Конспект урока Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Тема урока: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных (6 класс).

Цели урока:

обучающая: обучить учащихся слитному и дефисному написанию сложных прилагательных, познакомить с условиями выбора того или иного написания, показать стилистическую принадлежность сложных прилагательных;

развивающая: сформировать умение верного определения условий, регулирующих выбор слитного или дефисного написания;

практическая: научить разграничивать смешиваемые орфограммы, закрепить навык словообразования имён прилагательных путём сложения;

воспитывающая: привить любовь к слову, воспитать у учащихся культуру грамотного письма.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: тестовые и дифференцированные задания, запись языкового материала на доске.

План урока.

  1. Оргмомент.

  2. Проверка Д/З.

    1. Словарный диктант "По следам выполненных упражнений" с взаимопроверкой.

    2. Блиц-опрос.

    3. Разбор по составу.

  3. Объявление темы и целей урока.

    1. Осмысление заголовка темы с его конца.

    2. Постановка цели урока учениками.

  4. Актуализация опорных знаний.

Словообразовательная работа.

  1. Объяснение нового материала.

Составление опорного плана-конспекта.

  1. Закрепление новых знаний, формирование умений и навыков.

    1. Упр. 433.

    2. Комментируемое письмо.

    3. Списывание с группировкой (1 вариант).

    4. Упражнение "Замена" (2 вариант).

  2. Развитие речи.

  3. Обобщение по теме.

  4. Д/З.

  5. Подведение итогов урока.

Ход урока.


  1. Оргмомент. (на доске - дата, тема урока, языковой материал).


  1. Проверка Д/З.

Перед тем, как перейти к изучению новой темы, выполним несколько заданий на повторение.

  1. Словарный диктант "По следам выполненных упражнений" с взаимопроверкой. (ученики пишут под диктовку учителя).

Мышиный, французский, хорошего, лебединый, оловянный, немецкий, тощ, камышовый, утренний, вязкий, свиной, скрипучий, ветреный человек, матросский, парчовый, глиняный, серебряный, скользкий, сибирский, пунцовый, сторожевой, деревянный, могуч, эскимосский, депутатский, калининградский, день-деньской.

А теперь, ребята, обменяйтесь тетрадями со своими соседями по парте для взаимопроверки.


  1. Блиц-опрос.

Когда пишется суффикс -к-? Когда пишется суффикс -ск-?

Когда перед суффиксом -ск- пишется ь ? Когда не пишется?


  1. Разбор по составу и нахождение сложных слов.

Сверхъестественный, трёхъярусный, нижеупомянутый, субтропический, предоктябрьский, двухактный, антирелигиозный, межпланетный.


  1. Объявление темы и целей урока.

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит изучить новую тему «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных».


  1. Осмысление заголовка темы с его конца.

Для начала попытаемся ответить на следующие вопросы:

  • Что мы уже можем сказать о теме? (речь идет о сложных прилагательных)

  • Что значит сложные прилагательные? (состоят из 2-х и более корней)

  • Как они могут писаться? (слитно или через дефис)


  1. Постановка цели урока учениками.

Исходя из того, что мы выяснили, попытаемся все вместе сформулировать цель нашего урока. Итак, что нужно выяснить на сегодняшнем уроке? (надо выяснить условия слитного и дефисного написания прилагательных)


  1. Актуализация опорных знаний.

Словообразовательная работа.

Образуйте имена прилагательные от словосочетаний и сочетаний.

1 вариант железная дорога (железнодорожный), пять лет (пятилетний), синие глаза (синеглазый).

2 вариант немецкий и русский (немецко-русский), фабричный и заводской (фабрично-заводской), северо-запад (северо-западный).

Каким способом образованы данные прилагательные? (сложение, сложно-суффиксальный, суффиксальный)

Как пишутся прилаг. 1-го варианта? (слитно)

Как пишутся прилаг. 2-го варианта? (через дефис)


  1. Объяснение нового материала.

Составление опорного плана-конспекта.

