Конспект урока на тему

Урок разработан для учащихся национальной школы. Использовала игровые технологии. Все виды работ подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся. Ученики совместно с учителем работают над определением морфологических признаков и синтаксической роли  имени числительного. На уроке идет приобщение детей к устному народному творчеству русского народа, в частности к загадкам, пословицам и поговоркам. Используются слайды с различными иллюстрациями. При подготовке к разработке конспекта я использов...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока на темуКонспект урока на тему7 класс Урок русского языка

Тема: «Имя числительное как часть речи»

Тип урока: урок-изучения новой темы.

Цель. Образовательная: - знакомство с именем числительным как частью речи, морфологическими признаками, синтаксической ролью.

Развивающая: - формирование навыка нахождения числительных в предложении, развивать умственные действия как интеллектуальные явления, орфографическую зоркость, память и речь учащихся.

Воспитательная: - воспитание бережного отношения к языку и устному народному творчеству, развивать интерес к числительному.

Педагогические технологии: ролевые игры

Оборудование: Интерактивная доска , набор заданий, толковый словарь, карточки, тесты.

Ход урока

I.Организационный момент. Установка психологического настроя.

Слово учителя.

- Ребята, каждый день мы с вами записываем на доске число . А задумывались ли вы над тем, какой частью речи являются данные слова (кроме названия месяца). Сегодня мы познакомимся с той частью речи, к которой они относятся. Итак, обратим внимание на этимологию слова «числительное» Оно произошло от слова «число» и поэтому напрямую связано с числом. Числа играют огромную роль в жизни человека. Подчитывать предметы люди научились ещё в каменном веке- палеолите, десятки тысяч лет назад. Когда появилась письменность, появились и цифры для записи чисел. Огромную роль играют числа первого десятка: из них возникло многообразие числительных. По частоте употребления в речи числительное занимает 8-е место.

II.Знакомство с новой темой.

Ребята, обратите внимание на следующий план изучения части речи (Слайд №2):

А) Общее значение:

вопросы:

Б) Морфологические признаки:

В) Синтаксическая роль:

По ходу совместной работы мы будем работать по данному плану



  1. Итак, наша первоочередная задача определить общее значение числительных.

Давайте, ребята, поиграем. Игра «Отгадывание задуманных чисел».

Задумайте число, прибавьте к нему 3, умножьте на 6, вычтите от полученного числа 3. Теперь из полученного числа вычтите задуманное число, затем разделите на 5. А теперь назовите результат. (чтобы узнать задуманное число, надо отнять от названного детьми числа 3). Ребята, в этой игре я использовала числительные: три, шесть, пять.

Вопрос: Что обозначают данные числительные? (ответ: число)

Вывод: первое значение числительного- число

  1. На очереди другая ролевая игра «Я - завхоз»

Один ученик в роли завхоза делает опись в классе.

Завхоз: Сколько в вашем классе парт?

Ученики: Шестнадцать.

Завхоз: Сколько в вашем классе стульев?

Ученики: Тридцать два.

Завхоз: Сколько в вашем классе вёдер?

Ученики: Два.

Завхоз: Сколько в вашем классе досок?

Ученики: Две.

Завхоз: Сколько в вашем классе шкафов?

Ученики: Четыре.

Учитель: Что вы, ребята, сейчас делали, используя числительные?

Ученики: Считали предметы.

Учитель: Правильно, т.е. устанавливали количество предметов

Вывод: второе значение числительного- количество предметов.

  1. А сейчас, ребята, представьте себе, что вы очутились на уроке физкультуры. Скажите, с чего начинается урок физкультуры (с построения и вас просят рассчитаться на «первый», «второй»). Ребята строятся в ряд и рассчитываются.

Учитель: А эти числительные что обозначают?

Ученики: Порядок по счёту.

Вывод: третье значение числительного- порядок предметов по счёту.

Учитель с учениками дополняет слайд.



  1. Историческая справка.

Учитель рассказывает ученикам историю образования числительных -11-19

Один на десяте - одиннадцать

Два на десяте - двенадцать

Три на десяте - тринадцать

Поэтому в слове одиннадцать надо писать две буквы н

III.Определяем морфологические признаки числительного.

Разряды числительных

количественные порядковые

сколько? который по счёту?

(пять, сто двадцать, миллион) (шестой, тридцатый, тысячный)

Наблюдение: изменяется ли имя числительное по падежам

И.п. три (ручки) седьмой (класс)

Р.п. трёх седьмого

Д.п. трём седьмому

В.п. три седьмой

Т.п. тремя седьмым

П.п. трёх о седьмом

Вывод: имя числительное изменяется по падежам

IV. Работа по развитию речи.

Имена числительные встречаются в устном народном творчестве русского народа, а именно в пословицах и поговорках и загадках.

Пословицы: Один ум хорошо, а два лучше. Двумя ложками кашу не едят. Без четырёх углов изба не рубится.

Загадки: Пять братьев годами равные, да ростом разные (пальцы).

Пять чуланов, одна дверь (перчатка). Нас отара- семь баранов защищает от буранов (шуба)

Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки, где встречаются числительные?

V. Определение синтаксической роли

Чтобы определить синтаксическую роль числительного в предложении обратимся к следующим предложениям.

Три и два - пять. В окне на девятом этаже погас свет. Разделите шесть на три. Два мальчика вышли из школы. Занятия начинаются в девять часов.

В этих предложениях числительные являются подлежащим, сказуемым, определением, дополнением, обстоятельством.

Вывод: числительные могут быть разными членами предложения.

VI. Составление кластера.

Я начинаю фразу, а вы продолжаете (Слайды 3-6):

  • Имя числительное - это…, которая обозначает…, отвечает на вопросы…, в предложении является….

  • Имена числительные бывают :…

  • Как изменяются числительные? (по родам, падежам)

  • От чего зависит род, падеж числительных? (они полностью зависят от существительных)

- Молодцы! Давайте обобщим. Кто нам расскажет по кластеру об имени числительном?

VII. Закрепление материала.

1-2 ученика рассказывают о числительном по кластеру.

Давайте на практике рассмотрим числительные. Разберем синтаксически предложение (Слайд 7) Запишите под диктовку.

1.Синтаксическая пятиминутка. 1 ученик работает у интерактивной доски, подчеркивает члены предложения.

В двухтысяснопятнадцатом году мы будем отмечать семидесятилетний юбилей победы над фашистской Германией.

2. Распределите по разрядам: количественные и порядковые числительные

Десятый, шестнадцать, сто третий, семьдесят семь, сотая, миллионный, сорок девять.

3. Игра-разминка.

А теперь поиграем. Я называю вам количественные числительные, а вы образуйте от них порядковые.

Восемь, девяносто, пятьдесят четыре, тридцать восемь, миллиард.

4. Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку. (Слайд о панде)

5. Чтение диалогов. (Слайды №13-14)

Прочитайте выразительно диалоги, определите, с каким словом согласуется числительные, выпишите в тетради, пока товарищи читают. Определите разряд и падеж числительных.

VIII. Рефлексия.

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чем был полезен для вас урок?

Домашнее задание: найти загадки и пословицы, в которых встречаются имена числительные.

Слово учителя: - Молодцы, ребята. Спасибо за урок. Поставьте в дневники такие оценки: за активность и правильные ответы получают «5»:

за участие на уроке получают «4»:





© 2010-2022