Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (профильный уровень)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №19 города Новоалтайска Алтайского края

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (профильный уровень)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Русский язык

11 класс (профильный уровень) на 2015-2016 учебный год


Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений

для средней школы (профильный уровень)10-11 классы. Авторы:А.И.Власенков,Л.М.Рыбченкова.

Москва, "Просвещение", 2011







Составитель: Моргунова Г.Н.,

учитель русского языка и литературы


2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Русский язык как учебный предмет является основой школьного филологического образования. Он представляет собой важнейший элемент литературного образования, основу терминологической базы изучения иностранных языков.

Изучение русского языка в школе на профильном уровне предполагает дальнейшую реализацию метапредметной образовательной функции этой дисциплины. Обучение направлено на развитие и совершенствование речемыслительных, коммуникативных, творческих способностей, которые влияют на качество усвоения старшеклассниками всех других школьных предметов, а в перспективе во многом определяют достижения выпускника практически во всех областях жизни, в том числе и профессиональной, способствуют социальной адаптации личности к изменяющимся условиям современного мира.

Важнейшей задачей курса является также углубление и расширение знаний в области лингвистики, совершенствование языковых и коммуникативных умений, востребованных в процессе получения филологического, гуманитарного образования в вузе по избранной специальности.

Целями изучения русского (родного) языка на профильном уровне в средней (полной) школе являются:

• расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

• расширение лингвистического кругозора; углубление знаний о лингвистике как науке, языке как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах каждого уровня языка, языковой норме, ее функциях и вариантах; функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представления о речевой деятельности, ее основных

видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

• совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение орфографической и пунктуационной грамотности; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, опыта оценивания изобразительно-выразительных возможностей художественного текста и проведения его лингвостилистического анализа;

• приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение различными приемами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработки научной информации, представленной в том числе в электронном виде на различных информационных носителях;

• существенное расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного употребления основных вариантных форм словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии со сферой речевого общения, а также умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• приобретение опыта исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;

• развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении профильного высшего образования, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.






ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Содержание курса русского языка на профильном уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10-11 классах филологического профиля и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению. Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык».

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения. Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения. Независимо от избранной теории и методики обучения должное внимание в учебном процессе необходимо уделять каждой из названных компетенций. В то же время профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.

Изучение русского языка на профильном уровне предполагает прежде всего углубление знаний о лингвистике как науке о языке, как многофункциональной развивающейся системе, взаимосвязи основных единиц и уровней языка, языковой норме, ее функциях, функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения (разделы программы «Введение в науку о языке» и «Языковая система»). Изучение курса русского языка обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Программа нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.

Важной составляющей курса является лингвистический и филологический анализ текста. В то же время на профильном уровне старшей школы продолжается совершенствование речевой деятельности, развитие общей речевой культуры учащихся на основе усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности (раздел «Речь. Речевое общение»), а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного русского литературного языка. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность

овладеть секретами эффективного общения. Старшеклассники учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. Программа для профильного уровня предусматривает целенаправленное совершенствование таких жизненно важных умений, как владение различными видами чтения, разными способами информационной переработки текстов, поиска информации в различных источниках, а также способности передавать ее в соответствии с условиями общения. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в высших учебных учреждениях по избранной специальности гуманитарного профиля.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского

языка на профильном (филологическом) уровне среднего (полного) общего образования в объеме 102 часа в 10 классе, 102 часа в 11 классе.

Содержание учебного материала

Языковая система (49ч)

1. Русский язык как объект научного изучения (4 ч.) Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.

Язык и его основные функции: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.

Языки естественные и искусственные.

Русский язык в современном мире. Русский

язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков.

Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Старославянизмы в современном русском языке

и их признаки.

Сходство и различия в фонетической, лексической и грамматической системах русского и изучаемого иностранного языка.

Подготовка реферата на предложенную лингвистическую тему

2. Культура речи как раздел лингвистики (5 ч.)

Литературный язык и его признаки. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Речевая культура в бытовом, учебном и научном общении. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Выбор этикетных формул в зависимости от условий речевого общения.

Основные критерии хорошей речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Сочинение-рассуждение по художественному тексту.

Языковая норма, ее основные признаки и функции ( 2 ч.)

