Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Методическое пособие. Сочинение - рассуждение. 5 класс.Средняя общеобразовательная школа - гимназия № 9



Сочинение - рассуждение.

5 класс

Методическое пособие

Система работы

по развитию речи.


Учитель

Пыстина

Лидия Митрофановна

г. Павлодар

2015 г.





Пособие рекомендуется в качестве практической помощи преподавателям в работе по развитию речи и будет способствовать развитию речевой культуры учащихся. В основе - методические разработки занятий по обучению учащихся написанию сочинения - рассуждения в 5 - 7 классах.







Пояснительная записка.

В каждом слове бездна пространства,

каждое слово необъятно…

Н. В. Гоголь

Методическое пособие «Сочинение - рассуждение. 5 - 7 класс.Система работы по развитию речи» предлагает один из вариантов целенаправленной работы по развитию речи.

Почему именно сочинение - рассуждение стало предметом пособия? Дело в том, что традиционное школьное сочинение-рассуждение обычно предлагает осветить один из аспектов произведения, названный в теме сочинения, и строится по композиционному плану рассуждения: тезис, который следует доказать (тема), - доказательство (аргументы, примеры, комментарии к тексту, раскрывающие тему,) - вывод (заключение, обобщение). А научиться выполнять эту работу можно только тогда, когда будет вестись целенаправленная подготовка к ней, начиная, конечно же, с начальной школы.

В процессе учёбы школьник обращается к научным, научно - популярным и публицистическим статьям, эссе. Они же в своей основе - тоже или рассуждение, или рассуждение с элементами других типов речи. Поэтому, если в системе заниматься обучением написания рассуждения, получим главное: ученик будет свободно работать и с сочинением по литературе, и с критической литературой, и с любой статьей. И ещё: рассуждение как тип речи (способ изложения своей мысли) часто используется в таких речевых ситуациях, как объяснение чего - то нового, как элемент диалога, полемики. Именно рассуждение поможет автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию - более убедительной. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Общеобразовательная цель курса - формирование компетентной личности в системе предпрофильной подготовки учащихся. Уместно вспомнить в связи с этим слова А. П. Чехова: «И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры… В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания - обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.»

Предметная цель - обучение комплексному анализу текста, в основу которого положены логические рассуждения школьников, базирующиеся на знании изучаемых в школе разделов языкознания, так как любая «речь должна отвечать законам логики.» ( Аристотель.)

Развивающая цель - формирование связной речи, построенной на понимании структуры текста: его композиции, связи частей и предложений, определении темы и основной мысли. Вспомним слова К. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла.»

Исходя из целей, ставятся такие задачи:

- вырабатывать умение анализировать языковые средства в связи с содержанием и

всей структурой текста;

- осмыслять глубже авторское содержание с помощью формы;

- научиться приёмам комплексного анализа текста любой сложности;

- вникнуть в основы строения текста и научиться его членить;

- ознакомиться с правилами построения композиции речи;

- освоить разные способы анализа структуры: темы, идеи, авторской позиции;

- понимать назначения разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в

данный момент информацию;

- совершенствовать навыки выразительного чтения, работая над интонацией;

- отрабатывать знания по разным видам связи предложений в тексте;

- расширять поэтапно объём анализа, охватывая все элементы работы с текстом;

- применять приём сравнительного анализа 2-х произведений;

- строить работу по принципу - от теории к практике.

- учитывать при создании творческих заданий стартовый уровень речевой

креативности детей;

- прививать через творческое задание интерес учащихся к любому проявлению

творчества;

- учить детей смело высказывать своё мнение, психологически не бояться быть

непонятым окружающими;

- создавать ситуации комфортности и успешности творческой деятельности;

- повышать уровень самооценки.

Эти задачи определили и структуру занятий: от коллективной работы - к индивидуальной, от изложений - к сочинениям на свободные (нелитературные) темы. От них же переходить (на уроках литературы) к литературным темам. Поэтому работа с текстом по данному курсу может быть очень часто коллективной. И в любом случае изучение типа речи рассуждения необходимо начинать с коллективного анализа и идти к индивидуальному, личностному его пониманию.

Ведущие методы работы: выразительное чтение, жужжащее чтение, чтение в парах, словарная работа (поиск нужных или непонятных слов),анализ текста, дискуссионная карта, мозговой штурм, пятиминутное эссе, метод ассоциации ;построение кластера, составление плана, аргументированное эссе, письменное высказывание, устное высказывание, закончи фразу, перемешанные данные; различные игры, работа с учебным пособием, пересказ текста, работа с различными словарями и другие виды приёмов.

Основные этапы работы с текстом:

- выразительное чтение;

-выделение опорных слов и словосочетаний;

-деление текста на относительно самостоятельные (законченные)

в смысловом отношении отрезки, составление плана;

-указание микротемы и основной мысли каждой части;

-трактовка тезисов;

- составление простого или сложного плана;

- определение вида связи;

- работа над стилем текста;

-создание собственного высказывания.

