«Гласные буквы после шипящих». 5кл

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока русского языка в 5 классе


Учитель: Тарбеева С.Н.

слайда

Ход урока

Предполагаемый ответ

Время

1 слайд

Число, классная работа

Слайд 2

I ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас непростой урок - к нам пришли гости! Давайте поприветствуем гостей - улыбнёмся гостям, улыбнёмся друг другу, пожелаем всем хорошего рабочего настроения.

Приветствие гостей.

0,5мин

Слайд3

фото местной церкви

II ЭТАП.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Прослушаем отрывок из стихотворения Ивана Саввича Никитина «Зимняя ночь в деревне».

О каком времени года говорится в стихотворении?

Какая картина предстала перед вами, когда вы слушали это стихотворение?

Можно ли сравнить описание зимней ночи в стихотворении с зимней ночью нашей деревни?

Слушаем актёрское чтение

1,05 мин

4

III ЭТАП. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Работа с текстом стихотворения.

Ребята, обратите внимание: некоторые слова в тексте выделены шрифтом. Назовите эти слова. ЛУЧАМИ, БОЖИЙ, СВЕЧА, ТИШИНА.

Скажите, что общего в этих словах?

Ответы детей.

Во всех словах есть орфограмма: «Гласные после шипящих»

0,5 мин

5

IVЭТАП. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА. Ребята, назовите тему урока сегодня?

Запись в тетради:

Число, классная работа. «Гласные буквы после шипящих».

0,5 мин

6

Скажите, что вы знаете по теме урока? ЖИ-ШИ пиши с буквой И; ЧА-ЩА пиши с буквой А; ЧУ-ЩУ пиши с буквой У.

Исключения: ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ.

Что хотите узнать?

2 мин

7

Определите цели урока, используя опорные слова:

  1. Повторить правописание гласных И,А,У после шипящих;

  2. Познакомиться с новыми правилами написания гласных после шипящих.

0,5 мин

Слайд 8

V ЭТАП. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Задание 1.Прочитайте текст. Определите тему текста.

Деревенька моя.

Мы живём в деревне. Тут чудесный воздух, летом много цветов. Весело растут жёлтые одуванчики, зацветает крыжовник. На жёрдочке сидит горластый петух. По утрам слышатся таинственные шорохи. Это трудолюбивые пчёлки собирают нектар с цветов.

Мы очень любим свою деревню.

Выпишите из текста слова с гласными после шипящих в корне слова.

Работа в группах.

1группа - ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА (живём, чудесный)

2 группа - слова с буквой О после шипящих (крыжовник, шорохи)

3 группа - слова с буквой Ё после шипящих (жёлтые, на жёрдочке, пчёлки).

Ребята, обратите внимание: во всех словах после шипящих мы слышим звук О, а пишем Е или О. Как вы думаете, почему?

2,5 мин

Слайд 9

Задание 2. Проведём исследование.

Итак, перед нами слова: ЖЁЛТЫЕ, КРЫЖОВНИК, НА ЖЁРДОЧКЕ, ШОРОХИ, ПЧЁЛКИ

Версия: ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА ВСЕГДА ПИШЕМ О (как слышим, так и пишем)

Ход работы:

1. Проводим эксперимент.

1.Произнесите слова. Какие звуки после шипящих вы слышите? В какой части слова? Под ударением или в безударном положении?

2. К данным словам подберите однокоренные слова, чтобы после шипящих появилась буква Е. Запишите слова через дефис.ЖЁЛТЫЙ - ЖЕЛТЕТЬ, ЖЁРДОЧКА - ЖЕРДЬ, ПЧЁЛКИ-ПЧЕЛА)

3. Выпишите слова, к которым однокоренные слова подобрать не удалось.

К словам КРЫЖОВНИК, ШОРОХИ подобрать однокоренные слова нельзя.

Результат: не ко всем словам можно подобрать однокоренные слова.

Сформулируйте правило.

Вывод. Версия не подтвердилась: после шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать однокоренное слово с Е.

Запись в тетради:

Версия: ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА ВСЕГДА ПИШЕМ О (как слышим, так и пишем)

Ход работы:

1. Проводим эксперимент.

ЖЁЛТЫЙ - ЖЕЛТЕТЬ,

ЖЁРДОЧКА - ЖЕРДЬ,

ПЧЁЛКИ-ПЧЕЛА

КРЫЖОВНИК, ШОРОХИ

2. Результат: не ко всем словам можно подобрать однокоренные слова.

Вывод. Версия не подтвердилась

7 мин

Слайд 10

Формулировка вывода на слайде:

После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать однокоренное слово с Е, если подобрать однокоренное слово нельзя - пиши букву О

0,5

11

ФИЗМИНУТКА

ПО ДЕРЕВНЕ МЫ ГУЛЯЛИ,

ЗА ПРИРОДОЙ НАБЛЮДАЛИ.

ВВЕРХ НА СОЛНЦЕ ПОСМОТРЕЛИ

И НАС ЛУЧИКИ СОГРЕЛИ.

Слайд 12

VI ЭТАП. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Ребята, скажите, а в упражнении, которое вы выполнили дома, есть слова с гласными после шипящих?

В какой столбик записали слова ШОССЕ? (непроверяемые безударные гласные в корне слова)

Запись в тетради: ШОССЕ, ШОКОЛАД, ШОФЁР, ЖОНГЛЁР, ЖОКЕЙ.

1,5

VII ЭТАП. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Задание 3. Работа в парах.

Что значит слово ШОССЕ? Это заимствованное слово. Есть ещё ряд заимствованных слов, написание которых нужно запомнить.

Найдите значение этих слов по словарю .

ШОССЕ - дорога, замощённая щебнем, а также всякая дорога с твёрдым полотном. Асфальтированное шоссе.

ШОКОЛАД - 1.Род конфет - застывшая масса какао с сахаром. Шоколад «Алёнка». 2. Сладкий напиток из тёртых плиток такой массы.

ШОФЁР - водитель автомобиля.

ЖОНГЛЁР - цирковой актёр, занимающийся жонглированием.

ЖОНГЛИРОВАТЬ - искусно и ловко подбрасывать и ловить одновременно несколько предметов.

ЖОКЕЙ - наездник на скачках.

Написание этих слов слов нужно запомнить!

Работа со словарём.

Слайд 13

VIII ЭТАП. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Задание 4. Работа в группах по учебнику. Выполним упражнение 426-ое:

1группа - 1 скороговорка

2 группа - 2 скороговорка

3 группа - 3 скороговорка

Работа в тетради. Упражнение 426

5 мин

Слайд 14

Задание 5. Индивидуальная работа.

Выполните тест. (4 задания)

А сейчас мы проверим, как мы усвоили материал по теме урока - выполним небольшой тест «»

варианты ответа на слайде.

4 задания верно - МОЛОДЕЦ! Оценка 5

3 задания верно - одна ошибка, значит оценка 4!

2 задания верно - выполнил половину задания, получи 3!

1 задание верно -очень жаль! Нужно позаниматься! Оценка 2.

Не справился с заданием - Может быть ты заболел?

5 мин

Определите температуру урока :)

1мин

Слайд 20

ИТОГ УРОКА.

Что нового узнали на уроке?

Ребята, понравился вам урок?

Что больше всего понравилось на уроке?

Какие трудности вы испытали?

Что помогло вам их преодолеть?

2 мин


© 2010-2022