• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Программа профессионального развития учителя. Тема: «Развитие профессиональной компетентности учителя через использование исследовательского метода обучения в преподавании русского языка и литературы»

Программа профессионального развития учителя. Тема: «Развитие профессиональной компетентности учителя через использование исследовательского метода обучения в преподавании русского языка и литературы»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МО «Курумканский район»

Управление образования Курумканского района

МБОУ «Курумканская СОШ №1»








Программа

профессионального развития

учителя русского языка и литературы

Бураловой Зинаиды Гунзеновны, учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории















с.Курумкан, 2015 г.


Тема самообразования: «Развитие профессиональной компетентности учителя через использование исследовательского метода обучения в преподавании русского языка и литературы».

Актуальность темы. Интенсивные изменения, происходящие в системе образования, задают новые ориентиры в современном обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. В общеобразовательной школе востребованы творческие ученики, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Образовательные учреждения, как обязательная социальная ступень в жизни каждого человека, призваны помочь раскрыть способности и творческий потенциал личности.

Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие ее основного компонента - исследовательских умений. Для обеспечения успешности образовательного процесса в современных условиях считаю целесообразным использование исследовательского метода обучения в моей педагогической деятельности.

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы.

Задачи:

  • изучить современное состояние проблемы развития исследовательских умений школьников на основе анализа литературы;

  • определить этапы развития, условия, методы и методические приемы развития исследовательских умений учащихся на уроках русского языка и литературы;

  • определить уровень собственной педагогической компетенции в области применения исследовательского метода обучения;

  • проанализировать содержание школьной программы и учебников по русскому языку (УМК Т.А.Ладыженской) и литературе (УМК В.Я Коровина), выявить возможности разделов для развития исследовательских умений школьников, создать комплекс заданий исследовательского характера;

  • разработать и проверить эффективность комплекса приемов работы для развития исследовательских умений на уроках русского языка и литературы в условиях педагогического эксперимента;

  • овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;

  • обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.

Источники самообразования: методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет, общения с коллегами.

Представление материала: открытые уроки на районных семинарах, выступления на педсоветах, заседаниях МО, РМО, на курсах повышения квалификации, участие в научно-практических конференциях, педагогических советах разных уровней.

Результат работы: обобщение опыта работы по данной теме в школе, в районе и на разных уровнях.

Этапы и сроки исследования:

1. Констатирующий (диагностирующий) сентябрь 2015 - ноябрь 2016 г

2. Формирующий (экспериментальный) декабрь 2016 - январь 2017 г.

3. Аналитический (обобщающий) февраль 2017 - май 2018 г.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику современных педагогических технологий обучения:

метод интеллект-карт (когнитивных карт), мультимедиа технологии, метод проектов.

Предполагаемые результаты самообразования

  • Повысить качество преподавания предмета.

  • Повысить качество образования учащихся.

  • Научить учащихся грамотно использовать полученный материал из Интернет в творческих работах.

  • Разработать и провести открытые уроки, мастер-класс по теме самообразования.

  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на ШМО, педсоветах.

  • Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

  • Результаты работы над темой самообразования поместить на школьной странице портала Прошколу.ru . Педсовет.ru. Учительский портал. Конференцзал.ru.

  • Обобщить опыт по исследуемой теме.

Направления самообразования:



Действия и мероприятия, проведенные в процессе работы над темой

Форма работы

Отметка о выполнении

  1. Изучение нормативно - правовой базы

1

Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 2014 г.- сайт Министерства образования и науки РФ

Конспектирование в тетрадь саморазвития

Выполнено

2

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Приказ 271 Президента РФ от 4 февраля 2010 г.

Конспектирование в тетрадь саморазвития

Выполнено

3

Концепция ФГОС общего образования/ Кондаков А.М., Кузнецов А.А.- ФГОС основного и полного общего образования.

Конспектирование в тетрадь саморазвития

Выполнено

4

Указ о мерах реализации государственной политики в области образования и науки - сайт издательства БИНОМ. Лаборатория знаний - методическая служба.

