Рабочая программа по русскому языку по В. Бабайцевой для 5 класса ( углубленка)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 25»

Нижнекамского муниципального района РТ





Принято Утверждаю

на педагогическом совете Директор МБОУ «Гимназия № 25» НМР РТ

______________С.В.Гаранина

Протокол № ___от «___» ______2015 г. Приказ № _____от «___» ________2015 г.








Рабочая программа

по предмету «Русский язык»

на 2015-2016 учебный год,

5- б класс




Разработчик:

Бортникова Надежда Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории



Рассмотрено Согласовано

На заседании кафедры Заместитель директора по УР

русского языка и литературы ____________В.Б.Мишина

Заведующий кафедрой «____»___________2015 г.

_________Н.В.Суркова

Протокол № 10

от «___» _________2015 г.






г.Нижнекамск

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утверждённого приказом МоиН РФ №1089 от 5 марта 2004г.), Программы для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка В.В.Бабайцевой, откорректированной в соответствии с требованиями стандарта и по количеству часов в соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ на 2015-2016 учебный год и учебника для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях (под ред. Е.А.Быстровой), приведённой в соответствие с ФГОС. Учебно-методический комплекс включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

  • освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и её функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.

Задачи обучения русскому языку в основной школе:

  • осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;

  • формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях её функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • усвоение системы знаний о русском языке;

  • формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать её.

Общая характеристика предмета «Русский язык»


Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.


Место предмета в учебном плане

По плану отводится на изучение русского языка - 105 часов. В соответствии с программой развития гимназии за счет компонента образовательного учреждения выделяется 1 час в неделю (35 часов в год). Итого на изучение русского языка выделено 140 часов. Углубленное изучение русского языка требует более полных сведений о системе языка, о различных аспектах языковых единиц, позволяющих показать своеобразие русского языка, богатство его словарного состава, разнообразие стилистических средств (морфемных, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических). Одной из задач преподавания русского языка по углубленной программе является формирование орфографической зоркости учащихся, более детальное изучение орфографии даже при изучении разделов синтаксиса и пунктуации. В планирование введены темы, углубляющие основное содержание программы или расширяющие знания по изучаемым темам.

Согласно базисному учебному плану на изучение курса "Русский язык" в 5 классе отводится 3 часа в неделю (105 часов), 2,5 часа в неделю добавлены за счёт школьного компонента, итого - 193 часа в год. Углубляться в предмет позволяет используемый учебник Е.А.Быстровой, учитывающий концептуальные положения ФГОС второго поколения. В него включены все языковые понятия, предназначенные для обязательного изучения на базовом и профильном уровнях, что позволяет использовать его в классах высокого развития учащихся. В учебнике достаточное количество практических заданий дифференцировано по уровню сложности, ученик может самостоятельно выбрать форму и тему творческой работы. Подборка текстов разных стилей, включающие интересный материал о происхождении и истории языка, биографические сведения об учёных-лингвистах расширяют кругозор детей, углубляют знания. Разноуровневые задания нацеливают учащихся на самостоятельный поиск ответов, побуждают обращаться к истории языка, развивают исследовательские навыки, творческие и интеллектуальные способности.

Одной из задач преподавания русского языка по углубленной программе является формирование орфографической зоркости учащихся, более детальное изучение орфографии даже при изучении разделов синтаксиса и пунктуации. В планирование введены темы, углубляющие основное содержание программы или расширяющие знания по изучаемым темам.

В связи с этим, учитывая структуру УМК Е.А. Быстровой и возрастные особенности обучающихся, считаем целесообразным включить в программу изучения русского языка в 5 классе следующие темы:

из раздела «Морфология» - «Полные и краткие прилагательные», «Степени сравнения прилагательных», «Одно н и два н в суффиксах прилагательных», «Правописание Не с прилагательными»; «Вид глагола», «Переходность и непереходность», «Возвратность», «Наклонение, глагола», «Безличные глаголы»; из раздела «Текст» - тема «Виды связи предложений в тексте. Параллельная и цепная связь», а изучение таких тем, как «Наречие», «Местоимение» включить в программу 6 класса; тема «Служебные части речи» - 7 класса.

