Конспект урока по литературе Образ коня в русской литературе (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе в 7 классе

Тема: « Образ коня в русской литературе»

Цели урока:

а) образовательные: проанализировать образ коня в произведениях поэтов и писателей УНТ, 19 - 20 века, определить отношение авторов и героев произведений к данному образу;

б) развивающие: развитие творческих способностей учащихся; развитие аналитического мышления, речи, творческого воображения;

в) воспитательные: привитие интереса к урокам литературы.

Участники: учащиеся 7-ого класса.

Подготовительная работа: выяснение этимологического значения лова «конь» (индивидуальная работа), подготовка материалов из художественных текстов, рисунки учащихся по теме «Былины и богатыри».

Оборудование: словарь В.И.Даля, распечатки материалов из художественных текстов (на каждой парте), выставка рисунков «Былины и богатыри», репродукции картин русских художников с образом коня.























Ход урока:



  1. Поэтическая разминка.

Поезд постепенно набирал скорость после очередной остановки и вскоре уже мчался среди июльских лугов, полей, лесов.

Одно было плохо - тянуло гарью. Где-то вдалеке горел лес, неделя стояла жаркая. И вдруг из сизой дымки выбежали лошади, мне показалось, что они спасаются от огня. Животные старались обогнать друг друга и даже поезд., но отставали, отставали… освещенные светом заходящего солнца.

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Я еще долго стояла у окна и думала: «Что же будет с ними?» - а дорога убегала дальше. Дорога … - образ дороги в русской литературе один из самых распространенных. Именно с дорогой связана жизнь каждого человека, путь, который он проходит, поступки, которые совершает. Н.В.Гоголь считал себя путником, странником, а своим домом называл дорогу.

С каждым годом человек совершенствуется, он движется «по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое верит и создает своими руками для себя и своих поколений». Никогда не стоит забывать свое прошлое наследие.

II. Сообщение темы урока, определение задач.

Вот и мы сегодня вспомним, как жили русские люди, кто был им в хозяйстве подмогой и верным другом в битвах, «собеседником» на привале… Кто-то уже догадался, о ком мы будем говорить?!

Тема урока - образ коня в русской литературе («Скачет конь, простору много…»)(запись темы урока на классной доске).

Перед нами стоят следующие задачи:

  • рассмотреть, как сказители УНТ, писатели и поэты 19 - 20 веков, чьи произведения изучили мы по школьной программе, сумели рассказать об этих удивительных созданиях;

  • выяснить, что значила лошадь для славянина и что значит для современного человека;

  • определить отношение человека к самым миролюбивым и безотказным животным.

III. Основная часть:

а) словарная работа;

- Нельзя не заметить, что в работе будут в разных вариациях чередоваться слова «конь» и «лошадь», поэтому вспомним этимологию.

Индивидуальное сообщение учащегося:

+ В.И.Даль в толковом словаре живого великорусского языка пишет так: «Конь - старое «комонь», славянское «клюся»; лошадь добрая, а не кляча.

А что же «лошадь»?

Еще 235 лет назад А.П.Сумароков предположил и обосновал версию, что от «новых татар, принявших слово лошадь, коня в нее превратили». В наших славянских книгах конь никогда лошадью не назывался. Однако ученый Г.Ф.Одинцов доказывал чисто славянское происхождение этого слова от почти исчезнувшего прилагательного «лоший» - плохой (что ввести в заблуждение злых духов).

- Нам с вами нет никаких причин оспаривать эти версии, поэтому примем их за основу и продолжим свой рассказ.

б) историческая справка;

- Во всех странах конь почитался как самое умное создание. Согласно верованиям древних славян, конь - символ добра и счастья; мудрость богов являлась людям через это животное. Культ коня связан с почитанием Солнца: славяне верили. Что Даждь-бог (бог Солнца) ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми гривами. Поэтому наши предки приписывали особую силу оберегам в виде фигурок коня (голова, туловище), их носили у левого плеча на цепочке. Оберегали себя таким образом не только крестьяне, горожане, но и герои - былинные герои, защищавшие границы земли Русской от нашествия бесчисленных врагов. Для них конь являлся не просто оберегом, это был верный друг, который предупреждал хозяина об опасности, - ржет «во всю голову», бьет копытами, чтобы разбудить богатыря. Поэтому в былинах мы читаем. что сели богатыри на «…. коней».

+ Сели богатыри на «добрых коней».

в) анализ художественных произведений;

Образ Ильи Муромца и его коня.

- Илья Муромец - русский богатырь. Вспомните, что появляется у него по совету странников?

+ У богатыря появляется оружие, снаряжение и боевой конь.

- Боевой конь… именно с ним Илья вступает в диалог, который определить их отношения на долгие годы. О чем просит богатырь своего верного друга?

+ Илья Муромец просит коня служит ему «верой-правдою».

- Что же конь предлагает седоку?

