Доклад Формирование гражданского самосознания на уроках русского языка и литературы в условиях современной социокультурной среды

Доклад содержит материалы, которые целесообразно использовать на уроках русского языка и литературы для гражданско-патриотического воспитания детей. Уроки словесности располагают для этого большими возможностями. Предлагаются различные формы организации урока: урок-монолог, урок-лекция, урок жизни, урок-беседа и другие. Например, цикл уроков по теме "Сложноподчиненные предложения", каждый из которых посвящен знаменитому человеку. Много возможностей дает краеведческий материал и внеурочная деятел...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Харченко В.А., г. Старый Оскол,

МОУ «СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов»


Формирование гражданского самосознания на уроках русского языка и литературы

в условиях современной социокультурной среды

Стало аксиоматичным определение воспитания как процесса целенаправленного, организованного, управляемого и контролируемого взаимодействия воспитателей и воспитанников, имеющего конечной целью формирование личности, нужной и полезной обществу.

В современном обществе приоритетным направлением образования становится гражданское образование. Его необходимость закреплена в международно-правовых актах российского законодательства. Образование должно обеспечивать формирование человека-гражданина.

Гражданское образование не должно ограничиваться только лишь специальными дисциплинами, такими как история, обществознание. Оно возможно и даже необходимо как на других школьных предметах, так и во внеурочной деятельности. [3]

Литература и русский язык располагают для этого большими возможностями. Материал уроков позволяет влиять на формирование личности ученика, развивать умения и навыки, связанные с изучением других предметов.

Урок - это главная форма организации обучения и воспитания учащихся. Однако это не значит, что урок - нечто застывшее и нерушимое, есть большие возможности для его совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания.

Целесообразно использовать различные формы организации урока: урок-монолог, урок-лекция, урок-беседа, урок-дискуссия, урок жизни, урок-журнал, урок-анализ, урок ученика, урок - заочная экскурсия, библиотечный и музейный уроки, уроки развития речи. Уроки любого типа позволяют вести разговор о патриотизме и гражданственности. [1]

Так, можно провести цикл уроков русского языка по теме «Сложносочиненные предложения», каждый из которых посвятить знаменитому человеку. Урок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным», посвященный творчеству А.С. Пушкина, дает прекрасную возможность и для комплексного анализа текстов, и для изучения нового материала, и для воспитания гражданских чувств. Например:

Комплексный анализ текста.

(1)Пушкин явился основоположником реалистической прозы, развитие которой в русской литературе XIX в. ознаменовалось величайшими художественными достижениями. (2)Первые значительные опыты в области художественной прозы были предприняты Пушкиным, когда он уже был прославленным поэтом. (3) К 1822 г. относится критический набросок, в котором Пушкин формулирует свои требования к прозе: "Точность и краткость - вот первые достоинства прозы". (4)Состояние русской прозы Пушкину представлялось малоудовлетворительным. (5)Признав, что лучшей является проза Карамзина, Пушкин замечает: "Это еще похвала небольшая"

Задания:

  1. Прочитайте отрывок из биографии А.С. Пушкина.

  2. Определите стиль и тип текста.

  3. Укажите номера СПП с придаточным определительным.

  4. Составьте схему 2 предложения.

  5. Объясните значение слова основоположник.

  6. Из предложения 1 выпишите все словосочетания со связью согласование.

  7. Устно составьте небольшую статью «Роль творчества А.С. Пушкина в культурном развитии России»

Создать условия для гражданского воспитания и сделать учебный процесс значимым для учащихся способна краеведческая деятельность, поскольку она позволяет придать процессу обучения характер поиска и исследования, выводит школьников за рамки урока, за пределы школы, в окружающую действительность. Краеведение требует интеграции разных наук, дает прекрасные возможности для воспитания гражданственности и патриотизма.

Одним из ведущих методов формирования гражданского сознания является метод личностно ориентированного обучения, при котором учащийся сам определяет объект и форму деятельности, способ представления полученной информации.

Не менее важным является метод педагогического стимулирования и развития коммуникативной активности, то есть «совокупность средств и приемов, побуждающих воспитанника к определенным действиям». [2] Из форм работы, стимулирующих развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках, можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии, составление вопросов для интервью, защита иллюстраций, приглашение к чтению. [1]

Разнообразны и формы внеклассной работы данного метода: встречи-праздники с родителями, проведение экскурсий и ролевых игр, написание статей в средства массовых информаций, в том числе и школьных газет; полевые сборы и экспедиции, работа с архивными документами и материалами в районных и краевых архивах.

Целесообразно использование проектно-исследовательского метода, на основе которого строится любая исследовательская деятельность учащихся.

По количеству участников в соответствии с личностно ориентированным методом деятельность учащихся может быть как индивидуальной, так и групповой. Так, например, исследование по теме «Ерошенко: образы и символы, созданные в его произведениях», которое было организовано и проведено на базе нашей школы несколькими группами учащихся в марте - мае 2009 года. Первоначально совместно был составлен план исследования. Затем учащиеся разделились: одна группа занималась сбором информации в Доме-музее В.Я Ерошенко в с. Обуховка Старооскольского района, другая - в архивных источниках. Из числа этих групп выделилась пара учащихся, которые провели отбор и систематизацию материала, создали текст научного стиля, подготовили тезисы и доклад, и только публичное выступление и ответы на вопросы оппонентов было доверено одному члену группы. При такой реализации исследования были учтены и интересы учащихся, и их психологические особенности и взаимные симпатии, организована взаимопомощь и взаимообучение школьников разного возраста. Каждый из участников смог, с одной стороны, реализовать свои способности, а с другой - попробовать себя в новом качестве.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. Сейчас мы с ребятами продолжаем работу над долгосрочным образовательным исследовательским проектом: собираем материал о поэтах и писателях, составивших славу родной Белгородчины... По-новому начинают звучать знакомые имена.

Но самое главное то, что плодотворными для формирования гражданского самосознания у школьников являются не только тексты учебника, хорошо организованный образовательный процесс, исследовательская деятельность, но и личность учителя. Для того чтобы стать хорошим учителем, необходимо быть полезным своим ученикам, идти в ногу с веком. И если потребуется расширить свои экономические, правовые, политические знания, это сделать нужно обязательно. Рано или поздно этого потребует от каждого новая социокультурная среда.

Список источников и литературы.


  1. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. Ж. Русский язык в школе, №2, 2004.

  2. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. window.edu.ru/window_catalog/files

  3. Проблемы преподавания русского языка и литературы в школе и вузе. Взаимодействие академической науки и практики филологического образования: Материалы международной научно-практической конференции. 14 ноября 2008 г., Белгород/ Отв. Ред. П.Ю. Федорченко. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2009. - 367 с.

Доклад Формирование гражданского самосознания на уроках русского языка и литературы в условиях современной социокультурной средыДоклад Формирование гражданского самосознания на уроках русского языка и литературы в условиях современной социокультурной среды

© 2010-2022