- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочие программы для 8 класса Русский язык и литература
Рабочие программы для 8 класса Русский язык и литература
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Николайчук В.Б. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Календарно - тематическое планирование по литературе
(8 класс)
№
п/п
Дата
проведения
Тема и цель урока
Дидактическая
модель
обучения
Педагогические средства,
формы
Вид
деятельности
учащихся.
Планируемый результат (базовый уровень)
Информационно-методическое обеспечение
план
факт
Знать
Уметь
1
2
Введение. Художественный образ. Литература как искусство слова.
Объяснительно-иллюстративная.
Лекция, беседа; работа
с книгой;
Групповая
образную природу словесного искусства.
составлять тезисы и план прочитанного; владеть пересказом.
составлять тезисы и план прочитанного владеть пересказом.
М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
3
4
Лирическая песня как жанр народной поэзии. Исторические песни.
Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебника
Лекция, аналитическая беседа
Групповая
жанровые особенности лирической песни; классификацию лирических песен.
воспринимать и анализировать лирические песни
М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
5
Предания.
жанровые особенности предания.
Объяснительно-иллюстративная, исследовательская
Беседа; работа с текстами; выразительное чтение
Групповая индивидуальная
жанровые особенности предания; содержание преданий о Пугачёве.
воспринимать и анализировать текст преданий
М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
6
7
«Повесть о жизни и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».
Объяснительно-иллюстративная, материалы учебника
Беседа; работа с текстом учебной статьи, с текстом из древнерусской литературы
Групповая, индивидуальная
содержание «Повести…», причины возникновения патриотической темы в древнерусской литературе.
определять жанры произведений Древней Руси.
М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
8
Литература XVIII века
(общий обзор).
Исследовательская; опорные записи
аналитическая беседа
Групповая
особенности русского классицизма.
Характеризовать эпоху
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
9
10
11
12
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе
Объяснительно-иллюстративная.
Беседа; работа с текстом
Групповая
содержание пьесы, черты классицизма.
анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
13
Р/р. Сочинение на заданную тему.
Исследовательская
Самостоятельная работа над сочинением
Индивидуальная
содержание прочитанного произведения.
составлять план, формулировать идею, подбирать материал,
М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
14
15
Из русской литературы XIX века. Басни И. А. Крылова. «Лягушки, просящие Царя», «Обоз»
Объяснительно-иллюстративная.
Беседа; работа с книгой; выразительное чтение
Групповая,индивидуальная
основные факты жизни и творчества
И. А. Крылова; содержание басен.
определять мораль басен; использовать ее в определенных жизненных обстоятельствах
М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
16
17
Творчество К. Ф. Рылеева
Объяснительно-иллюстративная, исследовательская
Беседа; работа с книгой; выразительное чтение
Групповая
основные факты жизни и творчества
К. Ф. Рылеева; понятие думы.
анализировать поэтические произведения
М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
18
19
Русская литература
XIX в. А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа повести.
Объяснительно-иллюстративная.
использование материала урока истории о Пугачёвском восстании
Беседа, работа с книгой
Групповая, фронтальная
основные факты жизни и А. С. Пушкина; исторические источники; изучаемого произведения.
владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге
М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
20
21
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Главы 1-3. Формирование личности П. Гринёва «Я рос недорослем».
Объяснительно-иллюстративная.
Беседа, работа с книгой
Групповая,индивидуальная
содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя.
владеть различными видами пересказа; выделять смысловые части текста
М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
22
Гринёв в Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых». Анализ 3-5-й глав
Объяснительно-иллюстративная
Аналитическая беседа; работа с книгой
Групповая
содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов повести.
владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по вопросам
М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
23
24
Гринёв и Швабрин. Проблемы чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика
Поисковая.
Проблемные задания
Групповая
содержание изучаемых глав в тексте;
сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев;
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
25
26
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Главы 4-7. Гринёв и Маша Миронова. Нравственная красота героини.
Объяснительно-иллюстративная
Аналитическая беседа
Групповая
содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.
владеть различными видами пересказа; выражать свое отношение к поступкам героев
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
27
28
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Главы 8-9. Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачёва. Взаимоотношения Гринёва и Пугачёва
Объяснительно-иллюстративная
Аналитическая беседа
Групповая
содержание изучаемых глав в тексте
владеть различными видами пересказа; выражать свое отношение к поступкам героев
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
29
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ Пугачёва в повести. Отношение автора и рассказчика к Пугачёвскому восстанию.
Объяснительно-иллюстративная
Аналитическая беседа
Групповая
содержание изучаемых глав в тексте
владеть различными видами пересказа; выражать свое отношение к поступкам героев
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
30
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Объяснительно-иллюстративная
Аналитическая беседа
Групповая
содержание изучаемых глав в тексте
владеть различными видами пересказа; выражать свое отношение к поступкам героев
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
31
32
М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам, воплощение этих тем в его творчестве. Стихотворения «Узник», «Пленный рыцарь». Символический образ тюрьмы в лирике поэта.
Объяснительно-иллюстративная
Аналитическая беседа
Групповая
основные факты жизни и творчества
М. Ю. Лермонтова.
определять род и жанр литературного произведения, выразительно читать наизусть
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
33
34
Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Поэма «Мцыри». История со-здания, особенности композиции поэмы
Объяснительно-иллюстративная
Лекция, беседа; работа
с книгой
Групповая
содержание изучаемого произведения.
анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
35
36
Идейное содержание поэмы «Мцыри». Образ Мцыри в поэме.
Объяснительно-иллюстративная
Лекция, беседа; работа
с книгой
Групповая
содержание изучаемого произведения.
анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
37
38
М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Художественное своеобразие поэмы.
Р/р. Чтение наизусть. Отрывок из поэмы «Мцыри».
Объяснительно-иллюстративная
Проблемные задания
Групповая
содержание поэмы; наизусть отрывок.
делать выводы
делать выводы, выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
39
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мцыри»
Исследовательская
Самостоятельная работа над сочинением
Индивидуальная
содержание прочитанного произведения.
составлять план, формулировать идею, подбирать материал,
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
40
41
Н. В. Гоголь - писатель-сатирик. Биографический очерк. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.
Объяснительно-иллюстративная
Лекция, беседа; работа
с книгой
Групповая
содержание изучаемого произведения.
определять роль
и жанр произведения выразительно читать фрагменты
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
42
43
Н. В. Гоголь. «Ревизор». Действие первое. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия
Поисковая.
Организация совместной учебной деятельности
Групповая
основы сценического поведения; содержание комедии.
владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по произведению
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
44
45
Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор». Мастерство речевых характеристик. (Действия 2-3.)
Исследовательская.
Организация совместной учебной деятельности
Групповая
основы сценического поведения; содержание комедии.
владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по произведению
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
46
Н. В. Гоголь. «Ревизор».
(Действия 4-5.) Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова
Исследовательская.
Организация совместной учебной деятельности
Групповая
содержание действий; позицию автора по отношению к каждому из героев.
строить устные
и письменные высказывания
в связи с изучением произведения, участвовать в диалоге
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
47
Мастерство Гоголя-сатирика. Белинский о комедии «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина.
Объяснительно-иллюстративная
Лекция, беседа; работа
с книгой
Групповая
определение понятия «хлестаковщина».
обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному.
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
48
Р/р Практическая работа по комедии «Ревизор». Контрольное тестирование.
Поисковая
Проблемные задания
Групповая
содержание комедии, пути и приемы раскрытия образов комедии.
обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
49
50
Н. В. Гоголь. «Шинель».
Тема «маленького человека».
Объяснительно-иллюстративная
аналитическая беседа; работа
с текстом
Коллективная. Групповая
содержание повести, ее тему и идею.
понимать, в чем состоит новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека»
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
51
52
М. Е. Салтыков-Щедрин. Анализ отрывка из «Истории одного города»: «О корне происхождения глупцов».
Объяснительно-иллюстративная
аналитическая беседа; работа
с текстом
Коллективная.
понятие «сатира»; особенности художественного мира М. Е. Салтыкова-Щедрина.
анализировать художественное произведение
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
53
54
Н. С. Лесков. «Старый гений»
Объяснительно-иллюстративная
аналитическая беседа; работа
с текстом
Коллективная.
особенности художественного мира Н. С. Лескова; содержание рассказа «Старый гений».
анализировать текст, чувствовать мысли автора
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
55
56
И.С. Тургенев. Изображение русского характера и жизни в рассказе «Певцы».
Поисковая
Проблемные задания
Групповая
особенности мира И.С.Тургенева; содержание рассказа «Певцы».
анализировать текст, чувствовать мысли автора
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
57
58
Л. Н. Толстой. «После бала». Жизненные источники произведения. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи.
Поисковая
Проблемные задания
Групповая
основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа.
анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
59
60
Рассказ «После бала». Прием контраста, раскрывающий идею рассказа.. Иван Васильевич и полковник.
Объяснительно-иллюстративная
аналитическая беседа; работа
с текстом
Коллективная.
содержание произведения; прием «контраста».
сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа;
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
61
Л. Н. Толстой. «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу в произведении.
Поисковая
Проблемные задания
Групповая
содержание рассказа; приемы анализа текста.
сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
62
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению
Исследовательская
работа
с текстом
Групповая
содержание рассказа; приемы анализа текста.
писать сочинение на основе литературного произведения
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
63
64
Поэзия родной природы
(стихотворения
А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова,
Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о природе). Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике
Исследовательская
работа
с текстом
Групповая
анализ поэтического текста.
выразительно читать стихотворение,
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
65
66
67
А. П. Чехов. Трилогия «Человек в футляре»
Проблемное изложение;
поисковая
Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой
Групповая
основные события жизни писателя; содержание трилогии.
указывать главную проблему трилогии; анализировать художественное произведение
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
68
69
А. И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. Утверждение согласия
и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени».
Проблемное изложение;
поисковая
Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой
Групповая
основные события жизни писателя; содержание рассказа.
указывать главную проблему рассказа; анализировать художественное произведение
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
70
71
И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ».
поисковая
Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой
Групповая
основные факты жизни и творческого пути И. А. Бунина, содержание рассказа
анализировать художественный текст выражать свое отношение к прочитанному
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
72
73
А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом».
поисковая
Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой
Групповая
основные факты жизни и творчества поэта
определять род и жанр литературного произведения выразительно читать
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
74
75
С.А. Есенин. Поэма на историческую тему «Пугачёв».
поисковая
Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой
Групповая
основные факты жизни и творчества поэта
определять род и жанр литературного произведения выразительно читать
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
76
Р/Р. По творчеству С.Есенина и А.Блока.
Объяснительно-иллюстративная
Проблемные задания
Групповая
содержание поэмы; наизусть отрывок.
делать выводы
делать выводы, выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
77
78
И.С.Шмелев. Рассказ о пути к творчеству.» Как я стал писателем»
И.С.Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой
Индивидуальная, работа с книгой
основные события жизни писателя; содержание рассказа.
указывать главную проблему рассказа; анализировать художественное произведение
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
79 80
Журнал «Сатирикон». Тэффи,О.Дымов, А.Т.Аверченко. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе.
Краткий рассказ о журнале «Сатирикон», содержание рассказа.
Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой
Групповая работа с книгой
основные события жизни писателя; содержание рассказа.
указывать главную проблему рассказа; анализировать художественное произведение
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
81
82
М.М.Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе.
М.М.Зощенко. Краткий рассказ о писателе.
Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой
Групповая работа с книгой
основные события жизни писателя; содержание рассказа.
указывать главную проблему рассказа; анализировать художественное произведение
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
83
84
М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».
М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой
Коллективная работа с книгой
основные события жизни писателя; содержание рассказа.
указывать главную проблему рассказа; анализировать художественное произведение
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
85
86
87
88
А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». История создания. Композиция . Юмор поэмы. В. Тёркин - олицетворение национального характера. Р/Р
Объяснительно-иллюстративная.
Картина
Ю. Непринцева «Отдых после боя»
Лекция, беседа; работа
с книгой
Групповая
содержание изучаемых глав,.
формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
89
90
Стихи поэтов о Великой Отечественной войне
(А. Ахматова, В. Самойлов, М. Джалиль - поэты, не вернувшиеся с войны.
Р/Р
Исследовательская.
Грамзаписи стихов о Великой Отечественной войне
Лекция, беседа; работа
с книгой
Групповая
поэтов военного времени и их творчество; знать стихи наизусть.
выразительно читать наизусть;
владеть различными видами пересказа
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
91
92
93
В. П. Астафьев. Тема детства в творчестве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро.
Поисковая
Организация совместной учебной деятельности
Групповая
основные факты жизни и творчества писателя; содержание рассказа.
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
94
95
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине.
Поисковая
Проблемные задания
Групповая
образную природу словесного искусства
выразительно читать стихи наизусть; строить устные и письменные высказывания
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
96
97
98
Зарубежная литература.
У. Шекспир. «Ромео
и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. Конфликт живого чувства и предрассудков.
Объяснительно-иллюстративная.
Лекция, беседа; работа
с книгой
Групповая
основные факты жизни и творчества В. Шекспира; содержание трагедии «Ромео и Джульетта»
воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род
и жанр литературного произведения
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
99
100
Жизнь и творчество Вальтера Скотта.
Объяснительно-иллюстративная
Рассказ учителя; работа с книгой;
Групповая
об основных этапах жизни
и творчества
В. Скотта.
формулировать свою позицию относительно прочитанного
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
101
Зачетный урок по теории литературы.
Поисковая
Проблемные задания
Групповая
изученные теоретико-литературные понятия.
применять на уроке теоретико-литературные понятия.
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах
102
Итоговый урок
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах