Рабочая программа по литературе 11класс под редакцией Г. И. Беленького

           Настоящая  программа по литературе  для 11 класса  создана  на  основе  государственного  стандарта   общего среднего образования и программы  общеобразовательных  учреждений  «Литература» под редакцией Г.И.Беленького, 4-е издание, М. Просвещение 2009.   Программа  детализирует и раскрывает содержание  стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ ТЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2

«Рассмотрено и принято» Согласовано: Утверждено:

на заседании зам.директора по УВР Директор МОУ Терновской

Педагогического совета СухоруковаМ.А. СОШ №2 Деев А.А.

«___»_________2013 г.

Пр. №___ от «___»_______2013г. ­­­­­

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

учебного предмета «литература» 11 класс

базовый уровень

Разработана: Мерзликиной О.А.

учителем русского языка и литературы

I квалификационной категории

Терновка 2013 год.

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе государственного стандарта общего среднего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И.Беленького, 4-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Данная программа предусматривает обязательное изучение литературы в 11классе - 102часа (3 часа в неделю). Реализуется в учебнике Ю.И.Лыссого «Русская литература 20 века»11 класс, в 2-х частях.

Материал УМК соответствует обязательному минимуму содержания, выраженному в дидактических единицах, доступен для учащихся. Содержание линии соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. Соблюдается точность изложения фактов, ясно и доступно и кратко изложен теоретический материал. Занимательная сторона произведений сочетается с научным характером изложения. Чётко сформулированы понятия. Терминология в данном УМК соответствует общепринятой. Теоретические сведения включены в аннотации к текстам. Соблюдается баланс теоретических положений и фактического материала. В УМК представлены межпредметные и внутрипредметные связи, содержится основной, дополнительный и вспомогательный материал.

В учебнике широко представлены разноуровневые вопросы и задания к произведениям, рубрика "Попробуй сочинить", задания по анализу изучаемых произведений, способствующие развитию самостоятельной деятельности, креативного мышления.

С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе по-прежнему целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:

классное сочинение - 3;

домашнее сочинение - 5.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительный средства языка, художественная деталь);

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели: способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:


  1. • прочитать программные произведения, знать их содержание, уметь давать оценку героям и событиям;

  2. • знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;

  3. • анализировать эпизод изучаемого произведения;

  4. • составлять планы, тезисы статей на литературную тему;

  5. • писать сочинение на литературную тему;

  6. • знать наизусть отрывки и отдельные произведения.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, С литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования.





Учебно-тематический план

Распределение учебного времени

Общее количество часов

В том числе

Развитие речи

Внеклассное чтение

Контрольные работы

1.

Всего часов по учебному плану

102

7

3

2

2.

Количество часов в неделю

3




3.

Запланировано на 1 полугодие

48

4

1

4.

Запланировано на 2 полугодие

54

3

2

2



Содержание

Кол-во часов

РР.

Вн.чт.

Краткое содержание

Введение. На рубеже столетий.

9

1


Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Рассказы Чехова. Чехов - враг пошлости, фальши, бездуховности. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа. «Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Основа драматического конфликта. Смысл названия пьесы.

Русская литература первой половины XX века

70

7

1

Поэзия начала века. Литературные направления в поэзии Серебряного века. Символизм. Эстетические взгляды, пафос трагического миропонимания. И. Ф. Анненский. К. Д. Бальмонт. В. Брюсов как основоположник символизма в русской литературе. Акмеизм. Н. С. Гумилев. Героичность и жизнеутверждающий пафос поэзии. Строгость и чистота поэтической формы. Футуризм. И. Северянин, его эгофутуризм.

А. А. Блок. Жизнь и творчество. Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов эпохи. Россия - центральная тема поэзии Блока. Многогранность любовной лирики. Символика образов. Поэма «Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. «Двойное видение революции» (А. А. Якобсон).

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Поэтический мир Бунина. Мотивы очищающего влияния родной природы. Рассказы Бунина. Обличение фальши современной цивилизации.(«Господин из Сан-Франциско»). Трагичность любви в произведениях Бунина. («Легкое дыхание», «Чистый понедельник »).

А. И. Куприн . Сведения о жизни и творчестве писателя. «Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной, самоотверженной любви. Мастерство психологического анализа.

А Андреев. Сведения о жизни и творчестве. «Иуда Искариот»

М. Горький. Жизнь и творчество. «Старуха Изергиль». Проблема смысла жизни. Горький-драматург. «На дне». Философская проблематика пьесы. Споры о предназначении человека. Гуманизм-милосердие-жалость. Афористичность языка. «Несвоевременные мысли». Сложность отношения Горького к революции. Послереволюционное творчество.

А. А. Фадеев. «Разгром». Драматические ситуации и трагиче­ская развязка романа. Оптимистический пафос финала. А. Н. Толстой. «Гадюка». Неистовая ярость Гражданской вой­ны, сформировавшая жесткие характеры героев. В. В. Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике. Сатира Маяковского. Сатирическое изображение негативных сторон жизни. Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего. С. А. Есенин. Жизнь, личность, творчество поэта. Чувство любви к Родине и природе родного края в лирике. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. Народно-песенная основа лирики. А. А. Ахматова. Сведения о жизни и творчестве. Главенство темы любви в ранней лирике. Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в поздней лирике. «Реквием». Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий. О. Э. Мандельштам. Насыщенность поэзии литературными и историческими ассоциациями. Тяготение к традициям русской философской лирики. М. И. Цветаева .Жизнь и судьба. Поэзия Цветаевой - напряженный монолог на личные и гражданские темы. Обостренная искренность лирики. Своеобразие поэтического стиля и языка. А. П. Платонов. Жизнь и творчество писателя. «Сокровенный человек». Герой повести - правдоискатель и народный философ. Значение образа Шарикова. Трагическое и смешное в повести. М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Судьба произведений писателя. «Мастер и Маргарита». Особенность жанра. История создания романа. Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Философский спор о добре и зле. Своеобразие булгаковской дьяволиады. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью. Проблема творчества и судьбы художника. М. А. Шолохов. Очерк жизни и творчества. «Тихий Дон» (обзор с чтением избранных глав). «Тихий Дон» - роман-эпопея. Изображение жизни и быта казаков в романе. Изображение гражданской войны как трагедии народа. Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство. Психологическая глубина романа. В. В. НАБОКОВ. Сведения о жизни писателя. «Машенька». Тема времени. Двоемирие: призрачность насто­ящего и реальность прошлого. И. С. Шмелев. Тема постижения ребенком божьего мира. «Богомолье», «Лето Господне». Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне. Проза, публицистика и поэзия военных лет, их гуманистический пафос. Человек на войне. Изображение войны на страницах современной литературы. Новое осмысление военной темы (В. В. Быков «Сотников», К. Д. Воробьев «Убиты под Москвой», В. П. Астафьев «Прокляты и убиты» и т. д. ).

Из литературы середины XX века

12


1

Б. Л. ПАСТЕРНАК. Сведения о жизни и творчестве поэта. «Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Никого не будет в доме...», «Определение поэзии», «На ранних поездах»; «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей зем­ле...»); «Во всем мне хочется дойти до самой сути...» (из книги «Когда разгуляется»). Н. А. Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве (с обобще­нием изученного). «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Философичность лирики Заболоцкого, поэзия мысли, парал­лелизм явлений природы и жизни человеческой души. Наблюдательность и острота поэтического зрения. А. Т. Твардовский. Сведения о жизни и творчестве (с обобще­нием изученного). Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины...», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери». А. И. СОЛЖЕНИЦЫН. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного). «Один день Ивана Денисовича». Нравственная позиция Шу­хова. Простота, обыденность повествования как прием воплоще­ния трагизма происходящего. В.Т.Шаламов. Сведения о жизни и творчестве. «Колымские рассказы» - «проза, выстраданная как документ эпохи» (В. Т. Шаламов). Противостоянье человека трагическим обстоятельствам в рассказах «Последний бой майора Пугачева» и «Почерк». Для самостоятельного чтения Ю.О.Домбровский. «Факультет ненужных вещей» Мир, отраженный в «деревенской» прозе. В. Г. Распутин. «По­следний срок». Объективный смысл произведений писателей-«деревенщиков» В.М.Шукшин. «Срезал».

Литература последних десятилетий XX века

11

2

1

Поэзия. Гражданственность и публицистичность, устремленность к правде истории, к познанию нравственных основ современности. Поиск новых форм поэзии. Авторская песня. Проза. Постановка важных социальных и нравственных проблем, изображение глубинных противоречий действительности. Жанровое многообразие литературы.

В. Г. Распутин. «Последний срок».Тема отцов и детей

Ю. В. Трифонов. «Старик». Проблематика произведения

ИТОГО

102

10

3





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс

№ п/п

Тема урока. Тип урока.



Кол-во

часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся



Вид контроля

Дата по плану

Дата

Факт

1 полугодие На рубеже столетий(9часов )

1

Введение. На рубеже столетий. Завершение классического периода русского реализма.

Вводный урок.

1

Осн.темы и проблемы рус.лит-ры XIXвека

Знать основные темы и проблемы рус. лит-ры XIXвека Уметь конспектировать лекцию

конспект

4.09

2

А. П. Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Ионыч». Чехов - враг пошлости, фальши, бездуховности.

Урок усвоения нового.

1

Своеобразие изображения русской действительности в произведениях А.П.Чехова.

Художественное исследование духовного мира личности.

Знать биографию А.П.Чехова, что представляют собой герои Чехова, основную проблематику творчества, его взгляды на жизнь России, содержание

ответить на вопросы;

Интерпретация рассказа «Ионыч». Рассказать о 5 этапах жизненного пути Старцева.

5.09

3


«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Мечта о кра­соте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как ос­нове честной и чистой жизни.

Практикум.

1

Непримиримое отношение писателя к проявлениям бездуховности, пошлости, «футлярной жизни».

Знать содержание текстов. Уметь работать в группах, находить проблемы, комментировать.

Иметь навыки работы с текстом

Групповая работа - анализ эпизода из каждого произведения с указанием проблемы и комментариями.

6.09

4

«Студент», «Дама с собачкой». Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориентация на читателя-единомышленника. Чехов в начале XX столетия: предчув­ствие общественных перемен, тема будущего.

Практикум.

1

Проблема человеческого счастья в рассказах. Вопрос о познании человека.

Знать содержание рассказов.

Уметь интерпретировать , разбираться в проблематике

Индивидуальные задания: работа по карточкам по творчеству Чехова

11.09

5

«Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни - с другой, как основа драмати­ческого конфликта.

Урок усвоения нового.

1

Причины человеческой недееспособности - основная проблема пьесы

Знать текст пьесы.

Уметь давать портретную характеристику героям, понимать роль вишневого сада,

Индивидуальные задания аналитического характера

12.09

6

Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинной человеческой жизни. Смысл названия пьесы. Лириче­ская комедия или драма?

Урок контроля.

1

Символические образы. Финал пьесы. Тема будущего в пьесе.

Совершенствовать навыки интерпретации. Уметь обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать.

Тест по творчеству А.П.Чехова

13.09

7

РР. Сочинение по творчеству А.П.Чехова.

1

18.09

8


Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических монологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене.

Урок усвоения нового.

1

Утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей действительност.

Уметь обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать.

Интерпретация прозаического текста

Интерпретация прозаического текста

19.09

9

Проблема наследства русской классики. Поиски путей обнов­ления искусства (литература, живопись, музыка). Художествен­ные обретения литературы XX века. Человек на перепутьях истории - одна из сквозных тем ли­тературы эпохи планетарных драм и трагедий. Основные потоки русской литературы XX века после Октябрь­ской революции: литература, создававшаяся на родине, и лите­ратура русского зарубежья.

Практикум.

1

Неоромантические тенденции в русской прозе.

Трагические события первой половины XXвека

Иметь представление о тенденциях русской литературы XX вв.;

Индивидуальная работа по карточкам.