Кодификация нормы. Основные виды языковых норм русского литературного языка.

Варианты норм.

Иметь представление о языковой норме, ее видах и вариантах.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы ( 6 ч.)

Допустимые варианты произношения и ударения. Основные нормы литературного произношения и ударения.

Лексические нормы ( 6ч.)

Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Иноязычные слова в современной речи. Сжатое изложение с элементами сочинения.

Практическая работа по анализу текста с точки зрения соблюдения лексических норм

Грамматические нормы ( 4ч.)

Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы (10 ч.)

Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Трудные случаи орфографии.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Трудные случаи пунктуации.

Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки.

Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.

Проблемы экологии русского языка. Речевые штампы и канцеляризмы. Жаргонизмы и языковые элементы, не допускаемые нормами речевого общения.

Функциональная стилистика (47 ч)

  1. Понятие о функциональных стилях ( 3ч.)

Различные трактовки понятия «стиль» и вопрос о функционально-стилистической дифференциации языка в современной русистике. Функциональные разновидности русского языка: функциональные стили.

  1. Научный стиль речи: сферы использования, назначение (7 ч.)

Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

Учебно-научный, научно-популярный стили. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия.

Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы).

Защита реферата на предложенную тему. Практическая работа по созданию жанра научного стиля.

  1. Официально-деловой стиль речи, сферы его использования, назначение (6 ч.)

Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, тандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

Практическая работа по созданию текстов официально-делового стиля.

  1. Публицистический стиль речи, сферы его использования, назначение (12 ч.)

Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля (выступление, статья, интервью, очерк, репортаж).

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Сочинение по публицистическому тексту.

Дифференцированная работа над одним из четырех жанров: путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе (по выбору учащихся, с использованием материалов учебника)

  1. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение (6 ч.)

Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Сжатое изложение с элементами сочинения (по упр. 489)

6. Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка (13 ч.)

Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи.

Анализ стихотворного текста с точки зрения

употребления в нем изобразительно-выразительных средств (упр. 516, 518)

Сочинение об особенностях стиля писателя

Повторение изученного в 11 классе (6 ч.)

Варианты языковых норм. Речевые штампы и канцеляризмы. Комплексный анализ текста.

Тематический план 11 класс

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во

часов

Развитие

речи

Контрольные работы

изложение

сочинение

1.

Раздел 1. Языковая система

49

1.1

Тема 1. Русский язык как объект научного изучения.

4

-

1

-

1.2

Тема 2. Культура речи как раздел лингвистики.

5

-

2

-

1.3

Тема 3. Языковая норма, ее основные признаки и функции.

2

-

-

-

1.4

Тема 4. Орфоэпические нормы.

6

-

1

1.5

Тема 5. Лексические нормы.

6

2

-

1

1.6

Тема 6. Грамматические нормы.

4

-

-

-

1.7

Тема 7. Орфографические нормы.

10

-

-

1

1.8

Тема 8. Пунктуационные нормы.

12

-

-

1

2.

Раздел 2. Функциональная стилистика

47

2.1

Тема 1. Понятие о функциональных стилях.

3

-

-

-

2.2

Тема 2. Научный стиль речи: сферы использования, назначение.

7

-

-

1

2.3

Тема 3. Официально-деловой стиль речи, сферы его

использования, назначение.

6

-

-

1

2.4

Тема 4. Публицистический стиль речи, сферы его использования, назначение.

12

-

2

1

2.5

Тема 5. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение.

6

2

-

-

2.6

Тема 6. Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка.

13

-

2

1

2.7

Раздел 3. Повторение изученного в 10-11 классах.

6

-

-

-

3.

Всего часов

102

4

7

8

Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов (профильный уровень)
должны знать:

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

  • компоненты речевой ситуации, основные условия эффективности речевого общения;

  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

должны уметь:

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы

  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной и деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

  • углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области филологических наук;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению, сотрудничеству;

  • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

  • удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;

  • самообразование и активное участие в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 - 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.

Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 - 3 - 2, 2 - 2 - 3; «3» ставится при соотношениях: 6 - 4 - 4 , 4 - 6 - 4, 4 - 4 - 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебник Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. Русский язык. 10-11 классы оснащен следующими пособиями:

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Книга для учителя. 10-11 классы.

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Дидактические материалы. 10-11 классы.

Нарушевич А. Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы.

