Конспект урока по русскому языку: Буквы а-о в корне -лаг-, -лож

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ О - А

Технологическая карта урока

1.

ФИО

2.

Место работы:

3.

Должность:

учитель русского языка и литературы

4.

Предмет

русский язык

5.

Класс

5

6.

Базовый учебник

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/(Т.А. Ладыженская и др.)

7.

Тема урока

Правописание корней с чередующимися гласными О - А

8.

Тип урока

Изучение нового материала

9.

Цель урока

Выяснить правила написания корней -лаг- и -лож-

10.

Задачи урока

Образовательные: создать условия, способствующие приобретению знаний по теме
"Буквы О - А в корнях -лаг- - -лож-" и применению их в нестандартных учебных ситуациях.

Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку

11.

Планируемые результаты

Предметные: видеть орфограмму и объяснять ее написание; отличать корни с чередующейся гласной от омонимичных корней.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

12.

Технологии

проблемно-диалогическая.

13

Формы работы

Коллективная, групповая, творческая

14.

Внутрипредметные связи

Развитие речи (формулирование правила в стихотворной форме)

15.

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует

16.

Виды деятельности учащихся

находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки

17.

Виды используемых ИКТ

Компьютер, мультимедийная установка, презентация

18.

Интернет-ресурсы

ЭОР:85.142.23.53/packages/internet-school/7C6E7E63-C202-A7AC-7531-F2AF40D308BB/0.0.0.0/teleschool.russian.05.105-108.p1.oms;

85.142.23.53/packages/internet-school/7C6E7E63-C202-A7AC-7531-F2AF40D308BB/0.0.0.0/teleschool.russian.05.105-108.p1.oms

19.

Материалы и оборудование

презентация

20

Подготовительный этап к уроку

Тиражирование памяток к правилу

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время (в мин.)

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организационный момент

1

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2.

Актуализация знаний

3

Слайд 2

Создает проблемную ситуацию:

В корнях -лаг-, -лож- - как различать,
Где надо а, где о писать?

Корень -лаг- на корень -лож-

Абсолютно не похож!

Удареньем не проверишь,

Как себя ты поведешь?

Размышляют и находят подходящие приемы.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

3.

Целеполагание

2

Слайд 3

Задает вопросы:

-Итак, у нас есть цель?

И есть проблема!

Скажите мне скорей

Какой же будет тема?

Формулируют цель урока:

- Выяснить правила написания корней -лаг- и -лож-

Формулируют тему урока:

- Правописание чередующихся гласных О - А в корнях -лаг-,
-лож-

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование темы.

4.

Мотивация к учебной деятельности

1

Слайд 4

Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

- Сегодня мы будем следопытами…

Проведем внутреннее расследование и выясним истину написания в русском языке корней -лаг- и -лож-

Узнают о сюжетной линии урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

5.

Учебная деятельность

10

Слайд 5

Подводит учащихся к формулировке правила.

Посмотрите на слова, записанные на доске (слайде). Как вы думаете, как и в какой последовательности нужно действовать при выборе орфограммы.

Выдвигают версии выбора орфограммы

Регулятивные: систематизация.

Коммуникативные: формулирование правила

Слайд 6

Проверим.

Настоящие следопыты очень внимательны! Сейчас мы будем выбирать самого быстрого и внимательного.

Задание №1

В трех словах мигает поочередность действий при выборе орфограммы в корнях -лаг- и -лож-. Внимание, пуск!

(после окончания действия слайда, учитель спрашивает учащихся, которые выдвигали версии)

(после верных высказываний учащихся кликать мышкой на текст: 1-ударение, 2-корень, 3-буква за корнем, 4-появляется буква в корне)

Называют порядок действий при выборе орфограммы

Слайд7

Слайд 8,9

Задание №2

Найти закономерность

(приведены примеры слов)

Под руководством учителя проводят расследование (анализируют написание слов) и формулируют правило.

6.

Первичное закрепление изученного

12

Слайд10

Создает проблемную ситуацию:

- Обратите внимание на слова, размещенные на слайде. Запишите их в два столбика (А и О).

Применяют правило и записывают слова в два столбика. Графически объясняют правописание слов.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: самокоррекция.

Слайд 11 (второй клик)

Теперь давайте проверим.

7.



Слайд 12

(Аналитическое чтение)

А теперь откроем учебник, параграф 84, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом.

(взаимное обучение)

Выполним упражнение, применяя новое правило, из учебника (№ 447).


Аналитическое чтение

дети высказываются


Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.

Физминутка

1

Слайд 13

Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения.



Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.

8.

Контроль усвоения материала

5

Слайд 14

-Как проверить, усвоили вы новую тему или нет?

(нужно поработать самостоятельно).

85.142.23.53/packages/internet-school/7C6E7E63-C202-A7AC-7531-2AF40D308BB/0.0.0.0/teleschool.russian.05.105-108.p1.oms


На доске выполняют задание 4 учащихся, остальные в тетрадях.

Познавательные: структурирование знаний, поиск информации.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: контроль, коррекция.

9.

Формирование культуроведческой компетенции.

5



Слайд 15

-Попробуйте найти в орфографическом словаре слова на букву «л» с корнем -лаг- (имеются в виду слова с тем же значением корня, что мы рассматриваем).

-Почему таких слов нет?

Значит, слова с этим корнем существуют только с приставками. 85.142.23.53/packages/internet-school/E1E201EB-BC3B-623C-C118-050890428191/0.0.0.0/teleschool.russian.05.105-108.i.oms(2-я стр.)

-Сделаем вывод!

- Слов «ложить» и «покласть» нет в русском языке.

-А какие слова есть?

-Есть слова «положить» и «класть».

Записывают в раздел словаря «Говори правильно».


Записывают примеры

Коммуникативные:

Овладение речевыми нормами;

Познавательные:

Умение находить слова с заданным корнем.

10.

Подведение итогов урока

1

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке?

Достигли ее? Докажите.

Анализируют свою работу и работу пары на уроке.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

11.

Рефлексия.

3

Слайд 16

Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ (излагали, предполагали, проложили и т.д.).

Вот и подошел наш урок к концу.

- Какой момент урока вам больше всего запомнился?

- Выскажите свое впечатление об уроке в нескольких словах.

- Что удалось нам сегодня на уроке?

- Чем запомнится эта встреча?

- Кто узнал новое для себя?

12.

Дифферен-цированное домашнее задание

1

Слайд17

1. Выполнить упражнение из учебника.(Упр.450)

2.Написать небольшой рассказ «На экскурсии», употребляя слова и словосочетания с корнями ЛАГ-ЛОЖ.(выбрать понравившееся задание и выполнить его).

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.


© 2010-2022