Курс по выбору в 9 классе Лингвистический анализ текста

Курс по выбору "Лингвистический анализ текста" для обучающихся в 9-м классе                                                                                                              Пояснительная записка   Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что традиционная непрофильная подготовка старшеклассников общеобразовательных учреждений привела к нарушению преемственности между школой и вузом. В структуру тестов единого государственного экзамена введены вопросы по культуре речи и стилистике, которые вызывают затруднения обучающихся. Опорной, ключевой единиц... № п/п Тема Количество часов Формы контроля Лекция   1 Тема, идея, форма текста 1   Анализ текста 2 Функционально-стилевой разбор 1   Грамматико-стилистические задания 3 4 Слово в тексте. Лексический разбор слова. Выбор слов в тексте в зависимости от его стиля, от характера лексического значения слова  1  1   Лексический разбор слова. Анализ текста 5   6 Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистическая оценка фразеологических средств 1   1   Анализ текста 7 8 Способы связи предложений в тексте. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте 1 1   Грамматико-стилистические задания Итого: 8  часов 8     Перечень ключевых слов Стилистика, стиль, тип, текст, активный и пассивный запас языка, фразеологические обороты, лексический разбор, лексический оборот, функциональная стилистика, стилистика средств, функционально-стилевой разбор, порядок слов, изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры, сравнение языковых средств, лингвостилистический анализ текста.                 
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курс по выбору "Лингвистический анализ текста" для обучающихся в 9-м классе

Пояснительная записка

Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что традиционная непрофильная подготовка старшеклассников общеобразовательных учреждений привела к нарушению преемственности между школой и вузом. В структуру тестов единого государственного экзамена введены вопросы по культуре речи и стилистике, которые вызывают затруднения обучающихся. Опорной, ключевой единицей курса является текст. Использование текста позволяет:

по-новому решить вопросы о соотношении теории и практики в курсе русского языка;

обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста;

ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи.

В соответствии с этим цель курса заключается в расширении лингвистического кругозора обучающихся за счет усвоения обучающимися новых стилистических знаний, в совершенствовании их практических, коммуникативных навыков и умений.

Курс предусматривает проведение занятий в форме урока - диалога, урока-практикума, конференции. Курс завершается зачетом, который проводится в форме конференции. При этом к зачету обучающиеся должны представить на выбор: лингвостилистический анализ текста, защиту реферата на выбранную тему, работу по тексту и заданиям, проект. Возможно использование следующих форм контроля:

анализ предложений, текста;

лексический разбор слова;

грамматико-стилистические задания.

.

Курс рассчитан на 8 часов лекционно-практических занятий в 9-м классе.

В результате изучения курса обучающийся должен знать:

методы и приемы стилистического анализа;

связь языка художественной литературы с функциональными стилями речи;

стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств;

понимать:

назначение стилистики как учебной дисциплины;

природу стилистических ошибок и их отличие от других типов речевых ошибок;

уметь:

определять стили речи и анализировать устные и письменные тексты разных стилей;

находить и исправлять стилистические ошибки;

владеть:

разными приемами стилистического анализа, стилистическими нормами;

навыками стилистической правки текста.

Содержание курса по выбору

Тема 1. Тема, идея, форма текста. (2 часа)

Цели и задачи занятий:

познакомить с изучаемым курсом, вызвать интерес к знаниям;

познакомить с элементами лингвостилистического анализа текста;

научить определять тему, идею текста.

Тема 2. Функционально-стилевой разбор (2 часа)

Цели и задачи занятий:

познакомить с типологическими особенностями текста, с функциональными стилями русского языка;

провести наблюдения над текстовыми особенностями стиля;

уметь определять стиль и тип речи.

Тема 3. Слово в тексте. Лексический разбор слова. Выбор слов в тексте в зависимости от его стиля, от характера лексического значения слова (2 часа)

Цели и задачи занятий:

уметь выполнять лексический разбор слова, составить план лексического разбора слова;

научить рассматривать слово в общем контексте, определять стилистическую окраску,

выработать умение находить и исправлять лексико-стилистические ошибки.

Тема 4. Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистическая оценка фразеологических средств (2 часа)

Цели и задачи занятий:

показать, что приемы и средства выразительности в разных функциональных стилях неодинаковы;

научить выявлять средства выразительности и давать обобщенную характеристику текста;

провести наблюдения над использованием фразеологизмов в разных текстах;

выявить особенности использования фразеологизмов и появления крылатых слов.

Тема 5. Способы связи предложений в тексте. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте (2 часа)

Цели и задачи занятий:

познакомить со способами соединения самостоятельных предложений в тексте;

научить определять способ связи в предложениях;

отработать типичные ошибки, встречающиеся в письменных работах обучающихся.

Тема 6. Конференция "Лингвостилистический анализ текста" ( 2 часа)

Цели и задачи занятий:

учащиеся должны владеть приемами лингвостилистического анализа текста;

уметь определять стили и типы речи, анализировать письменные и устные тексты разных стилей, находить и исправлять стилистические ошибки.

Литература для обучающихся

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. - М., 2000.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. - С-ПБ., 2000.

Капинос В.И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. - М., 1991.

Махницкая Е.Ю.Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам. - Ростов-н/Д, 2005.

Розенталь Д.Э.Секреты стилистики. - М.,1996.

Литература для учителя

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. - М., 2000.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. - С-ПБ., 2000.

Дейкина Капинос В.И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. - М., 1991.

Розенталь Д.Э.Секреты стилистики. - М.,1996.


Тематическое планирование



п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

Лекция

1

Тема, идея, форма текста

1

Анализ текста

2

Функционально-стилевой разбор

1

Грамматико-стилистические задания

3

4

Слово в тексте. Лексический разбор слова.

Выбор слов в тексте в зависимости от его стиля, от характера лексического значения слова

1

1

Лексический разбор слова.

Анализ текста

5

6

Изобразительно-выразительные средства языка.

Стилистическая оценка фразеологических средств

1

1

Анализ текста

7

8

Способы связи предложений в тексте.

Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте

1

1

Грамматико-стилистические задания

Итого: 8 часов

8

Перечень ключевых слов

Стилистика, стиль, тип, текст, активный и пассивный запас языка, фразеологические обороты, лексический разбор, лексический оборот, функциональная стилистика, стилистика средств, функционально-стилевой разбор, порядок слов, изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры, сравнение языковых средств, лингвостилистический анализ текста.


© 2010-2022