- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа профессионального развития учителя. Тема: «Развитие профессиональной компетентности учителя через использование исследовательского метода обучения в преподавании русского языка и литературы»
Программа профессионального развития учителя. Тема: «Развитие профессиональной компетентности учителя через использование исследовательского метода обучения в преподавании русского языка и литературы»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Буралова З.Г. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО «Курумканский район»
Управление образования Курумканского района
МБОУ «Курумканская СОШ №1»
Программа
профессионального развития
учителя русского языка и литературы
Бураловой Зинаиды Гунзеновны, учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
с.Курумкан, 2015 г.
Тема самообразования: «Развитие профессиональной компетентности учителя через использование исследовательского метода обучения в преподавании русского языка и литературы».
Актуальность темы. Интенсивные изменения, происходящие в системе образования, задают новые ориентиры в современном обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. В общеобразовательной школе востребованы творческие ученики, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Образовательные учреждения, как обязательная социальная ступень в жизни каждого человека, призваны помочь раскрыть способности и творческий потенциал личности.
Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие ее основного компонента - исследовательских умений. Для обеспечения успешности образовательного процесса в современных условиях считаю целесообразным использование исследовательского метода обучения в моей педагогической деятельности.
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы.
Задачи:
-
изучить современное состояние проблемы развития исследовательских умений школьников на основе анализа литературы;
-
определить этапы развития, условия, методы и методические приемы развития исследовательских умений учащихся на уроках русского языка и литературы;
-
определить уровень собственной педагогической компетенции в области применения исследовательского метода обучения;
-
проанализировать содержание школьной программы и учебников по русскому языку (УМК Т.А.Ладыженской) и литературе (УМК В.Я Коровина), выявить возможности разделов для развития исследовательских умений школьников, создать комплекс заданий исследовательского характера;
-
разработать и проверить эффективность комплекса приемов работы для развития исследовательских умений на уроках русского языка и литературы в условиях педагогического эксперимента;
-
овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
-
обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
Источники самообразования: методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет, общения с коллегами.
Представление материала: открытые уроки на районных семинарах, выступления на педсоветах, заседаниях МО, РМО, на курсах повышения квалификации, участие в научно-практических конференциях, педагогических советах разных уровней.
Результат работы: обобщение опыта работы по данной теме в школе, в районе и на разных уровнях.
Этапы и сроки исследования:
1. Констатирующий (диагностирующий) сентябрь 2015 - ноябрь 2016 г
2. Формирующий (экспериментальный) декабрь 2016 - январь 2017 г.
3. Аналитический (обобщающий) февраль 2017 - май 2018 г.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику современных педагогических технологий обучения:
метод интеллект-карт (когнитивных карт), мультимедиа технологии, метод проектов.
Предполагаемые результаты самообразования
-
Повысить качество преподавания предмета.
-
Повысить качество образования учащихся.
-
Научить учащихся грамотно использовать полученный материал из Интернет в творческих работах.
-
Разработать и провести открытые уроки, мастер-класс по теме самообразования.
-
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на ШМО, педсоветах.
-
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
-
Результаты работы над темой самообразования поместить на школьной странице портала Прошколу.ru . Педсовет.ru. Учительский портал. Конференцзал.ru.
-
Обобщить опыт по исследуемой теме.
Направления самообразования:
№
Действия и мероприятия, проведенные в процессе работы над темой
Форма работы
Отметка о выполнении
-
Изучение нормативно - правовой базы
1
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 2014 г.- сайт Министерства образования и науки РФ
Конспектирование в тетрадь саморазвития
Выполнено
2
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Приказ 271 Президента РФ от 4 февраля 2010 г.
Конспектирование в тетрадь саморазвития
Выполнено
3
Концепция ФГОС общего образования/ Кондаков А.М., Кузнецов А.А.- ФГОС основного и полного общего образования.
Конспектирование в тетрадь саморазвития
Выполнено
4
Указ о мерах реализации государственной политики в области образования и науки - сайт издательства БИНОМ. Лаборатория знаний - методическая служба.
Конспектировать основные положения
Выполнено
5
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы- сайт издательства БИНОМ. Лаборатория знаний - методическая служба.
Конспектировать основные положения
Выполнено
6
Комплексная программа «Современная школа России» - сайт издательства БИНОМ. Лаборатория знаний - методическая служба.
Конспектировать основные положения
Выполнено
7
Государственная программа «Информационное общество» на 2011 - 2020 годы - сайт издательства БИНОМ. Лаборатория знаний - методическая служба.
Конспектировать основные положения
Выполнено
II. Инновационная деятельность
1
Разработка и внедрение элективных курсов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ русскому языку для учащихся 9-11 классов.
Организация учебного процесса по программам
Внедрение в практику работы
III. Повышение методологической культуры
1
Изучение примерных образовательных программ основного и полного образования в рамках внедрения ФГОС 2 поколения по русскому языку и литературе
Оформить в методическую копилку
2
Теория обучения в информационном обществе/ Иванова Е.О., Осмоловская И.М.
Конспектирование в тетрадь саморазвития
3
Повышение квалификации
-АОУ ДПО БРИОП
-Дистанционные курсы
Выполнено
4
Изучение темы «Метапредметный подход в образовании»:
- Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1.
- Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001.
- Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.
- Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998.
- Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. /Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. - М., 2005.
- Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /festival.1september.ru/articles/100689/.
- Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
- eidos.ru/edu/themes/60245/index.htm
- ug.ru/?action=topic&toid=2820
- sibuch.ru/article.php?no=451
- standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824
- imc.tomsk.ru/metod
- apkpro.ru/content/view/804/
- ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
Конспектирование в Творческую тетрадь саморазвития
Внедрение в практику работы
5.
Изучение темы «Кластерный метод в обучении учащихся»:
- Мандель И. Д. Кластерный анализ. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 176 с.
- Викепедия
- опыт учителя истории МКОУ СОШ № 11 Ёда Е.Ф.
Конспектирование в тетрадь саморазвития
Выполнено
6.
Освоить приемы работы с интерактивной доской используя сайт hcijr.edu.ru.
В течение года
IV. Повышение дидактической культуры
1
Изучение методики оформления образовательного Web-квеста по русскому языку и литературе
В течение года
2
Изучение метода интеллект-карт (когнитивных карт)
Внедрение в практику работы
V. Развитие общего уровня культуры
1
Работа с Интернет-сайтами
Постоянно
2
Подписка на предметные журналы
на 2015 -2016 г.
Выполнено
3
Активное участие в учительском клубе неформального профессионального общения учителей Всероссийского сайта «ПРОШКОЛУ» размещение работ на нем
По плану
Выполнено
4
Обобщение собственного опыта, подготовка печатных статей в издания различного уровня
По плану
Выполнено
5
Активное участие в школьных КТД
По плану
6
Забота о здоровье - посещение спортивной секции по волейболу
Четверг
VI. Формирование аналитико-диагностических навыков
1
Мониторинг % качества и обученности по русскому языку и литературе
Июнь
2
Средний балл по предмету
Июнь
3
Результаты сдачи ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе
Июнь
4
Диагностика сферы профессиональных предпочтений
Сентябрь
5
Определение уровня владения учащимися основными мыслительными операциями
Апрель
6
Участие в муниципальных, республиканских очных олимпиадах по русскому языку, литературе, МХК
Ноябрь-январь
7
Участие в научно-практических конференциях различного уровней (районного, республиканского, регионального, всероссийского)
В течение года
8
Участие в заочных Всероссийских олимпиадах и предметных чемпионатах (ОЛИМПУС, ПЯТЕРОЧКА, Международной олимпиаде - ИНТЕЛЛЕКТ XXI века, «Русский медвежонок»)
В течение года
9
Участие в муниципальных конкурсах
В течение года
10
Рейтинг учебных предметов и учителя.
Февраль
11
Определение уровня сформированности профессиональной, социальной, нравственной зрелости личности учителя.
Апрель
12.
Портфолио учащихся.
Июнь
13
Портфолио учителя.
Июнь