Конспект урока по русскому языку на тему Наречие как часть речи (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Наречие как часть речи».

Цели:

Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий. Объяснить отсутствие непостоянных морфологических признаков, доказав, что наречие - неизменяемая часть речи. Напомнить о синтаксической роли наречий.

Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы. Развитие таких мыслительных операций как сопоставление, классификация, анализ.

Формирование коммуникативной компетенции путём работы в командах

Воспитание эстетического вкуса, любви к природе.

1.Здравствуйте!

Наверное, всем присутствующим хотелось бы узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу.

2.Перед каждым из вас лежат смайлики.

Нарисуйте смайлику свое настроение на данный момент.

Улыбку - если настроение отличное хотите работать;

задумчивый смайлик - если будете работать, но без особого желания;

грустное - если настроение плохое, вам ничего не хочется делать.

Поделитесь настроением друг с другом.

3. Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните написание слов. Распределите слова на группы, объясните свой выбор.

Н…ябрь, а…уратно, х…р…шо, т…традь, р…совать, ле…ко, медленно, ру…кий, моро…, …бедать, п…нал, читать, думать, умный, чес…ный, чистый

На какие группы вы разделили карточки (Правописание)?

Почему?

Что объединяет все группы слов? (Части речи)

Какой раздел грамматики изучает части речи? (Морфология)

Какая из этих частей речи не изменяется? (Наречие)

Тема урока: «Наречие как часть речи».

4. Перед вами лежат карточки с вопросами, подпишите их. Поставьте +, если знаете ответ на вопрос, знак -, если не знаете, но хотите узнать.

5. На какие вопросы вы сегодня хотите найти ответы? У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

6. Давайте исследуем эту часть речи.

Приложение 1.

Работа в командах.

Первый участник команды остался сидеть на месте, остальные поменялись так, чтобы в одной команде было по одному представителю от первоначальной команды.

Каждому дается по 30 сек, нужно представить ответы на вопросы. Составление Интеллект-карты (5 минут).

Оставили карту на столах, взяли фломастеры, перешли к другому столу. Рассмотрите карту другой команды, дополните, можете дописать вопросы, вернитесь назад.

Представьте свои работы, выслушиваем только одну команду - самую полную Интеллект-карту.

5. Вставьте пропущенные наречия, озаглавьте текст, перепишите его.

Приложение 2.

6. Сегодня в течение всего урока мы исследовали наречие, старались понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи?

Наречия нужны, необходимы в нашей речи. Они как будто заполняют пробелы в тексте. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой. Это как буквы: есть буквы - есть слова, есть наречия - есть хороший конкретный текст.

7. Вернемся к карточке с вопросами. Снова ответьте на эти же вопросы, расставив знаки + или

Теперь больше + или вопросов? Если в ваших карточках пять плюсов, тогда вы получили за урок «5». Поднимите руки, у кого так.






Приложение 1

1 команда.

Запишите, дополняя словосочетание глагол + наречие, по образцу.

Образец: увидел (где?) близко.

Глаголы

Вопросы

Наречия

встретил

когда?

шёл

куда?

пришёл

откуда?

сделать

почему?

говорить

зачем?

слушать

как?

Слова для справок: рядом, внимательно, вчера, специально, назад, спросонок, справа.

Ответьте письменно на вопросы:

На какие вопросы отвечают наречия?

Что обозначает наречие (по п.12 учебника)?

2 команда.

Попробуйте изменить эти слова по лицам и числам в настоящем времени, запишите:

Учиться хорошо

Я … Мы …

Ты … Вы …

Он … Она … Они …

Ответьте письменно на вопросы:

Скажите, изменилось ли наречие?

Каким членом предложения может быть наречие (по п.12 учебника)?

3 команда.

Запишите предложения с наречиями.

1.Мишка любил ходить в лес с дедушкой.

2. Он заметил, что при дедушке лес преображался.

3.Дубы улыбались, раскинув руки-сучья.

1.Мишка очень любил ходить в лес с дедушкой.

2.Он давно заметил, что при дедушке лес преображался.

3. Дубы добродушно улыбались, широко раскинув руки-сучья.

Сравните предложения по смыслу, какие предложения вам понравились и почему?

Ответьте письменно на вопросы:

Какую роль выполняют наречия в нашей речи?

4 команда.

Рассказ о наречии.

А) Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит.и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ - очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или «накладываться» на глагол - речь (наречие).

Слово стоит при глаголе и поясняет его. Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.

Чтобы найти наречие - найди глагол и поставь от него вопрос.

Б) Запишите примеры наречий.

Наречия легко образуются от других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это, оказалось, сделать с некоторыми прилагательными.

Например, прилагательное хороший превратим в наречие.

Заменю в слове хороший окончание суффиксом -о- и получится замечательное наречие. Как? (Хорошо!)

хороший - хорошо

высокий - высоко.

В) Потом наречия добрались и до существительных. Предлог превратился в приставку, окончание, в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий. Существительное даль. Добавлю приставки и суффиксы и получу наречия издалека, далеко, вдаль.

Ответьте письменно на вопросы:

К каким частям речи относятся наречия?

Есть ли окончания у наречий, почему, а что есть?

Приложение 2.

Команда 1.

Был полдень, …………… палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая …………. двигалась с запада на восток. ………… подул ветер. Молодая березка ……………….. затрепетала.

Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, …………. раздался первый удар грома.

Спеша укрыться, ………………. заметались птицы.

сильно

грозно

Внезапно

тотчас

неожиданно

испуганно

Команда 2.

……………. пели птицы. …………. за домом ………….. журчало горло дрозда. ………… и …………. цвинькали синички. И где-то………. ясно и …………….. куковала кукушка.

Её голос был печален и светел.

Радостно

Прямо

раскатисто

Застенчиво

озорно

вдали

чисто

Команда 3.

Песня начиналась …………. …………… разливалась мелодия, на душе становилось ……….. и ……….., а глазам - …………. от подступающих слез. То …………. веяло степным воздухом, то …………… сгущались тучи, и это заставляло петь. Мелодия поднималась ……….., уносилась ………….., и не было ей ни конца, ни начала.

Неожиданно

Певуче

легко

хорошо

горячо

свежо

зловеще

вверх

вдаль.

Команда 4.

Этот маленький цветок похож на кусочек солнца, …………….. каким образом затерявшийся в траве. Многочисленные белые лепестки ………………. блестят, словно лучики, ……….. посылающие вокруг себя тепло и свет. ………… они раскрываются, а ………... прячут свою красоту. Этот ………….. сияющий цветок, кажется …………….. великолепным творением природы.

невероятно

неизменно

ярко

Утром

вечером

скромно

царственно


© 2010-2022