- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие по русскому языку Путешествие в Государство русского языка
Внеклассное мероприятие по русскому языку Путешествие в Государство русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Валетова Ю.В. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Учитель Валетова Ю.В.
Путешествие в Государство русского языка
Класс 5
Цели занятия: 1. Познавательные:
-
продолжить знакомство с разделами русского языка;
-
познакомить с различными понятиями, видами заданий;
2. Развивающие:
1) развивать умение грамотно составлять ответ на поставленный вопрос;
2) продолжать формирование фонетических и словообразовательных навыков;
3) развивать умение логически связной устной и письменной речи;
4) формировать и развивать умение аналитического мышления.
3. Воспитательные:
1) воспитывать бережное отношение к богатствам русского языка;
2) воспитывать интерес к науке «русский язык».
Оборудование: магнитофон, аудиокассета, плакаты для оформления класса, карточки с заданиями.
Литература
1. 1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку/ Под ред. Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995.
2. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день.- Калининград: Редк. Книга, 1994.
Ход занятия
Ведущий (под музыку): Русский язык богат, образен и точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке.
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.
Ах, сколько слов было сказано о русском языке! Попробуем ещё раз.
Великий, могучий, правдивый, свободный,
Народной живительной силы родник,
Тебе посвящаем мы вечер сегодня,
Наш гордый, наш русский родной наш язык!
Глашатай (вбегает, запыхавшись): Всем, всем, слушайте и не говорите, что вы не слышали. Беда, беда, Кощей захватил трон в Государстве русского языка, заточил в темницу Василису-Премудрую. Знаки препинания в панике, буквы перемешались в словах. Надо отправляться в Государство русского языка и спасать Василису! Но поехать смогут только самые сообразительные и находчивые. Сейчас мы выберем таких. Ответь на мои загадки.
-
Я - жилище для зверька,
Для сверчка и паучка,
Есть ещё и тезка мой
Редкостный зверёк пушной.(норка)
-
Древнее название города, а его омоним - название атмосферных осадков.(град)
-
Как из столба без помощи досок сделать стол.(убрать «б»)
-
Готов вас напоить водой,
Но «э» прибавьте мне в начале,
И соберу перед собой я зрителей в квартире, зале.(кран - экран)
-
Во время грозы вы слышите гром и молнию, а что вы слышите между ними? (союз «и»).
-
Я у человека, животного, плодов растений, могу быть гусиной и чёртовой, в меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому, из меня вылезают, стараясь кому-нибудь угодить. (кожа)
-
Задача, загадка, которая заставляет подумать, поломать голову. (головоломка)
-
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом по мне на уроки пойдёте.(расписание)
9. Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Весь же - в дневнике я и в журнале.(оценка)
-
Меня ищут как причину, оправдывающую какое-нибудь действие, а мой омоним - служебная часть речи.(предлог)
(все угадавшие рассаживаются по командам)
А теперь, в добрый путь!
Кот учёный( выходит под музыку, прохаживается ): Здравствуйте! Знаю, знаю, куда вы едете - Василису спасать. Что ж, хорошо. Только не пропущу вас дальше через фонетический лес Кота учёного, пока не ответите на мои вопросы.
Задания:
1.Сколько звуков «ш» и «ф» в стихотворении:
Пусть тишина, в глуши ни души -
Всё равно гул в ушах:
В шорохи трав и в шумы вершин вслушиваюсь не дыша.
(«ш» - 9, «ф»- 5).
2. Во многих иностранных словах сохраняется твёрдое произношение согласных перед «е»: купе [купэ], кафе [кафэ]. Я вам прочитаю краткие толкования слов, где встречается сочетание согласного и гласного «э», а вы назовите, что это.
1) мастерская по пошиву одежды, обуви.(ателье)
2) человек с тёмно-русыми волосами.(шатен)
3) раздел науки, изучающий звуковой строй языка.(фонетика).
4) промежуток во времени, расстояние между двумя предметами.(интервал)
5) широкая асфальтированная дорога.(шоссе)
6) знак препинания.(тире)
3. Я прочитаю вам предложение, определите, сколько здесь звуков «ц»?
Наша соученица Куницына собирается отправиться в Братск.(«ц» - 5)
4. Запишите, как можно больше слов, которые читаются справа налево и слева направо одинаково, например, летел, потоп.
