Открытый урок литературы Значение творчества А. С. Пушкина для русской культуры

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волгодоновская средняя школа

Урок литературы в 9 «Б» классе

Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры. Восприятие поэта и его творчества в XX веке. Венок Пушкину в поэзии ХIХ-ХХ веков. Переводы на казахский язык. А.С. Пушкин и Абай.

Кабашева Бахытжан Джахановна

учитель русского языка и литературы

Предмет: Литература

Тема урока: Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры. Восприятие поэта и его творчества в XX веке. Венок Пушкину в поэзии ХIХ-ХХ веков. Переводы на казахский язык. А.С. Пушкин и Абай.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: комбинированный

Технология: стратегии технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ

Приемы:

  • обращение к личному опыту учащихся;

  • работа в группах - Обучение сообща;

  • бортовой журнал;

  • «толстые» и «тонкие» вопросы;

  • составление кластера;

  • синквейн;

  • анкетирование.

Используемое оборудование:

  • компьютер с видеопроектором;

  • учебник;

  • индивидуальные печатные раздаточные материалы;

  • ватман, маркеры.

Цель урока:

• создание условий для развития самостоятельности мышления учащихся средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Задачи:

  • формировать у учащихся образ Пушкина - человека вне времени через личное восприятие и восприятие поэтов19-20 веков;

  • осмыслить духовное наследие А.С. Пушкина через духовную связь с поэтами разных национальностей, показать осмысление творчества Пушкина Абаем;

  • совершенствовать навыки владения приемами технологии развития критического мышления через чтение и письмо; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и другие);

  • воспитание толерантности к чужому мнению;

  • воспитание уважительного отношения к личности и творчеству Пушкина.

Ожидаемый результат урока

  • Развитие умения работать над образом писателя через самостоятельную работу в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ;

  • Сформированное собственное мнение о Пушкине как человеке, личности.

Краткое описание:

  • Задачи: • формировать у учащихся образ Пушкина - человека вне времени через личное восприятие и восприятие поэтов19-20 веков; • осмыслить духовное наследие А.С. Пушкина через духовную связь с поэтами разных национальностей, показать осмысление творчества Пушкина Абаем; • совершенствовать навыки владения приемами технологии развития критического мышления через чтение и письмо; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и другие); • воспитание толерантности к чужому мнению; • воспитание уважительного отношения к личности и творчеству Пушкина. Технология: стратегии Технологии развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ. Приемы: • обращение к личному опыту учащихся; • работа в группах - Обучение сообща; • бортовой журнал; • «толстые» и «тонкие» вопросы; • составление кластера; • синквейн; • анкетирование. Тип урока: обобщения и систематизации знаний. Вид урока: комбинированный. Оборудование: компьютер с видеопроектором; учебник; индивидуальные печатные раздаточные материалы; ватман, маркеры.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Методы и приемы, использованные на уроке

Форма работы

Деятельность учителя и учащихся

Результат

Стадия вызова


Беседа


Фронтальная

/Распределение по группам/ В группах выберите, пожалуйста, спикера в своих группах - человека, который будет координировать вашу работу.

СЛАЙД 1

Урок литературы

Учитель:

-Жизнь каждого человека - это загадка и тайна, и наша задача попытаться разгадать эти тайны. Сегодня мы с вами прикоснемся ещё к одной тайне - тайне литературы.

-Я надеюсь, что урок будет интересным и познавательным, самое главное, пройдет в творческой атмосфере. Я очень хочу, чтобы мы сегодня вместе с вами учились думать, анализировать, высказывать свое мнение, не боясь ошибиться, мыслить критически.

Обращение к личному опыту учащихся

-Как вы понимаете, что значит критически мыслить? (учащиеся отвечают).

СЛАЙД 2

Критически мыслить -

уметь анализировать и оценивать информацию, применять полученные знания в нестандартных ситуациях, понимать и принимать мнение другого человека, знать, что своя точка зрения может быть ошибочна. ( И. Ильясов)

Учитель:

Я считаю: кто не думает, тот не ошибается, а кто не ошибается, тот не думает, поэтому давайте сегодня работать, не боясь высказывать свою точку зрения.

- Прослушайте данное высказывание, выделите в нем наиболее яркие характеристики человека, которые помогут вам в дальнейшем определить, о ком идет речь.

СЛАЙД 3

-Этот человек родился в самом начале лета, когда земля только расцветала и оживала, а морозной зимой, когда земля спала, укрывшись теплым одеялом, его не стало. Удивительно, его жизнь оказалась гармонична жизни природы. Он появился на свет вместе с первыми листочками и ранними цветочками, и ушел из жизни, когда природа уснула, застыла и как бы умерла. Выстрел на Черной речке лишил нас возможности наслаждаться творениями, которые он не успел создать. Но за суровой зимой всегда наступает солнечная весна с ее красотой, улыбками и ожиданием чего-то нового, так и он - чем дальше от нас его дата рождения, тем ближе, современнее, прекраснее и просто роднее становится каждая строчка, написанная им.

Сказки для детей, поэмы для взрослых, рассказы для молодежи, стихи обо всем на свете - его произведения интересны в любом возрасте, их хочется читать и перечитывать много раз. Он - «начало начал». Он как воздух, которым мы дышим, как солнце, дающее всему земному жизнь. Он - Родина. Он - Россия.

Учащиеся называют наиболее важные характеристики человека, о котором идет речь.

СЛАЙД 4

Родился в самом начале лета

Его не стало зимой

Выстрел на Черной речке лишил нас возможности наслаждаться творениями,

Он создавал стихи, поэмы, рассказы, повести, романы, сказки для детей и взрослых

Он - Россия

Он - начало русской литературы

Он русский писатель

-Как вы думаете, о ком идет речь? (О великом писателе Александре Сергеевиче Пушкине)

-Почему вы так считаете? (объясняют)

Эпиграфом нашего урока будут слова А. Ахматовой:

СЛАЙД 5

« Пушкин всегда открытие и всегда тайна»

-Как вы понимаете эти слова? (объясняют)

-Сколько бы нам ни было лет, в какой бы стране мы ни жили, открывая каждый раз томик с произведениями Пушкина, мы находим что-то новое. В самом раннем детстве мы знакомимся со сказками Пушкина, но, став взрослыми, мы с трепетом берем в руки его сборник и перечитываем сказки, получая огромное наслаждение. Для каждого Александр Сергеевич при чтении открывается по-своему.


- Сегодня мы будем работать в таблице, состоящей из 3 частей. Напишите в 1 её части несколько предложений о Пушкине - ваши впечатления о нем. Чем он вам запомнился к 9 классу? (5-7 предложений)

Мое первоначальное представление

Мнения поэтов

Мой Пушкин



-Кто хочет поделиться своими впечатлениями? (учащиеся зачитывают свои мысли)


Составлен

кластер,

заполнена

1 часть

бортового

журнала

эссе

- Пушкина читают и знают в России и за рубежом, в больших городах и маленьких деревнях. О нем писали и говорили при жизни и после смерти. Сегодня мы попробуем составить собственное мнение о Пушкине, сделать свое открытие Пушкина и попытаться разгадать его тайну, понять, чем интересен он и его творчество поэтам разных времен и народов.

Таблица - Бортовой журнал (часть1)

Индивидуальная

СЛАЙД 6

«Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры. Восприятие поэта и его творчества в XX веке. Венок Пушкину в поэзии ХIХ-ХХ веков. Переводы на казахский язык. А.С. Пушкин и Абай »

-Тема нашего урока «Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры. Восприятие поэта и его творчества в XX веке. Венок Пушкину в поэзии ХIХ-ХХ веков. Переводы на казахский язык. А.С. Пушкин и Абай».

-Как вы понимаете тему? ( Мы должны посмотреть, каким видели Пушкина современники и потомки, какое значение его творчество имеет в наше время)

- Посовещайтесь в группе в течение 1 минуты и сформулируйте цель нашего урока, как вы ее понимаете. Спикеры решат, кто от группы назовет определенные вами цели (составить свое мнение об этом человеке, показать, что думают о Пушкине поэты разных поколений и т.п.)

Сформулированная тема и цель урока

Фронтальная

Сегодня на уроке мы сплетаем поэтический венок великому поэту. Каждая группа в течение 5-7 минут будет работать с предложенным стихотворением одного из поэтов по следующему плану:

СЛАЙД 7

  1. Прочитать стихотворение в группе.

  2. В виде кластера показать, каким видит Пушкина этот поэт.

  3. Определить основную мысль стихотворения.

  4. Выписать (подчеркнуть) эпитеты, которыми создаются образ Пушкина, отношение к нему данного поэта.

  5. Прочитать стихотворение вслух для класса.

  6. Представить и озвучить кластер.

  7. Назвать эпитеты.

Кроме того, каждому из вас предложены критерии оценивания участия в работе со стихотворением (Приложение 5). Впишите имена членов группы в свой листочек, своё имя обведите. Во время работы и защиты оцените степень участия каждого, в том числе себя, в анализе стихотворения, поставив «+» в соответствующие колонки.

Во время прослушивания защиты проектов прошу вас записать несколькими предложениями отношение поэтов к Пушкину и его творчеству во 2 часть нашей таблицы (Приложение 4).

(анализ существующих материалов о Пушкине и наш вывод об этом)

Стадия осмысления

Гностические (поисковый, исследовательский), работа с компьютерной программой

Бортовой журнал (часть2)

Индивидуальная, в парах,

(Учащиеся работают в группах, анализируя стихи о Пушкине по плану. Через 5 минут учитель через спикеров организует выступления учащихся)

Учитель:

  1. И при жизни Пушкина, и после его смерти, о нем не забывали его друзья и поклонники творчества. И Марина Цветаева, и Анна Ахматова, и Сергей Есенин, и многие поэты начала 20 принадлежат к таким «верным» его поклонникам. Их поэтическое становление проходило в эпоху, освещенную славой Пушкина, как никакая другая. Они открывали Пушкина, неизвестного его собственным современникам и всему XIX веку.

СЛАЙД 8-9

Послушаем отношение Марины Цветаевой к поэту и его творчеству. Слово 1-й группе

(представление группы)


  1. Помните, в стихотворении А.С.Пушкина «Памятник» есть строки

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгуз, и друг степей калмык ?

СЛАЙД 10

Давид Кугультинов - калмыцкий поэт. И его отношение к Александру Сергеевичу представляет 2-я группа учащихся.

(представление группы)

СЛАЙД 11

  1. Пушкин и Абай… Эти два имени, как мост, перекинутый меж двух культур - русской и казахской. Ученый - литературовед, профессор Н. Джуанышпеков утверждает, что «Пушкин - это … казахский народный поэт». И приводит следующие доказательства: «Разве «Евгений Онегин», переведенный в отрывках на казахский язык Абаем, не стал в подлинном смысле национальным явлением казахской культуры? Распевая песню Татьяны из её письма Онегину, степные красавицы, естественно, ничего не знали ни о самом Пушкине, ни о его романе в стихах.

Для них Татьяна, её чувства и ожидания стали просто фактом собственной «казахской жизни». Так почему же не назвать Пушкина "казахским народным поэтом?»

Послушаем фрагмент аудиозаписи письма Татьяны в переводе Абая и сам перевод.

(Чтение)

СЛАЙД 12

  1. Олжас Сулейменов - совершенно особый поэт, это казахский поэт, пишущий на русском языке, но это истинный сын казахского народа, фактически он является духовным продолжением Чокана Валиханова и Абая. А его стихотворение «На площади Пушкина» - взгляд на Пушкина и его творчество с высоты казахской литературы конца 20-го века. Послушаем это стихотворение.

(представление группы)

Выступление по стихам

о Пушкине,

заполненная

2 часть

Бортового

журнала

Фронтальная

Чем Пушкин вызвал такие высказывания о себе? Как вы относитесь к этим мнениям?

(Учащиеся отвечают, поясняя.)

Учитель:

- Вернитесь к 1 части таблицы (Приложение 4), изменилось ли сегодня ваше мнение об А. С. Пушкине? Заполните 3 часть таблицы. (3-5 предложений)

Стадия рефлексии

(Учащиеся заполняют 3 часть таблицы, анализируя свое первоначальное представление об А. С. Пушкине и полученные знания на уроке, делают окончательный вывод, в виде сочинения.)

Заполненная 3 часть бортового журнала

Учитель:

- Сегодня на уроке мы попробуем вместе с вами создать синквейн, посвященный А.С.Пушкину - пять строк о предмете, явлении или лице, наиболее ярко его характеризующие. Посмотрите, как оно создается:

СЛАЙД 13

1. Слово-существительное (тема)

2. 2 прилагательных о нем

3. 3 глагола

4. Фраза

5. Вывод, личное отношение (1 слово-эпитет, метафора)

Синквейн

Индивидуальная

-Составьте синквейн о Пушкине.

(Чтение синквейнов)

А вот какой синквейн получился у меня:

СЛАЙД 14

1.Пушкин

2 Русский, гениальный

3. Учит, воспитывает, творит

4. Он - Россия

5 Вечность

Составлен

синквейн


-. Ильин пишет: « Я не встречал людей, которые были бы вообще так любимы, как Пушкин»

Он научил русскую литературу слову, научил её простоте и правдоискательству, суровому, но скептическому реализму с его извечной любовью к жизни.

Пушкин - человек вне времени: он прожил недолго, но жить с нами будет вечно.

Мы говорили сегодня об А. С. Пушкине, человеке большой души и огромнейшего таланта, попытались понять, каким Пушкин остался в нашей душе.

- Где может быть применена полученная информация?

- Я хотел бы, чтобы этот урок заставил вас задуматься о значимости творчества А. С. Пушкина, вернул, хоть ненадолго, к его произведениям. Мы попытались разгадать ещё одну его тайну. А сколько их у него и что вас ждет впереди, это тоже тайна, но открывать вы её будете сами, может быть, спустя годы. Я уверена, что у вас не пропадет желание читать Пушкина и перечитывать снова и снова, открывая его каждый раз по-новому.

- Я надеюсь, что урок прошел плодотворно и предлагаю вам вспомнить весь наш урок и высказать свое отношение в анкете.

А Спикеров прошу сдать критерии оценивания стихотворений и дать оценку работы группы

(Говорят)

Остальных в это время прошу заполнить анкету.

Самоанализ (анкета)

Фронтальная

СЛАЙД 15

Анкета

1.Мое отношение к уроку

a) интересный, познавательный

б) нормальный, обычный

в) неинтересный, скучный

г) бесполезный, ненужный

2. Цель урока была

а) Показать, что думают о Пушкине поэты разных поколений

б) Составить собственное мнение о Пушкине

в) Понять, каково значение творчества Пушкина

г) _______________________________________________________

3. Закончи предложение

На уроке я _______________________________________________

Заполнена

анкета -

самоанализ

урока

Домашнее задание

Эссе

Индивидуальная

СЛАЙД 16

Проанализируйте свои записи на уроке, в тетради по литературе напишите эссе (небольшое сочинение объемом до 0,3 - 0,5 страницы) на тему «Мой Пушкин», взяв эпиграфом цитату, которая подходит к вашему сочинению

(раздаются критерии оценивания эссе)

Приложение 1


Использованные на уроке приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо:

  • Приём «бортовой журнал»

Бортовой журнал - обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1.Что я знаю по этой теме?

2. Что я хочу узнать по этой теме?

3. Что я узнал по теме?

Ответы записывают в соответствующие 3 колонки таблицы. На первые 2 вопроса отвечают на стадии вызова, на последний - на стадии рефлексии. На стадии рефлексии (размышления) идёт предварительное подведение итогов: сопоставление 3 частей бортового журнала, суммирование информации, её запись и подготовка к обсуждению в классе. Результаты обсуждаются в паре.


  • Приём «толстых» и «тонких» вопросов

«Тонкие» - это вопросы, требующие знания фактов. Ответы на них односложные. «Толстые» вопросы предполагают развёрнутые ответы и понимание смысла материала, размышление над смыслом.


  • Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:

В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.

Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка - это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.

Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.


  • Прием «Составление кластера»

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока:

  • На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

  • На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

  • На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.


  • Прием «Обращение к личному опыту учащихся»

Обращение к личному опыту учащихся - прием, который помогает подготовить учащихся к личностному восприятию материала. Настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний.


  • Прием «Работа в группах «Обучение сообща»

Работа в группах - «Обучение сообща» или «обучение в сотрудничестве» заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.


  • Прием Эссе́

Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») - литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции.

Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Создателем эссе считается М.Монтень ("Опыты" 1580г.). В настоящее время эссе часто называют "потоком сознания, перенесенного на бумагу". Долгое время этот жанр не использовался в школьном обучении, теперь же учителя активно практикуют письменные задания в форме эссе. Если это работа на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5,10, 15, 20 минут (это время, отведенное на «свободное письмо»). В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание.

Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма - не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя - это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

В любом случае эссе - художественная форма размышления.

Модель написания эссе:

1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.

2. Работа над черновиком.

3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена.

4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.

5. Публикация. Чтение на аудиторию.

Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка:

1. Обсуждаемая тема (проблема).

2. Моя позиция.

3. Краткое обоснование.

4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие.

5. Причина, почему данная позиция все же правильна.

6. Заключение.


  • Прием «Анкетирование»

Проводится на стадии рефлексии, позволяет учителю получить обратную связь от учащихся о качестве организации урока, первичную информацию (возможно, даже на эмоциональном уровне) об уровне понимания и усвоения учащимся темы урока и степени участия ученика в уроке.

Приложение 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Задачи

Методы и приемы

Форма работы

Результат

I.Стадия вызова

1)Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;

2)Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

3)Помочь учащимся самим определить задачи урока, направление деятельности учащихся в изучении темы.

Беседа, обращение к личному опыту учащихся,

бортовой журнал (часть 1)

Фронтальная, индивидуальная

Сформулирована тема урока и его цель, заполнена 1 часть бортового журнала, составленный кластер ассоциаций

II. Стадия осмысления

1) Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал;

2) Помочь соотнести имеющиеся знания с новыми;

3) Способствовать формированию собственного мнения учащихся по теме

Словесные, гностические

(поиск, исследование)

обращение к личному опыту учащихся, бортовой журнал (часть 2), работа в группах «Обучение сообща», кластер ассоциаций

Групповая индивидуальная

Заполнена 2 часть бортового журнала

III. Рефлексия

1) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;

2) Помочь самостоятельно делать выводы;

3) Помочь учащимся определить и оценить собственную деятельность на уроке, качество участия в уроке

Бортовой журнал (часть 3), самооценка деятельности учащихся (анкета-отзыв), синквейн

Групповая индивидуальная

Заполнены 2-3 части бортового журнала, синквейн

Анкета-отзыв

Приложение 3

Задание 1

Прослушайте данное высказывание, выделите (подчеркните) в нем наиболее яркие характеристики человека, которые помогут вам в дальнейшем определить, о ком идет речь.

Этот человек родился в самом начале лета, когда земля только расцветала и оживала, а морозной зимой, когда земля спала, укрывшись теплым одеялом, его не стало. Удивительно, его жизнь оказалась гармонична жизни природы. Он появился на свет вместе с первыми листочками и ранними цветочками, и ушел из жизни, когда природа уснула, застыла и как бы умерла. Выстрел на Черной речке лишил нас возможности наслаждаться творениями, которые он не успел создать. Но за суровой зимой всегда наступает солнечная весна с ее красотой, улыбками и ожиданием чего-то нового, так и он - чем дальше от нас его дата рождения, тем ближе, современнее, прекраснее и просто роднее становится каждая строчка, написанная им.

Сказки для детей, поэмы для взрослых, рассказы для молодежи, стихи обо всем на свете - его произведения интересны в любом возрасте, их хочется читать и перечитывать много раз. Он - «начало начал». Он как воздух, которым мы дышим, как солнце, дающее всему земному жизнь. Он - Родина. Он - Россия.

Приложение 4

Задание 2

Напишите в колонке «Мое первоначальное представление о Пушкине» 5-7 предложений о Пушкине - ваши впечатления о нем. Чем он вам запомнился к 9 классу?

Мое первоначальное представление о Пушкине

Мнения поэтов о Пушкине

Мой Пушкин










Приложение 5


План работы со стихотворением

  1. Прочитать стихотворение в группе.

  2. В виде кластера показать, каким видит Пушкина этот поэт.

  3. Определить основную мысль стихотворения.

  4. Выписать (подчеркнуть) эпитеты, которыми создаются образ Пушкина, отношение к нему данного поэта.

  5. Прочитать стихотворение вслух для класса.

  6. Представить и озвучить кластер.

  7. Назвать эпитеты.

Критерии оценивания участия в работе со стихотворением

(поставьте «+» в соответствующую колонку)

/своё имя обведите/

Имя

Помогает в создании кластера

Помогает найти основную мысль стихотворе-ния

Помогает найти эпитеты

Выразительно читает/ помогает оформить кластер

Защищает проект перед классом







Приложение 6

Марина Цветаева

Стихи к Пушкину

Бич жандармов, бог студентов,

Желчь мужей, услада жен,

Пушкин - в роли монумента?

Гостя каменного? - он,

Скалозубый, нагловзорый

Пушкин - в роли Командора?

Критик - ноя, нытик - вторя:

"Где же пушкинское (взрыд)

Чувство меры?" Чувство - моря

Позабыли - о гранит

Бьющегося? Тот, солeный

Пушкин - в роли лексикона?

Две ноги свои - погреться --

Вытянувший, и на стол

Вспрыгнувший при Самодержце

Африканский самовол --

Наших прадедов умора-

Пушкин - в роли гувернера?

Черного не перекрасить

В белого - неисправим!

Недурeн российский классик,

Небо Африки - своим

Звавший, невское - проклятым!

- Пушкин - в роли русопята?

Ох, брадатые авгуры!

Задал, задал бы вам бал

Тот, кто царскую цензуру

Только с дурой рифмовал,

А "Европы Вестник" - с...

Пушкин - в роли гробокопа?

К пушкинскому юбилею

Тоже речь произнесем:

Всех румяней и смуглее

До сих пор на свете всем,

Всех живучей и живее!

Пушкин - в роли мавзолея?

То-то к пушкинским избушкам

Лепитесь, что сами - хлам!

Как из душа! Как из пушки --

Пушкиным - по соловьям

Слова, соколам полета!

- Пушкин - в роли пулемета!

Уши лопнули от вопля:

"Перед Пушкиным во фрунт!"

А куда девали пекло

Губ, куда девали - бунт

Пушкинский? уст окаянство?

Пушкин - в меру пушкиньянца!

Томики поставив в шкафчик --

Посмешаете ж его,

Беженство свое смешавши

С белым бешенством его!

Белокровье мозга, морга

Синь - с оскалом негра, горло

Кажущим...

Поскакал бы. Всадник Медный,

Он со всех копыт - назад.

Трусоват был Ваня бедный,

Ну, а он - не трусоват.

Сей, глядевший во все страны --

В роли собственной Татьяны?

Что вы делаете, карлы,

Этот - голубей олив --

Самый вольный, самый крайний

Лоб - навеки заклеймив

Низостию двуединой

Золота и середины?

"Пушкин - тога, Пушкин - схима,

Пушкин-мера, Пушкин - грань..."

Пушкин, Пушкин, Пушкин - имя

Благородное - как брань

Площадную - попугаи.

- Пушкин? Очень испугали!

25 июня 1931

Давид Кугультинов

Есть у каждого свой Пушкин.

В самого себя взгляни:

Есть и у тебя свой Пушкин,

Он твоей душе сродни.

Если б из сердец влюбленных

Пушкиных извлечь на свет,

То предстал бы в миллионах

Разных обликов поэт.

Но творит законы гений.

Тем-то гений и хорош,

Что хоть несколько мгновений,

Даже самый скромный, схож.

С тем, который по заслугам

Почитаем и любим…

Все мы связаны друг с другом

Этим образом одним.

1976-1986

Татьянаның Онегинге жазған хаты

(А. С. Пушкиннен)

Амал жоқ - қайттім білдірмей,
Япырмау, қайтіп айтамын?
Қоймады дертің күйдірмей,
Не салсаң да тартамын.

Талайсыз, бақсыз мен сорлы,
Еріксіз аттап ұяттан,
Қорлыққа көндім бұл құрлы,
Байқалар халім бұл хаттан.

Әлімше мен де ұялып,
Білдірмен дедім өлсем де.
Шыдар ем күйіп, мен жанып,
Айында бірер көрсем де.

Болмады көріп қалуға,
Есітіп біраз сөзіңді.
Шыдар ем бір ай жатуға,
Ұзақ түн жұмбай көзімді.

Қызықтан қашып бұл жерге
Көңіліңіз суып келіпсіз.
Мәнісін сұрап бірерге,
Тілдесе алмаймын еріксіз.

Келмесең егер сен бізге,
Сау болмас па ем, әлбетте?
Болмасам ашына мен сізге,
Түспес ем мұндай бейнетке.

Асау жүрек қайнамай,
Жуасыр ма еді кезінде?
Елден бір жақсы сайламай,
Бармас па ем ерге өзім де?

Өзгеге ешбір дүниеден
Еркімен тимес бұл жүрек.
Әзелде тағдыр иеден,
Қожам - сенсің, не керек.

Тіршілігім - құрбандық,
Шыдамай сені көргенше.
Тәңірімнен келген бұл жарлық,
Ием - сенсің өлгенше.

Әуелде кірдің түсіме,
Ортақтасып өміріме.
Толғау салып ішіме,
Сол күнде-ақ жақтың көңіліме.
Құдайдан болғай деп емі,
Құдайыны мол бердім.
Көрген жерде-ақ мен сені,
"Осы екен ғой - сол" дедім.

Жатқан сайын ұйқыға,
Дұға оқушы ем, шошынып.
Ұнатып мені құлқыңа,
Жүруші едің қосылып.

Түсімде мені жұбантып,
Жылы сөзбен сөйлесіп.
Кетуші едің қуантып,
Қалушы еді көңіл өсіп.

Шыныңды айт, кімсің тербеткен,
Иембісің сақтаушы?
Әлде азғырып әуре еткен,
Жаумысың теуіп таптаушы?

Шеш көңілімнің жұмбағын,
Әлде бәрі - алданыс.
Жас жүрек жайып саусағын,
Талпынған шығар айға алыс.

