Урок по русскому языку на тему

  Учебное занятие, проводимое по   технологии "Развитие критического мышления", строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.     На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. ещё до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкрет...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7-й класс

Правописание производных предлогов.

Урок по технологии РКМЧП

Цели:

  1. Научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

  2. Развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

  3. Воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Оборудование: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

Ход урока.


  1. Актуализация ранее изученного.

Стадия вызова

Приём «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернёмся к этим высказываниям позже.


  1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

  2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

  3. Все предлоги пишутся в одно слово.

  4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

  5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

  6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.


  1. Совместное определение темы и целей урока.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чём мы будем говорить?

- Какие цели мы можем перед собой поставить?


  1. Изучение нового материала.

Стадия осмысления

Приём «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (стр….), делайте в нём пометки:

«!» - эту информацию знаю;

«+» - это новая для меня информация;

«?» - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов


  1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу.

  2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

  3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчёт, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие).

  4. Правописание производных предлогов надо запомнит, справляться об их написании в орфографическом словаре.

  5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами. Например: насчёт = о, несмотря на = вопреки, навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

  6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. - В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчёт (= о) поездки. - На счёт (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. - На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (вопреки) на дождь, прогулка состоялась. - Он прошёл, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. - Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. - В течении реки.

В продолжение отпуска. - В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. - В заключении эксперта была дана оценка.


  1. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

  2. Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

Стадия рефлексии.

Б. Работа с учебным текстом.

- Какая информация из текста вам была известна?

- Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

- Что нового вы узнали из текста?

- Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

- Как называются эти предлоги?

- Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

- Чем можно заменить эти предлоги?

- Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

- Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант.

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами.

1 вариант.

Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.


  1. Чтобы вовремя приехать (на) встречу, мы вышли пораньше.

  2. Когда (на) встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

  3. в (продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

  4. (В) следствие аварии лифт не работал (в) течение недели.

2 вариант.

Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.


  1. (В) начале урока мы читали текст.

  2. Мы идём в поход (в) месте с родителями.

  3. (В) месте падения метеорита образовался кратер.

  4. (В) течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4.Итог урока.

- ЕЩЁ РАЗ НАЗОВИТЕ ВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ.

- Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

- Какие производные предлоги пишутся в два слова?

- Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?


  1. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень - обязательный минимум - упражнение №

2-й уровень - составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень - подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.


© 2010-2022