російського автора проводиться мовою оригіналу.

- Вспомните, кто еще принимает участие в судьбе царевны? Мачеха (составление схемы - слайд 12). Найдите в тексте слова о мачехе - новой царице. (зачитывают цитату, слайд 9, первая колонка).

- А царевна какая? (слайд 9, вторая колонка).

- Итак, с мачехой разобрались. Кто, кроме нее, участвует в судьбе царевны? (схема, слайд 7, первая колонка)

- Давайте все же попытаемся понять, почему им не удалось спасти царевну. Вспомним начало сказки. Какое настроение создается рассказом о первой царице? (Странно: умерла от радости, доброта хрупкая)

- Чем новая царица была не похожа на прежнюю? Почему ей в приданое дано было зеркальце? Почему лишь с ним она была приветлива? (схема, слайд 13)

- Как изменилась царица-мачеха, узнав, что царевна стала ее соперницей в красоте?

- Почему Чернавка не исполнила приказ царицы?

- Почему Соколко пропускает царевну в терем? А Чернавку?

- Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?

- Как выглядят братья в сцене сватовства? Зачитайте этот эпизод сказки. В каких случаях бывает такая реакция «…постояли да в затылке почесали»? Почему?

1- оскільки школа працює за Типовим навчальним планом для шкіл з вивченням російської мови, з метою розвитку усного мовлення аналіз творів російського автора проводиться мовою оригіналу.

(Ученики в ходе беседы приходят к выводу, что честное беспристрастное зеркальце невольно выдает царевну мачехе. Чернавка, сочувствуя царевне и отпустив еее вопреки приказу царицы, под угрозой расправы предает царевну.и даже братья-богатыри с их добротою, сердечностью, гостеприимством все же лишены преданности. Детям легко приходит в голову мысль, что достаточно было одному из братьев ежедневно оставаться с царевной в тереме, чтобы с ней не случилась беда. Да и отказ царевны воспринимается ими не драматично, а как мелкая какая-то неприятность.)

- Братья-богатыри могут без царевны жить? А кто не может? Почему?

- Каким вы представляете себе Елисея? Найдите в тексте слова о том, как реагирует он на весть о пропаже царевны.

(Следует вывод о том, что только верная любовь королевича Елисея спасает царевну , пробуждает ее от мертвого сна. Весть об исчезновении царевны не повергает его в уныние, как царя-отца, а заставляет действововать - искать везде, расспрашивая не только людей, но и силы природы. Он ни на миг не теряет надежду)

2. Выразительное чтение обращений Елисея к Солнцу, Месяцу, Ветру.

- Почему же разбудить царевну смог только Елисей?

- Что спасло царевну?

- А от чего умерла царица?

- Что же побеждает в сказке - добро или зло? Всегда ли так же бывает в жизни?

( На протяжении всей сказки Пушкин подчеркивает, что добро хрупкое, и нуждается в защите; зло достаточно сильно, полно энергии, настойчивости, неуемности, заставляет себе служить от страха. И все же в сказке оно внутренне несостоятельно и обречено - рассыпается осколками разбитого мачехой зеркальца. К сожалению, в жизни такой счстливый исход возможен далеко не всегда: добро не всесильно, за его торжество приходится бороться.)

ІІІ. Підсумок уроку.

1.Слово учителя

Если очень захотеть, в сказке можно очутиться. У героев старых сказок можем мы всю жизнь учиться: Как прекрасно добрым быть, как со злом бороться надо, Как в житейском море плыть, чтоб в конце ждала награда.

2.Оцінювання учнів.

ІУ. Домашнє завдання: вивчити напамять один з уривків (презентація, останній слайд).





© 2010-2022