Конспектировать основные положения

Выполнено

5

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы- сайт издательства БИНОМ. Лаборатория знаний - методическая служба.

Конспектировать основные положения

Выполнено

6

Комплексная программа «Современная школа России» - сайт издательства БИНОМ. Лаборатория знаний - методическая служба.

Конспектировать основные положения

Выполнено

7

Государственная программа «Информационное общество» на 2011 - 2020 годы - сайт издательства БИНОМ. Лаборатория знаний - методическая служба.

Конспектировать основные положения

Выполнено

II. Инновационная деятельность

1

Разработка и внедрение элективных курсов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ русскому языку для учащихся 9-11 классов.

Организация учебного процесса по программам

Внедрение в практику работы

III. Повышение методологической культуры

1

Изучение примерных образовательных программ основного и полного образования в рамках внедрения ФГОС 2 поколения по русскому языку и литературе

Оформить в методическую копилку

2

Теория обучения в информационном обществе/ Иванова Е.О., Осмоловская И.М.

Конспектирование в тетрадь саморазвития

3

Повышение квалификации

-АОУ ДПО БРИОП

-Дистанционные курсы

Выполнено

4

Изучение темы «Метапредметный подход в образовании»:

- Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1.
- Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001.
- Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.
- Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998.
- Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. /Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. - М., 2005.
- Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /festival.1september.ru/articles/100689/.
- Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
- eidos.ru/edu/themes/60245/index.htm
- ug.ru/?action=topic&toid=2820
- sibuch.ru/article.php?no=451
- standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824
- imc.tomsk.ru/metod
- apkpro.ru/content/view/804/
- ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

Конспектирование в Творческую тетрадь саморазвития

Внедрение в практику работы

5.

Изучение темы «Кластерный метод в обучении учащихся»:

- Мандель И. Д. Кластерный анализ. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 176 с.

- Викепедия

- опыт учителя истории МКОУ СОШ № 11 Ёда Е.Ф.

Конспектирование в тетрадь саморазвития

Выполнено

6.

Освоить приемы работы с интерактивной доской используя сайт hcijr.edu.ru.

В течение года

IV. Повышение дидактической культуры

1

Изучение методики оформления образовательного Web-квеста по русскому языку и литературе

В течение года

2

Изучение метода интеллект-карт (когнитивных карт)

Внедрение в практику работы

V. Развитие общего уровня культуры

1

Работа с Интернет-сайтами

Постоянно

2

Подписка на предметные журналы

на 2015 -2016 г.

Выполнено

3

Активное участие в учительском клубе неформального профессионального общения учителей Всероссийского сайта «ПРОШКОЛУ» размещение работ на нем

По плану

Выполнено

4

Обобщение собственного опыта, подготовка печатных статей в издания различного уровня

По плану

Выполнено

5

Активное участие в школьных КТД

По плану

6

Забота о здоровье - посещение спортивной секции по волейболу

Четверг

VI. Формирование аналитико-диагностических навыков

1

Мониторинг % качества и обученности по русскому языку и литературе

Июнь

2

Средний балл по предмету

Июнь

3

Результаты сдачи ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе

Июнь

4

Диагностика сферы профессиональных предпочтений

Сентябрь

5

Определение уровня владения учащимися основными мыслительными операциями

Апрель

6

Участие в муниципальных, республиканских очных олимпиадах по русскому языку, литературе, МХК

Ноябрь-январь

7

Участие в научно-практических конференциях различного уровней (районного, республиканского, регионального, всероссийского)

В течение года

8

Участие в заочных Всероссийских олимпиадах и предметных чемпионатах (ОЛИМПУС, ПЯТЕРОЧКА, Международной олимпиаде - ИНТЕЛЛЕКТ XXI века, «Русский медвежонок»)

В течение года

9

Участие в муниципальных конкурсах

В течение года

10

Рейтинг учебных предметов и учителя.

Февраль

11

Определение уровня сформированности профессиональной, социальной, нравственной зрелости личности учителя.

Апрель

12.

Портфолио учащихся.

Июнь

13

Портфолио учителя.

Июнь







© 2010-2022