Рабочая программа по факультативному курсу Журналистика и русский язык 10 кл

Программа элективного курса «Журналистика и русский язык» предлагается  учащимся 10 классов общеобразовательных и профильных школ. Она направлена на углубление и расширение  знаний, умений и навыков  по русскому языку. Программа  ориентирует  учащихся  на выбор профиля  обучения, предусматривает знакомство  с профессией журналиста. Курс рассчитан на 35 часов.                    Основная цель элективного  курса – формирование  мотивации к выбору   класса гуманитарного  (филологического) профиля, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Журналистика и русский язык» предлагается учащимся 10 классов общеобразовательных и профильных школ. Она направлена на углубление и расширение знаний, умений и навыков по русскому языку. Программа ориентирует учащихся на выбор профиля обучения, предусматривает знакомство с профессией журналиста. Курс рассчитан на 35 часов.

Основная цель элективного курса - формирование мотивации к выбору класса гуманитарного (филологического) профиля, профессиональная ориентация и ознакомление с особенностями журналистских произведений.

Задачи:

- углубление знаний по статистике, а также знаний жанров и особенностей текстов публицистического стиля;

-формирование умения работать с публицистическими текстами, приобретение учащимися способности анализировать публицистические тексты;

-ознакомление с основными требованиями к написанию текстов публицистического стиля и формирование навыков составления текстов разных жанров, развитие творческого потенциала учащихся;

-развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;

-формирование профессионально-ориентированных умений, которые помогут в выборе профессии.

В основу создания образовательной программы положена работа с текстами публицистического стиля (из периодических изданий). Предлагаемых курс ориентирован на углубление знаний раздела «Стилистика».

Программа курса имеет блочно-модульную структуру. Содержание модулей основано на линейной структуре. Составным элементом каждого занятия является работа по обогащению активного словарного запаса учащихся (расширение лексикона и работа по орфоэпии). Вопросы и задания к текстам разработаны в соответствии с программой развития речи в старших классах и требованиями, предъявляемыми на ЕГЭ.

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:

Блок 1. Введение. Значение журналистики в современной жизни. СМИ- это целый мир. Психология журналистского труда и творчества.

Журналист и аудитория. Из истории журналистики. Прошлое, настоящее , будущее. Интернет.

Блок 2. Работа с текстом публицистического стиля. Экология речи. Речевой этикет.

Блок 3.Жанры журналистики. Композиция журналистских произведений.

Блок 4. Язык СМИ.

Блок 5. Тексты для анализа. Тесты.

Итоговые знания, умения, навыки.

В ходе изучения данного курса учащиеся должны достигнуть следующих результатов:

-определить свои способности и осознать собственные возможности в выборе гуманитарного профиля обучения;

-повысить уровень общих и специальных знаний, умений и навыков по русскому языку;

-понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодических изданий, отличать качественный журналистский текст от непрофессионального;

- уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать;

-знать основные жанры журналистских текстов и их особенности, уметь определять жанр публицистического произведения;

1

-уметь анализировать журналистские тексты;

-характеризовать композицию и сюжет публицистического произведения;

-уметь анализировать речевые средства, использование в публицистическом произведении;

-уметь выполнять разного вида исследовательские работы;

-уметь выполнять творческие работы разных жанров.

Календарно- тематическое планирование

Тема

Кол- теор. час.

Кол-во практ. час

Вс.

час.

план

факт

прим

1

Вводное занятие. Журналистика как сфера человеческой деятельности.

1

1

01.09

2

Психология журналистского труда и творчества. Способы познания действительности. Журналист и аудитория.

1

1

08.09

3

Из истории журналистики.

Прошлое, настоящее, будущее.

1

1

15.09

4

Интернет-издания

1

1

22.09

5

Характеристика публицистического стиля речи и его особенностей.

1

1

29.09

6

Лексические особенности публицистического стиля речи.

1

1

06.10

7

Стилистические особенности публицистического стиля речи

1

1

13.10

8

Синтаксический тренинг ( по системе ЕГЭ)

1

1

20.10

9

Экспрессивные (выразительные средства языка ,средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи).

2

2

27.10

10

Экспрессивные (выразительные средства языка ,средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи).

10.11

11

Экология речи. Речевой этикет.

Речь СМИ. Защита проектов.

1

1

2

17.11

12

Экология речи. Речевой этикет.

Речь СМИ. Защита проектов.

24.11

13

Жанры журналистики: общая характеристика.

1

1

01.12

14

Создание журналистского текста. Работа над журналистским текстом. ( Тема, замысел и идея журналистского произведения. Сбор информации и отработка материала. Работа над композицией и языком).

1

1

2

08.12

15

Создание журналистского текста. Работа над журналистским текстом. ( Тема, замысел и идея журналистского произведения. Сбор информации и отработка материала. Работа над композицией и языком).

15.12

16

Реализация в публицистике стилистических норм русского языка.

1

1

22.12

17

Заметка. Аннотация.

1

1

29.12

18

Статья

1

1

12.01

19

Интервью

1

1

19.01

20

Лабораторная работа « Узнай жанр!»

1

1

26.01

21

Репортаж

1

1

02.02

22

Очерк

1

1

2

09.02

23

Очерк

16.02

24

Корреспонденция

1

1

23.02

25

Комментарий

1

1

02.03

26

Эссе (Эссе «Самая большая ценность народа»)

1

1

2

09.03

27

Эссе (Эссе «Самая большая ценность народа»)

16.03

28

Рецензия

1

1

23.03

29

Язык СМИ. Разговорная лексика

1

1

06.04

30

Заголовок в современных газетных и журнальных текстах.

1

1

13.04

31

Заголовок в современных газетных и журнальных текстах.

2

2

20.04

32

Вариант 1.Проверочная работа.

Комплексный анализ журналистского текста

Вариант 2. Контрольная работа по заданиям ЕГЭ. Оценка знаний , умений и навыков.

27.04

33

Контрольная работа. Защита проектов, портфолио.

2

2

04.05

34

Контрольная работа. Защита проектов, портфолио.

11.05

35

Резервный урок

18.05



Всего: 35 часов

Оценка знаний, умений, навыков

Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:

  1. собеседование по изученным темам;

  2. защита практических работ;

  3. комплексный анализ текста;

  4. защита творческих работ разных жанров, защита проектов, ведение портфолио;

  5. тестирование.

Литература

Бессарабова Н. Д. Оценка языка СМИ с точки зрения этических норм.

Журналистика и культура русской речи. 2002.№4

Богданов Н.Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста .Л., 1971 г.

Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения . М.- Р.н/Д., 2004.

Виноградов С.И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М. 1996.

Гуревич С.М. Репортаж в газете. М., 1963.

Зарва М. В. Русское словесное ударение : словарь , М., 2001.


© 2010-2022