Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой

ознакомить с новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить различать типы текстов, дать представление о научном и художественном стиле текста. развивать умение сравнивать, анализировать, выделять существенные признаки;  учить видеть красоту природы; воспитывать чувство эстетического восприятия окружающего мира; Я предлагаю вам урок, но необычный!Читать  и  думать – пусть войдёт у вас в привычку!  Сегодня тексты почитаем, порассуждаем, поиграемРебята, вы были когда-нибудь летом  в нашем лесу (в окрестн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Цель урока:

ознакомить с новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить различать типы текстов, дать представление о научном и художественном стиле текста.

развивать умение сравнивать, анализировать, выделять существенные признаки;

учить видеть красоту природы; воспитывать чувство эстетического восприятия окружающего мира;

Ход урока

1.Организационный момент.

Я предлагаю вам урок, но необычный!

Читать и думать - пусть войдёт у вас в привычку!

Сегодня тексты почитаем, порассуждаем, поиграем!

2. Проверка домашнего задания: чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого " Лев и собачка"со своей концовкой рассказа

4. Введение в тему.

Ребята, вы были когда-нибудь летом в нашем лесу (в окрестностях Просянки) или на лугу рано утром? Что вы там видели? Ну и как, это было круто?.

Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться:

Все подходят к экрану

- Посмотрите на последний слайд. Что на нём изображено?( Капля воды или роса)

3. Постановка проблемы.

- Как образуется роса?

Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? Достаточно ли у нас знаний для ответа на этот вопрос? А куда же мы можем обратиться? (к словарю)

- Вот как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (чтение текста)

"Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями."

-А откуда еще мы можем получить информацию? (книга, глаза, человек)

-Источником информации могут быть и наши наблюдения

Сформулируйте познавательную цель нашего урока, употребив слова: познакомиться, узнать, наблюдать.

Сообщение темы урока

Да, на уроке мы познакомимся с рассказами Л.Н.Толстого "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

А теперь послушайте, как о росе написал Л. Н. Толстой ( чтение рассказа по слайдам учителем)

Присаживайтесь за парты

- К какому типу текстов относятся эти произведения, докажите.( Это тексты- описания, к ним можно поставить вопросы: какой, какая, какое)

Учитель на доске вывешивает таблицу: " Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: какой, какая, какое, какие."

- Какой из этих текстов больше понравился и почему? ( Больше понравился текст Толстого. Когда читаешь рассказ, представляешь яркое солнечное утро.)

Словарная работа.

Прежде чем вы сами прочитаете этот текст, давайте, объясним слова

Алмазы - прозрачные драгоценные камни;

- А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Где мы можем найти объяснение? (в словаре)

Дети повторно читают текст по "цепочке".

Постановка проблемы.

-Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст? (Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного. А может быть, для того, чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру).

Микровывод

Скорее всего он написал этот рассказ для того, чтобы мы с вами заинтересовались, а -ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА ?

-Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению? Подтвердите словами из текста.( Да. Автор любуется росой, он восхищается ей, хочет поделиться своими чувствами с читателями: ":росинка эта вкуснее всякого напитка кажется"

- Прочитайте, как автор называет капли росы? ( Алмазы, как шарик светлый)

- С чем сравнивает листок? ( Листок, как бархат, чашечка.)

- Какие изобразительные средства использует автор? ( Сравнения)

Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.

- Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуем это сделать.

(Дети приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)

Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

- Какие названия вы бы могли дать этим текстам- описаниям, к каким стилям они относятся?

- Вывод, что текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.)

5. Физкультминутка.

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко.

6. Продолжение изучения темы.

Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.

Говорило Море Туче,

Той, что ливень пролила:

-Эй, ты Туча! Что ж ты лучше

Места выбрать не могла?

Отвечала Морю Туча:

- Я у всех морей в долгу!

И сегодня выпал случай -

Расплатилась, чем могу!

- А вот чем расплатилась Туча с Морем , почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, прочитав ещё один рассказ Л. Н. Толстого .

Чтение рассказа Л. Н. Толстого " Куда девается вода из моря" (Дети читают самостоятельно)

- О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)

- Скажите, автор рассказал нам, как выглядит вода, любуется ли он ею? (нет)

- Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

- К какому типу. текста относится это произведение? (Это текст-рассуждение)

- Вспомните признаки текста-рассуждения.

На доску вывешивается таблица: "Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: почему это так".

- К какому стилю вы отнесли бы этот текст? - это научный стиль)

7. Обобщение.

- С текстами, каких типов мы работали на уроке? (Текст-описание и текст-рассуждение)

- Что нового узнали на уроке? (Узнали, что тексты могут быть разных стилей, например, научными, художественными)

8. Самостоятельная работа в группах

В сегодняшних текстах мы читали о росе, о воде. Я предлагаю вам сейчас превратиться в авторов. Придумайте свой текст-повествование, в котором главным героем будет: 1 группа -вода; 2 группа -роса.

Дети устно составляют рассказы, обсуждают их, приводят доказательства, что у них получились тексты- повествования. ( 1 человек рассказывает)

Учитель приводит свои примеры текста

9. Домашнее задание.

1 уровень: вберите интересные для себя рассказы Л. Н. Толстого.

2 уровень: вберите интересные для себя рассказы Л. Н. Толстого, подготовьте сообщение о семье Л.Толстого

10. Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Где вы можете применить полученные на уроке знания

11.Оценивание.

Кто думает, что он сегодня хорошо работал?

А кому еще нужно поработать над своей речью и больше читать?

Кто хорошо работал в группе?

Аспектный анализ

1. Организационный момент.

Привлекательная цель.

Вода - связующая нить урока

Развитие мышления на основе Р/К

2. Введение в тему

использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок с помощью представленных заданий удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока

подвижный способ обучения

постановка проблемы

3.Работа по группам

( поэтапное выполнение заданий)

закрепляют полученные знания

активизирует внимание

наличие индивидуальной и групповой работ

Содержание урока

расширение и углубление знаний по предмету реализация межпредметных связей

микровыводы

самостоятельная работа

нацеливание на получение дополнительной информации

Закрепляющие упражнения

закрепление полученных ранее знаний

Выработка навыков коммуникативного поведения

Домашнее задание

Разноуровневые задания

Рефлексия

учащиеся приходят к выводу, как важно иметь прочные знания

самооценивание

Вывод: На уроке применялись УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные. В ходе всего урока удалось систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки.



© 2010-2022