20.09

Литература первой половины XX века (70часов)

10

Идея «преображенной» свободной личности, прозревающей тайны бытия. Проблема индивидуализма и «единичности» че­ловека как выражения свободы выбора и творчества; сила и сла­бость этой позиции. Литературные направления в поэзии Серебряного века (сим­волизм, акмеизм, футуризм).

Практикум.

1

Серебряный век как своеобразный русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма.

Разбираться в течениях русского модернизма, усвоить материал серебряного века, уметь интерпретировать стихотворения

Работа в группах интерпретация стих. поэтов серебрян. века.

25.09

11

«Старшие» символисты. К. Д. Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Завет бы­тия», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце...», «Безглагольность», «Осенняя радость». В.Я.Брюсов. «Хвала человеку», «В неоконченном здании», «Каменщик», «Сонет к форме», «Юному поэту», «Родной язык». Ф. К. Сологуб. «Я - бог таинственного мира...», «В поле не видно ни зги...», «Недотыкомка серая...», «Когда я в море бурном плавал...».

Урок усвоения нового.

1

«Старшие» символисты (В.Л. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб ) и младосим-волисты (А.Белый, А.А. Блок.

Иметь представление о символизме ; знать основополож. русского символизма.

Уметь анализир. стих-ия.

Составить план анализа стихотворения.

26.09

12

«Младшие» символисты. Андрей Белый. «Веселье на Руси», «Из окна вагона», «Отчая­нье», «Родине». И. Ф. Анненский. «Мучительный сонет», «Бронзовый поэт», «Тоска мимолетности», «Старые эстонки», «Петербург».

Урок усвоения нового.

1

Интуитивное постижение действительности. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Иметь представление о личности и литератур творчестве писателя, усвоить особенности поэтики А.Белого.

Аналитическое чтение стих «Русь».

27.09

13

Своеобразие лирических сюжетов. Н. С. Гумилев. «Старый конквистадор», «Капитаны», «Я и вы», «Шестое чувство», «Слово», «Заблудившийся трамвай», «Мои чи­татели», «Жираф». Игорь Северянин. «Июльский полдень», «Поэза вне абонемента», «Родник», «Увертюра» («Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!..»), «Поэзия последней надежды».

Урок усвоения нового.

1

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Экзотическое, фантастическое и прозаическое В поэзии Гумилева.

Иметь представление о личности и поэзии И.Гумилева, закрепить понятие об акмеизме

Работа в группах. Интерпретация стих-ия «Волшебная скрипка».

2.10

14

А. А. Блок. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Незнакомка». Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов и проти­воречий жизни. Трагическое мироощущение лирического героя.

Урок усвоения нового.

1

Тема «двоемирия» в ранней лирике. Лирический герой и «страшный мир». Образ прекрасной дамы.

Знать атмосферу, в которой вырос Блок; понять, как факты личной биографии отражены в поэзии Блока, почувствовать особенности поэтики первой книги - «Стихов о Прекрасной Даме».

Прочитать стих-ие девушка пела в церковном хоре…» и составить вопросы для его анализа.

3.10

15

Россия - центральная тема поэзии Блока. «На поле Куликовом» («Река раскинулась. Течет, грустит лениво...»), «Россия», «Коршун», «На железной дороге».

Практикум.

1

Соотношение идеала и действительности в лирике Блока «Это все - о России».

Понять значение образа России в тв-ве Блока.

Групп. Работа. Подг. Сообщ. На тему: 1) фольклорные образы в лирике Блока». 2) Особенности лексики в стих-я Блока, посвящен. Родине».

4.10

16

Многогранность любов­ной лирики. «Мне страшно с тобою встречаться...» стихотворения из цикла «Кармен».

Практикум.

1

Соотношение идеала и действительности в лирике Блока.

Совершенств. Навыки интерпретации стих-ий, уметь чувствовать настроение и тональность блоковской лирики.

Групп. Работа. Составить словарь основных символов, к которым часто прибегает Блок.

9.10

17

Символика образов. Изящество, музыкальность стиха. «О доблестях, о подвигах, о славе...», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека...».

Практикум.

1

Соотношение идеала и действительности в лирике Блока.

Совершенств. Навыки интерпретации стих-ий, уметь чувствовать настроение и тональность блоковской лирики.

Групп. Работа. Составить словарь основных символов, к которым часто прибегает Блок.

10.10

18

Поэма «Двенадцать». Стихия революции. Символические об­разы. «Двойное видение революции» (А. А. Якобсон). Компози­ция, язык поэмы.

Урок усвоения нового.

1

Авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно символического планов в поэме.

Знать сюжет поэмы и ее героев; выделять - выразит. Средства и определять их роль в худ. Тексте.

Групповая работа. 2 высказывания литературоведов 1) А.Горелов 2) В.Жирмунский. Согласны ли с этим мнением? Аргументир. Свой ответ текстом поэмы А.Блока.

11.10

19

РР. Сочинение по творчеству А.А.Блока.

1


16.10

20

И. А. Бунин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Антоновские яблоки». Проникнутые грустью картины угасания «дворянских гнезд». Светлые и темные стороны деревенской жизни. Мотивы очища­ющего влияния родной природы.

Урок усвоения нового.

1

Чувство исторической памяти и неизбежная «печаль времени».

Знать содержание произведений;

Уметь раскрывать языковые и образные особенности произведения;

Уметь анализировать, обсуждать прочитанное

Ответить на проблемный вопрос: « Как Бунин изображает любовь героев?»

17.10

21

«Господин из Сан-Франциско». Обличение фальши современ­ной цивилизации, бессмысленной погони за богатством и наслаж­дениями.

Урок усвоения нового.

1

Жанр рассказа как художественное устремление Бунина к изображению концентрированного «мгновения жизни».

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. А. Бунина « Господин из Сан-Франциско».

Знать содержание рассказа;

Уметь раскрыть философское содержание рассказа.

Групповая работа: ответить на проблемные вопросы

18.10

22

Трагичность любви в произведениях Бунина. «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», «Поздний час» «Живопись словом» как характерная особенность стиля Бунина.

Практикум.

1

Соотношение национального, социального и общечеловеческого в рассказах. Принципы создания характера.

Знать содержание рассказа;

Уметь раскрывать проблематику произведения, участвовать в беседе;

Видеть новизну в изображении психологического состояния человека.

Интерпретация эпизода художественного произведения в парах

23.10

23

«Сапсан», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Слово». Тонкость передачи чувств и настроений, экономность и выра­зительность художественных средств в лирике Бунина. Для самостоятельного чтения «Деревня», «Суходол», «Грамматика любви», «Чаша жизни», «Роза Иерихона», «Митина любовь».

Практикум.

1

Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова.

Знать жизненный и творческий путь И.А. Бунина;

Уметь интерпретировать стихотворения, понимать поэзию Бунина.

Самостоятельная интерпретация стихотворения «Последний шмель» в группах по вопросам.

24.10

24

А. И. Куприн. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного). «Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной, самоотвержен­ной любви.

Урок усвоения нового.

1

Трагическая история любви и ее авторская оценка.

Проблема любви и предательства. Изобра­жение противоречий и сложности бытия.

Сопоставить по вопросам «Чистый понедельник» Бунина и «Гранатовый браслет». Что сближает эти произведения и чем они отличаются.

25.10


25

Трагическая история любви «маленького человека» Желткова как своеобразный ответ на эти споры. Для самостоятельного чтения: «Поединок», «Листригоны», «Гамбринус», «Олеся».

Повторительно-обобщающий.

1

Роль эпиграфа, смысл финала.

Уметь комментировать, анализировать, делать выводы, находить детали в повести.

Вопросы - викторины по творчеству Бунина и Куприна

30.10


26


Л. Н. АНДРЕЕВ. Сведения о жизни и творчестве. «Иуда Искариот». Проблема любви и предательства. Изобра­жение противоречий и сложности бытия. Выразительное и изоб­разительное в художественных образах повести.

Урок усвоения нового.

1

Проблема любви и предательства. Изобра­жение противоречий и сложности бытия.

Проблема любви и предательства. Изобра­жение противоречий и сложности бытия.

Фронтальный опрос

31.10

27

Максим Горьким. Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного). «На дне». Философская проблематика пьесы, сила социального обличения.

Урок усвоения нового.

1

Философско-этическая проблематика пьесы, своеобразие жанра и конфликта. Система персонажей пьесы.

Знать содержание пьесы, анализировать, отвечать на вопросы.

Работа в группе отв. На вопр. 1) Как изображается место действия в пьесе? 2) Какие соц. Слои общества представлены в пьесе 3) Каков конфликт?

1.11

28

Споры о предназначении человека.

Урок усвоения нового.

1

Правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин).

Уметь высказывать собственную точку зрения на их позиции.

Составить план

анализа пьесы «На дне».

13.11

29

Гуманизм - мило­сердие - жалость.

Повторительно-обобщающий.

1

Авторская позиция и способы ее реализации. Роль Луки в драме «На дне».

Уметь выявить авторскую позицию по отношению к вопросам, представл. В пьесе.

Итоговый тест обобщающего характера по творчеству М. Горького

14.11

30

Композиция пьесы, афористичность языка.

Практикум.

1

Система художественных образов. Своеобразие композиции как воплощение писательского замысла.

Знать содержание произведения, усвоить особенности романтизма Горького, проследить, как в композиции раскрывается замысел писателя.

Групп. раб. Вопросы для обсужд.: 1) В чем особен. композиции? 2) Какую роль играют портретные характеристики героев?

15.11

31

«Несвоевременные мысли» (обзор). Сложность отношения Горького к Октябрьской революции. Послереволюционное творчество Горького (общая характери­стика).

Лекция.

1

Сложность отношения Горького к Октябрьской революции. Послереволюционное творчество Горького

Уметь выявить авторскую позицию

20.11

32

РР. Сочинение по пьесе Горького «На дне»

1


21.11

33

А. А. Фадеев. «Разгром». Драматические ситуации и трагиче­ская развязка романа. Оптимистический пафос финала.

Урок усвоения нового.

1

Утверждение «революционного» гуманизма. Героическая концепция личности.

Знать о биографии писателя

Уметь конспектировать лекцию учителя.

Фронтальный опрос

22.11

34

А. Н. Толстой. «Гадюка». Неистовая ярость Гражданской вой­ны, сформировавшая жесткие характеры героев.

Урок усвоения нового.

1

Лекция с элементами беседы.

Знать о биографии писателя; о причинах, побудивших А.Н.Толстого написать «Гадюка»

Фронтальный опрос

27.11

35

В. В. Маяковский. Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного). Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской люб­ви» в ранней лирике «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Послу­шайте!», «Облако в штанах», «Юбилейное».

Урок усвоения нового.

1

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского. Образ лирического героя, сила личности и трогательная незащищенность.

Иметь представление о раннем творчестве В.Маяковского, о его новаторском характере. Уметь выделять выраз. Ср-ва языка в поэтич. Тексте.

Групп. Работа. Интерпрет. Стих-ия «Нате!».

28.11

36

Послереволюционное творчество Маяковского (общая характеристика). «Сергею Есенину», «Прозаседавшиеся», «Лиличка! Вместо письма», «Про это», «Письмо товарищу Кострову... о сущности любви».

Практикум.

1

Жажда «немыслимой любви», сплавличного социального в лирике.

Раскрыть своеобразие интимной лирики поэта, уметь создавать устные высказывания.

Интерпр. стих. «Лиличка!» групп.р.

29.11

37

Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего. Личное и общественное в лирике. Сатира Маяковского. Поэтическое новаторство Маяковского. Адище города», «Ночь», «Нате!», «Письмо Татьяне Яковле­вой» (по выбору). Для самостоятельного чтения «Хорошо!», «Баня», «Клоп».

Практикум.

1

Интерпретация стихотворений. Сатирические образы в тв-ве Маяковского.

Знать поэзию В.В. Маяковского; уметь вести диалог, дискуссию; самостоят. Исследовать проблему, поставлен. в теме

Групп. Работа. Сопоставить стих-ия «Нате!» и «Послушайте!»Сближает ли их что-то?

4.12

38

С. А. Есенин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Чувство любви к Родине, к природе родного края. Трагиче­ское восприятие надвигающейся ломки в жизни деревни. «Гой ты, Русь, моя родная...», «Мы теперь уходим понемно­гу...», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багря­ных...» Урок усвоения нового.

1

Традиции А.С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Лиричность и исповедальность поэзии Есенина.

Знать творчество поэта, уметь понимать духовный мир и особенности его ранней лирики.

Индив.р. задания исследов. Хар-ра. Сопост. Стих. «Не жалею….» с пушкин-м стих-ем «Брожу ли я вдоль улиц шумных …».

5.12

39

Предель­ная искренность и глубокий лиризм стихотворений. Щемящее чувство грусти от сознания быстротечности человеческого бытия. Не жалею, не зову, не плачу...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (по выбору).

Практикум.

1

Сергей Есенин как национальный поэт. Особенности творческого метода поэта.

Уметь создавать устные высказывания, использов. Различные источники информации.

Практикум по поэзии Есенина. (по вопросам) Найти примеры изображения запахов, явлений природы.

6.12

40

Народно-песенная основа лирики.

«Письмо к женщине», «Неуютная жидкая лунность...».

Практикум.

1

Метафоричность и образность поэтического языка.

Уметь самостоят. Интепрет. стих-ия, логически выстраивать мысль.

Индив. р. Чтение и комментирование стих-ий.

11.12

41

Вн . чт. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Цикл «Персидские мотивы», «Анна Снегина».

1

«Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы.

Знать содержание поэмы и разбираться в проблематике и системе образов.

Итоговый тест по тв-ву С.Есенина.

12.12

42

РР. Сочинение по творчеству Маяковского и Есенина.

1

13.12

43

А. А. Ахматова. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного). Главенство темы любви, облагораживающих страданий в ран­ней лирике. «Песня последней встречи», «Ты знаешь, я томлюсь в нево­ле...», «Перед весной бывают дни такие...», «Сжала руки под тем­ной вуалью...», «Я не знаю, ты жив или умер...», «Заплаканная осень, как вдова...», «Мне ни к чему одические рати...» (из цикла «Тайны ремесла»).

Урок усвоения нового.

1

Разговорность интонации и музыкальность стиха. Неразрывность связи поэтич. Образов А.А. Ахм. с рус. культурой

Знать сод-ие жизни и тв. А.А. Ахматовой; особенности ее стиха.

Групп.р. Составить план анализа стих-ий А.А.Ахматовой.

18.12

44

Усиление гражданских, патриотических мотивов, фило­софских раздумий в более поздней лирике. Разговорность инто­наций и лексики. Музыка стиха. «Мне голос был. Он звал утешно...», «Клят­ва», «Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля».

Практикум.

1

Характеристика особенностей творчества А.А. Ахматовой.

Уметь сопоставлять стих-ия А.А.Ахматовой и Л.Ефремовой

Групп.р. Сопоставить стих-ия А.А.Ахм. «Я научилась просто, мудро жить» и Л.Ефремовой «Я давным-давно ушла».

19.12

45

«Реквием». Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий, евангельские мотивы и образы.

Урок усвоения нового.

1

Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Знать содержание поэмы, центральные образы, проблематику; уметь передавать информацию адекватно поставленной цели.

Индив.р. отв. на вопросы: - какие мотивы произведения представляются вам основн.? - В чем гражданское мужество поэта?

20.12



46


О. Э. Мандельштам. Сведения о жизни и творчестве. Насыщенность поэзии Мандельштама литературными, культур­ными и историческими ассоциациями. «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...». Урок усвоения нового.

1

Особенности манеры поэтического письма.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта; особенности стиля.

Групповой отв. на проблем. Вопрос «Как начинают жить стихи…?».

25.12

47

Тяготение к высокому одическому стилю, к традициям русской философской лирики.

Практикум.

1

Интерпретация стихотворения.

Уметь выделять ИВС языка в поэтич. тексте и определять их роль.

Кол-ая р. Составить вопросы по творчеству О.Мандельштама.

26.12

48

М. И. Цветаева. Сведения о жизни и творчестве. «Имя твое - птица в руке...» (из цикла «Стихи к Блоку»), «Моим стихам, написанным так рано...», «Родина», «Расстояние: версты, мили...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по Родине! Давно...». Поэзия Цветаевой - напряженный монолог на личные и граж­данские темы. Обостренная искренность ее лирики.

Урок усвоения нового.

1

Конфликт быта и бытия, времени и вечности.

Знать биографию М.Цветаевой, уметь выделять ИВС языка в поэтич. Тексте и определять их роль.

Индивид.р. выделить ИВС языка в стих-ии «Имя твое - птица в руке».

27.12

49

2 полугодие

Интона­ционно-ритмическая экспрессивность стиха. «Писала я на аспидной доске...», «Проста моя осанка...», «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..», «Вчера еще в глаза глядел...», «Поэт - издалека заводит речь...» (из цикла «Поэ­ты»), «Над синевою подмосковных рощ...» (из цикла «Стихи о Москве») (по выбору).

Практикум.

1

Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой образ лирич. героини.

Знать особенности лирической героини стих-ий; основные темы и мотивы цветаевской лирики.

Групп.работа. Найти в стих-ях традиционные для фольклора образы.

50

РР. Контрольная работа по форме и образцу ЕГЭ с развёрнутым ответом ограниченного объёма

1


51

А. П. Платонов. Жизнь и творчество

(с обобщением изученного).

Урок усвоения нового.

1

Композиция и система художественных образов. Своеобразие языка

Знать биографию писателя, содержание повести, ее проблематику.

Исследовать судьбу героев

52

«Сокровенный человек». Герой повести - правдоискатель и народный философ. Значение образа Пухова. Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка. Для самостоятельного чтения «Фро», «Река Потудань», «Старый механик», «В прекрасном и яростном мире», «Возвращение».

Урок усвоения нового.

Особенности сюжета, самобытность стиля писателя

Уметь анализировать самобытность языка и стиля писателя; создавать устные высказывания.

Проанализировать самобытность языка в парах.


53

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Лекция, беседа.

1

Вечное и временное в тематике и проблематике.

Знать биографию писателя,. Уметь выступ. с устным сообщением.

конспект

54

«Мастер и Маргарита». Особенность жанра (сочетание реаль­ности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм).

Урок усвоения нового.

1

Система художественных образов..

Знать историю создания и публикации романа «М. и М.». Уметь выступ. С устным сообщением.

Найти в романе худож-ые приемы в изображении Москвы 30 г.

55

Оригинальная философская трактовка библейского сюжета.

Практикум.

1

«Роман в романе»: осмысление библейской темы. Интерпретация эпизодов.

Знать жанровое своеобразие романа, особенности композиции и проблематики романа. Определять роль худож. Детали.

Групп.р-та интерпретация эпизодов. Оценка слов критики. Обосновать точку зрения.

56

Своеобразие булгаковской «дьяволиады» (в сравнении с произведениями И. В. Гёте, Н. В. Гоголя).

Практикум.

1

«Нечистая сила» в романе «М. и М.». Проблема милосердия, справедливости

Уметь делать обобщение на основе сравнительной хар-ки героев.

Групп.р. Сопоставить романную биографию Иисуса и историю библейского Иисуса.

57

Проблемы творчества и судьбы художника.

Практикум.

1

Ключевые сцены романа и их символика. Множественность интерпретаций

Уметь сопоставлять героев; составлять развернутую характеристику.

Индив.р. Итоговый тест по роману «М. и М.»

58

Тема совести.

Урок усвоения нового.

1

Судьба художника в романе «М. и М.».

Уметь составлять хар-ку персонажей; понять замысел писателя.

опрос

59

Траги­ческая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.

Урок усвоения нового.

1

Образы Мастера и Маргариты. Тема любви в романе.

Знать содержание романа

Уметь вести диалог

опрос

60

РР. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Мастер и Маргарита». Для самостоятельного чтения «Белая гвардия».

1

Обобщение и проверка знаний по творчеству писателя

Иметь навыки работы над сочинением; уметь самостоятельно исследовать проблему, отбирать материал, логически его выстраивать

Самостоятельная работа

61

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Лекция, беседа.

1

«Тихий Дон» как роман-эпопея.

Смысл названия и роль эпиграфов


Иметь представление о жизни и творчестве писателя.

Знать историю создания романа, содержание

Используя текст, раскрыть многогранность образа тихого Дона (работа в парах)

62

«Тихий Дон» (обзор с чтением и разбором избранных глав и страниц). «Тихий Дон» - роман-эпопея.

Практикум.

1

Своеобразие жанра. Мастерство писателя в изображении образов

Иметь представление об авторской позиции.

Знать систему образов героев.

Уметь интерпретировать эпизод

Стр. 206 творческий практикум

63

Изображение гражданской войны как трагедии народа.

Урок усвоения нового.

1

Мастерство писателя в изображении быта и нравов донского казачества

Иметь представление о семье Мелиховых.

Уметь проводить информационно-смысловой анализ

Проблемные задания

64

Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство.

Урок усвоения нового.

1

Тема разрушения семейного и крестьянского укладов.

Время природное и время историческое в романе

Иметь представление об авторской позиции в изображении белого и красного движения

Проблемные задания

65

Психологическая глубина романа.

Урок усвоения нового.

1

Отношение автора к своему герою.

Трагизм судьбы Григория Мелехова

Уметь анализировать ключевые эпизоды, прослеживая судьбу Г. Мелехова

Стр 217 проблемные вопросы

66

Яркость, многоцветность языка, роль диалектизмов.

Практикум.

1

Любовь и долг; личность и масса- «вечные» темы в романе

Уметь анализировать эпизоды, вести диалог, дискуссию

Стр. 218 проблемные вопросы Составить словарь по роману.

67

В. В. НАБОКОВ. Сведения о жизни писателя. «Машенька». Тема времени. Двоемирие: призрачность насто­ящего и реальность прошлого.

Урок усвоения нового.

1

Тема времени. Двоемирие: призрачность насто­ящего и реальность прошлого

Иметь представление о жизни и творчестве писателя.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Исследовать судьбу героев

68

Счастье в понимании героя и автора. Сюжетно-композиционное своеобразие романа. Словесная игра как особенность стиля романа.

Практикум.

1

Сюжетно-композиционное своеобразие романа. Словесная игра как особенность стиля романа.

Знать историю создания романа, содержание.

Анализ избранных глав

69

И. С. Шмелев. Тема постижения ребенком божьего мира. «Богомолье», «Лето Господне».

Урок усвоения нового.

1

Нравственно-философская линия в литературе русского зарубежья.

Тема постижения

ребенком божьего мира.

Иметь представление о жизни и творчестве писателя.

Исследовать судьбу героев

70

Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне; художе­ственная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе.

Лекция.

1

Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне; художе­ственная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе

Знать: об истоках изображения войны в литературе военных лет; о произведениях разных жанров по данной теме; о постановке острых нравственных и социальных проблем (проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне).

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

конспект

71


Патриотическая песенная лирика. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь...», «Родина»; А. А. Сурков. «Бьется в тес­ной печурке огонь...»; М. В. Исаковский. «Ой, туманы мои, растуманы!..», «Враги сожгли родную хату...»; М. А. Светлов. «Италья­нец».

Практикум.

1

Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвященных военной тематике.

Уметь определять характерные признаки

Лирических произведений

Выразительно читать

72

Поэзия подвига. Я. В. Смеляков. «Милые красавицы России», «Там, где звезды светятся в тумане...»; О. Ф. Берггольц. «Февральский дневник»; М. А. Дудин. «Соловьи»; С. С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; П. Д. Коган. «Нам лечь, где лечь...»; Д. Б. Кедрин. «Красота»; Давид Самойлов. «Сороковые»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане», «Мои товарищи»; С. П. Гудзенко. «Перед атакой»; Е. М. Винокуров. «Москвичи».

Практикум.

1

Художествен-ная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе.

Уметь отстаивать свою точку зрения о моральном выборе человека в условиях войны.

Мини-сочинение

73

Гуманистический пафос литературы, поиск подлинных нравственных ценностей.

Лекция.

1

Проблема патриотизма,

верности и чести.

Уметь конспектировать

лекцию учителя

конспект

74

В. В. Быков. «Сотников». Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне.

Урок усвоения нового.

1

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две "точки зрения" в повести.

Знать тематику и проблематику повести

Уметь участвовать в беседе, выстраивать монологическую речь

Мастерство психологического анализа.

75

В. Л. Кондратьев. «Сашка». Художе­ственная правда о человеке на войне, о трудной победе.

Урок усвоения нового.

1

Художествен-ная правда о человеке на войне, о трудной победе

Уметь участвовать в беседе, выстраивать монологическую речь

Анализ избранных глав

76

В.П.Некрасов. «В окопах Сталинграда».Правда о войне в повести .

Урок усвоения нового.

1

Конфликт в повести о Сталинградской битве…приобрел нравственный характер

Знать значение повести Некрасова

Уметь высказывать свое мнение

Обсуждение прочитанного

77 -78

РР. Сочинение по произведениям о ВОВ.

2


79

Военная драматургия. В. С. Розов. «Вечно живые».

Урок усвоения нового.

1

Утверждение превосходства нравственных ценностей.

Знать биографию писателя

конспект

Из литературы середины XX века(12часов)

80


Поэзия Б. Л. ПАСТЕРНАК. Сведения о жизни и творчестве поэта. «Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Никого не будет в доме...», «Определение поэзии», «На ранних поездах»; «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей зем­ле...»); «Во всем мне хочется дойти до самой сути...» (из книги «Когда разгуляется»).

Урок усвоения нового.

1

Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба худож. И его роковая обреченность на страдания). Мир природы и человека и их воплощение в лирике.

Знать биографию поэта, совершенствовать навыки анализа текста, знать тематику и особенности его лирики.

Индив.р. Анализ стих-ия «Февраль. Достать чернил и плакать…».

81

Темы природы, любви, Родины, назначения поэзии. Поиски простоты и ясности стиля. Жизнеутверждающее начало в поэ­зии.

Комбинированный урок.

1

Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Принадлежн. Человека времени и вечности.

Уметь передавать информацию (сжато, полно, выборочно); интерпретировать лирическое произведение.

Групп. Работа 1 гр. Дать характеристику сборнику «Сестра - моя жизнь». 2 гр. Цикла «Темы и вариации».

82

Стихотворения Юрия Живаго из романа «Доктор Живаго», «Гефсиманский сад», «Чудо»; «Светает», «Любить иных - тя­желый крест...», «О, знал бы я, что так бывает.:.», «Ночь». Философская углубленность, ассоциативность, зримость, пластичность образов, их тяготение к символам.

Урок усвоения нового.

1

Взгляды Пастернака на проблему места и роли человека в истории. Гуманизм этих взглядов.

Уметь интерпрет. эпизоды и объяснять их связь с проблематикой произведения.

Индив.р. Определить место и значе-

ние «Стих-ий Ю.Живаго» в замысле романа.

83

Н. А. Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве (с обобще­нием изученного). «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Философичность лирики Заболоцкого, поэзия мысли, парал­лелизм явлений природы и жизни человеческой души. Наблюдательность и острота поэтического зрения.

Комбинированный урок.

1

Своеобразие худ. мира Заболоцкого

Знать тематику и проблематику стихот-ий

Уметь участвовать в беседе, выстраивать монологическую речь

опрос

84

А. Т. Твардовский. Сведения о жизни и творчестве (с обобще­нием изученного). Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины...», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери».

Урок усвоения нового.

1

Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины»

Знать о творчестве и жизни писателя.

Уметь анализировать поэтическое произведение

Групповая работа анализ стихотворений по группам

85

Утверждение непреходящих нравственных ценностей, нераз­рывной связи поколений. Глубокое чувство ответственности за жизнь и страдания окружающих. Народность поэзии Твардовского.

Комбинированный урок.

1

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского.

Уметь создавать устные и письменные высказывания.

Выразительно читать наизусть

Знать основные темы и мотивы поэзии

Индивидуальный анализ стихотворения


86

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного). «Один день Ивана Денисовича».

Урок усвоения нового.

1

Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Знать жизнь и творчество писателя.

Знать содержание повести.

Знать своеобразие авторского взгляда на трагический опыт русской истории.

Аналитическая беседа

87

Нравственная позиция Шу­хова. Простота, обыденность повествования как прием воплоще­ния трагизма происходящего.

Урок усвоения нового.

1

Авторский взгляд на трагический опыт русской истории.

Иметь представление о содержании

Сравнить рассказы Солженицына

88

Вн. чт.«Случай на станции Кочетовка». Композиция рассказа. Спо­ры о героях и проблемах.

Урок усвоения нового.

1

Композиция рассказа. Спо­ры о героях и проблемах.

Иметь представление о содержании рассказа

Аналитическая беседа

89

В. Т. Шаламов. Сведения о жизни и творчестве. «Колымские рассказы» - «проза, выстраданная как документ эпохи» (В. Т. Шаламов). Противостоянье человека трагическим обстоятельствам в рассказах «Последний бой майора Пугачева» и «Почерк». Для самостоятельного чтения Ю.О.Домбровский. «Факультет ненужных вещей».

Урок усвоения нового.

1

Общее и особенное в раскрытии «лагерной темы»

Знать биографию

Писателя, содержание рассказов из книги

« Калымские рассказы».

Уметь разбираться в проблематике рассказов

Работа по созданию проекта коллективная

90

Мир, отраженный в «деревенской» прозе. В. Г. Распутин. «По­следний срок».

Урок усвоения нового.

1

Авторская позиция и способы ее выражения в произведении.

Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести

Знать о творчестве и жизни писателя.

Знать содержание повести.

Уметь определять тему и проблемы произведения.

Интерпретировать прозаическое произведение

Проблемные задания

Работа с учебником

91

Объективный смысл произведений писателей-«деревенщиков» В.М.Шукшин. «Срезал».

