Олимпиада по русскому языку для обучающихся 9 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗАДАНИЯ 1 ТУРА ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 класс

Задание № 1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.

В глубине зимы бли… (полу)ночи нач…лась однажды позёмка. Старик играл последней вещ…ю «Зимнюю д…рогу» Шуберта и соб…рался (за)тем ух…дить на п…кой. В (тот)час из с…редины ветра и снега появился знакомый с…дой в…робей. Он сел тонкими н…чтожными лапками на м…розный снег потом пох…дил (не)много вокруг футляра задува…мый по всему телу вихрями но р…внодушный к ним и бе...боязне…ый и перел…тел внутрь футляра.

(А. Платонов)

Задание №2. Расставьте ударение в словах:

Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.

Задание №3. Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.

Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.

Задание №4. Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения:

внушить, прихотливый.

Задание №5. Являются ли этимологически родственными слова крыть - крыло - крыльцо - крыша? Объясните.

Задание №6. Угадайте слово по толкованию его лексического значения:

а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;

б) краткий перерыв между действиями спектакля;

в) изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде;

г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

Задание №7. Объясните значение заимствованных слов:

дюйм, куркума, курсив, реликвия, фетиш, купюра (не деньги), амбиция, гобой.

Задание № 8. Определите, какими частями речи являются выделенные слова:

а) Об этом событии студенты узнали после.

б) Раз мы отправились на экскурсию.

в) После урока дети отправились на прогулку.

г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.

д) Мы голосуем за мир.

е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.

ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.

Задание № 9.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Объясните.

1. Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.

2. Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

3. Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.

4. Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

Задание № 10. Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов:

а) куда кривая выведет; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка, ни чёрту кочерга.

Задание № 11. Переведите фрагмент древнерусского текста и сделайте лексический комментарий выделенных слов.

«По четыръмъ образомъ съгрешаетъ человЂкъ: по нЂзапу, по прЂлъсти, по неразумЂнию, по любъви».

© 2010-2022