Разработки уроков по русскому языку по технологии деятельностного метода (7 класс, тема «Частицы»)

"Описание материала: В данных разработках представлены уроки, разработанные с использованием технологии, использующей деятельностный метод. По тематике уроки охватывают раздел, посвященный служебным частям речи, в частности, изучающий союзы, частицы и их правописание. Благодаря этим разработкам учителя смогут более подробно ознакомиться с уроками по данной технологии, с их структурой, узнать, как мотивировать ребят к получению новых знаний, как развить творческие способности или воспитать в учащ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработки уроков по русскому языку

в 7 классе по разделу «Служебные части речи»

по технологии деятельностного метода

(Уроки разработаны по УМК Разумовской М.М.)

Газиятова Эвелина Маликовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Большегондырская СОШ»


Пояснительная записка

к методическим разработкам уроков русского языка в 7 классе по разделу «Служебные части речи».

(Технология деятельностного метода)

Великая цель образования - это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

Не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

(народная мудрость)

Всем известный факт: в последние 2 года наша система образования переживает значительные изменения, связанные с введением ФГОС 2 поколения. Прежде всего они коснулись начальную ступень образования, в ближайшие год- два нововведения дойдут и до основной ступени средней школы. Работая учителем русского языка и литературы и будучи руководителем школьной проблемной группы «Современный урок», я задалась вопросом: «Как осуществить преемственность между ступенями (начальной и средней), когда в 5 классе окажутся учащиеся, которые обучаются по новым стандартам?» За решение данного вопроса я и взялась, целью которой стало изучение технологии деятельностного метода обучения в основной школе.

Документ ФГОС НОО гласит, что «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения…»

В связи с этим хочется отметить, что образовательный процесс в современной школе независимо от возраста и ступени обучения в рамках ФГОС ориентируется на развитие творческих возможностей ребенка и формирование способности учащихся к самообразованию. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, включающему конкретные способы деятельности, применение приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Достичь поставленную цель, на мой взгляд, помогает деятельностный метод обучения, а именно технология деятельностного метода, разработанная в образовательной системе «Школа 2000...» Л.Г. Петерсон. Согласно технологии деятельностного метода обучения уроки по целеполаганию распределены в четыре группы:

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок обобщения и систематизации знаний направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Я остановлюсь подробнее на структуре урока открытия нового знания, предложенной Л.Г. Петерсон. Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяться в зависимости от возраста обучающихся и типа урока.

Вооружившись теоретическим материалом, досконально изучив структуру урока открытия новых знаний, разработала несколько уроков по данной технологии в 7 классе, провела их и пришла к следующим выводам:

  • Учащиеся улавливают порядок действий уже после 1 урока.

  • На втором уроке большинство могут планировать свою деятельность без подсказок учителя, меньшая часть нуждается в напоминании дальнейших шагов.

  • Сильные ученики при работе в группах и парах подтягивают слабых, подсказывая последующие действия.

  • Результаты (усвоенность материала) высокие уже на этапе «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону», так как учащиеся осознанно выполняли предыдущие задания.

  • Повторяемость этапов урока организует учащихся и более сильные учащиеся самостоятельно планируют свою деятельность , обращаются к учителю только при возникновении затруднений или в тех случаях, когда необходима консультация при выполнении заданий.

  • В начале урока желательно (в некоторых случаях необходимо), представлять все задания, которые будут на уроке, чтобы максимально загрузить заданиями тех, кто успевает выполнять больше.

  • Задания должны быть дифференцированными, разноуровневыми.

  • Если на уроке возникает вопрос, не давать готового ответа, приучать к самостоятельному поиску.

Методические разработки уроков по теме «Служебные части речи» «Союз», «Частица», «Правописание частиц» помогут учителям начальных классов и средней школы увидеть структуру урока по технологии деятельностного метода, повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, научить детей творчеству, воспитать в каждом ребенке самостоятельную личность, способную саморазвиваться, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, вступать в дискуссию.

