Конспект урока по русскому языку в 6 классе Правописание чередующихся гласных в корне -кос-, -кас-

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ореховская средняя общеобразовательная школа»













Конспект урока

русского языка в 6 классе по теме

«Правописание чередующихся гласных

о и а в корне «-кос---кас- »





Подготовила и провела

Подвигина И. А.,

учитель русского языка

и литературы















2015

Цель урока: учащиеся делают правильный выбор гласной при написании корней с чередованием.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Осознанно, положительно относятся к учению

Метапредметные:

  • развивают внимание, память, логическое мышление, речь;

  • исследуют текст по алгоритму, формулируют и доказывают свою точку зрения;

  • обобщают полученную информацию

  • осуществляют коммуникативное взаимодействие.

Предметные:

  • знают, от чего зависит выбор гласной в корне -кос---кас-;

  • умеют правильно выбирать гласную в корне, сравнивать и делать выводы;

Оборудование: Нарисованная корзина, музыка И. Крутого, компьютер; у каждого учащегося распечатка текстов для исследования, памятка - алгоритм для исследования текста, смайлики, табличка - итог урока

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент

-Здравствуйте, дорогие ребята. Очень рада вас видеть. Мне всегда очень приятно работать с вами. Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, подарим улыбки друзьям. К уроку готовы? Тогда за работу! Удачи всем нам!

- У вас на столах лежат таблички. Обратите на них внимание, Что в них написано? (Что я знаю, что узнал на уроке, чему хочу научиться.) В конце урока вы их заполните и сдадите мне.

У нас есть эпиграф, он записан на доске.

Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,

а правильно писать, потребно всем уметь.

(А.П, Сумароков)

- Обратите внимание на устаревшее слово «потребно». В словаре В.И. Даля это слово объясняется так: потребный, надобный, нужный, необходимый, должный или полезный, добрый, благой». Вдумайтесь, сколько смысла в этом слове. Нам с вами тоже надо уметь грамотно говорить и писать.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, с каким большим разделом русского языка мы работаем? (Словообразование и орфография)

Цель: активно искать информацию, вспоминать, систематизировать изученный материал.

- Давайте вспомним, с какими понятиями, терминами мы встречались на уроках русского языка при изучении этой темы. Вы составляете у себя в тетради кластер по данной теме. У меня есть красивая корзина. Это будет наша корзина идей. В неё мы сложим все термины, понятия, которые имеют отношение к этой теме. (Дети работают 2 - 3 минуты.)

- А теперь поработайте в парах. Посмотрите внимательно, всё ли вы записали? Если не всё, то есть возможность дописать. (Работают 1-2 минуты.) (Прохожу между рядами, просматриваю, кто что пишет.)

- А теперь посмотрим, чем же мы наполним нашу корзину идей? Есть 2 условия: слушать внимательно и не повторять ранее сказанное.

(Корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, способы образования слов, морфемика, однокоренные слова, формы слова, этимология, словообразовательный разбор, разбор слов по составу.)

- Мне приятно, что вы многое помните. (Отмечаю тех ребят, которые составили наиболее полный кластер)

Словообразование.

Орфография

приставка

корень

суффикс

Однокоренные слова

Основа слова

окончание

Формы слова

этимология

морфемика

Способы образования слов

Словообразовательный разбор











- На прошлом уроке мы с вами познакомились с правописанием чередующихся гласных в корне. Сегодня тема урока звучит так же. Попробуйте сформулировать цель урока. (Закрепляем, отрабатываем правописание гласных в корне с чередованием.)

- Вопросы по домашнему заданию есть?



  1. Работа по теме урока

А) Словарный диктант (с проверкой у переносной доски)

Цель этой работы: вспомнить условия выбора чередующихся гласных О и А в корне - кос - - - кас , закрепить правописание чередующихся гласных О и А в корне - кос- - - кас-.

- Подчеркните изучаемую орфограмму и обозначьте условия выбора гласной в корне.

Лёгкое прикосновение, касательная линия, прикасаться к цветку,

коснуться плеча, неприкосновенность жилища, неукоснительно следовать инструкции, соприкасаться с прекрасным, прикасаться к цветку, пошёл по касательной, нежно прикоснулся.

- От чего же зависит выбор о или а в корне - кос- - - кас-? Помните мою подсказку с прошлого урока: (-кос- или -кас- себя спрошу?. Есть суффикса а, и а пишу!)

- Какие орфограммы, кроме чередования гласных в корне, вы встретили в этом словарном диктанте? (Парные согласные, правописание НЕ со словами, правописание предлогов, -тся и -ться в глаголах, ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, правописание безударных гласных в корне.)

- Составьте устно предложение с одним из словосочетаний.

- Спасибо, вы меня порадовали. ОТМЕТКА, комментирую.

Б) Распределительный диктант с взаимопроверкой

Цель этого вида работы: научиться различать слова с чередованием гласной в корне и слова, не имеющие чередующихся гласных

. - Я диктую слова, а вы должны написать их в нужный столбик. Разделите страничку на 2 равные части, строчек 6-7. В первой колонке вы будете записывать слова с чередованием гласных в корне, а во второй - слова, не имеющие чередующихся гласных.

Касаться, коснуться, косматый, косичка, запереть, пировать, запирать, перина, пироги, изложение, роскошный, изложение, предложение, заросли, росчерк, росток, Растительный, космический, натирал, растереть, излагать., убирать, уберу, расстелить, застилать.

- Чередование гласных в каких корнях встретилось вам в выборочном диктанте?. Давайте составим кластер:

(Корни с чередованием:_ - лаг - - - лож -, - пер- - - пир -, - кос - - - кас -- раст - - - рос -,- бер - - - бир -, - стил - - - стел.) ОТМЕТКА, комментирую

Корни с чередованием

-мер-

-мир-

-раст-

-рост-

-тер-

-тир-

-стел-

-стил-

-бер-

-бир-

-лаг-

-лож-











- Составьте ещё один кластер по этой теме.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Упражнение для рук, для плечевого сустава.)

В) Игра «Четвёртый лишний» (Устно. Запись на доске.)

1) Блестеть на солнце, замирать от страха, обижать друга, отпирать замок.

2) Задержать, обвинять, собирать, удивлять.

- Молодцы, вы очень внимательны!

Г) Синтаксический разбор предложения. Самостоятельная работа с устной проверкой. (Диктую предложение.)

В тайгу просочился рассвет и вытеснил лунное сияние. (В.П. Астафьев)

- Разберите слово рассвет морфологически. Проверяем. (Отметка, комментирую)

Д) Исследование текста

- А сейчас вы будете исследователями.

- Кто такой исследователь? (Работа с толковым словарём, заранее ученик подготовился.) Подберите синонимы к слову «исследовать». (Изучать, рассматривать, тщательно осмотреть, внимательно ознакомиться)

- Перед вами лежит текст. К нему предлагаются задания. А также у вас есть Памятка «Алгоритм исследования текста». Прочитайте памятку вслух. (Читает один ученик.)

Цель работы: подготовка к сочинению по картине Крымова «Зимний вечер», закрепление понятий «однокоренные слова» и «формы слова»

- Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно. Эта работа - подготовительный этап к написанию сочинения по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер». (Работают 7 минут.) (Включаю тихую музыку. Работают.))

ЗАРЯДКА для ГЛАЗ

- Проверим вашу работу. Докажите, что перед вами текст. (Есть начало, микротемы взаимосвязаны, наблюдается логичность, последовательность, завершённость - концовка)

( Тема текста - Слово Снег. Озаглавить: «Волшебная сила слова»)

Однокоренные слова: Формы слова:

Снегурка Снег

Снежень Снега

Снеговик Снеги

Заснеженные
Оснеженные

Снежище

Снежинка

Снежик

Снежок
Снежана

- Вы разобрали слова по составу.

При помощи чего они образованы? (При помощи суффиксов)

-Какой оттенок вносят суффиксы в наши «Снежные» слова?

Микротемы:

  1. Вдруг земля становится белой.

  2. Ощущение, которое вызывают «снежные» слова.

  3. Волшебная сила слов над нами.

- Молодцы, Вы хорошо потрудились. (Отметки, комментирую)

3. Домашнее задание

А теперь, чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание.

1 Параграф 29 , страница 60 - 61, новый учебник - 36, страница 104- 105, работа над ошибками, составить словарный диктант по теме урока из 10-12 слов. На следующем уроке продиктуете их своим одноклассникам.

- АВ теперь кто сможет повторить нашу рифмовку?

4.Рефлексия

У вас есть время заполнить табличку, которая лежит у вас на столах. (Пишут 2 минуты)

- Какие ваши главные результаты урока сегодня?

- Какие трудности встретились вам сегодня? Как вы их преодолевали?

- Какие идеи возникли во время выполнения задания?

- Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.

- Покажите мне свои смайлики, которыми вы оцениваете наш урок.

_ А теперь подайте дневники для отметки. Сдаём тетради на проверку.

Спасибо за работу.

© 2010-2022