Необходимо помнить, что познавательные особенности и предпочтения каждого ребенка индивидуальны, школьники к получению результата идут разными путями, поэтому стержень занятий - личностно-ориентированный подход в организации и содержании учебного процесса. На начальном этапе работы анализируются тексты с помощью вопросов учителя. В качестве промежуточного контроля учащиеся могут самостоятельно подбирать фрагменты из изучаемых на уроке литературы произведений и готовить вопросы для комплексного анализа «своих» текстов. А, исследуя стратегию творчества классика, в качестве тренировочного упражнения можно предлагать ученикам писать текст-стилизацию как успешный конечный результат какого-то этапа индивидуальной или совместной с учителем, а может, с одноклассниками деятельности.

Целесообразно шире

- использовать работу с текстом на протяжении всего курса изучения русского языка,

- отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;

- обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка, принимая тот факт, что «язык - одежда мыслей» ( С. Джонсон.)

- учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных

стилей и жанров, учитывая что «прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена.» (Вольтер.)

В ходе такой работы реализуются следующие компетентности.


Языковые компетентности

- умение воспринимать и создавать связные тексты, различные по стилистической и жанровой принадлежности, структурно-языковой организации, целенаправленности, полноте и точности выражения мысли;

- проведение аналитико-синтетической работы на занятиях по языку не только на определение форм и грамматического значения слова, но и на его стилистичесую роль в тексте;

- работа над языковой и речевой подготовкой, которая необходима ученикам для того, чтобы комфортно чувствовать себя в повседневной жизни, быть способными обслуживать словом собственные запросы во всех сферах жизнедеятельности

Учебно - познавательные компетентности

- способность организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;

- владение приемами решения учебно-познавательных проблем, действий;

- работа над развитием функциональной грамотности: умение находить доказательные факты, владение учебными навыками, использование различных методов познания.

Компетенции личностного самосовершенствования

- освоение способами духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки;

- овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях;

- формирование грамотности, культуры мышления и поведения;

Коммуникативные компетенции

- навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;

- умение представить себя, написать сочинение, задать вопрос, вести дискуссию;

- способность взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми.

Информационные компетенции

- поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение, передача и умелое использование её в речи;

- навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;

- владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
- умение собирать и систематизировать любой материал.

Ценностно - смысловые компетенции

- способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;

- владение механизмом самоопределения в ситуациях учебной и иной деятельности;

- создание своей индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом.




5 класс

Хорошо выраженная мысль звучит умно на всех языках.

Д. Драйден

Цели курса:

- знакомство учащихся с жанром сочинения рассуждения;

- понимание особенностей композиции данного типа;

- формирование понятия причинно-следственная зависимость частей

сочинения - рассуждения.

9 занятий.

1 занятие.

Вводное занятие. Знакомство с типами речи.

Это занятие предлагается проводить в конце I четверти.

2 занятие.

Углубленная работа над схемой рассуждения.

Углубление советуем вводить к концу ноября.

3 и 4 занятия.

Изложение с идейно - тематическим, структурным анализом текста.

Изложение можно запланировать итоговой работой за II четверть.

5 занятие.

Обучающая практическая работа.

Работу рекомендуется проводить в начале февраля.

6 и 7 занятия.

Анализ текста рассуждения с итоговой контрольной проверкой.

Анализ текста может подвести итоги за III четверть.

8 занятие.

Комплексный анализ текста на основе его выразительного чтения.

Это занятие целесообразнее проводить в апреле.

9 занятие.

Контрольное сочинение - рассуждение «Чем я люблю заниматься

в свободное время и почему?»

Данное сочинение удачно подведёт итоги всего учебного года, поэтому его, конечно же, планировать надо на май.

1 занятие.

Вводное занятие. Знакомство с типами речи.

Язык - инструмент, необходимо хорошо знать его,

хорошо им владеть.

А. М. Горький.

.

Цели урока:

- знакомство учащихся с жанром рассуждения;

- рассмотрение особенностей построения данного типа сочинения;

- понимание того, что высказывания, относящиеся к одному и тому же предмету,

могут находиться в причинно - следственной зависимости друг от друга и в

совокупности могут давать ответ на поставленный вопрос.


  1. Мотивационный этап.

Мозговой штурм.

- Восстановите знания по типам речи, полученным в начальной школе.

- Оформите их схематически

Типы речи

Описание Повествование Рассуждение

Мир в статике, Мир в динамике, Мир

воспринимаемый воспринимаемый в причинно -

предметно, в движении, следственных

одномоментно во времени связях

  1. Операционный этап.

  1. Работа с теоретическим материалом.

Чтение теории о типах речи в пособии «Русская речь» - стр. 47.


  1. Исследование отличий рассуждения от других типов речи.

??? Что лежит в основе каждого типа речи?

Содержанием

описания повествования рассуждения

является

окружающая нас связь между предметами и

действительность явлениями, устанавливаемая

человеком

Можно эту работу свести в таблицу «Типы речи»

Типы речи

Повествование

Описание

Рассуждение

- рассказывается о каком - либо событии,

- перечисляются последовательно действия героев:

что было вначале,

что было потом

и т. д.