Не болса да өзімді
Тапсырдым сізге налынып.
Толтырып жасқа көзімді,
Есірке деймін жалынып.

Бұл жерде ешкім сырымды
Білмейді, айтып не етейін?
Жақтырмай бұзсаң нұрымды,
Білдірмей күйіп өтейін.

Күтемін сізден қайта хат,
Қуандырып дертім жаз.
Ол болмаса, шынынды айт,
Кінә өзімде, өзіме аз.

Өз хатыма өз көзім
Ұялып, қорқып баға алмас.
Кепілім - сенің бір өзің,
Бөтен жан несіп таба алмас.

Олжас Сулейменов

На площади Пушкина

Поэт красивым должен быть, как бог.

Кто видел бога? Тот, кто видел Пушкина.

Бог низкоросл, черен, как сапог,

с тяжелыми арапскими губами.

Зато Дантес был дьявольски высок,

и белолиц, и бледен, словно память.

Жена поэта - дивная Наталья.

Ее никто не называл Наташей.

Она на имени его стояла,

как на блистающем паркете зала,

вокруг легко скользили кавалеры,

а он, как раб, глядел из-за портьеры,

сжимая плотно рукоять ножа.

«Скажи, мой господин,

чего ты медлишь!..

Не то и я влюблюсь, о, ты

не веришь!..

Она дурманит нас, как анаша!..»

Да, это горло белое и плечи,

а грудь высокая, как эшафот!

И вышел раб

на снег в январский вечер,

и умер бог,

схватившись за живот...

Он отомстил, так отомстить не смог бы

ни дуэлянт, ни царь и ни бандит,

он отомстил по-божески:

умолк он,

умолк, и все. А пуля та летит.

В ее инерции вся злая сила,

ей мало Пушкина, она нашла...

Мишеней было много по России,

мы их не знали, но она -

нашла. На той, Конюшенной,

стояли толпы

в квадратах желтых окон на снегу,

и через век стояли их потомки

под окнами другими на снегу,

чтоб говорить высокие слова

и называть любимым или милым,

толпа хранит хорошие слова,

чтобы прочесть их с чувством над могилой.

А он стоит, угрюмый и сутулый,

цилиндр сняв, разглядывает нас.

Приложение 7

Создайте синквейн «Пушкин»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:

1. Слово-существительное (тема)

2. 2 прилагательных о нем

3. 3 глагола

4. Фраза

5. Вывод, личное отношение к теме (1 слово-эпитет, метафора)

Например:

Зима.

Сверкающая, вьюжная.

Крутит, завывает, сковывает.

Все кругом укутывая одеялом

Чудесно!

Синквейн

  1. Пушкин

  2. _____________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________

  5. _____________________________________________________________

Приложение 9

Анкета

1.Мое отношение к уроку

a) интересный, познавательный

б) нормальный, обычный

в) неинтересный, скучный

г) бесполезный, ненужный

2. Цель урока была

а) Показать, что думают о Пушкине поэты разных поколений

б) Составить собственное мнение о Пушкине

в) Понять, каково значение творчества Пушкина

г) __________________________________________________________

3. Закончи предложение

На уроке я _______________________________________________

Приложение 10

Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») - литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции.

Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание.

При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше.

Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

В любом случае эссе - художественная форма размышления.

Модель написания эссе:

1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.

2. Работа над черновиком.

3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена.

4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.

5. Публикация. Чтение на аудиторию.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ

«МОЙ ПУШКИН»

Критерий

Уровень достижений

Дескрипторы (критерии)

Э

(max 5)

1

Создает текст в соответствии с заданной темой в форме рассуждения.

1

Использует изобразительно-выразительных средства/ литературный материал

1

Соблюдает грамматические нормы.

1

Соблюдает пунктуационные нормы.

1

Творчески подходит к написанию эссе.



© 2010-2022