Слитно

1. семь лет = семилетний, быстрый ход = быстроходный

2. мало употребительный = малоупотребительный

3. четыре с половиной = четырёхсполовинный

Через дефис

1. горький и солёный = горько-солёный

2. желто-красный (оттенок цвета)

3.северо-восток + -н- = северо-восточный, Иссык-Куль + -ск- = иссык-кульский


  1. Закрепление новых знаний, формирование умений и навыков.

1. Упр. 433.

Устно объясните написание сложных прилагательных. Составьте с ними словосочетания "имя прилагательное + имя сущ.".

Плодово-ягодное мороженое, бесочно-бежевые брюки, двадцатиградусный мороз, сталелитейный завод, химико-биологический комбинат, юго-западная часть, лесотехнические изобретения, древнерусский язык, белорусско-вьетнамский договор.

2. Комментируемое письмо.

Ребята, вспомните, какое произведение мы сейчас изучаем на уроках русской литературы? («Кладовая солнца» М.М. Пришвина). Хорошо, теперь мы будем записывать предложения из этого текста и объяснять написание сложных прилагательных в них.

1. Еще не доходя до Звонкой борины, почти возле самой тропы, стали показываться отдельные кроваво-красные ягоды. 2. Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку, покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой. 3. Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь. 4. И благоразумная Настя предупредила его. 5. В глухих местах, где живет огромная птица глухарь, встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. 6. Захочешь - и можешь вытянуть себе из косточки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.

3. Списывание с группировкой (1 вариант).

Раздаточный материал.

Выпишите сложные прилагательные в две колонки. Объясните их написание.

Образец. Слитно Через дефис

морозоустойчивый бело-розовый

древнерусская литература белорусско-русский словарь

двухгодичные курсы юго-восточный район

чугунолитейный цех шахматно-шашечная секция

металлорежущий станок ярко-жёлтая косынка

пятиэтажное здание серо-голубое небо

4. Упражнение "Замена" (2 вариант).

Запишите данные слова словосочетаниями "прилагательное + существительное". Объясните написание сложных прилагательных.

Образец. Завод по ремонту вагонов - вагоноремонтный завод.

Кораблестроительный завод, судоходная река, хлопкоразводящий район, нефтеперерабатывающее предприятие, заводо-фабричные рабочие, южноамериканские страны, десятикилометровый поход, двухкопеечная монета.

  1. Развитие речи.

Со словами правого и левого столбцов составьте все возможные словосочетания. Запишите с каждым прилагательным предложение.

добровольный

добровольческий

взнос, батальон, казарма, труд, помощь, согласие


  1. Обобщение по теме.

Что нового вы узнали?

Что показалось особенно трудным?

Приведите примеры сложных прилагательных, которые пишутся слитно, через дефис.


  1. Д/З.

Параграф 57. Упр. 434, 436.


  1. Подведение итогов урока.

Раздаточный материал

1 вариант.

Выпишите сложные прилагательные в две колонки. Объясните их написание.

Образец. Слитно Через дефис

морозоустойчивый бело-розовый

(Белорусско) русский словарь, (юго) восточный район, (древне) русская литература, (двух) годичные курсы, (чугуно) литейный цех, (шахматно) шашечная секция, (ярко) жёлтая косынка, (металло) режущий станок, (пяти) этажное здание, (серо) голубое небо.

1 вариант.

Выпишите сложные прилагательные в две колонки. Объясните их написание.

Образец. Слитно Через дефис

морозоустойчивый бело-розовый

(Белорусско) русский словарь, (юго) восточный район, (древне) русская литература, (двух) годичные курсы, (чугуно) литейный цех, (шахматно) шашечная секция, (ярко) жёлтая косынка, (металло) режущий станок, (пяти) этажное здание, (серо) голубое небо.

1 вариант.

Выпишите сложные прилагательные в две колонки. Объясните их написание.

Образец. Слитно Через дефис

морозоустойчивый бело-розовый

(Белорусско) русский словарь, (юго) восточный район, (древне) русская литература, (двух) годичные курсы, (чугуно) литейный цех, (шахматно) шашечная секция, (ярко) жёлтая косынка, (металло) режущий станок, (пяти) этажное здание, (серо) голубое небо.