Что

произошло?

- изображается,

описывается,

рисуется

какой - либо предмет (природа, люди, животные и т. д.)

Каков или

какой предмет?

- доказывается что - то,

- раскрывается

причина и следствие какого - то явления, события.

Почему мы

утверждаем

что - то?

В большинстве случаев в тексте (особенно в художественном стиле) совмещаются разные типы речи.

Так, в рассказ о событиях (в повествование) часто включаются описание героев, обстановки, места, где происходит действие, и т. д.

  1. Объясняем вслух - «А я знаю…»

- объясните, каким типом речи вы воспользуетесь, рассказывая:

- о том, что вы делали вчера вечером;

- о том, как выглядит ваша любимая игрушка;

- о том, почему у вас испортилось настроение.

  1. « Включаем воображение».

Вы, конечно, читали сказку «Царевна - лягушка» и помните её. Теперь представьте себе, что вы рассказали эту сказку малышам, а они не поняли, почему Василису назвали Премудрой.

??? Как вы им это объясните?

Составьте ответ на вопрос: «За что Василису

назвали Премудрой?» (выбор - устно или письменно)

Подсказка 1. Каким типом речи вы будете пользоваться?

Подсказка 2. Почему именно этим?

  1. Наблюдение над материалом упражнения № 134:

- прочитайте текст упражнения;

- кто из них, по - вашему, прав?

- обоснуйте свою точку зрения на данный вопрос;

- какой тип речи вам в этом поможет? Почему?

Послушать рассуждения ребят.

- объясните знаки препинания во второй реплике.

  1. Сравнительная работа собственного суждения и суждения, подсказанного автором учебника, - упр. 135:

- что полезного вы почерпнули из авторского рассуждения?

Вывод - в тетрадь - под запись

Суть сочинения - рассуждения состоит в том, что истинность мысли необходимо обосновать другими суждениями.

- подчеркните грамматические основы в последнем предложении.


  1. Рефлексия.

- Работа над каким типом речи лежала в основе занятия?

- Какую мысль мы доказывали, работая над 3 заданием урока?

- А над 4 заданием урока?

- Какой тип речи вам помог в этом и почему?

Домашнее задание.

  1. Попробуйте дома составить текст, ответив на вопрос:

«Куда бы я хотел поехать летом и почему?»

  1. Проработайте теоретический материал $ 18.







2 занятие.

Углубленная работа над схемой рассуждения.

Цели урока:

- работа учащихся над схемой рассуждения;

- знакомство со средствами связи частей данного типа сочинения;

- умения самим видеть причинно - следственную зависимость частей рассуждения.

  1. Мотивационный этап.

Игра «Мои темы»

«Стадион», «Однажды в лесу», «Футбол - лучшая спортивная игра», «Люблю читать приключенческую литературу», « мой выходной», «По грибы», «Лесной - это имя прилагательное».

- Выбрать темы, работая над которыми, вы будете использовать тип речи - рассуждение.

- Обоснуйте свой выбор, опираясь на предыдущие знания типов речи.


  1. Операционный этап.

  1. Теоретическое углубление - устная работа. Упр. 135, теория на стр. 60.

- ??? прочитайте текст вторично.

- ???постройте, исходя из левой части записи упражнения, логическую цепочку частей рассуждения

Тезис

Обоснование Что из этого

аргументы следует?

Примеры Почему?

Вывод Почему это?

Можно эту работу свести в таблицу «Части рассуждения»

Части рассуждения

Их наполняемость

В рассуждении между тезисом и аргументами можно задать вопрос ПОЧЕМУ? А аргументы содержат ответ на этот вопрос.

Тезис

Мысль, которая будет доказываться.

В тезисе заключается тема рассуждения. Он может содержать не одно, а несколько предложений. Иногда автор включает в тезис цитату каког - то выдающегося деятеля (учёного, писателя, философа), которая помогает более точно выразить мысль.

При переходе к доказательствам можно использовать выражения:

докажем это

это можно доказать так

в этом можно легко убедиться

это объясняется следующим

и вот почему… и др.

Можно использовать вопросительные предложения со словами:

Почему, для чего и подобными.

Доказательная часть

Часть, содержащая аргументы.

Можно использовать несколько аргументов, последовательно соединяемых друг с другом вводными словами и сочетаниями: во-первых, во- вторых…, наконец, допустим, предположим, так и др.

В качестве аргумента можно использовать и конкретный пример или ряд примеров, которые построены как описательные или повествовательные типы речи.

При переходе к аргументу используются слова :

например,

приведём пример,

обратимся к примеру,

вот что произошло однажды, вот один из ярких примеров

и др.

Заключительная часть

Вывод может состоять из нескольких предложений.

Нередко в нём содержится идея рассуждения, которая может быть выражена

- риторическим вопросом,

- побудительным предложением - призывом к чему - либо,

- также повествовательным предложением.

