Реферат на тему «Лермонтов в музыке XX века»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Петровская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района

Воронежской области







Реферат

«Лермонтов в музыке XX века».









Выполнил

учитель русского языка и литературы

Гладилова Т.А.

2015 г

Содержание

  1. Вступление………………………………………………с.3

  2. Лермонтов в музыке XX века.

1.Детство М.Ю.Лермонтова. ………………………….с.3

2.Лирика Лермонтова и великие композиторы. ……..с.4

3. Стихи Лермонтова, положенные на музыку. …......с.5

4.Современная интерпретация поэзии Лермонтова. .с.11

  1. Заключение. …………………………………………….с.14

  2. Литература………………………………………………с.15

  3. Приложение……………………………………………..с.16









Вступление.

Добрый день, уважаемые слушатели. Тема моего реферата - «Лермонтов в музыке двадцатого века». (Слайд 1). Выбрал я её не случайно: в школе на уроке музыки услышал романс: «Я, матерь божия, ныне с молитвою пред твоим образом, ярким сиянием, не о спасении, не перед битвою…» и был удивлён, когда узнал, что эти строки принадлежат М.Ю.Лермонтову. И тогда мне захотелось узнать, есть ли ещё у великого поэта стихи, положенные на музыку. Изучая жизнь и творчество Лермонтова, я открыл для себя много нового и интересного.

Детство М. Ю. Лермонтова

200 лет назад, в ночь с 14 на 15 октября 1814 года в Москве родился мальчик. (Слайд 2-3) Его назвали Михаилом и ранней весной следующего года отвезли в деревню Тарханы, к бабушке. (Слайд 4) Там-то и прошло детство Мишеньки Лермонтова - будущего великого поэта. Он часто в своих произведениях вспоминал Тарханы.

И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами. (Слайд 5)

После смерти маменьки воспитанием Мишеньки занималась бабушка, которая старалась сделать всё, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким. (Слайд 6) Живя в деревне, Миша играл со сверстниками в военные игры, учился музыке и языкам, слушал рассказы взрослых и сверстников и думал обо всём, что видел. Из всего этого рождались стихи: то преисполненные печали, то полыхавшие бунтарством, то звеневшие прощальными колокольчиками разлуки…

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка…(Слайд 7)

За свою короткую жизнь великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов создал целый ряд стихотворений, смысл которых понятен и ребенку, и подростку, и взрослому человеку.

Вчитываясь в строчки уже знакомых стихотворений, я понял, что лирика Лермонтова необычайно музыкальна. Наверное, это явилось следствием того, что он с самого раннего детства был одержим не только поэзией и рисованием, но и музыкой.

Музыка сопровождала Лермонтова всю жизнь. Он играл на фортепьяно, на скрипке. В 14 лет он публично исполнил аллегро из скрипичного концерта Людвига Маурера1 - произведение, весьма трудное. (Слайд 8)

Лирика Лермонтова и великие композиторы.

Мне было интересно узнать, что к лирике Лермонтова обращались великие композиторы: М.И.Глинка, С.В.Рахманинов, Н.Д. Дмитриев, П.И.Чайковский, Н.А.Титов и др. (Слайд 9)

Русская музыка - от Глинки2 до наших дней - всегда развивалась в тесной связи с поэзией, под ее несомненным влиянием. Одни поэты заняли в ней больше места, другие меньше, это естественно. Первое слово, разумеется, принадлежит Пушкину - и по силе его влияния, и по количеству текстов, положенных на музыку. Вслед за ним идет Лермонтов.

Стихи Лермонтова, положенные на музыку.

Наверное, нет у нас таких любителей стихов, которые не знали бы стихотворения М. Ю. Лермонтова "Горные вершины". (Слайд 10)
Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
Не пылит дорога,
Не дрожат листы,
Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

Оно стало первым вокальным произведением, написанным на стихи Лермонтова "дедушкой русского романса" Николаем Титовым3.

Лермонтов вполне мог знать о первых переложениях своих стихов на язык музыки. Находясь в Петербурге в феврале 1841 года, он, вероятно, прочел в газете «Северная пчела» (1841, 20 февраля, № 40) такое объявление: «В музыкальном магазине Одеона поступила в продажу только что отпечатанная певческая пьеса «Молитва» на слова Лермонтова; музыка сочинена нашим даровитым композитором Ф. М. Толстым». Тогда же, при жизни Лермонтова, его стихи уже становились предметом домашнего музицирования. Одно из подтверждений этого факта находим в письме Ник. Елагина4 (участника московского кружка Елагиных - Киреевских). 18 августа 1840 года он писал: «Читали ли вы в «Отечественных записках» стихи Лермонтова, перевод из Гёте? Стихи эти очень понравились Москве... Я сочинил музыку на эти стихи, и они поются у нас в Люблино с утра до вечера» ( Речь идет о стихотворении «Горные вершины»). На это коротенькое, в восемь строчек, стихотворение писали музыку свыше 40 композиторов. (Слайд 11)

Стихотворение «На севере диком стоит одиноко...» написано Лермонтовым в 1841 году, незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ.
Стихотворение грустное, возникает ощущение пустоты, щемящее чувство одиночества пронизывает всё произведение, слышится мечта о далёкой родной душе, тоже одинокой. (Слайд 12)

Это произведение положили на музыку почти сто композиторов.

В конце XIX - начале XX веков широкое распространение на русских сценах получил романс с музыкой Н. Д. Дмитриева (1829-1893), посвятившего свой романс певцу-тенору Александру Додонову (1837-1914). Однако романс вошел в репертуар и других певцов, особенным успехом пользовалось трио исполнителей: Мария Михайлова (1864-1943), Александр Давыдов (1872-1944), Владимир Касторский (1870-1948). (Слайд13)

Между маем и июлем 1841 года, за несколько недель до смерти поэта, появляется стихотворение «Выхожу один я на дорогу…». При жизни Лермонтова оно не публиковалось. Текст был найден в записных книжках и впервые опубликован в журнале «Отечественные записки» в 1843 году (т. 27, № 4, отд. I, стр. 332). Многие образы в нем были навеяны строчками Гейне «Смерть - это ночь, прохладный сон» из его «Книги песен». (Слайд 14)

Стихотворение неоднократно привлекало внимание композиторов. Свыше 20 вокальных композиций было написано к словам «Выхожу один я на дорогу». Всех перечислить немыслимо, поскольку новые поколения музыкантов по-прежнему вдохновляются бессмертными строчками Лермонтова и кладут их на музыку соответственно своему пониманию и своему времени. Но романс снискал популярность лишь с музыкой Елизаветы Шашиной5, написанной в 1861 году в Петербурге. Этот романс продолжает существовать в разных музыкальных интерпретациях. (Слайд 15)

Интересна музыкальная судьба одного из последних стихотворений Лермонтова.

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей. (Слайд 16)

Эта волнующая лирическая исповедь привлекла внимание еще большего числа композиторов. В справочнике зафиксировано 80 вокальных произведений, причем 18 из них принадлежат советским авторам. Среди них есть имена видных музыкантов. Но подлинную популярность приобрел только один из многочисленных романсов, воскрешенный сравнительно недавно в незабываемом исполнении Н. А. Обуховой6: это романс-вальс А. И. Шишкина, написанный в 1885 году. Не очень глубокий по замыслу, но легкий, светлый, изящный, открывающий простор перед исполнителем, он до сих пор вызывает неизменные симпатии слушателей. (Слайд 17)

За несколько недель до трагической гибели М.Лермонтова появляются строки:

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

В два коротких четверостишья Михаил Юрьевич смог не только уместить очаровательную зарисовку южного пейзажа, но и вложить в свое произведение глубокий жизненный смысл. (Слайд 18)

Стихотворение «Утес» привлекло внимание более восьмидесяти композиторов (в том числе молодого Рахманинова7, создавшего симфоническую фантазию на эту тему). (Слайд 19)

Пётр Ильич Чайковский только дважды прикоснулся к лермонтовской поэзии, хотя высоко ее ценил. Он переложил популярнейший среди композиторов «Утес» в оригинальную пьесу для смешанного хора a cappella и написал романс «Любовь мертвеца». Насыщенный драматизмом текст нелегко дался большому музыканту, хорошо понимавшему, какие трудности таит в себе лермонтовская лирика и сколь сложна проблема ее адекватного воплощения в музыке. Размышления и сомнения этого рода отразились в письмах Чайковского8. «Вы совершенно правы, - писал он Н. Ф. фон Мекк9 в 1878 году в связи со своей работой над романсом "Любовь мертвеца", - говоря, что текст до того силен, что вряд ли музыка может достигнуть этой высоты, но я все-таки дерзнул...»

Белеет парус одинокий,

В тумане моря голубом.

Что ищет он, в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном? (Слайд 20)

Эти строчки были написаны М. Лермонтовым в 1832 году, есть даже более точные сведения: между первой половиной августа и 2 сентября 1832года. А. Варламов10 написал музыку к стихотворению "Парус" после смерти поэта, в 1848 г.

Получившийся романс приобрел популярность.
Однако существуют и другие музыкальные сочинения к этому стихотворению, появившиеся позже музыки Варламова. В 1938 году свою версию музыки создал композитор Г. В. Свиридов11.
Одна из лучших интерпретаций лермонтовского стихотворения «Парус» - романс Зары Александровны Левиной12 , который был написан композитором в 1940 г.

М.Ю.Лермонтов - выдающийся русский поэт, лирика которого вошла в сокровищницу отечественной литературы. Стихи его заставляют нас совершенно иначе взглянуть на мир, на те или иные явления действительности.

Нам очень близка мысль поэта о том, что невозможно на этой земле прожить без веры в бессмертие души и без христианского смирения.

Е.А.Арсеньева с гордостью говорила: «Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс».

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную. (Слайд 21)

Лермонтов невольно даёт нам понять и почувствовать, что с утратой веры в Бога человек остаётся на земле беззащитным, истончаются и подтачиваются корни лучших нравственных чувств и сердечных движений, наступает духовная смерть и утрата высшего смысла жизни.

Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») создано в 1837 году. Поэт написал это произведение, когда находился под арестом за стихотворение «Смерть поэта». В 1838 году он пишет письмо Марии Лопухиной, а в конверт вкладывает стихи, обращённые к её младшей сестре.

И в этой молитве за другого человека душа самого поэта умиротворяется и просветляется, обретает желанное утешение. Укрепляется вера Лермонтова в благодатное участие небесных заступников в судьбах смертных людей на земле. И снова А.Варламов «превращает» лермонтовские строки в романс.

Это же произведение можно встретить и в репертуаре современных исполнителей.

Современная интерпретация поэзии Лермонтова.

Тема интерпретации поэзии М. Ю. Лермонтова в музыке поистине неисчерпаема. Появляются новые поколения музыкантов, которые тоже, вдохновленные строками Лермонтова, кладут их на музыку - уже собственную музыку, своего сочинения, на современное им звучание.

На стихи Лермонтова написано и навеяно его творениями более двух с половиной тысяч музыкальных сочинений. Но из наших выдающихся певцов только Ирина Константиновна Архипова13 в семидесятые годы XX века отдала поэзии Лермонтова отделение своего концерта.

Творчество Лермонтова не терпит духовной фальши, неискренности, и в этом заключается самая большая сложность для написания и исполнения музыки на его стихи. Потребовалось довольно много времени, чтобы найти исполнителей, которые согласились бы не только озвучить произведения, практически никем не петые, но и проникнуть в суть поэзии Лермонтова. А это, согласитесь, намного сложнее. Осенью 2004 года молодой начинающий баритон Дмитрий Янковский14, согласился принять участие в акции «Страсти по Лермонтову» (к 200-летию со дня рождения Поэта). Были попытки привлечь и других исполнителей. Среди них, например, меццо-сопрано Ольга Яковлева15 и бас Владимир Александрóвич16.

Настоящий праздник души начался, когда на предложение подготовить монографическую программу на стихи Лермонтова откликнулась Елена Терновáя17. Программа была названа «Ангел».

«Поистине, судьба время от времени делает царские подарки. Быть знакомым и дружить с людьми, для которых творчество - alter ego, поверьте, большая честь! А вместе с ними служить русской поэзии и Михаилу Юрьевичу Лермонтову есть великое благо» ,- пишет Александр Князев18. (Слайд 22)

За минувшее время состоялись ещё несколько событий, связанных с музыкальным интерпретированием поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова.

В ноябре 2007 года все пять лермонтовских романсов Зары Александровны Левиной были напечатаны под одной обложкой, в нотной серии «Поэзия М. Ю. Лермонтова в музыке», а 22 марта 2008 года, были исполнены Еленой Терновой впервые в одном концерте.

20 ноября 2007 года, в рамках XIX международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути», в Санкт-Петербургском Доме композиторов, состоялась мировая премьера вокального цикла композитора Аллы Борзовой (ныне живущей в Америке) «Весёлый час»: семь песен на стихи М. Ю. Лермонтова для тенора и фортепиано. Цикл был исполнен по-русски (!) тенором Стивеном Эбелом (Steven Ebel) с аккомпанементом автора музыки.

27 декабря 2007 года, в Большом зале Московского Дома композиторов, состоялся авторский вечер Лоренса Ивановича Блинова, в котором цикл «Шесть стихотворений М. Ю. Лермонтова» был проникновенно исполнен солистом Московского Академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, баритоном Дмитрием Кондратковым.

20 января 2008 года, в Петербургском музее-квартире И. И. Бродского, состоялась первая часть ДИПТИХа в честь 85-летия Дмитрия Алексеевича Толстого. Эпиграфом к ДИПТИХу была взята первая строчка стихотворения Виктора Андрониковича Мануйлова «Молитва»: «В тот час, когда наедине я разговариваю с Богом…». Пятнадцать лермонтовских романсов композитора и вальс из музыки к спектаклю «Маскарад» прозвучали в исполнении Анны Озеровой, Елены Терновóй, Станислава Леонтьева и Михаила Луконина. Партию фортепиано исполнили Наталья Фурманкова и Александр Пакуев.

12 марта 2008 года Дмитрий Николаевич Смирнов прислал из Лондона ноты законченного накануне цикла для голоса и виолончели «Одинокий странник», в который вошли стихотворения М. Ю. Лермонтова «Ангел», «Никто моим словам не внемлет…» и «Из Гёте».

19 марта 2008 года, в концертном зале Российской Национальной библиотеки (СПб.) и 22 марта, в Доме-музее М. Н. Ермоловой (Москва), с посвящением великой Заре Долухановой, была показана программа «Ангел». Репортаж об этом событии прозвучал по Радио России (Санкт-Петербург). (Слайды 23-24)

Многие другие прекрасные образцы лирики Лермонтова до сих пор ждут своего музыкального истолкования.






Заключение

Идут годы, десятилетия. Уже шагает 21век, а мы ощущаем Лермонтова как поэта живого и глубоко современного. Лиризм и страстная гражданская мысль воплотились в его сочинениях так слитно, что каждое лирическое признание наводит нас на глубокие размышления - о смысле жизни, о взаимоотношении людей, о категориях добра и зла, жизни и смерти, истории, современности, вечности. Не только поэмы, но и лирические стихотворения исполнены глубокой и страстной мысли, заставляют трепетать наше сердце, будят мысли, зажигают воображение и устремляют его вперёд.





























Литература

И.Л.Андроников. Лермонтов: Исследования и находки. М., 1977

З.Я.Рез. Лермонтов в школе. Л., 1963

Сост. Шагалов. Лермонтов в школе. М., Просвещение.1976

М.Ю.Лермонтов. Избранное. Москва. Издательство «Правда»,1983.

П.А.Вырыпаев. Лермонтов. Новые материалы к биографии. Центрально-черноземное издательство, Воронеж, 1972.

Я.Л.Махлевич. «И Эльборус на юге…».Москва, «Советская Россия»,1991.

Н.Ф.Назарова, Н.Ю.Ганжина. Внеклассная работа по литературе. Саратов. Издательство «Лицей», 2005.

