Урок-исследование по русскому языку Стилевые особенности рассказа А. П. Чехова «Хамелеон »

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Стилевые особенности рассказа А.П.Чехова « Хамелеон »

Цели урока:

1) на примере рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»

выявить особенности юмористических рассказов

А.П.Чехова;

2) расширить и углубить понятия: стиль писателя,

композиция художественного произведения,

художественная деталь;

3) учить школьников бережному, внимательному

отношению к художественному слову

Методы обучения:

1) эвристический;

2) проблемный

Тип урока:

Урок-исследование

Ход урока:

1.Орг.момент.

Объявления учителем темы и целей урока. Запись в тетради темы урока.

2.Викторина (подступ к теме)

На столе учителя заставка «Бюро литературных находок»

Учитель:

- И снова на уроке у нас открыто "Бюро литературных находок». Какой-то чудак принес сюда «рассказы», ​​утверждая, что нашел его в своем почтовом ящике. Однако в этом рассказе много фраз показались инее знакомыми. Определите автора и произведение по фрагменте из его

(Ученики выходят к доске, читают отрывок, определяют автора. Отрывки взяты из изученных ранее произведений разных писателей и рассказов А.П.Чехова)

Учитель:

-Как вы узнали чеховские строки среди строк других писателей?

-Только знакомые имена, содержание отрывков помогли вам в этом? А может еще что-то?

(Ученики говорят о том, что отрывки из рассказов А.П.Чехова

как-то одинаково написаны)

-Действительно, у каждого писателя своя манера письма, свой стиль. Что же такое стиль?Обратимся к словарю литературоведческих терминов

(Ученики находят определение стиля в словаре и делают записи в тетрадях)

Стиль писателя - особая манера письма, единство

творческих особенностей, присущих данному писа-

телю.

- Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы постичь стилевые особенности рассказов А.П.Чехова

2.Основные часть урока

- Начнем с начала, то есть с заголовка. Что должно отражать заголовок произведения?

(Тему или основную мысль произведения)

- Верно. По мнению Чехова, заголовок-это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, предельно кратким ... и скромным. Вот свидетельство того, как писатель работал над названием рассказа: «Название рассказа« Жестокий урок »...-неудачно. В нем нет простоты. Надо назвать рассказ каким-либо одним словом: «Гувернантка», нет, точнее,

«Размазня».

- Всегда ли удавалось это Чехову? Ваши предположения: о чем могут быть рассказы с таким названием: «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Хамелеон»?

(Ученики высказывают свои предположения)

-Итак, первая особенность рассказов Чехова:

короткие заголовок

Запись в тетради:

1.Коротке, простой заголовок

- Вы знакомы с понятием композиция рассказа. Вспомним основные элементы композиции

(Один ученик с помощью разборной схемы выстраивает схему построения рассказа)

-Именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова.Докажем это на примере рассказа

«Хамелеон».

(Ученики находят в рассказе элементы композиции

Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдирин.

Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой

Кульминация:-Это, кажись, генерала Жигалова! - Говорит кто-то из толпы

Развязка: Толпа смеется над Хрюкина.)

Запись в тетради:

2.Традицийна композиция: завязка-кульминация-развязка

- Прочитайте завязку, что в ней описано? Какие сведения представлены?

(Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдирин, время действия полдень)

Запись в тетради:

3.Гранично короткая завязка: место, время, действующих лица

-Чего больше в рассказах Чехова: рассказ, описания, диалога?

- Откуда мы узнаем о горе, что постигла Хрюкина?

(Из диалога)

- В чем особенность диалогов Чехова? Только они двигают сюжет или много говорят о героярассказа. Прослушайте диалог из книги

(Инсценированные отрывок из рассказа в исполнении заранее подготовленных учащихся

- Какими вы увидели героев рассказа?

Запись в тетради:

4.Диалогова построение рассказов

5.Индивидуальна неповторимость речь героев как основа их характеристики

- Как еще Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Или рисует писатель портреты героев? Прочитайте, какими мы видим Очумелова, Елдирина, Хрюкина?

- Едва ли кажутся странными вам эти портреты? Что от них осталось?

(Конфискован крыжовник в руках Елдирина и шинель с узелком в руках Очумелова)

- Какую роль играют эти детали? О чем они говорят?

- Очень часто Чехов заменяет описание «говорящего деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова? Прочтите отрывки, подтверждающие ваше мнение

(Шинель. Ученики читают отрывки из книги)

Запись в тетрадях:

6. «Говорящий деталь», заменяющий описание

-Задержимся на авторском повествовании: в чем своеобразие чеховской фразы?

- Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры

- Много ли эпитетов, сравнений?

(Почти нет)

-Любимая часть речи?

(Глагол)

-Слова причудливые, непонятные?

(Простые и точные)

Запись в тетрадях:

7. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи

- А почему писатель избегает хорошие эпитеты, сравнения?

(Чехов рассказывает о некрасивые явления жизни. Тут уж не до красивостей)

3. Итоги урока

-Сделайте обобщение: какие стилистические особенности рассказов Чехова

(Ученики, опираясь на записи в тетради, перечисляют особенности)

Учитель:

- М.Горький так писал о манере письма Чехова: «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям-просторно». Ли это?Действительно в коротких рассказах Чехова сказано очень многое? Вернемся к рассказу «Хамелеон», которое человеческое качество высмеивает писатель?