Вывод может быть связан с доказательствами посредством слов: поэтому,

вот почему,

следовательно,

значит,

итак,

таким образом,

сделаем вывод,

подведём итого,

из всего сказанного следует… и др.


  1. Словарная работа

Тезис (греч.) - мысль, истинность которой надо доказать.

Аргумент (лат.) - довод, приводимый для доказательства чего- либо.

  1. Поработай в паре

- прочитайте рассуждения;

- о чём каждое из них?

- найдите в каждом тезис и доказательства;

- какое рассуждение состоит из одного предложения?

- назовите в нём тезис и аргумент;

- каким союзом они соединяются?

- какими союзами его можно заменить?

- найдите в текстах слово, соответствующее схеме:

Приставка - корень - суффикс - суффикс - окончание - суффикс;

- определите его часть речи;

- объясните правописания глаголов на -ТСЯ - -ТЬСЯ, -ЕШЬСЯ.

№1. Зима - тяжёлое время года. Даже могучие звери прячутся в берлоги и норы. (Н. Сладков.)

№2. Весной все рады цветам. За долгую белую зиму стосковались глаза по яркому и цветному. (Н. Сладков.)

№3. У стоячих вод властная сила. Можно долго - долго сидеть на берегу, неотрывно смотреть в эти зеркала и слушать шёпот тростника. (Ю. Нагибин.)

№4. Игры - это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатывается ловкость, гибкость, развиваются ум, смекалка, формируется характер человека.

№5. Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. (Л. Толстой.)

  1. Работа с учебником - стр. 60, упр. 136.

- ??? прочитайте сцепляющие предложения и слова, которые помогают строить тип речи - рассуждение.

3.??? Устное высказывание

- Ответьте на вопрос ( при помощи помощников из упр. 136):

«Осенний лес - это здорово!»


  1. Работа над таблицей «Средства связи частей в сочинении - рассуждении»


Средства

связи

Какие

именно?

Знай и

применяй!

  1. Связь аргументов в рассуждении

Вводные слова:

Во - первых, во - вторых, в третьих

и т. д.

- пишутся через дефис

- выделяются в предложении запятыми

  1. Связь вывода с предыдущими частями

Вводные слова:

Итак, таким образом, следовательно, значит

- выделяются в предложении запятыми

4.Знакомство с памяткой

«Памятка пишущему сочинение - рассуждение»

(сделать раздаточным материалом каждому ученику)

1. Что нужно сделать, чтобы что-то доказать?
Для начала нужно чётко для себя определить , что ты будешь доказывать.

При этом можно использовать слова:

я думаю, я считаю, мне кажется, по-моему.
2. Дальше приступай к доказательству.

Если у тебя несколько доказательств,

можно использовать слова:

во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец.

3.После этого сделай вывод, в который ты можешь включить слова:

поэтому, следовательно, итак.


Таким образом, ты составляешь небольшой текст-рассуждение,в котором есть тезис,доказательство, вывод.

Пример:

Я очень люблю зиму!
Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки.

Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика.
В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год.
Вот почему я люблю зиму.

5. Продолжение текста - упр.138.

- Продолжите текст так, чтобы получилось рассуждение.

За окном у меня полочка - птичья кормушка. На кормушку прилетают синицы и воробьи(4). До чего же они любопытны! …

- свяжите части своего текста при помощи сцепляющих слов из таблицы и слов-помощников из упр. 136;

- выполните указанный вид разбора.


  1. Рефлексия.

- Мгновенная реакция - «Что о сочинении - рассуждении вам запомнилось сразу, без подготовки?»

Скоростной опрос - «Одна фраза».

Домашнее задание.

- Упр. 137- выполнить по заданию учебника - письменно.

- выполнить морфологический разбор имени существительного

(из упражнения - на выбор)

- Проработать памятку «Как готовиться к изложению (пересказу),

близкому к тексту» - стр. 181




3 и 4 занятия.

Изложение с идейно - тематическим, структурным анализом текста.

Учить изложению, учить в изложении…

Баковкина Е.А.

Цели урока:

- развитие логического мышления учащихся;

- умение следить за рассуждением автора и понимать его позицию, четкое определение цели высказывания и видение точных формулировок, как тезиса, так и доводов;

- выявление причинно-следственных связей.

  1. Мотивационный этап.

- Выделите ключевые слова в теме урока (изложение и анализ).

- Какой смысл вы вкладываете в эти понятия? (пересказать и разобраться)


  1. Операционный этап.


  1. Первое чтение текста.

Все современные домашние животные произошли от диких предков. Люди их приручали с определенной целью: ради мяса, молока, шерсти, пуха, использовали как транспортное средство, для защиты и т.д. Сейчас же многие из домашних животных не приносят какой-либо материальной пользы (беспородные кошки, хомяки, морские свинки, попугаи, аквариумные рыбки, домашние мыши и крысы), но люди их все равно приносят в свой дом. С какой целью?

Во - первых, любителям животных приятно присутствие живого существа рядом. Им интересно играть со своими домашними любимцами, наблюдать за их поведением. Питомец помогает своему владельцу успокоиться - стоит только погладить своего пушистого друга, посмотреть в его преданные глаза, как все проблемы отходят на второй план.

Во - вторых, хозяева собаки много времени проводят на улице, пса нужно выгуливать как минимум два раза в день. На прогулках они общаются с другими владельцами, заводят новых знакомых, а иногда находят свою вторую половинку, которая разделяет их взгляды. Хозяева остальных питомцев общаются на различных форумах и в клубах.

В - третьих, пушистые и пернатые друзья в некотором роде воспитывают детей. С помощью них ребенок становится немного ближе к природе, учится заботиться о более слабом существе, познает основы допустимых границ при общении. Собака может сопровождать вас и детей на прогулках в вечернее время.

В - четвёртых, считается, что владельцы животных живут дольше и реже чувствуют одиночество. Забота и ответственность делают жизнь человека организованной, не дают ему лениться. Очень показателен случай, когда умирающая от рака одинокая женщина встала со своего смертного одра, пожалев своих просящих еды кошек. Потом она рассказывала удивленным врачам, что, накормив питомцев, решила убрать за ними, а в результате захлопоталась и решила подождать со смертью. Такой случай наверняка не единичен. Животные чутко реагируют на настроение и состояние здоровья любимого хозяина.

Поэтому, если у вас есть возможность иметь дома животное, стоит завести себе преданное существо.


  1. Анализ прочитанного текста.

- Какую задачу поставил перед собой автор этого текста?

Не сообщить информацию, а показать роль животных в жизни

человека.

- Определите основную мысль текста. В какой части текста она находится?

1 абзац. Там, где звучит тезис: «…люди их все равно приносят

в свой дом. С какой целью? »

- Дайте название тексту, отразив в нём основную мысль.

( «Зачем нужны домашние животные?», «Нужны ли домашние

животные?» и т. д.)

- Определите тип речи. (Рассуждение.)

- Как вы это определили?

- Выделите структурные элементы рассуждения. (Оперируйте абзацами.)

1 абзац - тезис.

2, 3, 4, 5 абзацы - обоснование мысли, аргументы.

6 абзац - вывод.

- Таким образом, композиционно в тексте 3 части.

Какую из них вы определите как основную и почему?

(2 часть - 2, 3, 4, 5 абзацы)

- Как соотносится вывод со всем текстом? (Он не просто подводит итог,

Но звучит как призыв к людям: «…если у вас есть возможность

иметь дома животное, стоит завести себе преданное существо»).

- Найдите теперь во всём тексте подтверждение мысли автора, что иметь в

доме животное - это полезно и нужно.

(«питомец помогает своему владельцу успокоиться»,

«на прогулках … общаются с другими владельцами, заводят новых

знакомых, а иногда находят свою вторую половинку, которая

разделяет их взгляды», «пушистые и пернатые друзья в некотором

роде воспитывают детей», «владельцы животных живут дольше и реже чувствуют одиночество»)


  1. Составьте простой план текста, кратко отразив в нём основную мысль каждого аргумента

- установите с помощью толкового словаря значение слов ПЛАН, АБЗАЦ.

План - взаимное расположение частей, краткая программа какого - нибудь изложения.(По С. Ожегову.)

Абзац - 1. Отступ в начальной строке печатного или рукописного текста.

2.Часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строчки. (БСЭ)

(повторить простой вид плана - $ 25

Памятка «Как составлять план текста»- стр. 180).

Памятка № 2 «План текста» (сделать раздаточным материалом)


  1. Любой текст можно разделить на смысловые части, связанные между собой по смыслу и грамматически.

  2. В письменной речи смысловые части обычно обозначаются абзацем (красной строкой). По количеству абзацев можно судить о количестве смысловых частей.

  3. Если озаглавить смысловую часть текста, то получится план текста. В плане отражается взаимное расположение частей текста, их последовательность.

  4. Составление плана текста помогает усвоить его содержание и последовательность развития основной мысли (идеи) высказывания.

  5. План очень важен при составлении текста. Он

- представляет последовательность, порядок изложения мыслей (событий, описания предметов, хода рассуждений),

- помогает написать задуманное, не отступая от темы (точно на тему).

План.

  1. Люди приносят животных в дом.

  2. Присутствие живого существа рядом приятно.

  3. Общение и знакомство с помощью питомцев.

  4. Особая роль животного в воспитании детей.

  5. Забота и ответственность делают жизнь человека организованной.

  6. Преданное существо в вашем доме.

  1. Второе чтение текста.

  2. Работа над изложением (письмо изложения).

На усмотрение учителя, в зависимости от подготовленности класса, - подробное, выборочное, сжатое.

  1. Рефлексия.

- Какая часть текста вам удалась лучше других частей и почему?

Домашнее задание.

- Упр. 138 (2 часть - по заданию учебника).









5 занятие.

Обучающая практическая работа.

Цели урока:

- работа учащихся над чёткой структурой рассуждения;

- приучение школьников к развертыванию аргументации, обоснованию своих положений, а также к точным формулировкам выдвинутых в работе тезисов;

- умение самим видеть части рассуждения и варианты их связи.


  1. Мотивационный этап.

- Восстановите свои знания о типе речи - рассуждении.

- Оформите их методом ассоциации.

Рассуждение


  1. Операционный этап.

  1. Беседа с опорой на знания и их расширение за счёт нового.

- ??? Какова основная задача рассуждения?

Главная задача автора при рассуждении - обосновать то или

иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или

иного явления, события, его сущность.

Новое.

Рассуждение может быть

доказательством,

объяснением,

размышлением.

-??? Исходя из этого, какие вопросы будут характерны для рассуждения?

(Почему?

В чём причина данного явления?

Каковы следствия данного явления?

Что это значит?)

  1. Письменное высказывание.

- Докажите, что выделенное слово в предложении является дополнением:

В саду на яблоню сирень отбрасывает тень.(М. Дудин.)

Работа 10 минут (7 - 8)

- Чтение полученных работ.

- Самоанализ (включить вопросы)

- какой тип речи вы использовали и почему;

- чтение отдельно тезиса, доказательств и вывода;

указание средств связи частей высказывания.

3. Практическая работа. Анализ текста.

Мой любимый учебный предмет.

Английский язык - мой самый любимый предмет. Я люблю его потому, что он мне очень легко даётся(1). Я стараюсь заниматься сама, без помощи родителей. Наша учительница очень хорошо ведёт уроки, и я у неё всё понимаю. Если уж Алла Борисовна начала что-то объяснять, то доведёт своё объяснение до конца. Не знаю, что бы я делала у другой учительницы! Наш класс так и цветёт. Вы спросите: «Как цветёт?» А так, очень просто. В нём очень много цветов.

Алла Борисовна - наш классный руководитель. Она никогда не злится, а только говорит, что нужно делать… По английскому у меня все пятёрки и четвёрки. Иногда проскочит троечка, но я стараюсь её исправить. За всё это можно поблагодарить моего папу. Это он сидел со мной долгими зимними вечерами. Он научил меня работать. С тех самых дней я узнала, что английский язык - очень трудный(3) предмет, но, если усиленно заниматься, можно добиться всего и стать отличником по этому предмету. С тех же дней я полюбила английский язык!

- чтение текста

- понравилось ли вам это сочинение ученицы?

- если да, то чем?

- какой тип речи создан здесь школьницей?

- выделите части рассуждения (тезис, доказательства, вывод);

- перечитайте аргументы;

- нет ли противоречий в высказываниях?

- если есть, то где?

- удачно ли подобраны аргументы и примеры?

- что бы ещё добавили, говоря о своём любимом предмете;

- как бы вы посоветовали отредактировать текст?

- выполните указанные виды разбора.

  1. Рефлексия.

Подведём итоги.

- В начале урока мы с вами определили основную задачу рассуждения

(зачитайте её): «Главная задача автора при рассуждении -

обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис),

объяснить причины того или иного явления, события, его сущность.»

- Справился ли с ней автор проанализированного нами текста?

(Ответ одной фразой)

Домашнее задание.

- Составьте письменно ответ на вопрос: «Почему мы пишем на площадке, но не на площади?»

- Сделайте анализ своей работы, исходя из типа речи.

6 и 7 занятия.

Анализ текста рассуждения с итоговой контрольной проверкой.

Цели урока:

- работа учащихся над схемой рассуждения;

- знакомство со средствами связи частей данного типа сочинения;

- умения самим видеть причинно - следственную зависимость частей рассуждения.


  1. Мотивационный этап.

Экскурс в домашнюю работу.

Прочитать высказывание, написанное дома

- сначала письменный ответ на вопрос

- затем его анализ.

  1. Операционный этап.

  1. Анализ текста

Шофёр - самая лучшая профессия.

  1. Хорошо быть шофёром. 2. Это самая хорошая профессия. 3. Шофёры всюду бывают, видят разные места, разных людей. 4. А это очень интересно. 5. От своего папы и от его товарищей - шофёров я слышал очень много рассказов о разных случаях из их жизни. 6. Они очень смелые люди, преодолевают разные трудности и не боятся опасности. 7. И в буран, и в мороз, и в дождь шофёры вовремя доставляют пассажиров и разные грузы на место.

8. Когда я вырасту, я буду шофёром. 9. Буду сидеть в кабине своего «ЗИЛа», мчаться по разным дорогам и своим трудом помогать людям.

- чтение текста.

- анализ текста:

- определите тему текста;

- определите его основную мысль(1 и 2 предложения)

- какие факты приводит автор для доказательства

основной мысли (3, 6 предложения)

- дайте характеристику типа речи (почему именно этот

тип речи)

- удалось ли автору доказать основную мысль?

- приведите ещё свои доказательства этой мысли;

- без шофёра люди не могли бы строить

- без шофёра «Скорой помощи» врачи не могли бы

спасать людей

- без шофёра не было бы связи там, где нет ни

поездов, ни самолётов

- шофёр - это надежда на спасение, на соединение…

- шофёр - это человек, который не даст опоздать

и т. д.