Урок усвоения нового.

1

Изображение народного характера и народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе.

Знать о жизни и творчестве В.М. Шукшина, содержание рассказов.

Уметь находить особенности повествовательной манеры

Работа с текстом. Анализ прозаического произведения

Литература последних десятилетий XX века(11часов)

92

Гражданственность и публицистичность, устремленность к правде истории, к познанию нравственных основ современности. Раскованность любовной лирики. Поиски новых форм поэзии. Л. Н. Мартынов. «Замечали - по городу ходит прохожий?..», «Первый снег», «Вода», «След», «Первооткрыватель», «Хочу я, чтобникто не умирал...», «Успокоился воздух...», «Люди», «Свобода». В. Н. Соколов. «Стихи о Пушкине», «Художник должен быть закре­пощен...», «Ученический зимний рассвет», «Новоарбатская баллада». Е.А. Евтушенко. «Свадьбы», «Окно выходит в белые деревья...», «Со мною вот что происходит...», «Граждане, послушайте меня...», «Шестидесятники», «На смерть абхазского друга».

Урок усвоения нового.

1

Познание нравственных основ современности. Раскованность любовной лирики. Поиски новых форм поэзии.

Знать: общую характеристику литературного процесса конца 50-х годов, о влиянии «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы, о литературно-художественных журналах, их месте в общественном сознании; о «лагерной» теме; «деревенской» прозе; об обращении к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Индивидуальный анализ стихотворения


93

Поэт и время. Б. А. Ахмадулина. «Невеста», «Я думала, что ты мой враг...», «Жилось мне весело и шибко...», «По улице моей который год...», «Свеча», «Сон», «Бог», «Заклинание», «Озноб», «Варфоломеев­ская ночь». А. А. Вознесенский. «Пожар в Архитектурном институте», «Прощание с Политехническим», «Лобная баллада», «Антимиры» («Живет у нас сосед Букашкин...»), «Тишины!», «Сага», «Сон».

Комбинированный урок.

1

Гражданствен-ность и публицистич-ность, устремленность к правде истории

Знать о жизни и творчестве поэтов.

Знать темы и мотивы поэзии.

Уметь интерпретировать стихотворения

Групповая работа анализ стихотворений по группам

94

Арбатский мир Б. Ш. Окуджавы. «Песенка об Арбате», «Молитва Франсуа Вийона», «Надежды маленький оркестрик», «Союз друзей», «Пол­ночный троллейбус», «Мы за ценой не постоим». Н. М. Рубцов. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчиз­ны...», «Добрый Филя», «Звезда полей», «Неизвестный», «Я люблю судьбу свою», «Виденья на холме». В.С.Высоцкий. Авторские песни. И. А. Бродский. «Стансы», «Ты поскачешь во мраке, по бес­крайним холодным холмам...», «На смерть Жукова», «Ниоткуда с любовью…» (из цикла «Часть речи»), «К Ура­нии», «Примечания папоротника».

Комбинированный урок.

1

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии.

Знать о жизни и творчестве поэта.

Знать мотивы и темы поэзии.

Уметь интерпретировать стихотворения

Анализ коллективный стихотворения «Сонет»

95

Постановка важных социальных и нравственных проблем, изображение глубинных противоречий действительности. Ф. А. Абрамов. «Деревянные кони», «Пелагея»

Урок усвоения нового.

1

Суровая правда о жизни деревни, тема вековых устоев в жизни крестьянина.

Знать о творчестве и жизни писателя.

Уметь участвовать в беседе, выстраивать монологическую речь

Мастерство психологического анализа.

96

Тема вековых устоев в жизни крестьянина («деревенская про­за»). Человек и природа. В. П. Астафьев. «Царь-рыба», «Последний поклон».

Урок усвоения нового.

1

Тема вековых устоев в жизни крестьянина («деревенская про­за»). Человек и природа.

Знать о творчестве и жизни писателя.

Уметь участвовать в беседе, выстраивать монологическую речь

Проблемные задания

Работа с учебником

97

Стремление по-новому осмыслить проблемы человека и об­щества, общества и государства, народа и власти. Трагические страницы советской истории в литературе этих лет. Ю. В. Трифонов. «Старик».

Урок усвоения нового.

1

Стремление по-новому осмыслить проблемы человека и об­щества, общества и государства, народа и власти.

Знать о творчестве и жизни писателя.

Уметь участвовать в беседе, выстраивать монологическую речь

Аналитическая беседа

98 99

РР. Контрольная работа по образцу ЕГЭ с развёрнутым ответом ограниченного объёма

2


100

Жанровое многообразие литературы. В. М. Шукшин. Рассказы.

Урок усвоения нового.

1

Изображение

народной жизни и народного характера

Знать тематику и проблематику рассказов. Уметь участвовать в беседе, выстраивать монологическую речь

опрос

101

Вн. чт. Драматургия А. В. Вампилова. «Старший сын».

Урок усвоения нового.

1

Своеобразие композиции пьесы. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Смысл финала пьесы.

Знать о творчестве и жизни драматурга.

Уметь интерпретировать драматическое произведение.

Найти конфликт

Определить проблемы по группам

102

Обобщение изученного курса.

1






Список рекомендуемой литературы.

Авторская программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. Г. И. Беленького. - 4-е изд., перераб. - Москва.- Мнемозина. - 2009

Ю.И.Лыссого «Русская литература 20 века». 11 кл. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений -М.;»Мнемозина»,2010

Дополнительная литература:

1.Е. М. Болдырева. А. В. Леденев. Поэзия Серебряного века в школе. - М., Дрофа, 2010.

2.Н.В.Егорова..Поурочные разработки по русской литературе XXвека :11класс-М.:ВАКО,2010

3.Т.А.Калганова . Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997.

4.М.А.Нянковский. Уроки литературы в 11 классе: развернутое планирование: Академия развития, 2010.

5. А. Обернихина. Преподавание литературы в 11 классе. г.. - М., 2009

5. ЕГЭ 2013. Литература.- М., АСТ. Астрель, 2013.

45


© 2010-2022