+ Конь предлагает испытание - готов ли богатырь владеть им. Илья садится на него, и тот сразу признает в нем своего хозяина.

- Существует, ребята, и другая версия, по которой Илье советуют вырастить себе боевого коня из жеребчика. Прочитаем небольшой фрагмент (тексты распечатаны):

А корми его пшеницей белояровой,

А еще пои …его да ключевой водой.

… Еще будет тебе конь да лошадь добрая,

Еще добра-де лошадь богатырская.

- Как вы считаете, почему богатырю предложено самому вырастить коня?

+ Растет конь - мужает с ним и Илья Муромец.

- Надеюсь вы согласитесь со мной, что самое страшное для воина - разлучение с конем, и поэтому когда задумали разбойнички ограбить Илью, то подстрекали друг друга:

Мы убьем его, пограбим-ко,

Со конем его разлучим-ко!

- Почему, разбойники считают, что сила богатыря в коне?

- Много добра сделал Илья для народа, но не нажил себе богатства. Не нажил богатства, а заимел прочную, вошедшую в века славу народную:

… А судьбу я за гриву ловлю,

Норовистую объезжаю,

А судьба для меня - за коня!

Образ Микулы Селяниновича и его коня.

- Разной была судьба как у коней, так и у их хозяев: одни садились на «темно-кариих жеребчиков» и ехали «к городам да за получкою». Догадались, о ком я говорю?

+ Молодой Вольга Святославович.

- Зачитайте фрагмент, который поможет представить нам этого героя (зачитывают по учебнику).

- Молодой князь, сильный, мудрый, рядом с ним войско - как вы считаете, является ли он главным героем данной былины? Попытайтесь доказать нам свою точку зрения.

- Каким вы представляете оратая Микулу? Зачитайте описание богатыря в былине (зачитывают по учебнику).

- Кем является Микула Селянинович? Крестьянин! Почему же мы называем его богатырем?!

+ Он не воют в руках с оружием за родную землю, он - работает на этой земле, работает с любовью.

- В чем превосходство Микулы перед Вольгой?! Мне кажется, его превосходство в коне. Вспомните эпизод «спора» между крестьянином и князем, зачитаем его вслух.

- Какое чувство гложет молодого князя?

+ Чувство зависти.

- Почему же князь так завидует, он мог бы за такие деньги (пятьсот рублей) купить себе коня!

+ Этот конь взращен своим хозяином, вот в чем сила единения человека и животного.

- Правильно, молодой Вольга не может состязаться с оратаем и его «кобылой соловою», у которой «гужики шелковые». Залюбуешься, когда идет она, а «как хвост-то у ней расстилается, а грива-то у нее развевается, и «грудью она пошла».

Однако, и Микула печалится. В чем же его печаль? Можете зачитать ответ текстом.

+ «Кабы эта кобыла коньком бы была…»

- Почему «коньком», а не «конем»?

+ Конек - уменьшительно-ласкательное слово от конь.

- В какой литературной сказке конек помогает своему хозяину:

Игрушечка-конек,

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

+ П.П.Ершов «Конек-горбунок».

- Неказистый на вид горбунок стал и помощником, и советчиком, и спасителем хозяина от смерти. Ему достаточно было ласкового слова, хорошего ухода.

Ознакомьтесь с характеристикой конька-горбунка (распечатанные тексты):

…на земле и под землей

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет…

В голод хлебом угостит,

В жажду медом напоит…

- Кто говорит такие слова?

+ Мать-кобылица.

- А вспомните всем известную русскую народную сказку «Сивка-Бурка»: «…конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». Можно ли испугаться такого коня?! Нет, бояться не стоит, он несет на себе силу для преображения Иванушки, превращения его в писаного молодца и жениха Елены Прекрасной.

Образ коня в произведениях 19 века - 20 века

- Да как же после этого не ценить коня до последних дней его, да еще если провел с ним многие дни и ночи дальних походов. Сжимается сердце, когда читаешь о том, как гибнут кони, но они до последнего несут своего седока, решают его судьбу - попадет хозяин в плен или проявит безоглядную смелость.

Зачитаем отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»:

… Вдали все пусто.

Здесь и там

Желтеют кости; по холмам…

Где сбруя, где заржавый щит;

… Богатыря там остов целый

С его поверженным конем -

Лежит недвижный…

О поле, поле. Кто тебя

Усеял мертвыми костями.

Чей борзый конь тебя топтал

В последний час кровавой битвы?

- Что бы вы изобразили на холсте, если бы были художником? Какая цветовая гамма преобладала на полотне? Почему?!

- Попытайтесь вспомнить, кто автор этих строк?

Чтение наизусть (учащийся):

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойца колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.



Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди,

Смешались в кучу кони. Люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

+ М.Ю.Лермонтов, стихотворение «Бородино».