- как вы думаете, зачем мы искали ещё доказательства?

Для подтверждения главной мысли необходимо подбирать как

можно больше доказательств, примеров, фактов, чтобы

утверждение было ясным, полным, убедительным. И эти

аргументы обязательно должны быть развёрнутыми, яркими.

- найдите в тексте вывод, концовку(8 предложение)

- этот вывод «оборван» или тоже хотя бы немного развёрнут?

(развёрнут, 9 предложение)

- составьте композиционную схему текста, оформив её в виде

плана (повторить сложный план- $ 25)

  1. Главная мысль (тезис).

  2. Доказательства (аргументы):

а) … ;

б) … .

3. Вывод.

- озаглавьте пункты плана (самостоятельно - каждый

ученик сам; повторить

памятку «Как составлять план текста»- стр. 180).

- прочитать несколько полученных планов.


  1. Контрольная проверка.

- ответить письменно на вопрос:

- «Любимый день недели»

- «Памятный день (вечер)» (на выбор)

- письмо (4 - 5 минут)


  1. Рефлексия.

- Анализ текста - это то, чем мы занимались на уроке.

- Что вы вкладываете в понятие «анализ текста»?

Домашнее задание.

- Подготовить для проверки личные тетради - справочники

(проверяться будет накопление материала по работе над

сочинением - рассуждением)

- Составить план ответа на вопрос: «Какой должна быть школьная

перемена и почему?» (можно или простой, или сложный вид плана)


8 занятие.

Комплексный анализ текста на основе его выразительного чтения.

Цели урока:

- обучение способам комплексного анализа текста, основанным на знании

определённых разделов языковедения школьного курса.

- работа над речевым развитием учащихся;

- построение логического рассуждения и умение делать выводы;


  1. Мотивационный этап.

- Обмен мнениями о составленных дома планах (план читать и всем

классом обсуждать)


  1. Операционный этап.

  1. Знакомство с понятием «комплексный анализ текста».

(под запись - в тетрадь)

- выразительное чтение,

- определение темы и идеи,

- видение типа и стиля речи,

- составление плана,

- работа по заданным вопросам,

- выделение слов, оборотов, фраз…

Это уровень начальный, тот, который должны усвоить вы,

пятиклассники.



  1. Комплексный анализ текста.

Не только радость, но и обязанность.

  1. Наверное, очень многие хотят иметь собаку. 2. Но далеко не все. 3. И не только потому, что иногда не позволяют условия. 4. Собака - это не только радость, но и забота, необходимость чем - то поступиться(2). 5. Её надо выводить гулять. 6. Значит, нужно вставать на час раньше, чтобы выйти с ней до школы. 7. Надо вывести и днём - ведь она живое существо. 8. А если в это время захочется пойти в кино, на стадион? 9. Собаку надо обучать… 10. И не день, и не два - годы. 11. Многие не выдерживают… 12. Отдают, продают, выбрасывают. 13. На дождь, на мороз. 14. Тощие, злые, с пожухлыми глазами бродят собаки по дворам, по пустырям (4). 15. Кто-то обрёк их на это, у кого-то не дрогнула рука, не дрогнуло сердце… (По Ю. Дмитриеву.) (112 слов)

- выразительное чтение текста;

(Памятка «Как готовиться к выразительному чтению текста» -

Стр. 180)

- выделить во время чтения те фразы, слова, которые вас тронули

больше всего;

- определите тему текста, доказывая ключевыми словами;

(говорить цельными предложениями)

- определите основную мысль текста также через ключевые

мысли; (говорить цельными предложениями с выражением

собственной позиции)

- я думаю…

- мне кажется

- по - моему,

- я убеждён… и т. д.

- перечитайте заглавие текста. Что оно выражает: тему или

его основную мысль. Докажите своё мнение.

- определите тип речи. Докажите, ссылаясь на композиционные

части;

1 и 2 предложения - тезис

3 и 4 предложения - аргументы(доказательства)

5 - 10 предложения - примеры с обосновывающие

вместе с аргументами точку зрения автора

11 предложение -следствие, которое

усиливается дальнейшим текстом -

12 - 15 предложениями

Вывода нет.

- почему автор оставляет текст без вывода?

- помогите автору, закончите текст, допишите свой вывод;

(пишут 2 - 3 минуты)

- прочитайте свои выводы и сравните их (одинаковые или

разные и почему);

- постройте схему текста;

тезис

аргументы

рассуждение примеры

следствие

- составьте по данной схеме план текста, озаглавив каждую

часть; (индивидуально)

повторить памятку «Как составлять план текста»-

стр. 180)

- выделите в заглавии ключевые слова ( радость -

обязанность);

- какова их роль в понимании авторской позиции в тексте;

- поработайте над наполнением текста:

- с какого предложения повышается эмоциональная

нагрузка? - 11 предложение

- какая часть речи несёт на себе эту нагрузку?

