- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему Страна Фразеология
Урок по русскому языку на тему Страна Фразеология
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нечунаевой Н.В. |
Дата | 06.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Русский 11класс. Тема урока. Страна «Фразеология».
Цели на уроке: -
общеобразовательная:
повторение и обобщение материала по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология.
развивающая:
- коммуникативную компетенцию учащихся;
- речь, память, внимание, мышление, умения
сравнивать, обобщать, классифицировать, работать со словарями;
воспитывающая:
- самостоятельность, умение сопереживать за товарища;
- стремление совершенствовать речевое мастерство, повышать речевую культуру;
- интерес к русскому языку.
- формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, фразеологические словари.
Ход урока - игры.
Игра - высшая форма исследования.
Альберт Эйнштейн
Организационный момент. Класс делится на 2 команды.
Учитель напоминает обучающимся о правилах работы в группах (командах).
Памятка работы в группе.
-
Будьте добросовестным по отношению к товарищам, работай в полной мере своих сил.
-
Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
-
Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
-
Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.
-
Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
-
Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)
-
Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
-
Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный всей группой ее полномочный представитель.
I этап. Лексическая разминка.
Первое задание. (1-я команда)
Назовите антонимы.
Далеко - близко
Высоко - низко
Продолжить ряд. 1-я команда называет слово, 2-я команда - называет антоним. (Команда формулирует правило: что такое антонимы)
Назовите синонимы. (2-я команда)
Холодный - прохладный.
Ласковый - нежный.
Продолжить ряд. 2-я команда называет слово, 1-я команда - называет синоним. (Команда формулирует правило: что такое синонимы)
Второе задание.
Распределить карточки по признакам:
-
Признаки свободных словосочетаний.
-
Признаки фразеологизмов.
(Карточки команды получают в конвертах.)
Каждая команда отвечает на вопрос «Что такое фразеологизм?»
Признаки свободных словосочетаний
Признаки фразеологизмов
1. Любое из слов можно заменить другими словами
1. В их составе нельзя заменять слова по своему желанию
2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность
2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность
3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания
3. Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания
II этап. Отгадать загадки.
Команды по очереди отгадывают загадки, если одна команда не отгадала, то отгадывает вторая команда.
-
Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха? - Медведь на ухо наступил.
-
Выполняется быстро, ловко, хорошо. - Горит в руках.
-
Оказаться в неловком, глупом положении. - Сесть в калошу.
-
Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения.- Семь пятниц на неделе.
-
Очень темно, совершенно ничего не видно. - Ни зги не видно.
III этап. Дидактический тренажёр «Афоризм».
Обучающиеся получают карточки с вариантами ответов, напротив которых проставлены буквы. (Команды получают по 8 карточек). Букву выбранного варианта вставляют в указанную ячейку. Если обучающиеся правильно выполнили задание, то прочитают афоризм «Язык - одежда мыслей.» (Сэмюэл Джонсон . (7 сентября 1709 года - 13 декабря 1784 года) - английский литературный критик, лексикограф и поэт эпохи Просвещения.).
1 слово 1 буква
Слова какого ряда будут синонимами слова вежливый?
-
благозвучный, приятный для слуха И
-
учтивый, корректный Я
-
образованный, умный У
-
звучащий согласно, гармоничный О
1 слово 2 буква
Укажите предложение, в котором есть фразеологизм
-
снявший голову П
-
близок локоток, да не укусишь Л
-
все работали спустя рукава З
-
не всё коту масленица Ц
1 слово 3 буква
Какие из данных пар слов являются синонимами?
-
горячий-холодный О
-
разговорчивый-молчаливый Э
-
горячий-жаркий Ы
-
рыдать-смеяться И
1 слово 4 буква
Укажите предложение, в котором есть фразеологизм
-
бригада работала засучив рукава К
-
жизнь прожить-не поле перейти Л
-
слово не воробей, вылетит - не поймаешь В
-
светало П
2 слово 1 буква
Найдите правильное утверждение
-
антонимы-это близкие по смыслу слова А
-
антонимы-это противоположные по смыслу слова О
-
антонимы-это слова в переносном значении Е
-
антонимы-это разные по смыслу слова Э
2 слово 2 буква
Какие из данных пар являются синонимами?
-
трусливый-несмелый Д
-
длинный-короткий Л
-
громадный маленький П
-
громадный-крошечный Г
2 слово 3 буква
Какие из данных пар являются антонимами?
-
глубокий- бездонный Э
-
вьюга-метель А
-
дряхлый-обветшалый Ю
-
труд-безделье Е
2 слово 4 буква
В каком ряду все слова - синонимы?
1) время, период, эпоха, эра Ж
2) лингвист, историк,
литературовед П
3) фрукты, овощи, вишня Д
4) сосна, тополь, ясень В
5) тарелка, вилка, ложка К
2 слово 5 буква
Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:
1) бить баклуши В
2) положа руку на сердце Ш
3) сложа руки Н
4) не покладая рук Д
5) море по колено Ф
2 слово 6 буква
Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
1) как в воду глядел Е
2) набрать в рот воды А
3) выйти сухим из воды У
4) как рыба в воде Э
5) не разлить водой Ю
3 слово 1 буква
Укажите стилистически нейтральный фразеологизм.