Именно на таких уроках согласно концепции ФГОС идет формирование предметных и универсальных способов действий, воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.



























Урок русского языка. 7 класс

Тема «Понятие о частице»

Цели урока:

Образовательная: Сформировать представление о частице, уметь определять частицы; роль частиц в предложениях;

Деятельностная: Закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;

Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, умение действовать по алгоритму, логическое мышление, творческие способности.

1.Мотивация к учебной деятельности. Прочитайте стихотворение Е. Баратынского

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Какие чувства и эмоции вызывает у вас наступление приход весны ?(Радость, трепет, счастье, умиление, ожидание чего-то нового)

- Эти эмоции вызвал у вас приход весны, цветы весенние, солнце.

-А над какой темой вы продолжаете работать в течение последних уроков? (Над темой «Служебные части речи»).

-Как вы усвоили эту тему? (Хорошо).

-Какую часть речи вы еще не изучили из служебных частей речи? ( Частицу)

-Скажите, а какая часть речи позволяет эмоционально окрасить нашу речь? (Частица)

- Назовите тему урока (Частица)

-Запишите в тетрадях.

Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знанием. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ).

С чего начинаем? (С повторения необходимого материала).


  1. Какие части речи относятся к служебным? Расскажите о предлогах и союзах. Что общего у этих частей речи? (Общее : Нет лексического значения, нельзя поставить вопрос, не является членом предложения)

Почему вам это необходимо? (Мы должны вспомнить то, что нам нужно для урока, чтобы сделать следующий шаг).

Найдите служебные части речи (предлоги и союзы) в полном варианте стихотворения:

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде под моей ногой

И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поет

Заздравный гимн весне.

Что с нею? Что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка!

С ним журчит,

Летает в небе с ней!

Какой следующий шаг вы должны сделать?

В чем вы сейчас упражнялись? (В умении находить служебные части речи, а также в объяснении своего выбора).

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Следующее задание - на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что мы не знаем, и поставить цель)

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Объясните, чем являются , по-вашему, повторяющиеся слова? ( При ответе у учащихся мнения делятся: одни считают, что это подчинительный союз как , другие - что-то другое, вероятно, частица).

Кто не выполнил задание? В чем ваше затруднение? (Не смогли определить точно, какая это часть речи)

Кто выполнил задание? Обоснуйте ваш выбор буквы. (Не можем обосновать).

3.Выявление места и причины затруднения.

Какое задание мы должны были выполнить?

Почему же вы не смогли выполнить это задание, ведь с предыдущим заданием вы справились?

Значит, в чем причина вашего затруднения? (Не знаем, что такое частица)

Какова же цель нашей работы на уроке? (Выявить , что такое частица, признаки частицы, роль частиц, группы)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? (Умение определять части речи слов и комментировать свой выбор).

Для ознакомления с понятием частица предлагаю поработать в группах. Но сначала давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

По мере ответов учащихся учитель выставляет на доске шаги алгоритма:

  1. Прочитать в учебнике и раздаточном материале о частице как части речи,

  2. Определить роль частиц в речи (служат для выражения смысловых оттенков отдельного слова или целого предложения, а также для образования форм слов)

  3. Составить памятку «Как определить частицу"

5.Реализация построенного проекта.


  1. Разделитесь на 6 групп и выполните следующее задание №1 (смотри приложение 2)

  2. Составьте памятку " Как определить частицу ".

Все ли группы справились с заданием?(Да).

Возникли затруднения? ( Мы разрешили их внутри группы).

6.Первичное закрепление во внешней речи.

Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, что такое частица

Представьте связный текст о частице.

При работе с материалом вы составляли памятку "Частица как часть речи", представьте ее (Примерный текст:

  • Слово не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи.

  • Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз.

  • Слово служит:

  • а) для образования наклонений глагола (повелительного или сослагательного);

  • или

  • б) для внесения в предложение утверждения или отрицания;

  • или

в) для выражения различных смысловых оттенков (усиление, восклицание, вопрос, сомнение, уточнение, выделение, ограничение, указание).