Использование на уроках русского языка учебного пособия «Русский язык. Региональный компонент. 5 класс» авторов Ахбаровой Г.Х и Скиргайло Т.О. позволяет знакомить учащихся с историей, традициями, обычаями татарского народа, жизнью и творчеством выдающихся деятелей литературы, науки, достопримечательностями Татарстана.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета

«Русский язык»

Личностными результатами освоения программы по русскому языку на углублённом уровне выпускниками 5 класса являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей;

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • уважительное отношение к русскому языку, гордость за него;

  • потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • способность к самооценке речевого поведения;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку на углублённом уровне выпускниками 5 класса являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

- рецептивные (слушание и чтение):

  • понимание основного содержания небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • владение разными видами слушания (ознакомительным, детальным, выборочным);

  • владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, поисковым);

  • восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров;

  • понимание информации устного и письменного сообщения (темы текста, коммуникативной установки автора, основной мысли и способы её выражения);

  • выделение структурных частей исходного текста;

  • способность к самостоятельному поиску информации;

  • способность извлекать информацию из различных источников (учебная литература, Интернет, СМИ)

  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

  • отбор и систематизация материала на определённую тему;

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания;

  • правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

- продуктивные (говорение и письмо):

  • определение целей предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов;

  • умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (адресата, коммуникативной цели, условий общения);

  • соблюдение языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических, пунктуационных) в процессе построения текста в устной и письменной форме;

  • владение монологической и диалогической формой речи;

  • соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения;

  • умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно-научной речи (докладами, сообщениями и т.п.);

  • участие в дискуссионных формах общения.

  1. применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни;

  2. использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном уровне;

  3. использование русского языка для эффективного общения со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях общения, в том числе при совместной деятельности;

  4. владение национально-культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку на углублённом уровне выпускниками 5 класса являются:

  • опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с изученными правилами;

  • узнавать самостоятельные и служебные части речи, знать их основные морфологические признаки и синтаксическую роль;

  • различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

  • находить грамматическую основу предложения (в простейших случаях);

  • отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;

  • производить синтаксический и пунктуационный разбор;

  • слышать и различать звуки, различать звуки и буквы;

  • в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;

  • пользоваться словарями;

  • подбирать синонимы и антонимы к слову в предложении и словосочетании;

  • выделять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов;

  • производить (выборочно) лексический разбор слова;

  • обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их;

  • совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение слов;

  • озаглавливать текст, составлять простой план готового текста;

  • подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи;

  • самостоятельно строить текст;

  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

  • находить в художественном тексте явление звукописи;

  • выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);

  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

  • распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

  • различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

  • владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета.




Содержание учебного курса

Русский язык - национальный язык русского народа.

Речь. Речевая деятельность. Речевое общение, развитие речи. Язык и речь. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная. Речь диалогическая и монологическая. Речевой этикет.

Текст. Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Тема, основная мысль и структура текста. Микротема текста. Средства связи предложений в тексте. Простой и сложный план текста. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Сочетание разных типов речи.

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Разбор словосочетаний. Предложение и его признаки. Интонация. Логическое ударение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Предложения с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Предложения с обращениями. Предложения с вводными словами. Предложения с прямой речью. Синтаксический разбор предложения. Простое и сложное предложение.

Фонетика. Орфоэпия. Фонетика. Звук-единица языка. Звуки и буквы. Фонетическая транскрипция. Отличие гласных от согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных. Позиционные чередования гласных. Позиционные чередования согласных. Слог. Ударение. Орфоэпия. Произношение гласных звуков. Произношение согласных звуков. Произношение сочетаний согласных звуков. Выразительные средства фонетики.

Графика. Орфография. Графика-раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Названия букв. Правописание гласных в корне слова. Правописание непроверяемых согласных в корне слова. Правописание О-Ё в корне слова. Правописание согласных в корне слова. Правописание удвоенных согласных в корне слова.

Лексика. Слово и его значения. Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Паронимы. Омонимы грамматические и функциональные. Синонимы. Лексические средства связи слов в предложении. Антонимы. Эпитет. Метафоры. Признаки метафоричности загадок. Олицетворение.

Морфемика. Словообразование. Орфография. Морфема - значимая часть слова. Окончание и основа слова. Корень. Суффикс. Приставка. Исторические изменения в составе слова. Правописание корней с чередованием гласных и согласных звуков. Чередование Е//И в корне. Чередование О//А в корне. Правописание корней РАСТ//РАЩ//РОС. Правописание приставок на З,С. Буквы Ы-И после приставок. Приставки ПРИ-, ПРЕ-. Буквы Ы-И после Ц. Способы образования слов. Словообразовательные цепочки. Сложение. Морфемный разбор слова.