(глаголы)

- выпишите эти глаголы в той последовательности,

в какой они в тексте;

отдают - продают- выбрасывают -

бродят - обрёк - не дрогнула - не дрогнуло

- какая картина создаётся в вашем воображении,

когда вы читаете эти слова?

- каких предложений в тексте больше -

односоставных или двусоставных?

- Определить тип каждого

- почему односоставных больше? Какова их роль

в тексте?

Явление , описанное в тексте, не

единичное. Оно распространённое.

- подберите синонимы к словам:

злые

радость

потухшие;

- проведите пунктуационный разбор

предложений, начиная с 11 и до конца текста;

- много ли пунктуационных правил задействовано?

Почему нет? (лаконичность, т. к. рассуждать

пространно не хватает сил:

текст наполнен густой эмоциональностью)

- выполните указанные виды разбора.

  1. Рефлексия.

- Помог ли анализ текста понять его глубже? Если да, то как.

- Составьте пятистишие. Ключевое слово - собака.

Домашнее задание.

  1. Упр. 141 - задания 1, 2, 3.

  2. Проработайте теоретический материал $ 18.




9 занятие.

Контрольное сочинение - рассуждение «Чем я люблю заниматься

в свободное время и почему?»

Цели урока:

- создание текста-рассуждения на заданную тему;

- построение логически завершённого высказывания;

- умение находить доказательства, примеры, факты для подтверждения мысли.


  1. Мотивационный этап.

  1. Повторить структуру рассуждения.

  2. Вспомнить связующие части рассуждения слова.

  3. Памятка «Как работать над сочинением» - стр. 182


  1. Операционный этап.

  1. Объявление темы сочинения.

  2. Проработка ключевых слов темы

ЧЕМ - ЗАНИМАТЬСЯ - СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

  1. Стержневой вопрос - ПОЧЕМУ?

  2. Работа над сочинением - рассуждением.

- составление плана;

- письмо в черновике;

- проверка и редактирование текста;

- переписывание в контрольную тетрадь готовой работы;

- сдача работ.


  1. Рефлексия.

  1. Трудно или легко было подбирать аргументы и примеры?

  2. Почему?

  3. Какие трудности вы испытывали при написании?

Домашнее задание.

- Привести в порядок все записи по теме «Сочинение - рассуждение».

- Тетрадь сохранить для продолжения работы по этому направлению в 6 классе.



Литература.

  1. Никитина Е. И. Русская речь. Учебное пособие по развитию речи.

5- 7 классы. Москва, «Просвещение». 1992. - 192 с.

2. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения сочинениям. Москва, «Просвещение». 1987.- 267с.

3. Плёнкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста. Пособие для учителя. Москва, «Просвещение». 1988. - 208с.

4. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения.

Пособие для учителя. Москва, «Просвещение». 1984. - 127с.

5. Шанский М. Н. Сборник упражнений п о лингвистическому анализу

художественного текста. Учебное пособие. Санкт - Петербург,

Отделение издательства «Просвещение». 1992. - 191 с.

6. Миллер Ц. Г. Сборник текстов для изложений с грамматическим заданием. Пособие для учителей. Москва, Издательство «Просвещение».

1971. - 207 с.

7. Мирошниченко И. В. Лингвистический анализ текста. Конспект лекций. Москва, А - ПРИОР. 2009. - 224 с.

  1. Солганик Г. Я. Русский язык. 10 - 11 классы. Стилистика. Москва,

Издательский дом «Дрофа». 1995. - 272 с.

9. Ульченко З. Ф. Диктанты с изменением текста. Пособие для учителей. Москва, «Просвещение». 1982. - 144с.

10. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Часть I. Москва,

Российский институт непрерывного образования. 2002. - 192с.

11. Львова С. И. Русский язык. 6 класс. Часть I. Москва,

Российский институт непрерывного образования. 2002. - 198с.

12. Львова С. И. Русский язык. 7 класс. Часть I. Москва,

Российский институт непрерывного образования. 2003. - 202с.

13. Львова С. И. Русской речи чудеса. Книга для учащихся. 5 класс. Москва, ИНОС. 2001. - 156с.

14. Львова С. И. Русской речи чудеса. Книга для учащихся. 6 класс. Москва, ИНОС. 2002. - 231с.

15. Львова С. И. Русской речи чудеса. Книга для учащихся. 7 класс. Москва, ИНОС. 2001. - 272с.

16. Щербатский Б. М. Занятия по стилистике в старших классах средней школы. Пособие для учителей. Москва, «Просвещение». 1951. - 182 с.

17. Пустовалов П. С. Пособие по развитию речи.

Москва, «Просвещение». 1976. - 287 с.

18. Бабкина М.В.О взаимосвязи различных видов речевой деятельности

учащихся на уроках русского языка.// Русский язык в школе. -

2004. -№ 2

19. Ясинская С.Г. Виды и приемы чтения.// Русская словесность. -

2007. - № 2

20. Михайлова С.Ю. Сочинения по картине: 6 кл. - М.:

«Издательство Астрель», 2004

21. Интернетресурсы.

30


© 2010-2022