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». 10-11 классы.

Добротина И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс.

Добротина И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 11 класс.

Павлова С. А. Русский язык. Методика подготовки к ЕГЭ. Алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа.



Календарно-тематический план

п/п

Дата

Тема,

содержание урока

Кол-во

часов

Формирование

понятий

Сопутствующее повторение

Примечание

1.

Язык как общественное явление.

1

Язык.

Правописание безударных гласных в корне.

2.

Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.

1

Язык.

Правописание безударных гласных в корне.

3.

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.

1

Язык.

Правописание чередующихся гласных в корне.

4.

Русский язык в контексте русской культуры.

1

Язык.

Правописание чередующихся гласных в корне.

Р 5-6.

Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

2

7.

Русистика как наука о русском языке, её основные разделы. Этимология как раздел лингвистики.

1

Русистика.

Этимология.

Падежные окончания существительных, окончания прилагательных и причастий.

8.

Общее представление о развитии русистики. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики.

1

Русистика.

Падежные окончания существительных, окончания прилагательных и причастий.

9.

Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).

1

Гласные после шипящих и ц.

10.

Контрольная работа № 1 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Повторение в начале года».

1

11.

Уровневая организация языка.

1

Уровневая организация языка.

Разделы науки о языке.

12.

Основные единицы разных уровней языка.

1

Основные единицы разных уровней языка.

Фонетика. Звуки. Графика. Буквы.

13.

Основные единицы разных уровней языка.

1

Основные единицы разных уровней языка.

Морфемика. Морфема.

14.

Основные единицы разных уровней языка.

1

Основные единицы разных уровней языка.

Слово. Паронимы.

15.

Системные отношения между языковыми единицами.

1

Основные единицы разных уровней языка.

16.

Языковая норма и её динамика.

Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.

1

Языковая норма.

Речевые и грамматические ошибки.

Р

17-18.

Контрольное изложение №1 .

2

19.

Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике.

1

Языковая норма.

Орфоэпия.

20.

Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки.

1

Языковая норма.

речевые ошибки.

Речевые и грамматические ошибки.

21.

Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

1

Языковая норма.

речевые ошибки.

Речевые и грамматические ошибки.

22.

Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

1

Языковая норма.

речевые ошибки.

Речевые и грамматические ошибки.

Р 23.

Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

1

Р 24.

Анализ письменных работ.

1

25.

Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.

1

Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы.

Написание сложных слов.

26.

Вопрос о словосочетании.

1

Словосочетание.

Написание сложных слов.

Р 27- 28.

Контрольное сочинение № 1.

2

29.

Типы подчинительной связи в словосочетании. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

1

Типы подчинительной связи в словосочетании.

Правописание производных предлогов.

30.

Типы подчинительной связи в словосочетании. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

1

Типы подчинительной связи в словосочетании.

Правописание производных предлогов.

31.

Типы подчинительной связи в словосочетании. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

1

Типы подчинительной связи в словосочетании.

Правописание производных предлогов.

32.

Сильное и слабое управление.

Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

1

Сильное и слабое управление.

Правописание производных предлогов.

33.

Синонимия словосочетаний.

1

Синонимия словосочетаний.

Правописание личных окончаний глагола.

34.

Проверочная работа (тест).

1

35.

Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения.

1

Предложение.

Главные члены предложения.

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий.

36.

Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

1

Предложение.

Главные члены предложения.

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий.

37.

Предикативная (грамматическая) основа предложения.

1

Предикативная (грамматическая) основа предложения.

Главные члены предложения.

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий.

38.

Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

1

Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

Главные члены предложения.

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий.

39.

Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.

Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

1

Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

Главные члены предложения.

Правописание суффиксов прилагательных.

40.

Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

1

Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Правописание суффиксов прилагательных.

41.

Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

1

Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Правописание суффиксов причастий.

42.

Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

1

Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Правописание суффиксов причастий.

43.

Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

1

Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Правописание суффиксов причастий.

Р 44 - 45.

Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

2

46.

Типы простых предложений.

1

Типы простых предложений.

Глагол как часть речи.

Правописание суффиксов причастий.

47.

Типы простых предложений.

1

Типы простых предложений.

Глагол как часть речи.

Правописание суффиксов причастий.

48.

Типы сложных предложений.

1

Типы простых предложений.

Правописание не с разными частями речи.