Морфология. Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное как часть речи. Правописание суффиксов существительных ЧИК, ЩИК, ИК, ЕК. Правописание НЕ с существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевленные, собственные и нарицательные. Понятие о топонимах. Род имён существительных. Колебания в роде. Ь после шипящих на конце существительных. Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Особый тип склонения существительных, имеющих форму прилагательного. Число имён существительных. Остатки двойственного числа в современном языке. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное как часть речи. Имена прилагательные качественные и относительные. Притяжательные имена прилагательные. Согласование имени прилагательного с именами существительными. Полные и краткие прилагательные. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имён прилагательных: сравнительная и превосходная. Словообразование и правописание прилагательного. Н и НН в суффиксах имён прилагательных. НЕ с именами прилагательными. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор прилагательного.

Глагол как часть речи. НЕ с глаголами. Инфинитив. ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах. Вид глагола. Правописание суффиксов ЫВА-ИВА, ОВА-ЕВА. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Наклонения глагола: изъявительное, условное, повелительное. Изменение глагола по временам: настоящее, прошедшее, будущее время глагола. Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола.

Учебно-тематический план


Учебный год

Тема, раздел

Количество часов

Всего

Практика

контр.р

тесты

сочин.

излож.

1 четверть

Введение.


1





Речь. Речевая деятельность. Речевое общение.


4



1


Текст.


14

1

1


1

Синтаксис и пунктуация.


35

1


2

1

2 четверть

Фонетика. Орфоэпия.


18

1



1

Графика. Орфография.


11


1

1


Лексика.


15

1


1

1

3 четверть

Морфемика. Словообразование. Орфография.


23

1

1



Морфология:

66





Имя существительное.


24

1

1

3


4 четверть

Имя прилагательное.


18

1

1

1


Глагол.


24

1

1

1


Повторение пройденного


6

1




Всего:

193 часа

9

6

10

4















Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Раздел программы

Тема урока

Виды учебной деятельности

план

факт

½.

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Лингвистика как наука о языке. Выдающиеся отечественные лингвисты. Ознакомление с элементарными сведениями русистики.

Выявлять роль родного языка.



Речь и речевое общение, речевая деятельность.

3

Язык и речь. Речь и речевое общение. Речевая ситуация.

Осознавать различия языка и речи.

Знать основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи, уметь их анализировать.

Выявлять особенности разговорной речи.

Сопоставлять текст с точки зрения содержания, различать разговорную и книжную речь; различать диалогическую и монологическую речь; уметь вести вести диалог, владеть различными видами монолога и диалога.

Создавать устные и письменные подготовленные и неподготовленные монологические высказывания, устные диалогические высказывания.

Соблюдать при общении нормы речевого этикета.

4.

Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная.

5.

Речь диалогическая и монологическая. Речевой этикет.

6.

Диалог и его виды. Монолог и его виды.

7.

РР. Сочинение - рассуждение (по тексту на с. 31-32)

8.

Анализ сочинений. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения, письма.



Текст и функциональные разновидности языка.

9.

Понятие текста. Основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность)

Выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Уметь распознавать основные признаки текста. Анализировать текст, определять его тему, основную мысль, делить текст на смысловые части, составлять план текста.

Уметь создавать устные и письменные монологические высказывания небольшого объема на учебно - научные, нравственно - этические, социокультурные темы.

10.

Тема, основная мысль и структура текста. Абзац как средство композиционно- стилистического членения текста. Микротема текста.

11.

Средства связи предложений в тексте.

12.

Простой и сложный план текста.

13.

Типы речи. Повествование.

14.

Описание.

15/

16.

Функциональные разновидности языка. Жанры разговорной речи: сказка, рассказ. Жанры официально - делового стиля: объявление.

17.

Входной (административный) контрольный диктант с грамматическим заданием.

Написание под диктовку текста, самостоятельное выполнение грамматического задания.

18.

Анализ контрольных работ. Рассуждение. Построение текста - рассуждения.

Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в устной и письменной форме.

Находить средства грамматической связи предложений в тексте. Выделять абзацы в тексте на основе проведения элементарного структурно - смыслового анализа текста.