  • ЗНАЧИТ, ЭТО ЧАСТИЦА.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Из данных слов выберите только служебные части речи и распределите их по трем группам: союзы, предлоги, частицы Пусть, слева, о, только, она, чтобы, неужели,

если, впоследствии, не, тот, несмотря на, давай,

да, бы, зато, для, ввиду; в связи с тем, что;

даже, едва ли, несомненно, в целях;

благодаря тому, что.

(Эталон для самопроверки

Союзы: если, чтобы, зато; в связи с тем, что; благодаря тому, что)

Частицы: пусть, только, неужели, давай, не, да, бы, даже, едва ли

Предлоги: о, несмотря на, для, ввиду, в целях )

2. Определите часть речи выделенного слова в предложении , используя памятку:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя… (А.Пушкин.)

(Эталон ответа

1. Выделенное слово бы не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно служит для образования формы условного наклонения глагола. Следовательно, это частица.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

По группам учащиеся выполняют исследование текстов, общее задание для всех групп: найти служебные части речи

I группа - отрывок из повести И.С. Тургенева "Лес и степь".

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул - и тихо всплывает багровое солнце… Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью; вон березовый лесок на горе…

Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны!...

Задание.

Выразительно прочитайте текст.

Какая картина рисуется в вашем воображении ?

Какое настроение выражено в тексте?

Найдите в тексте частицы. Докажите правильность своего суждения.

Прочитайте текст без частиц.

Сделайте вывод о роли частиц.

II группа - отрывок из рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг".

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

Задание.

Выразительно прочитайте текст.

Какую картину рисует ваше воображение?

Какое настроение рождается?

Найдите частицы. Аргументируйте свое мнение.

Сделайте вывод о роли частиц.

III группа - стихотворение И.С. Тургенева "Вариации".

День весенний, пленительный день!

Так приветно журчали ручьи.

А в лесу в полусветную тень

Так светло западали лучи;

Как роскошно струилась река!

Как легко трепетали листы!

Как блаженно неслись облака!

Как светло улыбалася ты.

Задание.

Выразительно прочитайте стихотворение.

Какая картина рисуется в вашем воображении ?

Какое настроение выражает автор ?

Найдите частицы. Докажите правильность своего суждения.

Прочитайте текст без частиц.

Сделайте вывод о роли частиц.

После выступления групп - подведение итогов.

- Что общего в текстах? (Тема природы; идея - восхищение гармонией мира и человека).

Какова же роль частиц в текстах?

Частицы усиливают эмоциональный фон текста, экспрессивность речи.

Без частиц текст теряет часть своих красок, становится невыразительным.

Частицы помогают нарисовать светлый, гармонический мир природы, от которого веет радостью.

Выставление отметок, словесное поощрение активных учащихся

9. Рефлексия учебной деятельности.


  1. Обратимся к тексту Е.Баратынского, докажите , что выделенные слова КАК - это частицы.

  2. Рефлексия проводится по С.С.Кашлеву «Рефлексивный ринг».

Из разных групп приглашаются в круг 2 человека, они рефлексируют итоги и ход дела по заданному алгоритму:

-ваше эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;

-причины состояния;

-оценка прошедшего дела

После рассказа-рефлексии участника, другие обращаются к нему с вопросами, углубляя рефлексию. На ринг можно приглашать и другую пару учащихся - они обмениваются вопросами между собой, а затем отвечают на вопросы групп.

Домашнее задание. Дифференцированное

  1. В текстах стихотворений русских поэтов найти частицы, доказать 2 случая употребления частиц.

  2. Составить текст о весне, весеннем настроении, используя частицы разных разрядов


Приложение 2


Частица - это служебная часть речи (не имеет вопросов, не является членом предложения, не зависит от других слов), которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда - смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошел дождь.

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

3) указательные: вот, вон, это;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, -то;

6) восклицательные: что за, ну и, как;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

По структуре частицы бывают: простые и составные.

Простыми называются частицы, состоящие из одного слова (а, благо, будто, ведь, во (прост.), вовсе, вон, ладно, ли и др.). составные частицы, образовавшиеся из двух (реже - более) слов: вот бы, чуть ли, все-таки, что за, нет ли.

Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами или междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены; во многих случаях частицы сближаются также с вводными словами.

Значением частицы как отдельного слова является то отношение, которое выражается ею в предложении.









Урок русского языка. 7 класс

Тема «Правописание частиц»

Цели урока:

Образовательная: определение условий раздельного написания частиц БЫ, ЛИ , ЖЕ ; дефисного- -то, -ка, -таки; формирование умения выделять частицы в тексте и правильно употреблять их в устной и письменной речи;

Деятельностная : Закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;

Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, умение действовать по алгоритму, логическое мышление, творческие способности.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Прочитайте текст Ф. Кривина (Текст проецируется на экране, все частицы стоят в скобках)

СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА БЫ, ЛИ, ЖЕ

Были же сомнения, были же мечты, но были же и надежды, что сомнения развеются, а мечты - осуществятся! Были же...

БЫ, ЛИ, ЖЕ... три маленькие частицы, в которых все это выразилось с наибольшей силой.

Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими-то КОЕ - или - НИБУДЬ, которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей черточкой.

Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ не таковы. Несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов - это нужно всегда твердо помнить!(эта часть текста скрыта)

Каждая из них занята своим делом в предложении, старается подчеркнуть главную мысль, чтобы она всем стала понятной. А в неслужебное время ...О, о чем только не говорят служебные слова в неслужебное время! Этого вы никогда не прочтете в тексте.

- Если бы у меня было не две, а хотя бы три буквы,- говорит частица БЫ,- я бы такое сказала!

Ах, эта частица Бы, какая она мечтательница! Вечно ей хочется того, чего нет.

- Вряд ли,- возражает ей частица ЛИ, верная своей привычке во всем сомневаться. - Да и нужна ли тебе лишняя буква?

- Это же пустой разговор,- останавливает её частица ЖЕ, привыкшая реально смотреть на вещи. - Тебе же вполне хватает двух букв - больше тебе не положено по правописанию.

Но частицу БЫ трудно остановить.

- Если бы я была Подлежащим,- вдруг заявляе т она,- я бы навела порядок в этом тексте.

- Ой ли! - сомневается частица ЛИ.

- Тебе ли наводить в тексте порядок?

- Да перестаньте же! - опять прерывает их частица ЖЕ. - У нас же и так порядок. Этот порядок установлен грамматикой.

Так спорят в свободное время эти частицы. Хотя все они - служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут себя в тексте по-разному.

БЫ - мечтает.

ЛИ - сомневается.

ЖЕ - утверждает.

И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживете!

Попробуйте ни в чем не сомневаться. Попробуйте ничего не утверждать. Попробуйте ни о чем не мечтать. Сможете прожить? Не сможете!

(Ф. Кривин)

Какую тему мы продолжим на уроке? (Частица)

Можете ли вы раскрыть все скобки в этом тексте? (Нет)

Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знанием. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ).

С чего начинаем? (С повторения необходимого материала).

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Что такое частица? ( Частица - это служебная часть речи (не имеет вопросов, не является членом предложения, не зависит от других слов), которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов).

Раскройте скобки в данных предложениях:

1) Я то (же) это прочитаю.

2) Это было то (же) самое место.

3) Не печалься (же), ступай, в гости братцев поджидай

4) Мы делали все, что(бы) праздник удался.

5) Что(бы) ребенок не плакал, ему дали игрушку.

6) Ну что (ж)! На взгляд (то) он хорош, да зелен.

7) Научился (таки) кататься на горных лыжах сын!

8) Постойте (же), друзья, спою не хуже я.

9) Еще (б) ты боле навострился, когда (бы) у него немножко поучился.

10) Пойдем(ка) да нарвем в саду себе каштанов.

В каких предложениях вы смогли раскрыть скобки?

Объясните, указывая части речи и условия слитного, дефисного или раздельного написания. ( Учащиеся справятся с № 1, 2, 4, 5, 9, т.к. эти написания изучены ими в темах «Союзы», «Условное наклонение глагола» )

3.Выявление места и причины затруднения.

В каких предложениях вы не смогли раскрыть скобки, почему?( 3,7,8,10, тема не изучена )

Что вы должны сделать, чтобы правильно написать слова, раскрыв скобки? (Обратиться за сведениями в учебник и найти правила)

О каких частицах пойдет сегодня речь? (Частицы бы, ли, же, -ка, -таки, -то)

Какова цель нашей работы на уроке?( Научиться раздельному написанию частиц же, ли, бы и дефисному написанию -то, -ка, -таки; научиться применять правило в различных ситуациях. Задачи: понять правила написания частиц через наблюдения и выводы.

Продемонстрировать знания, умения учащихся в процессе самоконтроля.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Каков план ваших действий, что нужно сделать, чтоб достичь поставленную цель?

Составьте план ( Учащиеся предполагают, что надо прочитать в учебнике сведения, разобрать примеры и попытаться на каких-либо примерах использовать правило)

Учитель на данном этапе может предложить свой вариант действий:

  1. Через наблюдение вывести ученикам самим правило написания частиц,

  2. затем уже свериться с учебником.

При согласии вырабатывается новый план.

5.Реализация построенного проекта

Материал для наблюдения и выводов:

Задание выполняется в парах.

- Прочитайте предложения, отметьте кружком изучаемые частицы, обратите внимание на их написание, сделайте выводы.

Упражнение 1

1) Вряд ли я мог изобразить Ивана Иваныча, вышедшего в эту ночь с пилой в руке. ( Н. Гоголь.) 2) Знаете ли вы украинскую ночь? ( Н. Гоголь.) 3) Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! ( Н. Гоголь.) 4) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник-книга. ( С. Маршак.)

Упражнение 2

1) Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано. 2) Очень уж тихо в лесу по ночам. 3) Пахарь ли песню вдали запоет-долгая песня за сердце берет. 6) Пушисты ли сосен вершины, красив ли узор на дубах?

( Н. Некрасов.)

Упражнение 3


  1. К кому-то принесли от мастера ларец. 2) От удивленья, поверишь ли, не станет ни уменья пересказать тебе, ни сил. 3) Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. 4) Еще б ты боле навострился, когда бы у него немножко поучился. 5) Постойте же, друзья, спою не хуже я. 6) Ведь ты была б у нас царь-птица. 7) Не стыдно ль стен тебе, не только что людей? А Васька все-таки курчонка уминает.8) Приляг-ка, братец, отдохни, да коли хочешь, так сосни. 9) Ну что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен. 10) Пойдем-ка да нарвем в саду себе каштанов.


6.Первичное закрепление во внешней речи

После выполнения задания любой паре из класса предлагается выйти к доске и рассказать о своей работе над первым упражнением.

Следующая пара рассказывает о выполнении второго упражнения и так далее ( при этом класс выражает свое согласие или несогласие с результатами работы пар)

Выводы обсуждаются в самом конце.

Далее учащиеся открывают раздаточный материал на столах (таблицу) и сверяют с ней свои выводы.

Раздельно

Дефис

бы ( б), ли (ль), же ( ж)

-то, - ка, - таки

Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин).

Книга-то не моя.

Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов)

Все- таки я нашла эту книгу.

Не печалься же, ступай, в гости братцев поджидай.

Дай-ка мне книгу.

В парах учащиеся снова проговаривают друг другу правописание частиц по таблице.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Как проверить, усвоили вы эту тему или нет? (Нужно поработать самостоятельно).

Посмотрите на задание, приступайте.

Ученики выполняют задание, затем проверяют по образцу и оценивают, используя критерии оценки.

Выполните тест

1.Как пишется частица -ка с глаголами?

1) через дефис

2) раздельно

3) слитно

2.Отметьте дефисное написание частицы.

1) что(за)

2) вряд(ли)

3) все(таки)

4) найди(же)

3. Укажите, в каких предложениях бы - частица.

1). Что (бы) ни произошло, нужно было продвигаться вперед.

2). Трудности существуют, что (бы) их одолеть.

3). Что (бы) сократить путь, мы пошли напрямик.

4). Всем хотелось, что (бы) поскорее наступили каникулы.

Эталон для самопроверки 1) 1, 2) 3 3) 1

Запишите только слова «Дефисное, слитное или раздельное» рядом с цифрами

  1. Так пойди(ка), попляши!

  2. Я хотел (бы) знать наверняка.

  3. Пойдешь(ли) ты сегодня на тренировку?

  4. Подумай(же) об этом.

  5. Как (бы) ни старался, не может прибавить себе роста.

  6. Оденьтесь теплее, что (бы) не простудиться.

  7. Ребята! Не Москва (ль) за нами?

  8. Умремте (ж) под Москвой, как наши братья умирали.

  9. Скажи (ка), дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?

Эталон для самопроверки

  1. Дефисное

  2. Раздельное

  3. Раздельное

  4. Раздельное

  5. Раздельное

  6. Слитное

  7. Раздельное

  8. Раздельное

  9. Дефисное

Оценивание идет сразу по двум заданиям (максимальное количество баллов 12) :

0 ошибок -«5», 1-3 ошибки -«4», 4-6 ошибок -«3» , более 6 ошибок «2»

8. Включение в систему знаний и повторение.

Скажите, где мы будем применять знания? ( Пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать).

-В каком стиле речи употребляются частицы -то, -ка, - таки, бы, ли, же ? ( в разговорном) Почему? ( Именно для разговорного стиля характерно использование различных оттенков значений слов, чему помогают частицы)

-Для чего они используются в текстах художественных произведений?

Для подтверждения ответов вновь обращаемся к тексту, который был представлен в начале урока.

Раскройте скобки, объясните правописание частиц.

9.Рефлексия учебной деятельности.

- Какова была цель нашего урока ?

-С каким затруднением мы столкнулись?

-Как мы его разрешили?

-Достигли ли цели урока?

Домашнее задание: Составить текст - диалог на тему «В школьной библиотеке».

Русский язык. 7 класс

Тема урока: «Союз»

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление о союзе как служебной части речи;

Задачи: закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;

- создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации;

-совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; отрабатывать умения употреблении союзов, речемыслительную деятельность;

- развивать умение опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;

Деятельностная : Закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;

Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, умение действовать по алгоритму, логическое мышление, творческие способности.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Создание проблемной ситуации.

Разберите по составу слова и скажите, что между ними общего? СОЮЗ, УЗЫ, УЗЕЛ, ВЯЗАТЬ.

(Слово союз в обычной речи означает «взаимная связь, соединение». Оно образовалось с помощью приставки со-, имеющей тот же смысл, что и слова вместе, совместно, от древнего славянского юз («тесные связи»). Тот же корень мы находим в современных словах узы, узел, вязать.)

Какое значение имеет слово « союз »? ( нечто связывающее, соединяющее).

Итак, тема сегодняшнего урока: Союз как служебная часть речи

Сегодня вы познакомитесь с новым знанием. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ).

С чего начинаем? (С повторения необходимого материала).

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Какой раздел науки о языке вы изучаете? (.Служебные части речи)

Что такое служебные части речи?

Что такое служебные части речи? Какие служебные ч.р. вы знаете?

Какой следующий шаг вы должны сделать? (Повторить нужный материал).

Почему вам это необходимо? (Мы должны вспомнить то, что нам нужно для урока, чтобы сделать следующий шаг).

На доске:

Припомнить (в) последстви.., (в) следстви.. опоздания, (в) течени.. минуты, (в) продолжени.. полугодия, иметь (в) виду,(в) виду заморозков, (не) смотря на гололёд, идти (на) встречу толпе.

Задание: раскрыть скобки, объяснить написание предлогов

Ученики по очереди выходят к доске, также задание выполняется в тетрадях.

В чем вы сейчас упражнялись? (В умении применять правила написания предлогов на практике, а также в объяснении условия своего выбора).

Следующее задание - на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что мы не знаем, и поставить цель)

Запишите предложения.

Подчеркните грамматические основы, определите, как связаны части предложений, есть ли союзы в этих предложениях ( задание выполняется на доске и в тетрадях)

  1. Челкаш оскалил зубы, высунул язык и, сделав страшную рожу, уставился на него вытаращенными глазами.

  2. По ночам земля быстро выхолаживалась, и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.

  3. Мы не пошли купаться, так как шел дождь.

  4. Благодаря тому что на небе появилось солнце, выпавший ночью снег быстро растаял

В каких предложениях вы неуверенны, что сделали правильные выводы о наличии союзов? ( В3-4 сомневаемся )

В чем ваше затруднение?

Кто выполнил задание? Обоснуйте ваш выбор. ( Разноречивые ответы, так как ребята не знакомы с подчинительными союзами, в 4 предложении путают союз благодаря тому что с производным предлогом благодаря )

3.Выявление места и причины затруднения.

Какое задание мы должны были выполнить?

Почему же вы не смогли выполнить это задание, ведь с предыдущим заданием вы справились? .

Значит, в чем причина вашего затруднения? (Не знаем союзы)

Какова же цель нашей работы на уроке? (Выявить, какие бывают союзы и роль союзов).

Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Что надо сделать, чтобы решить возникшую проблему? (Прочитать теоретические сведения из учебника, справочного материала, ресурсов Интернет, вернуться снова к предложениям и объяснить, какие союзы употреблены, их роль, далее потренироваться в правописании и нахождении союзов в предложениях и текстах)

Читая сведения , составьте опорный конспект «Союзы»

5.Реализация построенного проекта

Учащиеся читают сведения, составляют опорный конспект

6.Первичное закрепление во внешней речи.

После самостоятельного знакомства учащиеся обсуждают один из опорных конспектов, выполненных на доске, выявляют ошибки или дополняют его .



СРазработки уроков по русскому языку по технологии деятельностного метода (7 класс, тема «Частицы»)Разработки уроков по русскому языку по технологии деятельностного метода (7 класс, тема «Частицы»)оюз

Служебная часть речи, которая связывает

Однородные члены предложения Простые предложения в составе

сложного

Разработки уроков по русскому языку по технологии деятельностного метода (7 класс, тема «Частицы»)Разработки уроков по русскому языку по технологии деятельностного метода (7 класс, тема «Частицы») Союзы

Простые Составные

И, а, но, как, что Потому что, так как, как будто,

чтобы, или, либо не только - но и, как - так и

Сочинительные Подчинительные

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Чтобы проверить, насколько понят прочитанный материал, выполните задания.

- Упражнение на закрепление навыка "узнавания" союза.

1. Прочитайте текст, спишите его, союзы заключите в овал, надпищите разряд, группу

1.Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. 2)Море после шторма все еще дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. 3)На солнце наплывало дымком толстое облачко, простор угрюмел, как перед долгой непогодой, а холодный ток с моря разом усиливался.

4)Хотя тропинка петляла вначале среди невысоких холмов, она прямо и сильно тянула вверх. 5)Ее прорезал неглубокий желоб, русло одного из тех бурных ручьев, что низвергаются с гор после дождя.

Эталон ответа:1. но- сочин., противительный, при однородных членах предложения

2. и - сочин., соединительный, при однородных членах предложения

3.. но- сочин., противительный, соединяет части предложения.

4.хотя- подчинительный, обстоятельственный, уступительный, соединяет части предложения

5. что - подчинительный, изъяснительный, соединяет части предложения

Найти союзы (работа выполняется на карточках )


  1. Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить.

  2. Что напишешь пером, не вырубишь топором.

  3. Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.

  4. Смелый находит то, что робкий теряет.

  5. Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает.

  6. Где труд, там и счастье.

  7. Чтобы много знать, надо любить книгу.

  8. Ласковое слово что весенний день.

  9. Калач тем и хорош, что горяч.

  10. Человек без друзей что дерево без корней.

Эталон ответа:

  1. Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить.

  2. Что напишешь пером, не вырубишь топором.

  3. Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.

  4. Смелый находит то, что робкий теряет.

  5. Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает.

  6. Где труд, там и счастье.

  7. Чтобы много знать, надо любить книгу.

  8. Ласковое слово что весенний день.

  9. Калач тем и хорош, что горяч.

  10. Человек без друзей, что дерево без корней.

Анализируются результаты ответов, подводятся итоги, если большинство справилось с работой, то переходим на следующий этап.

8. Включение в систему знаний и повторение.

1. Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.

Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали … рассказывали разные истории. Солнце пряталось за тучи, … настроение все равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны.

С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца.

Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником … поэтом.

2.В предложении замените поочередно союзы И, А, ИЛИ. Предложения запишите в тетради. Понаблюдайте, какие смысловые отношения между однородными членами устанавливаются при помощи союза.

По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны.

Проведите наблюдения в предложении, используя союзы И, А, КОГДА, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО.

Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой.

Вариант записи в ученической тетради.

1. По пути нам попадались пышные ели и стройные сосны.

(и это и то) - соединяет.

2. По пути нам попадались не пышные ели, а стройные сосны.

(не то, а это) - противопоставляет

3. По пути нам попадались пышные ели или стройные сосны.

(или то, или это) - разделяет.

Вывод: разные смысловые отношения между однородными членами устанавливаются с помощью союза.

1. [Лес загадочно шумел], и [мы любовались его таинственной красотой]. - Союз соединяет.

2. [Лес загадочно шумел], а [мы любовались его таинственной красотой]. - Союз противопоставляет.

3. [Лес загадочно шумел], (когда мы любовались его таинственной красотой). - Указывает на время.

4. [Лес загадочно шумел], (чтобы мы любовались его таинственной красотой). - Указывает на цель.

5. [Лес загадочно шумел], (потому что мы любовались его таинственной красотой). - Указывает на причину.

3. Определите, уместно ли использован повторяющийся союз И в ответе ученика на уроке физики. Представьте свой вариант ответа.

Форму жидкости изменить легко. Однако ее объем изменить трудно. Например, в свинцовый шар налили воды и запаяли его со всех сторон. И потом ударили по нему, и вода не сжалась. И она просочилась сквозь стенки шара.

4. Выпишите в два столбика:

а) словосочетания с предлогами,

б) слова, соединенные союзами.

Сделать разбор сочетаний.

1. Сварите суп и кашу.

2. Мы с Мишкой решили пойти на реку ловить рыбу.

3. Кашу можно без хлеба есть.

4. Мишка насыпал в кастрюлю крупы.

5. Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.

6. Крупа совсем твердая и сухая.

7. Мы их варить не будем, а зажарим.

8. Мишка почистил пескарей и положил на сковороду.

5. Проверьте, правильно ли расставлены знаки препинания. Что соединяют союзы в этих предложениях? Начертите схемы предложений, определите разряд союзов.

1. Ветер прогулялся по желтой листве старых берез, и с листьев посыпался на нас град крупных капель.

2. Еще нет семи часов, а цирюльня Макара Кузьмича Блесткина уже отперта.

3. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык.

4. Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало в самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чаше.

5. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор.

6. Было не холодно, и снег слабо поскрипывал у него под ногами.

7. Когда из кухни ушел гость, Пелагея явилась в комнаты и занялась уборкой.

9.Рефлексия учебной деятельности.

- Какова была цель нашего урока ?

-С каким затруднением мы столкнулись?

-Как мы его разрешили?

-Достигли ли цели урока?

Оценивание по результатам урока.

Домашнее задание: на выбор 1. составить 5 предложений с сочинительными союзами и 5 предложений с подчинительными союзами.

2. найти в текстах художественной литературы 5 предложений с сочинительными союзами и 5 предложений с подчинительными союзами, выписать их.









© 2010-2022