Урок-мастерская. А. А. Фет Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр. !0 класс

Урок-мастерская по анализу художественного текста. Цель работы: увидеть сложность мира лирического произведения, сконцентрировав внимание на его смысловой стороне.   Задача: пройти вслед за автором по смысловым ступеням стихотворения. Что необходимо? - текст стихотворения - этапы урока с поставленными задачами - орудие письма   - и, конечно, светлые головы.  Урок не имеет цели анализ выразительной системы стихотворения. В центре внимания смысловая сторона.    
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-мастерская. А. А. Фет Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр. !0 класс.муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Орлецы Кировской области Нагорского района









Венгренюк Ольга Ивановна

учитель русского языка и литературы

высшая категория




2012 год

Афанасий Афанасьевич Фет.


Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.


Я и думать забыл про холодную ночь, -

До костей и до сердца прогрело;

Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,

Будто искры в дыму, улетело.


Пусть на зорьке, всё ниже спускаясь, дымок

Над золою замрёт сиротливо;

Долго-долго, до поздней поры огонёк

Будет теплиться скупо, лениво.


И лениво и скупо мерцающий день

Ничего не укажет в тумане;

У холодной золы изогнувшийся пень

Прочернеет один на поляне.


Но нахмурится ночь - разгорится костёр,

И, виясь, затрещит можжевельник,

И, как пьяных гигантов столпившийся хор,

Покраснев, зашатается ельник.




















I. Слово учителя:

Сегодня наш урок мы проведём в форме мастерской и займёмся анализом одного произведения. В центре нашего внимания стихотворение А.А.Фета «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…»

Мы не ставим перед собой цели полного анализа этого стихотворения.

Цель нашей работы:

увидеть сложность мира лирического произведения, сконцентрировав внимание на его смысловой стороне.

Задача: пройти вслед за автором по смысловым ступеням стихотворения

У вас есть всё, что необходимо для работы:

- текст стихотворения

- этапы урока с поставленными задачами

- орудие письма

- и, конечно, ваши светлые головы.

II. Анализ стихотворения с точки зрения смыслового содержания.

1. Итак, познакомимся со стихотворением А.А.Фета и сразу первая задача:

- представить то, о чём рассказывает автор.

Чтение.

А сейчас опишите то, что вы представили.

Послушаем, что получилось.

Перед нами не что иное, как первая смысловая ступень стихотворения (внешняя).

2. Обратимся к образам стихотворения: день, ночь и костёр. Найдите слова, которыми автор рисует эти образы. Работаем с таблицей.

Ночь, день - холод

Костёр

Холодная ночь

Ярким солнцем.. пламенеет

лениво и скупо мерцающий день

До костей и до сердца прогрело

нахмурится ночь

Что смущало…умчалося прочь

холодной золы изогнувшийся пень

Раскрасневшись, шатается ельник

Проверим.

- Как можно назвать эти образы?

- Противоположные. Антонимичные.

- С одной стороны - реальное, которая, как вы сказали, характеризуется холодной золой, изогнувшимся пнём, мерцающим днём.

С другой стороны - фантастическое, «как пьяных гигантов столпившийся хор, Покраснев, зашатается ельник».

Итак, противопоставление реального и фантастического - это вторая ступень. Как вы думаете, где лирическому герою уютнее, теплее? Напишите.

Проверка.

3. Переходим на третью ступень:

Задача: представьте себя на месте лирического героя (ночь, лес, костёр), опишите свои чувства.

Проверка.

Третья смысловая ступень - это противопоставление человека и природы.

Трагическая интонация: вечная вражда человека и природы, и вечный помощник человека в этом противостоянии костёр.

Как поэт передаёт это противостояние? Работа с таблицей.

Человек

Природа

разгорится костёр

Точно пьяных гигантов столпившийся хор

Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,

Будто искры в дыму, улетело.

холодную ночь

думать забыл про холодную ночь

нахмурится ночь

холодной золы

Проверка

4. Выходим на четвёртую, глубинную, смысловую ступень.

Мы знаем, что любое лирическое произведение - это рассказ автора о своих чувствах, переживаниях. Неужели А.А.Ф. хотел рассказать нам только о ночи, проведённой в лесу?

Конечно, нет! Образы стихотворения - это символы.

Задача: объяснить звенья метафоры - символы:

- «холодная ночь» - ________________________________________________

- «костёр» - _______________________________________________________

- «туман» - ________________________________________________________

- «до костей прогрело» -_____________________________________________

- «лениво и скупо мерцающий день» - _________________________________

Проверим.

5. Следующая задача: наблюдение: слова-действия; какое состояние передают?

- неуверенность, неустойчивость, сомнение, но в то же время вера в то, что «разгорится костёр» - а это уже оптимизм.

Проверка:

А сейчас делаем вывод: всё стихотворение - это развёрнутая метафора.

Мы знаем примеры подобных развёрнутых метафор в поэзии: «Узник» А.С.Пушкина, «Парус» М.Ю.Лермонтова, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» А.С.Пушкина.

Ну что ж, а сейчас вернёмся к цели нашего урока. Сделаем вывод.

Проверка

IV. Вывод. Мы отделили четыре смысловые ступени друг от друга, но стихотворение Фета существует как единство, как целостность, в которой эти ступени существуют одновременно, проникая одна в другую, взаимно поддерживая одна другую. В сущность, они нерасторжимы. Поэтому у Фета так усилена конкретная материальность изображённого:

…сжимаясь, трещит можжевельник.

Или

…изогнувшийся пень

Прочернеет один на поляне.

Четыре ступени смысла. А может быть их больше? Может быть, они другие? Мир лирического стихотворения сложен, его нельзя и не нужно выражать однозначной прозой. Как справедливо писал когда-то Герцен, «стихами легко рассказывается именно то, что не уловишь прозой… едва очерченная и замеченная форма, чуть слышный звук, не совсем пробуждённое чувство, ещё не мысль… В прозе просто неуместен этот лепет сердца и шёпот фантазии.»

Д/задание.

Этим уроком мы завершаем разговор о поэзии А.А. Фета. Стихотворение по выбору: наметить смысловые ступени.




















А.А.Фет «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…»

(технологическая карта урока).

Цель: увидеть сложность мира лирического стихотворения.

Задача: пройти вслед за автором по смысловым ступеням стихотворения «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр …»

Ступень 1 (внешняя).

Задача: слушаем, рисуем словесную картину.

Сюжет прост:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ступень 2 (противопоставление: реальное - фантастическое).

Задача: показать противопоставляемые образы.

Ночь, день - холод

Костёр



Состояние героя?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ступень 3 (противопоставление: человек - природа).

Задача: представьте себя на месте лирического героя, опишите свои чувства.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Человек

Природа



Трагическая интонация: вечная вражда человека и природы.

Ступень 4 (развёрнутая метафора: душевное состояние лирического героя).

Задача: объяснить звенья метафоры - символы:

- «холодная ночь» - ________________________________________________

- «костёр» - _______________________________________________________

- «туман» - ________________________________________________________

- «до костей прогрело» -_____________________________________________

- «лениво и скупо мерцающий день» - _________________________________

Задача: наблюдение: слова-действия; какое состояние передают?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________














© 2010-2022