Определять функционально - смысловые типы речи. Создавать небольшие тексты в соответствии с нормами построения различных функционально - смысловых типов речи. Осознавать образную основу текстов, находить в небольших текстах сравнение. На элементарном уровне анализировать языковые особенности небольшого текста.

19.

Сочетание разных типов речи.

20/

21.

РР. Подготовка к подробному изложению. Написание подробного изложения №1 (по тексту упр.75)

Работа с текстом для изложения; составление плана, индивидуальная работа в черновиках



Синтаксис и пунктуация. Развитие речи.

22.

Анализ изложений.

Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как система правил правописания.

Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством обращения.

Распознавать и уметь выделять словосочетание в составе предложения. Определять главное и зависимое слово, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Группировать словосочетания по заданным признакам.

22/

23.

Словосочетание как синтаксическая единица. Типы словосочетаний. Разбор словосочетаний.

24/

25.

РР. Подготовка к сочинению по картине Е.Н. Широкова «Друзья». Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья».

Работа с наглядным материалом, составление плана сочинения, индивидуальная работа в черновиках, корректировка

26.

Анализ сочинений.

Предложение и его признаки.

Распознавать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

Употреблять названные предложения в тексте. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять их в речи. Выделять грамматическую основу двусоставного предложения. Правильно согласовывать подлежащее и сказуемое.

Разграничивать распространенное и нераспространенное предложения.

27.

Интонация. Логическое ударение.

28.

Виды предложений по цели высказывания.

29/

30.

Виды предложений по эмоциональной окраске.

31.

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения и способы их выражения.

32/

33.

Тире между подлежащим и сказуемым.

34.

Второстепенные члены предложения и способы их выражения.

35.

Распространённые и нераспространённые предложения.

36.

Определение как второстепенный член предложения.

37/

38.

РР. Подготовка к сочинению по картине И. Грабаря. Написание сочинения по картине.

Работа с наглядным материалом, составление плана сочинения, индивидуальная работа в черновиках, корректировка

39.

Анализ сочинений.

Дополнение как второстепенный член предложения.

Распознавать главные и второстепенные члены предложения.

Опознавать однородные члены предложения.

Составлять схемы предложений с однородными членами.

40.

Обстоятельство как второстепенный член предложения.

41.

Повторение и обобщение темы «Второстепенные члены предложения»

42/

43.

Предложения с однородными членами.

44/

45.

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

46.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №1.

Написание текста под диктовку, выполнение грамматического задания

47.

Анализ контрольного диктанта.

Индивидуальная и коллективная работа над ошибками

48.

Предложения с обращениями.

Осознавать основные функции обращений.

Опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными словами.

Функции, интонация, пунктуация предложений с вводными словами.

49.

Предложения с вводными словами.

50.

Предложения с прямой речью.

Правильно интонировать предложения с прямой речью.

51.

Диалог. Знаки препинания при прямой речи и диалоге.

52.

Синтаксический разбор простого предложения.

53.

РР. Обучающее изложение от другого лица (по тексту «Хитрая кошка», с.134-135)

Чтение и пересказ текста, составление плана текста изложения, индивидуальная работа в черновиках

54.

Анализ изложений.

Простое и сложное предложение.

Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение.

55/

56/

57.

Простое и сложное предложение. Классификация сложных предложений. Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. Синтаксический разбор сложного предложения.

58.

Контрольная работа по разделу «Синтаксис и пунктуация»

Самостоятельное выполнение контрольной работы



Фонетика. Орфоэпия.

59.

Фонетика как раздел лингвистики. Звук - единица языка.

Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове.

Распознавать гласные (ударные, безударные), согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие.

Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции.

Выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи.

60/

61.

Фонетическая транскрипция.

62.

Система согласных и гласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке.

63.

Согласные звонкие и глухие.

64.

Согласные твёрдые и мягкие.

65/

66.

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Значение букв Е,Ё, Ю,Я.

67/

68.

Сильная и слабая позиции гласных и согласных звуков (Позиционные чередования гласных и согласных)

69/

70.

РР. Подготовка к написанию контрольного изложения №2 от третьего лица.

Чтение и пересказ текста, составление плана текста изложения, индивидуальная работа в черновиках

71.

Анализ изложений.

Слог. Ударение.

Делить слова на слоги. Правильно переносить слова с одной строки на другую.