- Недаром через два года в «Слове о полку Игореве» мы прочитаем: «Всядем же, братья, на борзых коней» - вот оно, единство всадника и коня. Именно эти животные и решали в основном исход многих сражений. Славяне содержали своих любимцев зимой в стойлах, хорошо их кормили, чистили, лелеяли и, конечно, надеялись на силу, выносливость. Для сравнения, половцы кормили коней подножным кормом.

- Как вы считаете, почему конь никогда не подводил седока?

+ Наверно, они понимали - если всадник попадет в плен, то и коня ждет такая же участь.

- И все-таки война когда-нибудь заканчивается, и человек начинает жить обыденной, размеренной жизнью с теми, кто ему особенно дорог. Только с другом можно разделить радость и боль, побыть наедине, спросить совета. И таким другом, помощником в делах для Прокла, выписанного Н.А.Некрасовым в поэме «Мороз, Красный нос», был конь Саврасушка, которого хозяин купил еще сосунком.

Вспомним отрывок из ранее прочитанного произведения (тексты распечатаны):

С хозяином дружно старался,

На зимушку хлеб запасал.

… Когда же работы кончались

И сковывал землю мороз,

С хозяином вы отправлялись

С домашнего корма в извоз.

…Возил ты тяжелую кладь.

В жестокую бурю, случалось,

Измучась, дорогу терять.

- Какую мысль вновь подтверждает поэт?

+ Конь никогда не изменит хозяину, даже в крестьянской работе.

- Действительно, много претерпел Саврасушка с хозяином: и нужду, и свист кнута, и метели, и «волчьи горящие очи» и холод… Был он рядом с Проклом даже когда хозяин умер:

Савраска, запряженный в сани,

Понуро стоял у ворот…

Служил ты хозяину много,

В последний разок послужи!

Тоска и боль в сердцах родных Прокла, что-то будет с ними - жалеть их некому, и «Савраска плетется ни шагом, ни бегом». Конь все понимает и чувствует.

- Однако не всегда поэты и писатели показывали нам восхищение человека конем. Вспомните рассказ Ф.И.Абрамова «О чем плачут лошади». Главный персонаж - конь Коняга, он достоин восхищения и уважения, а конюх Микола издевался и унижал этих гордых животных: «… Он вечно пьяный, день и ночь не заявлялся к ним… дернина вокруг была изгрызена. Лошади томились, умирали от жажды, их донимал гнус…»

- Что хочется сделать с конюхом?

+ Привязать бы его к тому же колу на три дня.

- Как можно охарактеризовать Микулу? Что испытывали лошади?

- Лошади, я бы сказала, мучились, а по щекам текли «большие, с добрую горошину» слезы. Бессловесные они, «божьи твари»…, но что они сделали людям такого, что их можно умерщвлять, даже не замечая этого?!

- В укор Микуле, наверно, К.Г.Паустовский написал сказку «Теплый хлеб». Кто расскажет нам кратко содержание сказки (выступления учащихся).

- Кто встает на защиту животных?

+ Природа: метель, стужа, неминучий голод - все это приводит в страх мальчика, Фильку, обидевшего раненого коня.

- Что хотели своими произведениями сказать К.Г.Паустовский и Ф.И.Абрамов?

- Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, расположение живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живем в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она, мстила человеку за все обиды, которые ей нанесли. Природа может и вознаградить человека за любовь и уважение. Вознаградить, например, крестьянских ребятишек, выросших среди бескрайних полей и лугов, когда они выгоняли коней в жаркую летнюю пору на ночь кормиться в поле - «днем мухи и оводы…» Как это здорово! Ветер освежает лицо, конь бьет копытами. Здесь, в ночном, никто ребят не ругал, не попрекал куском хлеба. И мечтают они… о коне с розовой гривой!

- Какие произведения вы сейчас вспомните?

+ И.С.Тургенев «Бежин луг», В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».

IY. Подведение итога урока. Домашнее задание.

- Погасло солнце. Тихо на лужайке.

Пастух играет песню на рожке.

Уставясь лбами, слушает табун,

Что им поет вихрастый гамаюн.

А эхо резвое, скользнув по их губам,

Уносит думы их к неведомым лугам.

Очень хочется взбежать на холм, упасть в траву, восхищаться великолепием русской земли и увидеть, как «…смирно на лугу траву жуют стреноженные кони…». Услышать, как «заржут они - и где-то у осин подхватит эхо медленное ржанье».

- Сегодня мы постарались проанализировать образ коня в русской литературе. Каким вы увидели этот образ?

- Можно ли после сегодняшнего урока сказать, что конь по праву один из главных персонажей в русской литературе?

- Почему славяне так почитали коня? Кем был для них коняга? Изменилось отношение человека с веками? Как вы думаете почему?

- Наш разговор я оставляю открытым. Почему? Нам предстоит увидеть образ коня очень скоро в произведении А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», в произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», в старших классах - в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», в «Слове о полку Игореве», в рассказе А.П.Чехова «Тоска». А пока я предлагаю прочитать вам А.Фадеева «Морозко», а затем его проанализировать.













© 2010-2022