Рабочие программы для 8 класса Русский язык и литература

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно - тематическое планирование по литературе

(8 класс)

п/п




Дата
проведения




Тема и цель урока


Дидактическая

модель

обучения


Педагогические средства,

формы

Вид

деятельности

учащихся.


Планируемый результат (базовый уровень)

Информационно-методическое обеспечение




план

факт

Знать

Уметь


1

2

Введение. Художественный образ. Литература как искусство слова.

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа; работа

с книгой;

Групповая

образную природу словесного искусства.

составлять тезисы и план прочитанного; владеть пересказом.

составлять тезисы и план прочитанного владеть пересказом.

М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

3

4

Лирическая песня как жанр народной поэзии. Исторические песни.

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебника

Лекция, аналитическая беседа

Групповая

жанровые особенности лирической песни; классификацию лирических песен.

воспринимать и анализировать лирические песни

М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

5

Предания.

жанровые особенности предания.

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

Беседа; работа с текстами; выразительное чтение

Групповая индивидуальная

жанровые особенности предания; содержание преданий о Пугачёве.

воспринимать и анализировать текст преданий

М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

6

7

«Повесть о жизни и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

Объяснительно-иллюстративная, материалы учебника

Беседа; работа с текстом учебной статьи, с текстом из древнерусской литературы

Групповая, индивидуальная

содержание «Повести…», причины возникновения патриотической темы в древнерусской литературе.

определять жанры произведений Древней Руси.

М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

8

Литература XVIII века

(общий обзор).

Исследовательская; опорные записи

аналитическая беседа

Групповая

особенности русского классицизма.

Характеризовать эпоху

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

9

10

11

12

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе

Объяснительно-иллюстративная.

Беседа; работа с текстом

Групповая

содержание пьесы, черты классицизма.

анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

13

Р/р. Сочинение на заданную тему.

Исследовательская

Самостоятельная работа над сочинением

Индивидуальная

содержание прочитанного произведения.

составлять план, формулировать идею, подбирать материал,

М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

14

15

Из русской литературы XIX века. Басни И. А. Крылова. «Лягушки, просящие Царя», «Обоз»

Объяснительно-иллюстративная.

Беседа; работа с книгой; выразительное чтение

Групповая,индивидуальная

основные факты жизни и творчества

И. А. Крылова; содержание басен.

определять мораль басен; использовать ее в определенных жизненных обстоятельствах

М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

16

17

Творчество К. Ф. Рылеева

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

Беседа; работа с книгой; выразительное чтение

Групповая

основные факты жизни и творчества

К. Ф. Рылеева; понятие думы.

анализировать поэтические произведения

М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

18

19

Русская литература

XIX в. А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа повести.

Объяснительно-иллюстративная.

использование материала урока истории о Пугачёвском восстании

Беседа, работа с книгой

Групповая, фронтальная

основные факты жизни и А. С. Пушкина; исторические источники; изучаемого произведения.

владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге

М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

20

21

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Главы 1-3. Формирование личности П. Гринёва «Я рос недорослем».

Объяснительно-иллюстративная.

Беседа, работа с книгой

Групповая,индивидуальная

содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя.

владеть различными видами пересказа; выделять смысловые части текста

М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

22

Гринёв в Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых». Анализ 3-5-й глав

Объяснительно-иллюстративная

Аналитическая беседа; работа с книгой

Групповая

содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов повести.

владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по вопросам

М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

23

24

Гринёв и Швабрин. Проблемы чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика

Поисковая.

Проблемные задания

Групповая

содержание изучаемых глав в тексте;

сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев;

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

25

26

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Главы 4-7. Гринёв и Маша Миронова. Нравственная красота героини.

Объяснительно-иллюстративная

Аналитическая беседа

Групповая

содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.

владеть различными видами пересказа; выражать свое отношение к поступкам героев

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

27

28

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Главы 8-9. Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачёва. Взаимоотношения Гринёва и Пугачёва

Объяснительно-иллюстративная

Аналитическая беседа

Групповая

содержание изучаемых глав в тексте

владеть различными видами пересказа; выражать свое отношение к поступкам героев

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

29

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ Пугачёва в повести. Отношение автора и рассказчика к Пугачёвскому восстанию.

