- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка Дательный падеж
Конспект урока русского языка Дательный падеж
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лялина К.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОНСПЕКТ
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
по теме: «Дательный падеж»
в 5 классе
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
МБОУ «Червоновская СОШДС»
Лялина Карина Владимировна
Тема урока: Дательный падеж.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: способствовать развитию умения распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу.
Задачи:
- создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных;
- организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже;
- развивать орфографическую зоркость;
- создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
Планируемые результаты (УУД):
личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
метапредметные:
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- отличать верно, выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные:
- донести свою позицию до других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Предметные:
- находить имена существительные в дательном падеже в тексте;
- анализировать и обобщать полученные знания.
Оборудование урока:
- карточки с дополнительным заданием;
-таблица «Падежи»; учебник.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
- Здравствуйте, ребята! Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья.
- Давайте поздороваемся со всем миром и пожелаем всем здоровья.
- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, березка и дубок!
Мы живем в краю родном -
Мы вас всех приветствуем!
2. Проверка домашнего задания.
- В каком падеже выделенные имена существительные? (Имена существительные стоят в Родительном падеже).
- Как определяли падеж этих существительных? (Падеж определяли по вопросу и предлогу).
3. Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового).
Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)
до берега
для мамы
из бумаги
с горки
без товарища
- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега; для кого? для мамы и т.д.) Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.) Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные) С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.) Сколько всего предлогов?(10)
- Какой падеж мы изучали вчера? (Родительный падеж)
- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.) Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)
- Запишите в тетради тему нашего урока. (Дательный падеж.)
4. Постановка учебной задачи.
- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже.(Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)
- Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)
- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.
5. Открытие нового знания (запись под диктовку)
Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.
- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных.(Плыл по реке - главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре - главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу - главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж.)
- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)
- Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»?
- Почему летом мы иногда наоборот прячемся от солнца?
6. Физкультминутка.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
7. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
- Прочитайте словосочетания.
- Определите падеж имён существительных в словосочетаниях. (Дательный падеж).
- Какие вопросы вы поставили? (Кому? Чему?).
- Почему к одним существительным поставили вопрос кому?, а к другим чему? (К одушевлённым именам существительным поставили вопрос кому? и к неодушевлённым чему?).
- Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные. (По, к).
8.Закрепление изученного материала.
- Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)
1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)
- Объясните, какие буквы вставили и почему? (Ворона - словарное слово. Пишем букву - о. Кусочек - кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву - е, суффикс - ек и т.д.)
- Что ещё мы должны сделать? (Найти в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставить к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже указать падеж.)
- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)
(Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.
9. Домашнее задание.
10. Итог урока. Рефлексия.
- Назовите вопросы дательного падежа? (Кому? Чему?).
- С какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже? (по, к).
- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)