Определять место ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами.

Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения.

72/

73.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

74.

Орфоэпический словарь.

75.

Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием.

Написание текста под диктовку, самостоятельное выполнение грамматического задания

76.

Анализ контрольного диктанта.

Индивидуальная и коллективная работа над ошибками, работа в парах



Графика. Орфография. Развитие речи.

77.

Графика как раздел лингвистики. Алфавит. Соотношение звука и буквы.

Осознавать значение письма.

Соотносить в словах звуки и буквы.

Уметь различать и обозначать на письме твердость и мягкость согласных.

Находить орфограммы в морфемах.

Усвоить правила правописания гласных и согласных в корне слова и применять их на практике.

78.

Обозначение на письме мягкости и твердости согласных. Способы обозначения [i,].

79.

Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Типы орфограмм.

80.

Правописание гласных в корне слова.

81.

Правописание непроверяемых гласных в корне слова.

82/

83.

Правописание гласных О-Ё в корне слова после шипящих.

84/

85.

РР. Подготовка к сочинению по картине. Сочинение по картине А.Н.Семёнова «Как прекрасен этот мир».

Работа с наглядным материалом, составление плана сочинения, индивидуальная работа в черновиках, корректировка

86.

Анализ сочинений.

Правописание согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Находить орфограммы в морфемах.

Усвоить правила правописания гласных и согласных в корне слова и применять их на практике.

87.

Правописание удвоенных согласных в корне слова.

88.

Проверочный тест. Повторение по теме «Графика. Орфография».

Индивидуальная работа



Лексика.

89/

90.

Лексикология как раздел лингвистики. Словарное богатство русского языка.

Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Тематические группы слов.

Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.

Определять лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова.

Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использовать для определения, уточнения его значения.

Расширять свой лексический запас.

Разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов.

Различать омонимы и многозначные слова.

Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов.

91.

Толковые словари, их использование для уточнения лексического значения слова.

92.

Однозначные и многозначные слова.

93.

Прямое и переносное значение слов как основа тропов.

94.

Омонимы.

95.

Синонимы.

96.

РР. Сжатое изложение (по тексту на с.246-247)

Чтение и пересказ текста, составление плана текста изложения, индивидуальная работа в черновиках

97.

Анализ изложений.

Антонимы.

Употреблять в речи слова - антонимы .

Извлекать необходимую информацию из словарей антонимов.

98.

Контрольный диктант №3.

Написание текста под диктовку, самостоятельное выполнение грамматического задания

99.

Анализ контрольного диктанта. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.

Осознавать художественную выразительность тропов.

Находить в текстах эпитеты, метафоры, олицетворения.

100.

Метафора. Признаки метафоричности загадок. Метонимия.

101.

Олицетворение. Эпитет.

102/

103.

РР. Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Шишкина «Перед грозой». Написание сочинения по картине И.И. Шишкина «Перед грозой»

Работа с наглядным материалом, составление плана сочинения, индивидуальная работа в черновиках, корректировка



Морфемика. Словообразование. Орфография.

104/

105.

Анализ сочинений.

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема - значимая часть слова. Окончание как формообразующая морфема. Основа слова.

Осознавать мрфемы как минимальные значимые единицы языка.

Опознавать морфемы, членить слово на морфемы.

Различать словообразующие и формообразующие морфемы.

Характеризовать морфемный состав слова.

Проводить морфемный анализ слова.

Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему.

Определять способ образования слова.

Проводить словообразовательный анализ слова.

Выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи.

Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического анализа слова.

106/

107.

Приставка и суффикс как словообразующие морфемы.

108.

Корень. Однокоренные слова.

109.

Возможность исторических изменений в структуре слова.

110.

Правописание корней с чередованием гласных и согласных звуков.

111/

112.

Чередование гласных Е//И в корне.

113/

114.

Чередование звуков О//А в корне слова.

115.

Правописание корней с чередованием -РАСТ-//-РАЩ-//-РОС-.

116.

Правописание корней с чередованиями.

117.

Правописание приставок. Правописание приставок на -З,-С.

118.

Буквы Ы-И в корне после приставок.

119.

Приставки ПРЕ-, ПРИ-.

120.

Приставки ПРЕ-, ПРИ-. Тест.

121.

Буквы И и Ы после Ц.

122.

Основные способы образования слов. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

123.

Способы образования слов. Сложение.

