- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по факультативному курсу Журналистика и русский язык 10 кл
Рабочая программа по факультативному курсу Журналистика и русский язык 10 кл
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ворошилова В.С. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Журналистика и русский язык» предлагается учащимся 10 классов общеобразовательных и профильных школ. Она направлена на углубление и расширение знаний, умений и навыков по русскому языку. Программа ориентирует учащихся на выбор профиля обучения, предусматривает знакомство с профессией журналиста. Курс рассчитан на 35 часов.
Основная цель элективного курса - формирование мотивации к выбору класса гуманитарного (филологического) профиля, профессиональная ориентация и ознакомление с особенностями журналистских произведений.
Задачи:
- углубление знаний по статистике, а также знаний жанров и особенностей текстов публицистического стиля;
-формирование умения работать с публицистическими текстами, приобретение учащимися способности анализировать публицистические тексты;
-ознакомление с основными требованиями к написанию текстов публицистического стиля и формирование навыков составления текстов разных жанров, развитие творческого потенциала учащихся;
-развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;
-формирование профессионально-ориентированных умений, которые помогут в выборе профессии.
В основу создания образовательной программы положена работа с текстами публицистического стиля (из периодических изданий). Предлагаемых курс ориентирован на углубление знаний раздела «Стилистика».
Программа курса имеет блочно-модульную структуру. Содержание модулей основано на линейной структуре. Составным элементом каждого занятия является работа по обогащению активного словарного запаса учащихся (расширение лексикона и работа по орфоэпии). Вопросы и задания к текстам разработаны в соответствии с программой развития речи в старших классах и требованиями, предъявляемыми на ЕГЭ.
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:
Блок 1. Введение. Значение журналистики в современной жизни. СМИ- это целый мир. Психология журналистского труда и творчества.
Журналист и аудитория. Из истории журналистики. Прошлое, настоящее , будущее. Интернет.
Блок 2. Работа с текстом публицистического стиля. Экология речи. Речевой этикет.
Блок 3.Жанры журналистики. Композиция журналистских произведений.
Блок 4. Язык СМИ.
Блок 5. Тексты для анализа. Тесты.
Итоговые знания, умения, навыки.
В ходе изучения данного курса учащиеся должны достигнуть следующих результатов:
-определить свои способности и осознать собственные возможности в выборе гуманитарного профиля обучения;
-повысить уровень общих и специальных знаний, умений и навыков по русскому языку;
-понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодических изданий, отличать качественный журналистский текст от непрофессионального;
- уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать;
-знать основные жанры журналистских текстов и их особенности, уметь определять жанр публицистического произведения;
1
-уметь анализировать журналистские тексты;
-характеризовать композицию и сюжет публицистического произведения;
-уметь анализировать речевые средства, использование в публицистическом произведении;
-уметь выполнять разного вида исследовательские работы;
-уметь выполнять творческие работы разных жанров.
Календарно- тематическое планирование
№
Тема
Кол- теор. час.
Кол-во практ. час
Вс.
час.
план
факт
прим
1
Вводное занятие. Журналистика как сфера человеческой деятельности.
1
1
01.09
2
Психология журналистского труда и творчества. Способы познания действительности. Журналист и аудитория.
1
1
08.09
3
Из истории журналистики.
Прошлое, настоящее, будущее.
1
1
15.09
4
Интернет-издания
1
1
22.09
5
Характеристика публицистического стиля речи и его особенностей.
1
1
29.09
6
Лексические особенности публицистического стиля речи.
1
1
06.10
7
Стилистические особенности публицистического стиля речи
1
1
13.10
8
Синтаксический тренинг ( по системе ЕГЭ)
1
1
20.10
9
Экспрессивные (выразительные средства языка ,средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи).
2
2
27.10
10
Экспрессивные (выразительные средства языка ,средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи).
10.11
11
Экология речи. Речевой этикет.
Речь СМИ. Защита проектов.
1
1
2
17.11
12
Экология речи. Речевой этикет.
Речь СМИ. Защита проектов.
24.11
13
Жанры журналистики: общая характеристика.
1
1
01.12
14
Создание журналистского текста. Работа над журналистским текстом. ( Тема, замысел и идея журналистского произведения. Сбор информации и отработка материала. Работа над композицией и языком).
1
1
2
08.12
15
Создание журналистского текста. Работа над журналистским текстом. ( Тема, замысел и идея журналистского произведения. Сбор информации и отработка материала. Работа над композицией и языком).
15.12
16
Реализация в публицистике стилистических норм русского языка.
1
1
22.12
17
Заметка. Аннотация.
1
1
29.12
18
Статья
1
1
12.01
19
Интервью
1
1
19.01
20
Лабораторная работа « Узнай жанр!»
1
1
26.01
21
Репортаж
1
1
02.02
22
Очерк
1
1
2
09.02
23
Очерк
16.02
24
Корреспонденция
1
1
23.02
25
Комментарий
1
1
02.03
26
Эссе (Эссе «Самая большая ценность народа»)
1
1
2
09.03
27
Эссе (Эссе «Самая большая ценность народа»)
16.03
28
Рецензия
1
1
23.03
29
Язык СМИ. Разговорная лексика
1
1
06.04
30
Заголовок в современных газетных и журнальных текстах.
1
1
13.04
31
Заголовок в современных газетных и журнальных текстах.
2
2
20.04
32
Вариант 1.Проверочная работа.
Комплексный анализ журналистского текста
Вариант 2. Контрольная работа по заданиям ЕГЭ. Оценка знаний , умений и навыков.
27.04
33
Контрольная работа. Защита проектов, портфолио.
2
2
04.05
34
Контрольная работа. Защита проектов, портфолио.
11.05
35
Резервный урок
18.05
Всего: 35 часов
Оценка знаний, умений, навыков
Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:
-
собеседование по изученным темам;
-
защита практических работ;
-
комплексный анализ текста;
-
защита творческих работ разных жанров, защита проектов, ведение портфолио;
-
тестирование.
Литература
Бессарабова Н. Д. Оценка языка СМИ с точки зрения этических норм.
Журналистика и культура русской речи. 2002.№4
Богданов Н.Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста .Л., 1971 г.
Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения . М.- Р.н/Д., 2004.
Виноградов С.И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М. 1996.
Гуревич С.М. Репортаж в газете. М., 1963.
Зарва М. В. Русское словесное ударение : словарь , М., 2001.