1) закадычный друг Б
2) во веки веков С
3) вступить в брак В
4) сдержать слово М
5) втирать очки К
3 слово 2 буква
Что изучает лексика?
1) историю слова А
2) части речи и их формы Я
3) правила написания слов Ю
4) звуковую сторону слова О
5) слова и их значения. Ы
3 слово 3 буква
Какие из данных пар слов являются антонимами?
-
труд-работа Р
-
труд-безделье С
-
смеяться-хохотать Н
-
молчаливый-безгласный Ф
3 слово 4 буква
Определите, в каком варианте даны неологизмы:
1) бартер, кастинг, конфессия Л
2) псалтырь, светлица, кафтан Р
3) курень, полуночник, шелоник Д
4) опосля, прислухаться, не серчай Т
кардиолог, инфаркт, универсам С
3 слово 5 буква
Укажите слова, не являющиеся паронимами:
-
эффектный, эффективный У
2) представить, предоставить Ю
3) фарш, фарс Е
4) командировочные,
командированные Ы
5) подпись, роспись И
3 слово 6 буква
Какое из этих слов является устаревшим?
-
доктор Ь
-
врач Е
-
лекарь Й
1
2
3
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
Я
з
ы
к
2
о
д
е
ж
д
а
3
м
ы
с
л
е
й
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
Правильный вариант ответа.
1 слово
2 слово
3 слово
Я- 2
З- 3
Ы- 4
К- 1
О- 2
Д- 1
Е- 3
Ж- 4
Д- 4
А- 2
М- 4
Ы- 5
С- 2
Л- 1
Е- 3
Й- 3
IV этап. Что это значит?
Обучающиеся должны объяснить лексическое значение фразеологизмов одним словом. (Команды получают задания в конвертах)
1-я команда.
Верой и правдою - честно.
В первую голову - сначала.
Не смыкая глаз - без сна.
Не по твоим губам - не для тебя.
Лежать под сукном - забыто.
С рук сбыть - продать, избавиться.
2-я команда.
Смотреть сквозь пальцы - многое позволять, не контролировать.
Не первой молодости - не молодой.
Не последнее слово - важная роль.
Лицом к лицу - близко, вплотную.
Одним миром мазаны - похожи.
В руках горело- спорилось, получалось.
Vэтап. Собери фразеологизмы.
Фразеологизмы разрезаны на две части. Обучающиеся должны соединить начало и конец фразеологизмов. (Команды получают задания в конвертах)
Для 1-ой команды
Витать (в облаках).
Душа (в пятки ушла).
Зарубить (на носу).
Из мухи (делать слона).
На блюдечке (с золотой каемочкой).
На краю (земли).
Для 2-ой команды
На седьмом (небе).
Ни зги (не видно).
Кинуться (очертя голову).
Съесть (пуд соли).
Скатертью (дорога).
Работать (засучив рукава).
VI этап. Найдите пару.
Обучающиеся подбирают к каждому фразеологизму синонимично-антонимичную пару.
1-я команда
Синонимы:
Без царя в голове. - Пороха не выдумает.
За семь вёрст. - За тридевять земель.
Язык проглотить. - Держать язык за зубами.
В мгновенье ока. - В два счёта.
Смотреть в оба. - Держать ухо востро.
2-я команда
Антонимы:
Без царя в голове. - Семь пядей во лбу.
За семь вёрст. - В двух шагах.
Язык проглотить. - Чесать языком.
В мгновенье ока. - Шаг за шагом.
Смотреть в оба. - Витать в облаках.
VII этап. Итог урока.
Жюри оглашает результаты и награждает победителей. Проигравшей команде - утешительный приз.
Каждая команда выражает своё отношение к уроку, используя фразеологизмы.
Слово учителя.
Сегодня на уроке вы не ударили в грязь лицом, не считали ворон, не витали в облаках. И зарубили себе на носу, что не надо ждать у моря погоды и поэтому на уроке вы трудились не покладая рук.
Мы с вами в очередной раз убедились, что русский язык богат фразеологизмами, они прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы их будете знать и научитесь их использовать в своей речи, тем выразительней и ярче станет речь. Язык - одежда мыслей!
Любите и изучайте русский язык!
Приложение.
Критерии оценивания заданий.
I этап. Лексическая разминка.
3 балла -первое задание; 5 баллов -второе задание.
II этап. Отгадать загадки. За каждый правильный ответ - 1 балл.
III этап. Дидактический тренажёр «Афоризм».
За каждый правильный ответ 1 балл.
IV этап. Что это значит?
За каждый правильный ответ 1 балл. Команде, которая справилась с заданием первая, добавляется 2 балла.
Vэтап. Собери фразеологизмы.
За каждый правильный ответ 1 балл. Команде, которая справилась с заданием первая, добавляется 2 балла.
VI этап. Найдите пару.
За каждый правильный ответ 1 балл. Команде, которая справилась с заданием первая, добавляется 2 балла.