49.

Контрольная работа № 2 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Простое пр-е».

1

50.

Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений.

Основные группы сложноподчинённых предложений.

Правильное построение предложений с придаточными частями.

1

Сложноподчинённое предложение.

Правописание не с разными частями речи.

51.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

Правописание не с разными частями речи.

52.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Правописание не с разными частями речи.

53.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

1

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Правописание приставок.

54.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

1

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным

Правописание приставок.

55.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

1

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

Различение не и ни.

56.

Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

1

Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

Различение не и ни.

57.

Синонимия синтаксических конструкций.

Синонимия простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными.

1

Синонимия синтаксических конструкций.

Различение не и ни.

58.

Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения.

1

Текст.

Правописание союзов.

59.

Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста.

Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.

Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.

1

Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство).

Абзац.

Правописание союзов.

60.

Пунктуационные нормы. Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

1

Пунктуационные нормы. Принципы современной русской пунктуации.


61.

Интонация и её роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Интонация.

Постановка тире в простом предложении.

62.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Постановка тире в простом предложении.

63.

Однородные члены предложения и пунктуация при них.

1

Однородные члены предложения.

64.

Знаки препинания при однородных членах.

1

Однородные члены предложения.

65.

Знаки препинания при однородных членах.

1

Однородные члены предложения.

66.

Однородные и неоднородные определения.

1

Однородные и неоднородные определения.

Р 67.

Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

1

68.

Обособление определений.

1

Обособление.

69.

Обособление определений.

1

Обособление.

70.

Обособление одиночных и распространённых приложений. Дефис в приложениях.

1

Обособление.

71.

Обособление обстоятельств.

1

Обособление.

72.

Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения.

1

Обособление.

73.

Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.

1

Вводные и вставные конструкции.

74.

Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.

1

Вводные и вставные конструкции.

75.

Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи.

1

Обращение.

Слова-предложения.

Междометие.

76.

Знаки препинания между частями сложного предложения. Пунктуация в сложносочинённом предложении.

1

Сложносочинённое предложение.

Виды сочинительных союзов.

77.

Знаки препинания при передаче чужой речи. Предложения с прямой речью. Цитаты.

1

Прямая речь. Косвенная речь. Цитата.

78.

Контрольная работа № 3 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Пунктуация».

1

79.

Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

1

Текст. Абзац.

80.

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и сложноподчинённых предложениях с придаточным сравнительным.

1

Сравнительный оборот.

Р

81 - 82.

Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

2

83.

Правила успешного речевого общения. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

1

Речевое общение.

84.

Официально-деловой стиль.

Сферы использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля.

6

1

Функциональный стиль речи.

Официально-деловой стиль.


85.

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

1

Официально-деловой стиль.

86.

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

1

Официально-деловой стиль.

87.

Структура официально-деловых текстов разных жанров. Формы деловых документов.

1

Официально-деловой стиль.

88.

Лингвистический анализ текстов официально-делового стиля.

1

Официально-деловой стиль.

89.

Написание заявления, доверенности, расписки, резюме, делового письма, объявления. Особенности составления делового письма, объявления на электронном носителе (электронная почта).

1

Официально-деловой стиль.

90.

Литературный язык и язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи.

1

Язык художественной литературы.

91.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов художественного произведения. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм (В.Г. Белинский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов).

1

Язык художественной литературы.

Р

92 .

Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

1

93.

Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов и стилистических фигур, их использование мастерами русского слова, использование учащимися.

Синонимия как источник средств художественной выразительности.

1

Тропы. Стилистические фигуры речи.

94.

Основные виды тропов и стилистических фигур, их использование мастерами русского слова, использование учащимися.

1

Тропы. Стилистические фигуры речи.

Р

95 - 96..

Контрольное изложение № 2.

2

97.

Основные виды тропов и стилистических фигур, их использование мастерами русского слова, использование учащимися.

1

Тропы. Стилистические фигуры речи.

98.

Звучание слова в стихотворной речи. Индивидуально-авторский стиль писателя. Повседневный, обиходный «практический» язык и язык художественной литературы, поэтический язык.

Анализ текста художественного произведения.

1

99 - 100.

Итоговая контрольная работа № 4 (тест ЕГЭ).

2

Р 101 - 102.

Контрольное сочинение № 2.

2



© 2010-2022