- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русской словесности на тему рождение Иисуса Христа
Урок по русской словесности на тему рождение Иисуса Христа
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дмитриченко Н.А. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дата: _________________
Класс: ________________
Урок № 41
Тема урока: Легенда о рождении Иисуса Христа и стихотворение Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда».
Цель:
Обучающая:
-
продолжить знакомство учащихся с Библией, легендами и мифами Нового завета;
-
показать значение Библии для человечества и мировой культуры;
-
знакомство с новозаветным каноном, его отличие от ветхозаветного, сопоставление легенды о рождении Иисуса Христа и её воплощении в литературном произведении;
-
расширение понятий о притче и легенде;
-
обучать анализу лирического произведения, пониманию образной структуры стихотворения, умению видеть особенности художественного мышления мастеров живописи, слова, музыки.
Развивающая:
-
развивать духовность, образное и аналитическое мышление, речь, память;
-
развивать умение отбирать и анализировать информацию, сопоставлять произведения разных видов искусства;
-
развивать навыки речевого общения.
Воспитательная:
-
воспитывать уважительное отношение к духовному, нравственному и культурному наследию человечества;
-
способствовать воспитанию духовных, нравственных представлений о ценностях человеческого бытия;
-
воспитывать культуру чтения.
Тип урока: совершенствование ЗУН учащихся.
Методы: беседа, презентация, словесное рисование, выразительное чтение, анализ стихотворения.
Оборудование:
-
«Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы - 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова - Алматы: Атамұра, 2010. - 384 с.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выучить 1 стихотворение наизусть
III. Актуализация.
Вставьте пропущенные слова в определения.
Легенда - фольклорный и литературный _________________________ жанр, в котором представлено в ____________________________________ (чудесном, фантастическом) виде ___________________________________ об имевших место в _____________________________ действительности _____________________ событиях и ________________________ личностях.
IV. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя.
-
Вы уже знаете, что слово «Евангелие» в переводе с греческого означает «благая весть». Так о чем же, о какой радости повествует нам Евангелие? Название это заимствовано из слов Иисуса на Тайной вечере: «И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от неё все, ибо сие есть кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Евангелие от Матфея, ХХV, 27-28).
В ветхом завете Бог через пророчества обещал людям Божественного спасителя. А в Евангелии рассказано о том, что Бог, любя людей, хочет их спасти от зла, и для этого посылает на землю Спасителя - своего сына Иисуса Христа. О его жизни на земле рассказали нам 4 ученика Христа - Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Они написали 4 Евангелия о пришествии Спасителя (мессии).
А теперь давайте перенесемся в ту эпоху, когда происходили описанные в Евангелиях события. Представим, что мы в маленькой стране Иудее, расположенной между Средиземным и Мертвым морями. Это гористая, бесплодная земля с редкими городами - оазисами.
В центре ее город Иерусалим, окруженный могучими стенами и рвом. Самое красивое место в городе - храм, куда приходило очень много паломников (странствующих богомольцев). После долгой войны трон в Иудее захватил Ирод.
Больше всего он боялся потерять власть, и это сделало его подозрительным и жестоким. Везде ему чудился заговор, и казни следовали одна за другой. Народ ненавидел Ирода. Измученные люди жили в ожидании предсказанного пророками посланника Божьего, т.е. мессии (спасителя). Люди представляли его себе как великого воина, богатыря, который сожжет старый мир зла и установит Царство Добра и Справедливости. Христос действительно пришел в мир, но совсем не в виде могучего воина, а родился у простой женщины Марии, жены плотника Иосифа.
Просмотр отрывка из х/ф «Иисус - Евангелие от Луки».
2. Беседа.
-
Дома вы должны были прочитать о рождении Иисуса. Давайте побеседуем об этом.
-
Зачем Мария и Иосиф пошли в Вифлеем? (Для участия в переписи населения. В это время римский император приказал провести всенародную перепись, поэтому каждый должен был записаться в том месте, где жили его предки, откуда происходил его род. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились туда).
-
Где родился Иисус? (В хлеву. В Вифлеем съехалось множество людей, гостиницы были переполнены приезжими, и места в них для Марии и Иосифа не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе - пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и родился младенец Иисус).
-
Почему именно такое место было избрано Богом-отцом для рождения Иисуса? (Наверное, Бог-отец хотел показать этим, что совсем не важно, где ты родился, а важно, что в твоем сердце).
-
Кому первому ангел сказал о рождении Христа? (В эту же ночь Ангел возвестил простым пастухам об этом радостном событии. И они поспешили в указанное место, чтобы поклониться Христу. Войдя в пещеру, они объявили о явлении ангелов и поклонились Христу, как Богу).
-
А теперь давайте узнаем, почему именно елка стала рождественским деревом.
Легенда о ёлке.
Перед пещерой, в которой родился Христос, росли три дерева: пальма, маслина, ёлка. Пальма и маслина принесли Младенцу свои дары: прекрасные листья и благовонное масло, но при этом были горды собой, самодовольны. А скромная ёлка ничего не могла подарить Иисусу, кроме своей беспредельной любви. И за это ангелы украсили её звездами с неба, так что Младенец, увидев ее, протянул к ней руки и засмеялся.
-
Скажите, ребята, почему Ирод хотел убить Младенца? (Боялся потерять свою власть).
-
Какие дары принесли волхвы младенцу? (Золото, ладан и смирну).
-
Почему Иосиф и Мария отправились Египет? (Чтобы спасти Младенца от Ирода. Они вернулись только после смерти Ирода).
-
С момента рождения Христа было введено новое летоисчисление - от Рождества Христова. На Руси это летоисчисление было введено Указом Петра I от 15 декабря 1699 года. До этого летоисчисление велось от Сотворения мира, и по старому летоисчислению эта дата выглядела бы так: 15 декабря 7207 года. Разница между летоисчислениями составляет 5508 лет.
-
Когда празднуется Рождество Христово? (25 декабря у католиков, 7 января у православных).
-
Почему культурному человеку необходимо знать библейские предания, даже если он не исповедует христианскую религию? (Невозможно понять мировое и русское искусство, не зная Библии).
-
Многие люди искусства обращались к теме Рождества Христова. Существует много картин, изображающих эпизоды этой легенды. На эту тему написано много прекрасных стихотворений, музыкальных произведений. Чем вызван такой интерес творцов и художников разных народов и времён к Библии? Библия затрагивает главные вопросы человеческой жизни, учит добру и любви к ближнему.
Просмотр клипов.
3. Словарная работа.
Ладан - смола растений, одно из наиболее древних благовоний; используется главным образом во время религиозных обрядов, например, во время церковной службы.
Смирна (мирра или устаревшее мирро) - смола, получаемая от африканских и аравийских деревьев. Обладает приятным запахом и остропряным вкусом. В древности ценилась как благовоние.
Волхвы (древнерусск. «кудесники», «волшебники», «гадатели») - мудрецы, или маги, пользовавшиеся большим влиянием в древности. Мудрость и сила их заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям.
Всего три слова: ночь под Рождество.
Казалось бы, вмещается в них много ль?
Но в них и Римский-Корсаков, и Гоголь,
И на земле небожной Божество.
(И.Северянин)
V. Работа над стихотворением Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда».
1. Слово учителя.
-
Сегодня на уроке мы обратимся к стихотворению Б.Пастернака «Рождественская звезда». Постараемся постичь замысел автора, разгадать образную структуру стихотворения. Для этого нам необходимо познакомиться с творчеством других Мастеров, обращавшихся к вечному библейскому сюжету - рождению Спасителя.
-
Рассмотрим картины Э.Греко, П.Веронезе, А.Корреджо, А. Менгса, А.Дюрера, П.Брейгеля. Они жили в разных странах, творили в разные эпохи, у каждого свое видение мира, а сюжет их картин один и тот же - поклонение пастухов или волхвов родившемуся Младенцу.
2. Беседа:
-
Рассмотрите репродукции картин этих художников;
-
Какая из них вам понравилась? Почему?
-
Какие чувства вызвала эта картина?
-
Какое цветовое решение вам более близко? Можете ли вы определить, за счет какого цветового решения художнику удается раскрыть идею своего творения?
-
Как вам кажется, какова общая идея этих произведений?
После короткого обсуждения учащиеся приходят к следующему выводу: рождение Младенца - Чудо вопреки обыденности, рутине жизни.
3. Рассматривание картины и беседа по ней.
-
Вынашивая идею создания стихотворения «Рождественская звезда», Б.Пастернак часто упоминал Питера Брейгеля Старшего. Постараемся понять, почему. Рассмотрите картину «Поклонение волхвов».
-
Кто изображен на первом плане картины? Как показаны фигуры солдат, крестьян?
-
Какое событие вы видите на полотне?
-
Почему изображенный пейзаж и фигуры людей намеренно огрублены, приземлены?
-
Как вы думаете, в какой стране автор поместил своих героев? Это Вифлеем?
-
Как изображена Мария? (Она еще не привыкла к пророчеству свыше, смущена многолюдством).
Сделаем первые выводы. Питер Брейгель намеренно «приземляет» фигуры солдат, крестьян, просто зевак. Лица их напряжены, один опустился на колени, другой застыл в полупоклоне, третий задумался. Они только сейчас осознают, что стали свидетелями и участниками великого события: на их глазах происходит рождение Чуда. Художник поместил героев не в Вифлеем, а в Нидерланды, так как считал, что история рождения Спасителя повторяется вновь и вновь в разных странах и континентах.
4. Слово учителя о замысле Б.Пастернака.
-
Сын знаменитого художника, Борис Леонидович в доме отца с детства общался с многими известными русскими художниками начала ХХ века. Среди них был Николай Ге, чьи картины «Голгофа» и «Что есть истина?» поразили будущего поэта новым видением библейских сюжетов.
Став взрослым, Пастернак увлекся школой живописи старых голландцев. В частности, хорошо знал картины «Охотники на снегу», «Перепись в Вифлееме», «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля. Последнее полотно навеяло настроение, чувства, мысли, которые он записал в своем дневнике: «Хотелось написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом».
5. Выразительное чтение стихотворения Пастернака «Рождественская звезда» (звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года»).
6. Анализ стихотворения.
-
Какому событию посвящено стихотворение?
-
Найдите черты русского пейзажа в стихотворении.
-
Почему пейзаж не Вифлеемский, а русский?
-
Учитель добавляет, что тому, кому посчастливилось побывать в загадочном доме Б.Пастернака в Переделкино, узнает в этих строчках до боли знакомый пейзаж, видимый из окна дома поэта.
-
Кроме пейзажа там еще есть приметы русского быта. Найдите их («запахнув кожухи», «вели за хибарку босые следы», «хутор в огне», «пожар на гумне»). Каково их назначение в тексте?
-
Чье присутствие, кроме пастухов, мы ощущаем? (Босые следы ангелов).
-
В каком еще образе автор выразил присутствие высших сил? (Звезда Рождества).
-
О чем она возвестила? (Рождение новой жизни. Отсчет нового времени).
-
С помощью каких сравнений поэт приблизил божественные события к земной жизни?
-
С помощью каких олицетворений, метафор картина становится более яркой и выразительной и приглашает нас присутствовать при этом событии?
-
Какая общая идея роднит стихотворение Б.Пастернака «Рождественская звезда» и картину П.Брейгеля «Поклонение волхвов» (Среди обыденности и суеты вдруг происходит Чудо - рождается Спаситель. Обыденный план изображения подчеркивает мысль, что Спасителем может стать каждый пришедший в этот мир человек).
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.
Прочитать и подготовить для пересказа предание «Тайная вечеря», «Гефсиманский сад».