- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Олимпиада по русскому языку для обучающихся 9 класса
Олимпиада по русскому языку для обучающихся 9 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Сухова О.В. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЗАДАНИЯ 1 ТУРА ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 класс
Задание № 1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
В глубине зимы бли… (полу)ночи нач…лась однажды позёмка. Старик играл последней вещ…ю «Зимнюю д…рогу» Шуберта и соб…рался (за)тем ух…дить на п…кой. В (тот)час из с…редины ветра и снега появился знакомый с…дой в…робей. Он сел тонкими н…чтожными лапками на м…розный снег потом пох…дил (не)много вокруг футляра задува…мый по всему телу вихрями но р…внодушный к ним и бе...боязне…ый и перел…тел внутрь футляра.
(А. Платонов)
Задание №2. Расставьте ударение в словах:
Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.
Задание №3. Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.
Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.
Задание №4. Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения:
внушить, прихотливый.
Задание №5. Являются ли этимологически родственными слова крыть - крыло - крыльцо - крыша? Объясните.
Задание №6. Угадайте слово по толкованию его лексического значения:
а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;
б) краткий перерыв между действиями спектакля;
в) изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде;
г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.
Задание №7. Объясните значение заимствованных слов:
дюйм, куркума, курсив, реликвия, фетиш, купюра (не деньги), амбиция, гобой.
Задание № 8. Определите, какими частями речи являются выделенные слова:
а) Об этом событии студенты узнали после.
б) Раз мы отправились на экскурсию.
в) После урока дети отправились на прогулку.
г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.
д) Мы голосуем за мир.
е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.
ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.
Задание № 9.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Объясните.
1. Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.
2. Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.
3. Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.
4. Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».
Задание № 10. Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов:
а) куда кривая выведет; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка, ни чёрту кочерга.
Задание № 11. Переведите фрагмент древнерусского текста и сделайте лексический комментарий выделенных слов.
«По четыръмъ образомъ съгрешаетъ человЂкъ: по нЂзапу, по прЂлъсти, по неразумЂнию, по любъви».