Тема: Образ настоящего человека в произведении М. Шолохова «Судьба человека»

Через восприятие содержания рассказа ученики осознают истинное назначение человека и смысл человеческого бытия. Ученики узнают значения новых слов, познакомятся с новым произведением,    осмыслят его идею. Ученики будут анализировать,                                                           рассуждать, сравнивать.   Ученики, работая  в группе, будут                                                     учиться  взаимоуважению и                взаимопониманию                                      Методы:  трёхэтапный урок, работа в группах, разноуровневые вопросы, ДДЗ, ассоциативная карта   Материалы:  интерактивная доска, учебник, тетрадь, иллюстрации     О. Верейского и  Б. Алимова к рассказу, фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека», отрывок из фильма С. Бондарчука «Судьба человека»                                           
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Образ настоящего человека в произведении М. Шолохова «Судьба человека»Тема : Образ настоящего человека в произведении М. Шолохова «Судьба человека»Тема : Образ настоящего человека в произведении М. Шолохова «Судьба человека»Тема : Образ настоящего человека в произведении М. Шолохова «Судьба человека»Урок русской литературы в 11 «А» классе общественно-гуманитарного направления

Учитель русского языка и литературы Джуманова Роза Сапарбаевна г.Талгар Алматинской области



Тема : Образ настоящего человека в произведении М. Шолохова «Судьба человека»

Цель: Через восприятие содержания рассказа ученики осознают истинное назначение человека и смысл человеческого бытия.

Задачи:

Оценка:


1.Ученики узнают значения новых слов, познакомятся с новым произведением, осмыслят его идею.

ответы на разноуровневые вопросы

вопросы

2. Ученики будут анализировать,

рассуждать, сравнивать.

ДДЗ, составление

ассоциативной карты

3.Ученики, работая в группе, будут

учиться взаимоуважению и взаимопониманию

наблюдение за работой

в группах


Методы: трёхэтапный урок, работа в группах, разноуровневые вопросы, ДДЗ, ассоциативная карта

Материалы: интерактивная доска, учебник, тетрадь, иллюстрации

О. Верейского и Б. Алимова к рассказу, фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека», отрывок из фильма С. Бондарчука «Судьба человека»


Деятельность учителя

Деятельность ученика

І.



ІІ.














ІІІ































IV




V

VI

Организационный момент: учащиеся поделены на группы.

Побуждение

1. Слово учителя.

Я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте, пожалуйста:

Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали.» «А это уже не ваше дело»,- сказала женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она - человек?» «Нет» «Надо родиться человеком» «То есть - родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»...

А как бы вы ответили на это вопрос? Обсудите в группах.

Выслушивание ответов

(Составление ассоциативной карты)

А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим»

Слово учителя: Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по-своему изображал настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой... А каким изобразил его М. Шолохов , мы узнаем открыв страницы его рассказа «Судьба человека»

Откройте тетради и запишите число, слово «Тема». Саму тему мы сформулируем в конце урока. Эпиграфом являются слова В.Гёте. Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме?

На эти вопросы мы ответим в конце урока.


Реализация

1.Слово учителя: послушайте историю создания рассказа.

2. Словарная работа:

Неизбывная- не проходящая

Спорится -удаётся

Подлючность- подлость

Закипела слеза-стало жаль до слёз

Засеменил- пошёл мелкими шагами

3. Беседа

- Кто является главным героем рассказа?

- От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?

- Кому он поведал историю своей жизни?

-Весь ли рассказ ведётся от лица Андрея Соколова? Когда появляется автор?

-Как называется такой композиционный приём? Для чего?

-Что поразило автора во внешности Андрея? Найдите и прочитайте.

Почему автору стало «не по себе»? О чём они говорят?

-Давайте и мы вслед за автором проследим за судьбой Андрея Соколова

- На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?

4. Анализ эпизода «Мирная жизнь»

- Как жил наш герой до войны?

-Как вы думаете, был ли Андрей Соколов Счастлив? Почему?

-Какие слова употребляет он, рассказывая о своей семье?

- Начертите в тетрадях ДДЗ

Чтение ДДЗ.


-Как можно озаглавить эту часть? Обсудите в группах.

Озаглавливание части

Выслушивание ответов.


5. Анализ эпизода «Война»

Слово учителя: В бережно и любовно построенный мир врывается война. Как сложилась дальнейшая судьба Андрея?

-Как начинается его фронтовая жизнь?

-Какие письма он шлёт своей семье? Почему? Найдите слова подтверждающие это.