(Угодничество, чинопочитание лицемерие)

Домашнее задание: на примере одного юмористического рассказа Чехова показать стилистические особенности писателя




Урок по произведению А.П. Чехова «Толстый и тонкий»



Цели урока:


1) Выяснить особенности стиля А. П. Чехова, раскрыть мастерство слова, детали, подтекста; научить видеть красоту и меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию, чинопочитанию.

2) Поработать над диалогом; инсценировать эпизод.

3) Воспитывать чувство собственного достоинства в детях.

Наглядность:

1) Портрет А. П. Чехова.

2) Стенд с иллюстрациями произведений автора.

3) Выставка произведений.

Оборудование:

Карточки для индивидуальной работы.

Эпиграф:


«Краткость - сестра таланта».

А.П. Чехов.


«Чехов…умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно».

М. Горький.


Ход урока.

I. Орг. момент.


II. Вступительное слово учителя.


Чехов - изумительный автор лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ "Толстый и тонкий", мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст. Еще мы поработаем над диалогом, поучимся инсценировать.

III. Актуализация опорных знаний.


1. Словарная работа.

Лаконизм - предельная краткость, сжатость (речи).
Юмор - добрый смех.
Лютеранство - вероисповедание (протестантство).
Антитеза - противопоставление.
Херес - сорт крепкого виноградного вина.
Флердоранж - «настой цветов» - одеколон.
Вьюк - упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи.

2. Беседа по вопросам:

- Какие рассказы Чехова вы читали?
- Какие это рассказы? (Юмористические)
- Что такое юмор?
- Инсценировка эпизода в рассказе «Лошадиная фамилия». Что вы видите смешного в рассказе?

IY. Работа над темой урока.


1) Работа над содержанием рассказа «Толстый и тонкий».

Викторина:

  1. Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)

  2. Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)

  3. Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)

  4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)

  5. Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)

  6. Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)

  7. Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)

  8. Имя Тонкого. (Порфирий)

  9. Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)

  10. Место, где встретились друзья. (Вокзал)

  11. Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)

  12. Кличка Тонкого. (Эфиальт)

  13. Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)
    Чинопочитание - ключевое слово. (Автор осуждает в своем герое это качество характера)
    2)Стилевые особенности рассказа «Толстый и тонкий» А. П. Чехова.

    План работы над стилем рассказа.

    1. Заглавие простое, предельно краткое.
    2. Краткая завязка (вступление, начало).
    3.«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.
    4. Построение рассказа - диалог.
    5. Речь героев проста и лаконична.
    6. Традиционная композиция: завязка - кульминация - развязка.

    1. Заглавие простое, предельно краткое.
    (Тема и основная мысль)

    2.Предельно краткая завязка (вступление, начало): место, время, действующие лица.
    (Встречаются 2 друга на вокзале)

    - Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? (Антитеза)
    (Толстый и тонкий… Антонимы - богатый и бедный.)
    3.«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.

    («Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой» - неестественность, наигранность)

    Карточка N1
    Представьте себе, что вы рисуете иллюстрацию к этому произведению. Каким бы вы нарисовали "толстого"? Опишите устно внешность, одежду.
    -А какая походка была у этого героя?

    ("Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни", "Пахло от него хересом"- это значит, что он состоятельный, богатый, довольный жизнью, ходит важно).


    Слово учителя:

    Автор нам не дает описание внешности, но мы сами можем представить этого человека.

    Карточка N2
    Представьте себе, что вы режиссер. Каким вы себе представляете образ Тонкого? Его костюм, лицо и т.д.
    («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»)


    Слово учителя:
    Тонкий беден - нет денег на носильщика, вид жалкий и пахнет от него гущей. Это говорит о социальной лестнице. Он «навьючен».)

  14. 4. Построение рассказа - диалог.


    (Чтение диалога между встретившимися друзьями).

  15. Как передает автор радость при встрече друзей?

(Толстый - предложения короткие, речь разговорная, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Тонкий - краткие восклицательные предложения.)


5. Речь героев проста и лаконична.

(Предложения простые, отсутствуют эпитеты, часто встречается глаголы, точное употребление слов.)


6. Традиционная композиция: завязка - кульминация - развязка.


Работа над отдельным эпизодом.

(Кульминационный момент - Толстый говорит о своей должности)



  • Опишите, как изменился при этом Тонкий: его поведение, поза, внешность.


(«Тонкий вдруг побледнел, окаменел». Окаменел - главная метафора - был поражен, замер, застыл как вкопанный. Это от испуга, шока, ужаса.

« Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Неестественность, наигранность.

«Сам он съежился, сгорбился, сузился…» Чемоданы, узлы тоже «съежились, поморщились»

Тонкий хихикает, теряет дар речи, появляется почтительное - «с»).


V. Подведение итогов урока.

Беседа:
1. Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа?

(Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым)
2. Какова идея произведения?

(Разоблачение подхалимства и угодничества)
3. Почему Толстый не возражает и уходит?
(Он понял, что бесполезно говорить «другу» что-либо).
4. Что должно отражать заглавие?
(Тему и основную мысль рассказа)
5. Какое человеческое качество высмеивает Чехов?

(Угодничество, готовность унижаться)

VI. Домашнее задание.

Подготовить устное сообщение на тему «Краткость - сестра таланта» по рассказу Чехова.

© 2010-2022