5. Перед вами два фантастических животных - мамалыга и жаваруга. Обратите внимание, как изобразил их художник. А теперь каждая из команд должна изобразить 2 фантастических животных: урщух, лимень. Сравните рисунки. Какое животное рисуют как страшное, дикое, злое, какое - ласковое и спокойное? Что в названии животных показало их нрав?
Вы справились с заданиями, можете отправляться дальше.
(за каждый правильный ответ команда получает жетон с изображением лапки кота).
Кикимора (появляется под музыку, танцует): Ой, кто вы? А, знаю, сорока на хвосте принесла, Василису едете спасать. Посмотрим, как вы справитесь с моими заданиями. Ответите на мои вопросы - пропущу через моё словообразовательное болото, нет - не пропущу.
Задания:
-
Послушайте слова (на листочках), из каждого ряда слов выберете группы однокоренных: 1) горе, горький, гористый, горчить, пригорюниться, пригорок, горчица, горемыка; 2) вода, водить, подводник, поводок, половодье, проводник, выпроводить, водолаз.
-
Выразить одним приставочным глаголом или прилагательным следующие понятия:
-
лишить возможности причинять вред.(обезвредить)
-
покрыть сплошными царапинами.(поцарапать)
-
на некоторое время задуматься.(призадуматься)
-
не имеющий определённой формы.(бесформенный)
-
находящийся, происходящий за пределами школы. (внешкольный)
-
-
Приготовьте по две карточки, на одной буква «з», на другой - «с».я буду читать слова, а вы поднимаете букву, которую нужно писать в приставке этого слова: безвредный, бесформенный, вскрикнуть, безвкусный, взглянуть, возглавить, искоса, разрыть, россыпь, безличный, чрезмерный, расчёт, возбуждённый, бесконтрольный, бесхарактерный.
(за каждый правильный ответ команды получают жетон с изображением цветка)
Ну, что ж. С заданием вы справились, можете отправляться дальше.
Кощей (появляется под музыку вместе со своим помощником, с трудом передвигая ногами, кашляя, садится на трон, встряхивает головой): Кто такие? Что вам нужно? А, за Василисой приехали. Что, думаете ответили на вопросы Кота учёного, разгадали загадки Кикиморы, думаете и меня одолеете? Не бывать этому! Не отдам Василису. Ну раз уж приехали, так и быть, потешу себя, посмотрю на что вы способны.
Задания:
-
Скажите мне, в каких словах по 100 согласных(стог, стол, стоп, стон, сток).
-
Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
-
В каком слове сорок гласных? (сорока)
-
В каком слове три «о»? (трио)
-
Какой предмет утверждает, что он детская болезнь? (якорь)
-
Как спортивный шест превратить в число? (добавить «ь»)
-
Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (стопа)
-
Какой полуостров жалуется на свою величину? (Ямал)
(за каждый правильный ответ помощник Кощея раздаёт жетоны с изображением короны)
(После последнего задания) Какой кошмар, я умираю (уходит вместе с помощником)
(начинает играть музыка, выходит спасённая Василиса, танцует)
Василиса (кланяется): Спасибо вам, ребята! Вы справились с загадками Кота учёного, с заданиями Кикиморы, не испугались Кощея, освободили меня из темницы. Вы самые настоящие знатоки русского языка. Теперь я могу быть спокойна. У нашего государства есть грамотные защитники. Ну а мне пора. Кощей хоть и не долго был на троне, а успел натворить дел. Надо наводить порядок. До свидания, ребята! Приезжайте к нам ещё.(уходит)
Глашатай (появляется следом за Василисой): Ребята, наше путешествие подошло к концу, вы все справились с заданиями. Давайте посмотрим, кто дал больше правильных ответов.(подсчитывает жетоны, вручает призы победителям и участникам).
Игра со зрителями: (во время подготовки ответов командами выходит торговка и предлагает зрителям «конфеты за правильные ответы»)
Задания:
-
какой город летает? (Орёл)
-
какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж)
-
без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед?(соль)
-
какое государство можно носить на голове? (Панама)
-
с глухим согласным мы его читаем, со звонким мы в нём мы обитаем(дом - том)
-
с твёрдым «л» я на стене, книга, например, на мне, но как только «л» смягчите, сразу в танец превратите.(полка - полька )
-
с «к» я в школе на стене, горы, реки есть на мне. С «п» - от вас не утаю - тоже в классе я стою.(карта - парта)
-
с «к» в полях меня найдёте, с «г» романы запоёте, с «в» в косички заплетёте (колос - голос - волос)