1 вариант.

Выпишите сложные прилагательные в две колонки. Объясните их написание.

Образец. Слитно Через дефис

морозоустойчивый бело-розовый

(Белорусско) русский словарь, (юго) восточный район, (древне) русская литература, (двух) годичные курсы, (чугунно) литейный цех, (шахматно) шашечная секция, (ярко) жёлтая косынка, (металло) режущий станок, (пяти) этажное здание, (серо) голубое небо.

1 вариант.

Выпишите сложные прилагательные в две колонки. Объясните их написание.

Образец. Слитно Через дефис

морозоустойчивый бело-розовый

(Белорусско) русский словарь, (юго) восточный район, (древне) русская литература, (двух) годичные курсы, (чугуно) литейный цех, (шахматно) шашечная секция, (ярко) жёлтая косынка, (металло) режущий станок, (пяти) этажное здание, (серо) голубое небо.

1 вариант.

Выпишите сложные прилагательные в две колонки. Объясните их написание.

Образец. Слитно Через дефис

морозоустойчивый бело-розовый

(Белорусско) русский словарь, (юго) восточный район, (древне) русская литература, (двух) годичные курсы, (чугуно) литейный цех, (шахматно) шашечная секция, (ярко) жёлтая косынка, (металло) режущий станок, (пяти) этажное здание, (серо) голубое небо.

2 вариант

Запишите данные слова словосочетаниями "прилагательное + существительное". Объясните написание сложных прилагательных.

Образец. Завод по ремонту вагонов - вагоноремонтный завод.

Завод, где строят корабли; река, по которой ходят суда; район, где разводят хлопок; предприятие, где перерабатывают нефть; рабочие заводов и фабрик; страны, расположенные на юге Америки; поход в десять километров; монета в две копейки.

2 вариант

Запишите данные слова словосочетаниями "прилагательное + существительное". Объясните написание сложных прилагательных.

Образец. Завод по ремонту вагонов - вагоноремонтный завод.

Завод, где строят корабли; река, по которой ходят суда; район, где разводят хлопок; предприятие, где перерабатывают нефть; рабочие заводов и фабрик; страны, расположенные на юге Америки; поход в десять километров; монета в две копейки.

2 вариант

Запишите данные слова словосочетаниями "прилагательное + существительное". Объясните написание сложных прилагательных.

Образец. Завод по ремонту вагонов - вагоноремонтный завод.

Завод, где строят корабли; река, по которой ходят суда; район, где разводят хлопок; предприятие, где перерабатывают нефть; рабочие заводов и фабрик; страны, расположенные на юге Америки; поход в десять километров; монета в две копейки.

2 вариант

Запишите данные слова словосочетаниями "прилагательное + существительное". Объясните написание сложных прилагательных.

Образец. Завод по ремонту вагонов - вагоноремонтный завод.

Завод, где строят корабли; река, по которой ходят суда; район, где разводят хлопок; предприятие, где перерабатывают нефть; рабочие заводов и фабрик; страны, расположенные на юге Америки; поход в десять километров; монета в две копейки.

2 вариант

Запишите данные слова словосочетаниями "прилагательное + существительное". Объясните написание сложных прилагательных.

Образец. Завод по ремонту вагонов - вагоноремонтный завод.

Завод, где строят корабли; река, по которой ходят суда; район, где разводят хлопок; предприятие, где перерабатывают нефть; рабочие заводов и фабрик; страны, расположенные на юге Америки; поход в десять километров; монета в две копейки.

2 вариант

Запишите данные слова словосочетаниями "прилагательное + существительное". Объясните написание сложных прилагательных.

Образец. Завод по ремонту вагонов - вагоноремонтный завод.

Завод, где строят корабли; река, по которой ходят суда; район, где разводят хлопок; предприятие, где перерабатывают нефть; рабочие заводов и фабрик; страны, расположенные на юге Америки; поход в десять километров; монета в две копейки.


© 2010-2022