Литературно-музыкальная композиция В горнице моей ветло к 80-летию Н. Рубцова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературно-музыкальная композиция,

посвященная творчеству

Николая Рубцова

«В горнице моей светло…»

Цель: познакомить обучающихся с биографией Н.М.Рубцова и его творчеством.

Задачи:

1.Образовательные: познакомить детей с творчеством Н.М.Рубцова и его произведениями.

2.Коррекционно-развивающие: развивать творческие способности обучающихся, активность.

3.Воспитательные: воспитывать языковое чутье, прививать детям

любовь к Родине и родной природе силой художественного слова.

Вед. 1: Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости!
2015 год - год литературы. Сегодня мы собрались в литературной гостиной, на час поэзии «В горнице моей светло…», посвящённый замечательному русскому поэту Николаю Михайловичу Рубцову.

Вед. 2: Вы только что прослушали замечательную песню «В горнице» на стихи Н.М. Рубцова. Давайте задумаемся всего лишь над двумя первыми строками стихотворения «В горнице моей светло. Это от ночной звезды…» может ли ночная звезда осветить горницу? Конечно, нет. Значит речь не только о быте, но и душе лирического героя. Горница - это и есть душа поэта.Сегодня мы попробуем приоткрыть вам душу поэта.

Вед.1: 3 января 2016 года исполнится 80 лет со дня рождения.

(зажигаются свечи в память о Николае Рубцове)

Наша литературная гостиная пройдет в форме устного журнала. Открываем 1 страничку - «Аленький цветочек».

Вед.2: В поселке Емецк, Архангельской области, 3 января 1936 года родился Николай Рубцов. Николай был пятым ребенком в семье.

Еще до войныв семье Рубцовых начинаются страшные утраты: в 1940-м году умирает старшая сестра Надя. 26 июня 1942 года от хронической болезни сердца умирает мать - Александра Михайловна, главная опора и надежда своих детей. А случилось это ужасающе обыденно и просто.
Ученик: «Шел первый год войны. Мать моя лежала в больнице. Старшая сестра вставала рано, целыми днями стояла в очередях за хлебом. А я уходил в глубину сада возле нашего дома, где полюбился мне один удивительно красивый алый цветок. Я трогал его, поливал и ухаживал за ним, мечтая о том, как подарю его маме. Однажды, когда мы с братом возвращались из кино, нас остановила соседка и сказала: «А ваша мама умерла».Сердце мое сжалось от боли.

И теперь я часто вспоминаю аленький цветок, который так и не успел подарить своей маме.. (голос автора)

Стихотворение «Аленький цветочек»

Вед.1:Коля попадает в детдом под Вологдой.
Позднее, вспоминая свое детство, поэт напишет:

Стихотворение «Мать умерла»

Вед.2: В детдоме Коле Рубцову было суждено провести целых семь сиротских - горьких и по-своему счастливых - лет. Но всю свою жизнь он с удивительной теплотой и любовью вспоминал эти места.

Вед.1: Николай Рубцов считался одним из лучших учеников. И школу Коля закончил с похвальной грамотой. Тогда же он написал первое стихотворение, посвящённое своей любимой маме.

Стихотворение «Вспомню, как жили мы с мамой родной»

Вед.2: Это самое первое стихотворение Рубцова. Стихи еще неумелые, но они были рождены огромным душевным потрясением, потерей матери, братьев и сестёр.

Вед.1: Вторая страничка - «Морской романтик»

Вед.2: Николай Рубцов... Он был настоящим романтиком. Еще в детстве начитавшись книг о морских путешествиях, буквально бредил морем. Закончив 7 классов, юный Рубцов отправляется в Ригу: там было море и - верх его мечтаний - мореходное училище! Но «мореходка» не приняла юного романтика, так как в неё зачисляли с 15 лет.

Вед.1:Можно представить себе горе подростка! Рухнула, как карточный домик, первая его радужная мечта!

Вед.2: Но к морю, он все-таки добрался.

Влекли меня матросские дороги

С их штормовой романтикой.

И вот Районный военком, седой и строгий,

Мне коротко сказал: «Пойдёшь на флот!»

Вед.1 В 1955 г. Н. Рубцова призвали в армию. Эскадренный миноносец - мощный, современный, красивый корабль на долгие четыре года стал для него родным домом, а море - родной стихией. Жизнь, как река после весеннего половодья, вошла, наконец, в берега. Вместе со строгим воинским уставом, боевой учёбой пришли надёжность и беспечность быта, что он не знал раньше. Сослуживцы запомнили матроса Рубцова и весёлым, и общительным.

Стихотворение: «Утро на море»

Вед.2: Запомнилась им не только его улыбка , но и неразлучная с ним гармонь. Гармонь была неотделима от поэта на протяжении всей жизни.

Ученик играет на баяне «Эх, яблочко»

Третья страничка «Тихая моя родина»

Вед.1: Вернувшись после службы в Ленинград, он работает на Кировском заводе, оканчивает вечернюю школу, печатает стихи.
В 1962 году проходит творческий конкурс в Литературный институт имени Горького и,после сдачи экзаменов, зачисляется на 1 курс.А после публикации стихов в печати о нем заговорили, о нем спорили, его читали…

Вед. 2:Немало жизненных событий пришлось пережить поэту. Было все - и взлеты и падения. И только родная деревня могла залечить раны, наполнить жизненными силами. Только с многострадальной неустроенной русской деревней мог разделить он свою неустроенность. Его поэтическая судьба невидимыми нитями была связана воедино с судьбой народной. И не могло быть иначе. Из шумной Москвы Николай Рубцов не раз возвращался родную вологодскую деревню.

Вед.1:В письме своему другу Александру Яшину Н. Рубцов, описывая малую родину, обронил строчку: «...здесь для души моей родина». «Так что Вологда - земля для меня священная, и на ней с особенной силой чувствую я себя и живым». Так что была у поэта Рубцова сильная страсть - любовь к тихой родине, которая дала ему жизнь, которую он навечно прославил своими стихами. Послушаем стихотворение «Тихая моя Родина» в исполнении автора, которое поэт посвятил писателю Василию Белову.

Стихотворение «Тихая моя родина» (голос автора в записи)

Вед.2: Рубцов создает удивительно «живописные» стихи: при чтении некоторых произведений не случайно возникают образы известных картин. Так происходит со стихотворением «Березы», которое как будто «списано» с картины И. Левитана «Березовая роща».

Стихотворение «Березы»

Хоровод «Во поле березка стояла…»

Вед.1: Н. Рубцов - не только великий русский поэт, но и просто русский человек, постигший такую истину, «что мир устроен прекрасно...».

Живя в городе большую часть своей жизни, Рубцов часто вспоминает деревню.Николай страстно любил Родину,Русь - Россию. Ей посвятил он свое лучшее стихотворение «Гори, гори звезда моих полей». Образ звезды - это свет любви и надежды.

Стихотворение «Гори, гори звезда моих полей»

Вед.2: Любимыми поэтами Рубцова были Фет, Тютчев, Есенин.Когда-то С. Есенин советовал молодым начинающим поэтам, чтоб они искали родину, без которой не может получиться хорошего поэта. Николай Рубцов родился с этим чувством родины, ему не надо было его искать. Он объехал много земель, и многое видел, но не было для него роднее и ближе его родной деревни.

Чтец:

РУССКИЙ ОГОНЁК (сценка)

Вед.: Погружены
В томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели!
Оцепенели маленькие ели,
И было небо темное, без звезд.
Уч.: Какая глушь! Я был один живой,
Один живой в бескрайнем мертвом поле!
Вед.: Вдруг
тихий свет
(пригрезившийся, что ли?)
Мелькнул в пустыне,
как сторожевой...
Уч.:Я был совсем как снежный человек,
Входя в избу (последняя надежда!),
И услыхал, отряхивая снег:
Б. :- Вот печь для вас и теплая одежда...
Уч.: Потом хозяйка слушала меня,
Но в тусклом взгляде
Жизни было мало,
И, неподвижно сидя у огня,
Она совсем, казалось, задремала...
Вед.:Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
Уч.: И вдруг открылся мне
И поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Вед.: Огнем, враждой
Земля полным-полна,-
И близких всех душа не позабудет!..
Б.: - Скажи, родимый,
Будет ли война? -
Уч.: И я сказал: - Наверное, не будет.
Б.: - Дай Бог, дай Бог...
Ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет...-
Уч.: И вдруг опять:
Б.:- Не будет, говоришь?
Уч.: - Нет,- говорю,- наверное, не будет.
Б.:- Дай Бог, дай Бог...
Уч.:И долго на меня
Она смотрела, как глухонемая,
И, головы седой не поднимая,
Опять сидела тихо у огня.
Вед.: Что снилось ей?
Весь этот белый свет,
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?..
Уч.: Но я глухим бренчанием монет
Прервал ее старинные виденья...
Б.:- Господь с тобой! Мы денег не берем!
Уч.:- Что ж,- говорю,- желаю вам здоровья!
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью...
Вед.: Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далёк,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле - и нет тебе покоя...

