- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока на тему
Конспект урока на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ортаева Г.Т. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
7 класс Урок русского языка
Тема: «Имя числительное как часть речи»
Тип урока: урок-изучения новой темы.
Цель. Образовательная: - знакомство с именем числительным как частью речи, морфологическими признаками, синтаксической ролью.
Развивающая: - формирование навыка нахождения числительных в предложении, развивать умственные действия как интеллектуальные явления, орфографическую зоркость, память и речь учащихся.
Воспитательная: - воспитание бережного отношения к языку и устному народному творчеству, развивать интерес к числительному.
Педагогические технологии: ролевые игры
Оборудование: Интерактивная доска , набор заданий, толковый словарь, карточки, тесты.
Ход урока
I.Организационный момент. Установка психологического настроя.
Слово учителя.
- Ребята, каждый день мы с вами записываем на доске число . А задумывались ли вы над тем, какой частью речи являются данные слова (кроме названия месяца). Сегодня мы познакомимся с той частью речи, к которой они относятся. Итак, обратим внимание на этимологию слова «числительное» Оно произошло от слова «число» и поэтому напрямую связано с числом. Числа играют огромную роль в жизни человека. Подчитывать предметы люди научились ещё в каменном веке- палеолите, десятки тысяч лет назад. Когда появилась письменность, появились и цифры для записи чисел. Огромную роль играют числа первого десятка: из них возникло многообразие числительных. По частоте употребления в речи числительное занимает 8-е место.
II.Знакомство с новой темой.
Ребята, обратите внимание на следующий план изучения части речи (Слайд №2):
А) Общее значение:
вопросы:
Б) Морфологические признаки:
В) Синтаксическая роль:
По ходу совместной работы мы будем работать по данному плану
-
Итак, наша первоочередная задача определить общее значение числительных.
Давайте, ребята, поиграем. Игра «Отгадывание задуманных чисел».
Задумайте число, прибавьте к нему 3, умножьте на 6, вычтите от полученного числа 3. Теперь из полученного числа вычтите задуманное число, затем разделите на 5. А теперь назовите результат. (чтобы узнать задуманное число, надо отнять от названного детьми числа 3). Ребята, в этой игре я использовала числительные: три, шесть, пять.
Вопрос: Что обозначают данные числительные? (ответ: число)
Вывод: первое значение числительного- число
-
На очереди другая ролевая игра «Я - завхоз»
Один ученик в роли завхоза делает опись в классе.
Завхоз: Сколько в вашем классе парт?
Ученики: Шестнадцать.
Завхоз: Сколько в вашем классе стульев?
Ученики: Тридцать два.
Завхоз: Сколько в вашем классе вёдер?
Ученики: Два.
Завхоз: Сколько в вашем классе досок?
Ученики: Две.
Завхоз: Сколько в вашем классе шкафов?
Ученики: Четыре.
Учитель: Что вы, ребята, сейчас делали, используя числительные?
Ученики: Считали предметы.
Учитель: Правильно, т.е. устанавливали количество предметов
Вывод: второе значение числительного- количество предметов.
-
А сейчас, ребята, представьте себе, что вы очутились на уроке физкультуры. Скажите, с чего начинается урок физкультуры (с построения и вас просят рассчитаться на «первый», «второй»). Ребята строятся в ряд и рассчитываются.
Учитель: А эти числительные что обозначают?
Ученики: Порядок по счёту.
Вывод: третье значение числительного- порядок предметов по счёту.
Учитель с учениками дополняет слайд.
-
Историческая справка.
Учитель рассказывает ученикам историю образования числительных -11-19
Один на десяте - одиннадцать
Два на десяте - двенадцать
Три на десяте - тринадцать
Поэтому в слове одиннадцать надо писать две буквы н
III.Определяем морфологические признаки числительного.
Разряды числительных
количественные порядковые
сколько? который по счёту?
(пять, сто двадцать, миллион) (шестой, тридцатый, тысячный)
Наблюдение: изменяется ли имя числительное по падежам
И.п. три (ручки) седьмой (класс)
Р.п. трёх седьмого
Д.п. трём седьмому
В.п. три седьмой
Т.п. тремя седьмым
П.п. трёх о седьмом
Вывод: имя числительное изменяется по падежам
IV. Работа по развитию речи.
Имена числительные встречаются в устном народном творчестве русского народа, а именно в пословицах и поговорках и загадках.
Пословицы: Один ум хорошо, а два лучше. Двумя ложками кашу не едят. Без четырёх углов изба не рубится.
Загадки: Пять братьев годами равные, да ростом разные (пальцы).
Пять чуланов, одна дверь (перчатка). Нас отара- семь баранов защищает от буранов (шуба)
Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки, где встречаются числительные?
V. Определение синтаксической роли
Чтобы определить синтаксическую роль числительного в предложении обратимся к следующим предложениям.
Три и два - пять. В окне на девятом этаже погас свет. Разделите шесть на три. Два мальчика вышли из школы. Занятия начинаются в девять часов.
В этих предложениях числительные являются подлежащим, сказуемым, определением, дополнением, обстоятельством.
Вывод: числительные могут быть разными членами предложения.
VI. Составление кластера.
Я начинаю фразу, а вы продолжаете (Слайды 3-6):
-
Имя числительное - это…, которая обозначает…, отвечает на вопросы…, в предложении является….
-
Имена числительные бывают :…
-
Как изменяются числительные? (по родам, падежам)
-
От чего зависит род, падеж числительных? (они полностью зависят от существительных)
- Молодцы! Давайте обобщим. Кто нам расскажет по кластеру об имени числительном?
VII. Закрепление материала.
1-2 ученика рассказывают о числительном по кластеру.
Давайте на практике рассмотрим числительные. Разберем синтаксически предложение (Слайд 7) Запишите под диктовку.
1.Синтаксическая пятиминутка. 1 ученик работает у интерактивной доски, подчеркивает члены предложения.
В двухтысяснопятнадцатом году мы будем отмечать семидесятилетний юбилей победы над фашистской Германией.
2. Распределите по разрядам: количественные и порядковые числительные
Десятый, шестнадцать, сто третий, семьдесят семь, сотая, миллионный, сорок девять.
3. Игра-разминка.
А теперь поиграем. Я называю вам количественные числительные, а вы образуйте от них порядковые.
Восемь, девяносто, пятьдесят четыре, тридцать восемь, миллиард.
4. Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку. (Слайд о панде)
5. Чтение диалогов. (Слайды №13-14)
Прочитайте выразительно диалоги, определите, с каким словом согласуется числительные, выпишите в тетради, пока товарищи читают. Определите разряд и падеж числительных.
VIII. Рефлексия.
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чем был полезен для вас урок?
Домашнее задание: найти загадки и пословицы, в которых встречаются имена числительные.
Слово учителя: - Молодцы, ребята. Спасибо за урок. Поставьте в дневники такие оценки: за активность и правильные ответы получают «5»:
за участие на уроке получают «4»: