- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-исследование по русскому языку Стилевые особенности рассказа А. П. Чехова «Хамелеон »
Урок-исследование по русскому языку Стилевые особенности рассказа А. П. Чехова «Хамелеон »
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузуб Я.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Стилевые особенности рассказа А.П.Чехова « Хамелеон »
Цели урока:
1) на примере рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»
выявить особенности юмористических рассказов
А.П.Чехова;
2) расширить и углубить понятия: стиль писателя,
композиция художественного произведения,
художественная деталь;
3) учить школьников бережному, внимательному
отношению к художественному слову
Методы обучения:
1) эвристический;
2) проблемный
Тип урока:
Урок-исследование
Ход урока:
1.Орг.момент.
Объявления учителем темы и целей урока. Запись в тетради темы урока.
2.Викторина (подступ к теме)
На столе учителя заставка «Бюро литературных находок»
Учитель:
- И снова на уроке у нас открыто "Бюро литературных находок». Какой-то чудак принес сюда «рассказы», утверждая, что нашел его в своем почтовом ящике. Однако в этом рассказе много фраз показались инее знакомыми. Определите автора и произведение по фрагменте из его
(Ученики выходят к доске, читают отрывок, определяют автора. Отрывки взяты из изученных ранее произведений разных писателей и рассказов А.П.Чехова)
Учитель:
-Как вы узнали чеховские строки среди строк других писателей?
-Только знакомые имена, содержание отрывков помогли вам в этом? А может еще что-то?
(Ученики говорят о том, что отрывки из рассказов А.П.Чехова
как-то одинаково написаны)
-Действительно, у каждого писателя своя манера письма, свой стиль. Что же такое стиль?Обратимся к словарю литературоведческих терминов
(Ученики находят определение стиля в словаре и делают записи в тетрадях)
Стиль писателя - особая манера письма, единство
творческих особенностей, присущих данному писа-
телю.
- Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы постичь стилевые особенности рассказов А.П.Чехова
2.Основные часть урока
- Начнем с начала, то есть с заголовка. Что должно отражать заголовок произведения?
(Тему или основную мысль произведения)
- Верно. По мнению Чехова, заголовок-это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, предельно кратким ... и скромным. Вот свидетельство того, как писатель работал над названием рассказа: «Название рассказа« Жестокий урок »...-неудачно. В нем нет простоты. Надо назвать рассказ каким-либо одним словом: «Гувернантка», нет, точнее,
«Размазня».
- Всегда ли удавалось это Чехову? Ваши предположения: о чем могут быть рассказы с таким названием: «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Хамелеон»?
(Ученики высказывают свои предположения)
-Итак, первая особенность рассказов Чехова:
короткие заголовок
Запись в тетради:
1.Коротке, простой заголовок
- Вы знакомы с понятием композиция рассказа. Вспомним основные элементы композиции
(Один ученик с помощью разборной схемы выстраивает схему построения рассказа)
-Именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова.Докажем это на примере рассказа
«Хамелеон».
(Ученики находят в рассказе элементы композиции
Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдирин.
Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой
Кульминация:-Это, кажись, генерала Жигалова! - Говорит кто-то из толпы
Развязка: Толпа смеется над Хрюкина.)
Запись в тетради:
2.Традицийна композиция: завязка-кульминация-развязка
- Прочитайте завязку, что в ней описано? Какие сведения представлены?
(Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдирин, время действия полдень)
Запись в тетради:
3.Гранично короткая завязка: место, время, действующих лица
-Чего больше в рассказах Чехова: рассказ, описания, диалога?
- Откуда мы узнаем о горе, что постигла Хрюкина?
(Из диалога)
- В чем особенность диалогов Чехова? Только они двигают сюжет или много говорят о героярассказа. Прослушайте диалог из книги
(Инсценированные отрывок из рассказа в исполнении заранее подготовленных учащихся
- Какими вы увидели героев рассказа?
Запись в тетради:
4.Диалогова построение рассказов
5.Индивидуальна неповторимость речь героев как основа их характеристики
- Как еще Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Или рисует писатель портреты героев? Прочитайте, какими мы видим Очумелова, Елдирина, Хрюкина?
- Едва ли кажутся странными вам эти портреты? Что от них осталось?
(Конфискован крыжовник в руках Елдирина и шинель с узелком в руках Очумелова)
- Какую роль играют эти детали? О чем они говорят?
- Очень часто Чехов заменяет описание «говорящего деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова? Прочтите отрывки, подтверждающие ваше мнение
(Шинель. Ученики читают отрывки из книги)
Запись в тетрадях:
6. «Говорящий деталь», заменяющий описание
-Задержимся на авторском повествовании: в чем своеобразие чеховской фразы?
- Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры
- Много ли эпитетов, сравнений?
(Почти нет)
-Любимая часть речи?
(Глагол)
-Слова причудливые, непонятные?
(Простые и точные)
Запись в тетрадях:
7. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи
- А почему писатель избегает хорошие эпитеты, сравнения?
(Чехов рассказывает о некрасивые явления жизни. Тут уж не до красивостей)
3. Итоги урока
-Сделайте обобщение: какие стилистические особенности рассказов Чехова
(Ученики, опираясь на записи в тетради, перечисляют особенности)
Учитель:
- М.Горький так писал о манере письма Чехова: «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям-просторно». Ли это?Действительно в коротких рассказах Чехова сказано очень многое? Вернемся к рассказу «Хамелеон», которое человеческое качество высмеивает писатель?
