Обобщение опыта работы по теме «Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе преподавания риторики»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта по теме:

«Развитие коммуникативных умений младших школьников

в процессе преподавания риторики»

В 2013 г. Мною была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Искусство звучащего слова», которая на данный момент соответствует требованиям ФГОС системы дополнительного образования.

Программой предусматривается создание условий для речевой деятельности детей, для общения и выражения своих мыслей, а также для обогащения словарного запаса и дальнейшего развития речи учащихся младшего и среднего звена обучения.

Программа предназначена для учащихся с разными стартовыми возможностями, степенью подготовки, поэтому осуществляется с дифференцированным подходом к обучению детей, различных по возрасту, другим индивидуальным данным. Программа позволяет построение индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты.

Целью программы является

развитие правильной и полноценной речи учащихся, личностное развитие ребёнка через овладение им культуры публичного выступления.

Я пытаюсь научить своих учеников пониманию того, что через искусство человек может выразить себя и свои переживания, свое видение мира, а также познает мир, самого себя и других людей - человечество в целом, - приобщается к опыту других поколений. Дети постигают искусство слова, открывая для себя удивительный мир литературы и родного языка.

Успешная реализация программы дает шанс детям проявить способности, раскрыть свой внутренний мир, помогает сформировать положительную самооценку, способствует социализации и адаптации в современном обществе.

Определение объекта и предмета исследования.

Целевой предмет - благоприятные условия для формирования риторических умений учащихся в процессе обучения эффективному общению.

Целевой объект - речевая деятельность учащихся на уроках риторики.

Цель исследования -система уроков риторики, способствующих организации и функционированию прозаической устной речи, формирующих индивидуальную речевую манеру.

Задачи :

-дать понятия разных видов общения;

- отрабатывать основные типы риторических умений, приёмы речевой деятельности;

- воспитывать грамотное поколение с адекватным речевым поведением, исключающим косноязычие.

Актуальность и перспективность опыта.

Риторика - один из важных предметов, которые, безусловно, будут востребованы в третьем тысячелетии.

Почему же риторика так важна для нашего времени?

Нашим детям предстоит жить в сложном противоречивом мире. С одной стороны, это мир новейших достижений в области науки и техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. С другой стороны, это мир, в котором люди мало общаются, они одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью.

Риторика помогает осознать общечеловеческие ценности. Так, риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы с тобой общались.

Нас и наших детей, привыкших делить мир на чёрное и белое, риторика учит гуманитарному мышлению, направляет на поиск разных вариантов решения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?) В этом значение риторики как предмета, помогающему будущему члену общества искать и находить выходы из различных неоднозначных ситуаций, развивающего способности адаптироваться к изменяющемся условиям жизни.

Риторика формирует позитивное отношение к миру.

Этот важный предмет направляет детей на то, чтобы они умели оценить свою и чужую речь, учитывали, с кем говорят, с какой целью, где, когда и как? Тем самым риторика помогает ребёнку вырасти в личность, совершающую меньше ошибок в общении, а значит, и меньше подверженную стрессам.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее развитию следует уделять пристальное внимание. Так как она влияет на учебную успешность учащихся. В образовательном процессе коммуникативная компетентность может рассматриваться не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Также следует отметить, что от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, одиночества в классе и может провоцировать асоциальные формы поведения

С учетом направленности современного образования на личностное развитие обучающихся рассмотрена проблема коммуникативного развития школьников в образовательном процессе. Анализ теории и практики развития коммуникативных способностей младших школьников свидетельствует о ее существенных недостатках.

Развитие коммуникативных способностей младшего школьника должно включать в себя не только коррекционно-развивающую работу с учениками, но и просветительную работу с родителями и педагогами; согласованным образом осуществляться в процессе учебной, внеучебной деятельности и специально организованных занятий.

Успешность формирования коммуникативно-речевой культуры зависит от уровня воспитанности личности. Невоспитанный человек никогда не овладеет высокой речевой и коммуникативной культурой. Поэтому на уроках риторики (и не только риторики!) обучение и воспитание должны осуществляться параллельно. Уроки риторики предоставляют богатейшие возможности для нравственного и эстетического воспитания личности. В сфере нравственного воспитания они способствуют формированию уважительного, вежливого отношения к людям, развитию доброжелательности, тактичности, деликатности. В сфере эстетического воспитания уроки риторики позволяют воспитать чувство прекрасного, эстетический вкус. Анализируя на уроках образцовые тексты, мы формируем у учащихся речевой идеал, в основе которого лежит красота художественной формы, красота языка. Оценивая коммуникативное поведение говорящих (речь, манеры, позы, жесты), мы опираемся во многом на эстетические категории.

Риторика дает учащимся необходимые общеучебные знания и умения, так как именно на этих уроках школьники знакомятся с особенностями типов текстов, учебных речевых жанров, с их структурой, языковыми средствами. Она развивает у учеников умение не просто общаться, создавая уместные речевые жанры, но и умение эффективно общаться. Курс является межпредметным, поскольку с формированием положительного отношения к изучению общения у детей развивается стремление к получению знаний по литературе (чтение стихов, рассказов, сказок), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), русскому языку (пополнение словарного запаса), обогащается жизненный опыт учащихся. Уроки риторики помогают нравственному воспитанию школьников, формируют опыт нравственных поступков.

Методы работы на уроках риторики:

1) беседа

2) творческие и сюжетно-ролевые игры

3) создание и постановка проблемных ситуаций

4) моделирование

5) проигрывание и анализ ситуации речевого общения

Приемы развития коммуникативных способностей:

1) составление диалога

2) анализ текста

3) устные пересказы и рассказы

4) словесное иллюстрирование

5) создание речевых ситуаций (

6) инсценирование

7) дискуссии

8) коллизии

Формы работы:

1) эвристические уроки: интеллектуальная игра .

2) оргдеятельностные уроки: уроки целеполагания , уроки рецензирования, самооценки, рефлексии

3) уроки когнитивного типа: урок исследования объекта, урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез)

4) уроки креативного типа: урок-игра), урок-фантазия, поисковый урок , урок символотворчества, урок составления задач, урок «изменения» истории

На уроке риторики игровые ситуации могут использоваться в процессе объяснения и закрепления лексико-грамматического материала, активизации речевой деятельности учащихся. Очень важно научить школьника строить предложения в соответствии с литературной нормой, добиваясь точности и выразительности. Для этого используются творческие упражнения, которые побуждают детей активнее мыслить, проявлять свои чувства. Один из самых простых и в то же время самых необходимых приемов работы над предложением во всех классах - это чтение образцов. Например, художественные тексты - рассказы о природе Н. Сладкова, М. Пришвина, С. Аксакова. Эти маленькие зарисовки живой природы привлекают внимание учащихся, а богатство лексики текстов помогает им учиться так же красиво и точно излагать мысли. Такая работа по развитию речи учащихся на уроках риторики, безусловно, дает результаты.

В младшем школьном возрасте при развитии коммуникативных способностей необходимо создавать следующие условия:

1) создание приятной рабочей обстановки с благоприятными условиями для работы учащихся;

2) создание ситуации информационной и коммуникативной комфортности, когда значительно улучшаются условия восприятия новой информации и общения.

3) работа в группах из 12 - 13 учеников;

В настоящее время, риторика, - это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определенным образом воздействующей речи. Формы существования риторических структур - сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое .

Таким образом, риторика является культурологической дисциплиной, основной целью которой является не столько развитие у учащихся умений и навыков построения связных высказываний, сколько формирование культуры личности, как общей, так и частной, коммуникативно-речевой.

© 2010-2022