Александр Князев. «Поэзия М. Ю. Лермонтова в музыке»,М.,1999г

Л.И.Морозова, Б.М.Розенфельд. Справочник «Лермонтов в музыке». М., 1983.







1Людвиг Маурер - Маурер Людвиг-Вильгельм (Maurer) Маурер (Maurer), Людвиг-Вильгельм - скрипач и композитор (1789 - 1878).

2 М.И.Глинка- русский композиторКомпозитор - музыкант, создатель музыкальных произведений., родоначальник русской классической музыки.

3Николай Титов - ТИТОВ Николай Алексеевич (1800-1875). Русский композитор, автор популярных романсов, Н.А. Титов родился 28 апреля (10 мая) 1800 года в Петербурге в знаменитой музыкальной семье.

4Ник. Елагин - Николай Васильевич Елагин (1817-1891) - духовный писатель, цензор, действительный статский советник. Родился 12 (по другим сведениям - 9) августа 1817 года в имении Жары Нерехтского уезда Костромской губернии.

5Елизавета Шашина - Ша́шина Елизаве́та Серге́евна (1805, усадьба Глубокое Тверской губернии - 1903, там же) - русская певица и композитор.

6Н. А. Обухова - Наде́жда Андре́евна Обу́хова (1886-1961) - русская советская оперная певица (меццо-сопрано). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Народная артистка СССР (1937). Надежда Обухова родилась 22 февраля (6 марта) 1886 года в Москве.

7 Рахманинов - Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов (20 марта [1 апреля] 1873, Семёново, Новгородская губерния - 28 марта 1943, Беверли-Хиллз, США) - русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз и дирижёр.

8П.И.Чайковский - Пётр Ильи́ч Чайко́вский (25 апреля [7 мая] 1840, Воткинск, Вятская губерния, Российская империя - 25 октября [6 ноября] 1893, Санкт-Петербург) - русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

9Н. Ф. фон Мекк3 - Надежда Филаретовна фон Мекк (урождённая Фроловская; 10 февраля (29 января по ст. ст.) 1831 - 13 января (1 января по ст. ст.) 1894) - русская меценатка, жена железнодорожного магната, хозяйка подмосковной усадьбы Плещеево.

10А. Варламов- Александр Егорович Варламов (15 (27) ноября 1801, Москва - 15 (27) октября 1848, Санкт-Петербург) - русский композитор, концертный певец (тенор), музыкальный педагог.

11Г. В. Свиридов - Свиридов Г. В. Георгий (Юрий) Васильевич (р. 3(16) XII 1915, г. Фатеж, ныне Курской обл.) - сов. композитор, пианист и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1970). Герой Социалистич. Труда (1975). Деп. Верх. Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов

12Зара Александровна Левина - Л́́ЕВИНА Зара Александровна (1906-76), сов. композитор. Автор романсов на слова Л.: «Из Гёте» («Горные вершины») (М., 1941); «Из-под таинственной холодной полумаски» и «На севере диком» (в сб.: Романсы и песни сов. композиторов на тексты Л., М. - Л., 1941); «Парус» (М., 1941), «А. О. Смирновой» («Без вас - хочу сказать вам много...») (М., 1941).

13И. К. Архипова -Ири́на Константи́новна Архи́пова (2 января 1925, Москва, СССР - 11 февраля 2010, Москва, Российская Федерация) - советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1966). Герой Социалистического Труда (1984).

14Дмитрий Янковский - Московский писатель-фантаст и музыкант.

15Ольга Яковлева- О́льга Миха́йловна Я́ковлева (род. 1941) - советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1985), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996), театральной премии «Хрустальная Турандот» (1993, 2011), премии «Золотая маска» (1996)

16Владимир Александрóвич- оперный певец.

17Елена Терновáя - заслуженная артистка России.

18Александ Князев - Александр Николаевич Князев (рожд. 12.11.1953 г., в Ленинграде, ныне - Санкт-Петербург) - поэт, лермонтовед, музыколог, импресарио, редактор Фундаментальной электронной библиотеки «Русская литература и фольклор» РАН . Автор многих статей, эссе по литературе и музыке.


© 2010-2022