(Угодничество, чинопочитание лицемерие)
Домашнее задание: на примере одного юмористического рассказа Чехова показать стилистические особенности писателя
Урок по произведению А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
Цели урока:
1) Выяснить особенности стиля А. П. Чехова, раскрыть мастерство слова, детали, подтекста; научить видеть красоту и меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию, чинопочитанию.
2) Поработать над диалогом; инсценировать эпизод.
3) Воспитывать чувство собственного достоинства в детях.
Наглядность:
1) Портрет А. П. Чехова.
2) Стенд с иллюстрациями произведений автора.
3) Выставка произведений.
Оборудование:
Карточки для индивидуальной работы.
Эпиграф:
«Краткость - сестра таланта».
А.П. Чехов.
«Чехов…умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно».
М. Горький.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Вступительное слово учителя.
Чехов - изумительный автор лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ "Толстый и тонкий", мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст. Еще мы поработаем над диалогом, поучимся инсценировать.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Словарная работа.
Лаконизм - предельная краткость, сжатость (речи).
Юмор - добрый смех.
Лютеранство - вероисповедание (протестантство).
Антитеза - противопоставление.
Херес - сорт крепкого виноградного вина.
Флердоранж - «настой цветов» - одеколон.
Вьюк - упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи.
2. Беседа по вопросам:
- Какие рассказы Чехова вы читали?
- Какие это рассказы? (Юмористические)
- Что такое юмор?
- Инсценировка эпизода в рассказе «Лошадиная фамилия». Что вы видите смешного в рассказе?
IY. Работа над темой урока.
1) Работа над содержанием рассказа «Толстый и тонкий».
Викторина:
-
Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)
-
Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)
-
Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)
-
Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)
-
Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)
-
Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)
-
Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
-
Имя Тонкого. (Порфирий)
-
Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)
-
Место, где встретились друзья. (Вокзал)
-
Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)
-
Кличка Тонкого. (Эфиальт)
-
Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)
Чинопочитание - ключевое слово. (Автор осуждает в своем герое это качество характера)
2)Стилевые особенности рассказа «Толстый и тонкий» А. П. Чехова.
План работы над стилем рассказа.
1. Заглавие простое, предельно краткое.
2. Краткая завязка (вступление, начало).
3.«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.
4. Построение рассказа - диалог.
5. Речь героев проста и лаконична.
6. Традиционная композиция: завязка - кульминация - развязка.
1. Заглавие простое, предельно краткое.
(Тема и основная мысль)
2.Предельно краткая завязка (вступление, начало): место, время, действующие лица.
(Встречаются 2 друга на вокзале)
- Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? (Антитеза)
(Толстый и тонкий… Антонимы - богатый и бедный.)
3.«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.
(«Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой» - неестественность, наигранность)
Карточка N1
Представьте себе, что вы рисуете иллюстрацию к этому произведению. Каким бы вы нарисовали "толстого"? Опишите устно внешность, одежду.
-А какая походка была у этого героя?
("Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни", "Пахло от него хересом"- это значит, что он состоятельный, богатый, довольный жизнью, ходит важно).
Слово учителя:
Автор нам не дает описание внешности, но мы сами можем представить этого человека.
Карточка N2
Представьте себе, что вы режиссер. Каким вы себе представляете образ Тонкого? Его костюм, лицо и т.д.
(«Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»)
Слово учителя:
Тонкий беден - нет денег на носильщика, вид жалкий и пахнет от него гущей. Это говорит о социальной лестнице. Он «навьючен».)
-
4. Построение рассказа - диалог.
(Чтение диалога между встретившимися друзьями).
-
Как передает автор радость при встрече друзей?
(Толстый - предложения короткие, речь разговорная, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Тонкий - краткие восклицательные предложения.)
5. Речь героев проста и лаконична.
(Предложения простые, отсутствуют эпитеты, часто встречается глаголы, точное употребление слов.)
6. Традиционная композиция: завязка - кульминация - развязка.
Работа над отдельным эпизодом.
(Кульминационный момент - Толстый говорит о своей должности)
-
Опишите, как изменился при этом Тонкий: его поведение, поза, внешность.
(«Тонкий вдруг побледнел, окаменел». Окаменел - главная метафора - был поражен, замер, застыл как вкопанный. Это от испуга, шока, ужаса.
« Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Неестественность, наигранность.
«Сам он съежился, сгорбился, сузился…» Чемоданы, узлы тоже «съежились, поморщились»
Тонкий хихикает, теряет дар речи, появляется почтительное - «с»).
V. Подведение итогов урока.
Беседа:
1. Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа?
(Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым)
2. Какова идея произведения?
(Разоблачение подхалимства и угодничества)
3. Почему Толстый не возражает и уходит?
(Он понял, что бесполезно говорить «другу» что-либо).
4. Что должно отражать заглавие?
(Тему и основную мысль рассказа)
5. Какое человеческое качество высмеивает Чехов?
(Угодничество, готовность унижаться)
VI. Домашнее задание.
Подготовить устное сообщение на тему «Краткость - сестра таланта» по рассказу Чехова.