(Хор исполняет песню «В этой деревне»)



Четвёртая страничка «В минуты музыки»

Вед.1: Николай Рубцов ... Это человек, который принес в мир не только стихи, но и свою музыку, тихую, светлую, убаюкивающую, умиротворенную. Нет, он не был композитором, но с охотой играл на гармошке и гитаре. Еще в детдоме всем казалось, что он непременно будет учиться музыке.

В его стихах, написанных в этот период , чувствуется рубцовская музыка.

Стихотворение «В минуты музыки печальной»

Вед.1:Многие вологодские художники написали портретный образ Николая Рубцова. Хочется отметить картину Евгения Соколова «В минуты музыки. Поэт». Эта картина изображает Рубцова на берегу реки Тотьмы.

Вед.2: Талант - всегда чудо. «У него присущий подлинному таланту тончайший музыкальный слух. Да, музыкальный, потому что Поэзия - это плюс ко всему еще и музыка»,

Вед. 1:Не имея музыкального образования, Рубцов был очень музыкален. Он очень любил слушать классическую музыку. Одно из своих любимых произведений «Вальс цветов» П. И. Чайковского даже сам исполнял на гармошке. В разные моменты жизни обращался поэт к музыке. В минуты радости звучала гармонь, а в минуты грусти - гитара.Первым автором песни являлся сам Николай Рубцов. Он пел ее на свой собственный мотив, слова сами ложились на музыку.

(звучит песня «Букет»)

Пятая страничка «Я умру в крещенские морозы»

Вед. 1: Н. Рубцов тосковал по отчему дому, по матери, по самому близкому и родному человеку, с которым он расстался в раннем детстве и был лишён возможности обратиться к ней в поисках тепла и участия. Неотступно идёт мать за своим сыном через всю его короткую, но такую тернистую жизнь. Он чувствовал её присутствие и её заботу. Она спасала его своей горячей молитвой.

Автор: Как живешь, моя добрая мать,

Что есть нового в нашем селенье?

Мне сегодня приснился опять

Дом родной, сад с густою сиренью...

Помнишь зимы? Свистели тогда

Вьюги. Клен у забора качался.

И, продрогнув насквозь, иногда

К нам в окно осторожно стучался.

Мать: Он, наверно, просился к теплу,

Нас, увидев в просвете за шторой...

А мороз выводил по стеклу

Из серебряных нитей узоры.

Автор: Волки выли во мгле за рекой...

И однажды в такое ненастье,

Помнишь, ты говорила со мной

Мать: О большом человеческом счастье?

И недаром в дозорных ночах,

Милый край от врагов охраняя,

О простых материнских словах

Ты с любовью теперь вспоминаешь...

Автор: Как живешь, моя добрая мать?

Что есть нового в нашем селенье?

Мне сегодня приснился опять

Дом родной. Сад с густою сиренью.

Вед.2: Был у Н. Рубцова великий дар. Умел он трудиться, любить Родину, родную природу, друзей. Имея всё это, он прошёл суровую школу жизни.

Н. Рубцов прожил чуть больше 30-ти. Но его стихи всегда с нами, они зовут нас к откровению.

Вед.1: Поэт трагически погиб в крещенскую ночь 19 января 1971 года, что невольно предсказал в своих стихах:

Я умру в крещенские морозы,
Я умру, когда трещат березы... (голос Рубцова)

(тишина - «Лунная соната»)

Свечи тушатся.

..Я слышу печальные звуки,

Которых не слышит никто. (голос Рубцова)

Вед.2: Жизнь Рубцова оборвалась в том возрасте, когда человек в полной мере утверждается как личность, обретает творческую силу. Но и того, что сделано, хватит не на одно поколение.

Стихотворение «Я так люблю осенний лес»

Песня «Улетели листья с тополей»

Вед.1: Только такая чистая душа поэта могла поведать нам о простых, но таких важных для каждого человека истинах.

Вед.2: Именно с такой душой можно было так проникновенно писать о Родине и о деревне, о небе и речке, о цветах и травах.

Вед. 1: Писать так, что, читая его стихи, видишь перед глазами чудесные картины.

Вед. 2: И слышишь чудесную музыку - музыку сердца и чистой души настоящего русского поэта.

Звучит музыка



© 2010-2022