-Как относится он к своим товарищам? В каких словах выражается отношение А.Соколова к человеческому долгу?

ДДЗ.

Чтение ДДЗ.

Озаглавливание части

6. Анализ эпизода «Плен»

Слово учителя:

-Как А.Соколов попадает в плен?

По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь. Что происходит ночью в церкви?

-С какими людьми А.С. сталкивается в этом эпизоде?

Работа в группах -заполнение ДДЗ

1 -доктор,

2- Крыжнёв

3-А.Соколов

Чтение ДДЗ

Беседа:

-Какими эпитетами характеризует А.С. Крыжнёва и молодого лейтената?

-Как называется такой художественный приём?

-Что такое антитеза?

Слово учителя: Какова же жизненная позиция А.Соколова?

Озаглавливание части

7.Анализ эпизода «Поединок с Мюллером»

Слово учителя: Следующий эпизод, в котором раскрываются черты характера А.С. - это эпизод с Мюллером.

Беседа:

-Зачем Мюллер вызывает к себе А.С.?

-Какую сцену видит А.С.?

-Что предложил ему Мюллер?

-Как повёл себя А.С.? Почему?

Чтение по цепочке (Стр.210)

-Кто же победил в данном поединке?

Озаглавливание части

Беседа:

-Смирился ли А.С. с участью пленного?

-Что ожидало его после плена?

-Найдите слова, которые раскрывают его душевное состояние (стр.214)

8. Анализ эпизода «Встреча с Ваней»

Беседа:

-Почему А.С. решает уехать из Воронежа?

-Кого он встречает в Урюпинске?

Просмотр видео.

Беседа.

-Почему А.С. решает усыновить Ваню?

Озаглавливание части

9. Анализ финала рассказа

Выразительное чтение эпизода учителем

Беседа:

-Как вы думаете, выдюжит ли А.С.?

-Какое время года изображено в начале и в конце рассказа? Как выдумаете, почему?

-Что их ждёт впереди?

Рефлексия

Возвращение к ассоциативной карте:

-В начале урока говорили о том, каким должен быть настоящий человек?

-Можно ли Андрея Соколова назвать настоящим человеком? Почему?

-Как вы думаете, почему этот рассказ называется «Судьба человека»?

Формулирование темы урока.

Возвращение к эпиграфу урока, объяснение эпиграфа.

Возвращение к притче.

Обращение к современности.

Заключительное слово учителя

-Урок хотелось бы закончить словами...

Домашнее задание: написать эссе на тему: «Кто он - настоящий человек?»

Комментированное выставление оценок.

Учащиеся готовятся к уроку








1Слайд

Настоящий человек



2 Слайд: «М Шолохов «Судьба человека»

3 Слайд

Двадцатое января

Классная работа

Тема:

Невозможно

всегда быть героем,

но можно всегда

оставаться человеком.

Гёте


Заранее подготовленный ученик рассказывает историю создания рассказа

4 Слайд


5 Слайд «Всреча с автором»

Рассказ в рассказе

Кольцевая композиция

6 Слайд «Глаза...»

Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской (О трагической жизни собеседника)

На три: до войны, во время войны и после войны

7 Слайд: «Семейное счастье»

8 Слайд «ДДЗ»

Например:

Важные слова

Почему?

работа кипела в руках,

Не хуже других,

Дети радовали,

Чего ещё надо,

всё в порядке

План:

  1. Семейное счастье



Важные слова

Почему?

Не охотник на жалобных струнах играть,

Вся держава на них держится,

На то ты и солдат

Я должен проскочить

2.Верность долгу


Важные слова

Почему?

1- товарищ, ты не ранен,

Я-военврач, он и в плену выполнял своё великое дело...

2- Я первый укажу на тебя, своя рубашка..., товарищи остались за линией фронта

3-озноб колотит от подлючности, хотелось руки помыть,

мордастый,

пойдём товарищ

В любых условиях оставаться самим собой, не изменить долгу, ни покорности, ни противопоставления своей жизни другим

3.Плен



10 Слайд «Поединок с Мюллером»


4. Победа

11 Слайд «Потеря близких»

Сердце сжалось в комок..

Будто что-то во мне оборвалось...

12 Слайд «Встреча с Ваней»

Видео «Встреча с Ваней»


5.Вновь обретённое счастье

13 Слайд «Прощание с героями»




Возвращение к 1 Слайду


Возвращение к 3 Слайду





© 2010-2022