124.

Морфемный разбор слова.

125.

Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием.

Написание текста под диктовку, самостоятельное выполнение грамматического задания



Морфология.

126.

Анализ контрольного диктанта.

Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико - грамматические разряды слов.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в начальной школе сведения о частях речи.

Расширить представления о месте частей речи в русском языке.

Опознавать различные части речи по их существенным признакам.

Разграничивать самостоятельные и служебные части речи.

127.

Система частей речи в русском языке.



Имя существительное как часть речи. Развитие речи.

128.

Имя существительное как часть речи.

Расширить представление об имени существительном. Осмыслить понятие «предмет» в грамматике.

129.

РР. Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Первый снег».

Работа с наглядным материалом, составление плана сочинения, индивидуальная работа в черновиках, корректировка

130.

Анализ сочинений.

Правописание суффиксов существительных -ЧИК-, -ЩИК-.

Индивидуальная работа над ошибками; работа с орфографическим словарем и справочником по правописанию для решения орфографических проблем.

131.

Правописание суффиксов существительных -ИК, -ЕК.

132.

Правописание НЕ с именами существительными.

133.

Правописание НЕ с именами существительными.

134.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Роль олицетворений в художественной речи.

Различать одушевленные и неодушевленные существительные по значению и формальным грамматическим признакам.

Осознавать необходимость различения одушевленных и неодушевленных существительных в целях правильного употребления в речи в формах родительного и винительного падежей.

Узнавать прием олицетворения, источником которого является категория одушевленности/ неодушевленности.

135.

РР. Описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» К.С.Петрова-Водкина.

Работа с наглядным материалом, составление плана сочинения, индивидуальная работа в черновиках, корректировка

136.

Имена существительные собственные и нарицательные. Понятие о топонимах.

Правильно употреблять в письменной речи собственные имена существительные.

Определять род имен существительных по значению, по различным формальным признакам.

Определять род имен существительных с Ь на конце по словам, с которыми они связаны.

137.

Род имён существительных. Колебания в роде.

138.

Ь после шипящих на конце имён существительных.

140.

РР. Описание комнаты.

Самостоятельная подготовка к написанию сочинения по заданной теме.

141.

Имена существительные общего рода.

Правильно употреблять в речи существительные общего рода и несклоняемых существительных.

Определять склонение имен существительных.

Образовывать множественное число имен существительных и употреблять их в речи.

142.

Род несклоняемых имён существительных.

143.

Склонение имён существительных. Особый тип склонения существительных, имеющих форму прилагательного.

144.

Разносклоняемые имена существительные.

145.

Число имён существительных.

146/

147.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Образовывать нужные падежные, предложно - падежные формы существительных и употреблять их в речи.

Проверять написания безударных падежных окончаний существительных.

Правильно писать безударные падежные окончания существительных.

148.

Правописание О, Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц. Тест.

149.

Морфологический разбор имени существительного. Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи». Тест.

150.

Контрольный диктант № 5.

Написание текста под диктовку, самостоятельное выполнение грамматического задания


Имя прилагательное.

151.

Анализ контрольного диктанта.

Имя прилагательное как часть речи.

Расширить знания о значении и основных грамматических признаках имени прилагательного.

Осмыслить понятие «признак предмета».

Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.

Определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.

152.

РР. Сочинение-описание внешности человека.

Работа с наглядным материалом, составление плана сочинения, индивидуальная работа в черновиках, корректировка

153/

154.

Имена прилагательные качественные и относительные.

Осознавать смысловые различия прилагательных разных разрядов.

Разграничивать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные, притяжательные прилагательные.

Определять принадлежность имени прилагательного к одному из трех разрядов.

Сопоставлять морфологические признаки имени прилагательного и имени существительного.

Совершенствовать и закреплять навыки согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Определять морфологические признаки и синтаксическую функцию кратких прилагательных.

Образовывать краткие прилагательные.

Соблюдать нормы произношения кратких прилагательных с учетом перемещения ударения при изменении их по родам и числам.

Использовать краткие прилагательные в речи.

Образовывать степени сравнения и употреблять их в речи с учетом сферы использования, стиля речи.

Правильно произносить имена прилагательные в различных степенях сравнения.

155.

Притяжательные имена прилагательные.

156.

Согласование имени прилагательного с именами существительными.

157.

Имена прилагательные полные и краткие.

158.

Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий.