Объяснительно-иллюстративная

Аналитическая беседа

Групповая

содержание изучаемых глав в тексте

владеть различными видами пересказа; выражать свое отношение к поступкам героев

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

30

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Объяснительно-иллюстративная

Аналитическая беседа

Групповая

содержание изучаемых глав в тексте

владеть различными видами пересказа; выражать свое отношение к поступкам героев

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

31

32

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам, воплощение этих тем в его творчестве. Стихотворения «Узник», «Пленный рыцарь». Символический образ тюрьмы в лирике поэта.

Объяснительно-иллюстративная

Аналитическая беседа

Групповая

основные факты жизни и творчества

М. Ю. Лермонтова.

определять род и жанр литературного произведения, выразительно читать наизусть

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

33

34

Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Поэма «Мцыри». История со-здания, особенности композиции поэмы

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа; работа

с книгой

Групповая

содержание изучаемого произведения.

анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

35

36

Идейное содержание поэмы «Мцыри». Образ Мцыри в поэме.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа; работа

с книгой

Групповая

содержание изучаемого произведения.

анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

37

38

М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Художественное своеобразие поэмы.

Р/р. Чтение наизусть. Отрывок из поэмы «Мцыри».

Объяснительно-иллюстративная

Проблемные задания

Групповая

содержание поэмы; наизусть отрывок.

делать выводы

делать выводы, выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

39

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мцыри»

Исследовательская

Самостоятельная работа над сочинением

Индивидуальная

содержание прочитанного произведения.

составлять план, формулировать идею, подбирать материал,

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

40

41

Н. В. Гоголь - писатель-сатирик. Биографический очерк. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа; работа

с книгой

Групповая

содержание изучаемого произведения.

определять роль

и жанр произведения выразительно читать фрагменты

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

42

43

Н. В. Гоголь. «Ревизор». Действие первое. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия

Поисковая.

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

основы сценического поведения; содержание комедии.

владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по произведению

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

44

45

Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор». Мастерство речевых характеристик. (Действия 2-3.)

Исследовательская.

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

основы сценического поведения; содержание комедии.

владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по произведению

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

46

Н. В. Гоголь. «Ревизор».

(Действия 4-5.) Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова

Исследовательская.

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

содержание действий; позицию автора по отношению к каждому из героев.

строить устные

и письменные высказывания

в связи с изучением произведения, участвовать в диалоге

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

47

Мастерство Гоголя-сатирика. Белинский о комедии «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа; работа

с книгой

Групповая

определение понятия «хлестаковщина».

обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному.

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

48

Р/р Практическая работа по комедии «Ревизор». Контрольное тестирование.

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

содержание комедии, пути и приемы раскрытия образов комедии.

обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

49

50

Н. В. Гоголь. «Шинель».

Тема «маленького человека».

Объяснительно-иллюстративная

аналитическая беседа; работа

с текстом

Коллективная. Групповая

содержание повести, ее тему и идею.

понимать, в чем состоит новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека»

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

51

52

М. Е. Салтыков-Щедрин. Анализ отрывка из «Истории одного города»: «О корне происхождения глупцов».

Объяснительно-иллюстративная

аналитическая беседа; работа

с текстом

Коллективная.

понятие «сатира»; особенности художественного мира М. Е. Салтыкова-Щедрина.

анализировать художественное произведение

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

53

54

Н. С. Лесков. «Старый гений»

Объяснительно-иллюстративная

аналитическая беседа; работа

с текстом

Коллективная.

особенности художественного мира Н. С. Лескова; содержание рассказа «Старый гений».

анализировать текст, чувствовать мысли автора

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

55

56

И.С. Тургенев. Изображение русского характера и жизни в рассказе «Певцы».

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

особенности мира И.С.Тургенева; содержание рассказа «Певцы».

анализировать текст, чувствовать мысли автора

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

57

58

Л. Н. Толстой. «После бала». Жизненные источники произведения. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи.

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа.

анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

59

60

Рассказ «После бала». Прием контраста, раскрывающий идею рассказа.. Иван Васильевич и полковник.

Объяснительно-иллюстративная

аналитическая беседа; работа

с текстом

Коллективная.

содержание произведения; прием «контраста».

сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа;

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

61

Л. Н. Толстой. «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу в произведении.

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

содержание рассказа; приемы анализа текста.

сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

62

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению

Исследовательская

работа

с текстом

Групповая

содержание рассказа; приемы анализа текста.

писать сочинение на основе литературного произведения

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

63

64

Поэзия родной природы

(стихотворения

А. С. Пушкина,

М. Ю. Лермонтова,

Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о природе). Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике

Исследовательская

работа

с текстом

Групповая

анализ поэтического текста.

выразительно читать стихотворение,

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

65

66

67

А. П. Чехов. Трилогия «Человек в футляре»

Проблемное изложение;

поисковая

Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой

Групповая

основные события жизни писателя; содержание трилогии.

указывать главную проблему трилогии; анализировать художественное произведение

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

68

69

А. И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. Утверждение согласия
и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени».

Проблемное изложение;

поисковая

Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой

Групповая

основные события жизни писателя; содержание рассказа.

указывать главную проблему рассказа; анализировать художественное произведение

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

70

71

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ».

поисковая

Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой

Групповая

основные факты жизни и творческого пути И. А. Бунина, содержание рассказа

анализировать художественный текст выражать свое отношение к прочитанному

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

72

73

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом».

поисковая

Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой

Групповая

основные факты жизни и творчества поэта

определять род и жанр литературного произведения выразительно читать

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

74

75

С.А. Есенин. Поэма на историческую тему «Пугачёв».

поисковая

Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой

Групповая

основные факты жизни и творчества поэта

определять род и жанр литературного произведения выразительно читать

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

76

Р/Р. По творчеству С.Есенина и А.Блока.

Объяснительно-иллюстративная

Проблемные задания

Групповая

содержание поэмы; наизусть отрывок.

делать выводы

делать выводы, выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

77

78

И.С.Шмелев. Рассказ о пути к творчеству.» Как я стал писателем»

И.С.Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой

Индивидуальная, работа с книгой

основные события жизни писателя; содержание рассказа.

указывать главную проблему рассказа; анализировать художественное произведение

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

79 80

Журнал «Сатирикон». Тэффи,О.Дымов, А.Т.Аверченко. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе.

Краткий рассказ о журнале «Сатирикон», содержание рассказа.

Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой

Групповая работа с книгой

основные события жизни писателя; содержание рассказа.

указывать главную проблему рассказа; анализировать художественное произведение

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

81

82

М.М.Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе.

М.М.Зощенко. Краткий рассказ о писателе.

Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой

Групповая работа с книгой

основные события жизни писателя; содержание рассказа.

указывать главную проблему рассказа; анализировать художественное произведение

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

83

84

М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».

М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой

Коллективная работа с книгой

основные события жизни писателя; содержание рассказа.

указывать главную проблему рассказа; анализировать художественное произведение

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

85

86

87

88

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». История создания. Композиция . Юмор поэмы. В. Тёркин - олицетворение национального характера. Р/Р

Объяснительно-иллюстративная.

Картина

Ю. Непринцева «Отдых после боя»

Лекция, беседа; работа

с книгой

Групповая

содержание изучаемых глав,.

формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

89

90

Стихи поэтов о Великой Отечественной войне

(А. Ахматова, В. Самойлов, М. Джалиль - поэты, не вернувшиеся с войны.

Р/Р

Исследовательская.

Грамзаписи стихов о Великой Отечественной войне

Лекция, беседа; работа

с книгой

Групповая

поэтов военного времени и их творчество; знать стихи наизусть.

выразительно читать наизусть;

владеть различными видами пересказа

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

91

92

93

В. П. Астафьев. Тема детства в творчестве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

основные факты жизни и творчества писателя; содержание рассказа.

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

94

95

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине.

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

образную природу словесного искусства

выразительно читать стихи наизусть; строить устные и письменные высказывания

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

96

97

98

Зарубежная литература.

У. Шекспир. «Ромео

и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. Конфликт живого чувства и предрассудков.

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа; работа

с книгой

Групповая

основные факты жизни и творчества В. Шекспира; содержание трагедии «Ромео и Джульетта»

воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род

и жанр литературного произведения

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

99

100

Жизнь и творчество Вальтера Скотта.

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя; работа с книгой;

Групповая

об основных этапах жизни

и творчества

В. Скотта.

формулировать свою позицию относительно прочитанного

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

101

Зачетный урок по теории литературы.

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

изученные теоретико-литературные понятия.

применять на уроке теоретико-литературные понятия.

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах

102

Итоговый урок


М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах



© 2010-2022