159.

Степени сравнения качественных имён прилагательных. Сравнительная степень имени прилагательного.

160.

Превосходная степень имени прилагательного. Тест.

161/

162/

163.

Словообразование и правописание имён прилагательных. Суффиксальный способ образования имён прилагательных. Правописание Н и НН в прилагательных.

Образовывать прилагательные с помощью суффиксов и приставок. Распознавать способы образования имен прилагательных.

Усвоить правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.

Разграничивать правописание О и Е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и Ц в зависимости от места ударения в слове.

Уметь обозначать на письме и употреблять в речи прилагательные с НЕ и прилагательные без НЕ (антонимы) для выражения противопоставления.

Знать дефисное написание сложных прилагательных, обозначающих сочетания цветов или оттенки цветов.

Выполнять морфологический разбор прилагательного.

164.

Приставочный способ образования имён прилагательных. Правописание НЕ с прилагательными.

165/

166.

Правописание сложных прилагательных.

167.

Морфологический разбор имени прилагательного. Повторение изученного по теме «Имя прилагательное как часть речи».

168.

Контрольный диктант №6.

Написание текста под диктовку, самостоятельное выполнение грамматического задания



Глагол.

169.

Анализ контрольного диктанта. Глагол как часть речи.

Расширить и систематизировать знания о значении и грамматических признаках глаголов.

Осмыслить понятие «действие» в широком смысле этого слова.

Распознавать семантику глаголов и относить их к соответствующим лексико - грамматическим группам.

Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.

Определять синтаксическую роль глагола в предложении.

Совершенствовать и закреплять навыки правописания НЕ с глаголами.

Осмысливать значение, морфологические признаки и синтаксическую роль инфинитива.

Употреблять в речи инфинитивные конструкции в соответствии с целью высказывания.

Освоить алгоритм правописания -тся и -ться в глаголах.

170.

Правописание НЕ с глаголами.

171.

Инфинитив. Правописание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах.

172/

173.

РР. Подготовка к сочинению и написание сочинения - рассуждения №2 (з.7 на с.215).

Работа с наглядным материалом, составление плана сочинения, индивидуальная работа в черновиках, корректировка

174.

Вид глагола.

Различать глаголы совершенного несовершенного вида по значению, по формальным признакам.

Определять видовые значения глаголов.

Овладевать способами видообразования.

Употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида.

175/

176.

Правописание суффиксов -ОВА-, -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-.

177-178.

Переходные и непереходные глаголы.

Различать переходные и непереходные глаголы, употреблять их в речи.

Использовать в речи возвратные глаголы, обозначающие взаимное и возвратное действие в действительных и страдательных оборотах.

Определять наклонения глагола. Осмысливать особенности значения, образования, изменения и употребления глаголов условного наклонения.

Употреблять БЫ с глаголами в условном наклонении.

Осмысливать особенности значения, образования, употребления и правописания глаголов повелительного наклонения.

Интонационно правильно оформлять высказывание, содержащее глагол повелительного наклонения.

Правильно употреблять в речи глаголы изъявительного наклонения.

Определять время глагола.

Употреблять глаголы настоящего, будущего, пршедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения.

179.

Возвратные глаголы.

180.

Наклонения глагола. Условное наклонение.

181.

Повелительное наклонение.

182.

Изъявительное наклонение глагола. Времена глагола.

183.

Настоящее время глагола. Прошедшее время глагола.

184.

Будущее время глагола. Проверочный тест.

185.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Написание текста под диктовку, самостоятельное выполнение грамматического задания

186/

187.

Анализ контрольного диктанта.

Спряжение глагола.

Определять спряжение глагола.

Правильно произносить и писать личные окончания глаголов I и II спряжения.

Осмысливать семантику безличных глаголов.

Употреблять предложения с безличными глаголами в устной и письменной речи в соответствии с речевыми ситуациями, стилями речи.

Использовать безличные глаголы при трансформации личных предложений в безличные.

Выполнять морфологический разбор глагола.

188.

Разноспрягаемые глаголы.

189/

190.

Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола.

191.

Итоговая контрольная работа.

Самостоятельная работа над контрольной работой

192.

Анализ контрольной работы. Защита проектов.

Индивидуальная и коллективная работа над ошибками; чтение и аудирование теоретического материала; работа в группах; составление вопросов по темам проектов

193.

Защита проектов.

Выступление и аудирование; защита проектов; формулирование вопросов к докладчикам

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно - методическое обеспечение

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 - 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2008.

  2. Русский язык. В двух частях. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. - М.: Русское слово, 2012 (ФГОС. Инновационная школа)

  3. Русский язык. Учебное пособие. Региональный компонент. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. -М.: Русское слово, 2012

Дополнительная литература

  1. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Дрозд Н.В. Русский язык. Сборник заданий. Углублённое изучение. - М; Дрофа, 2012г.

  2. Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1990г.

  3. Никитина Е. И. Уроки развития речи. К учебному пособию «Русская речь». 5 класс - М: Дрофа - 2000

  4. Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс. - М; Дрофа, 2012

  5. Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы (по программе под редакцией В. В. Бабайцевой) Составитель Вялкова Г. М.- М:Глобус, 2009

  6. Русский язык. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» 5 класс под редакцией Е.А.Быстровой. Автор-составитель Бабкина М.В.- М; Русское слово, 2012

  7. Влодавская. Рабочая тетрадь по русскому языку. Текст. Анализ текста. 5 класс. ФГОС. -М; Экзамен, 2012

Учебно-методическое обеспечение

Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии

  1. CD «Большая Советская энциклопедия»

  2. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)

  3. 1С Репетитор. Русский язык.

  4. 1С Репетитор. Тесты по пунктуации

  5. СD Репетитор-тренажёр. Русский язык. Основной курс.

  6. СD Конструктор тестов. Тренажёр.

  7. СD «Энциклопедия русского языка»

  8. CD «ФГОС Русский язык. Универсальный мультимедийный тренажёр. 5 класс».

  9. CD «Ассоциативный орфографический словарь. Практикум по русскому языку. 5 класс».

Образовательные электронные ресурсы:

ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)

som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

ug.ru/ -«Учительская газета»

school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет

schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

all.edu.ru/ - Все образование Интернета

mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Навигатор. Грамота.ру navigator.gramota.ru/

Новый словарь русского язык rubricon.ru/nsr_1.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) yamal.org/ook/

Русский филологический портал philology.ru/default.htm

Русский язык и культура речи sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

Самый полный словарь сокращений русского языка sokr.ru/

Словарь русских фамилий rusfam.ru/

Толковый словарь русского языка megakm.ru/ojigov/

Уроки русского языка в школе Бабы-Яги sertolovo.narod.ru/1.htm

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

Основные правила грамматики русского языка ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей urok.hut.ru/

Толковый словарь В.И. Даля slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языкаslovar.boom.ru/

Репетитор repetitor.h1.ru/programms.html

Знаете слово? mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

Словесник slovesnik-oka.narod.ru/

Русское письмо character.webzone.ru

Редактор.ru redactor.ru/

Ономастикон. Русские фамилии express.irk.ru/1000/fam/index.htm

Словесник slovesnik.ru

Тесты по русскому языку likbez.spb.ru/tests/

Культура письменной речи likbez.h1.ru/

Русское слово rusword.com.ua

Список использованной литературы


  1. Быстрова Е.А. Русский язык. 5 класс (учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях) - Москва, Русское слово,2012

  2. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. Программы к учебнику Русский язык.5-9 классы под редакцией Е.А.Быстровой - Москва, Русское слово, 2012

  3. Ахбарова Г.Х и Скиргайло Т.О. Русский язык. Региональный компонент. 5 класс - Москва, Русское слово,2012

Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»

Выпускник 5 класса научится:

Речевая деятельность.

Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимать его на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; используя просмотровое чтение, определять, какая информация текста учебника является новой; использовать ознакомленное и изучающее виды чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; пользоваться справочным аппаратом учебника, ориентироваться в структуре параграфа; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи.

Текстоведение.

Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.

Фонетика и орфоэпия.

Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.

Графика.

Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Морфемика и словообразование.

Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Лексикология и фразеология.

Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать из от словосочетаний.

Морфология.

Различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

Орфография.

Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Синтаксис и пунктуация.

Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.

I. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями,

учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 -2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для класса V - 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса - 15 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

До конца первой четверти (а в V классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная1.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.

Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.2

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».

Ш. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: вV классе - 100-150 слов.

При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе - 0,5-1.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок3.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.





1 Примечание. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

2 Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

3 Примечание.

1. При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: «4» ставится при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».



© 2010-2022