Конспект урока по русскому языку Главные члены предложения (ТРИИК)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Заздравных Д.Н.

ТЕМА: Главные члены предложения.


класс 8, предмет: русский язык, кол-во часов 6.

Цель изучения темы: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при написании сочинения на основе:

• Представления о подлежащем и сказуемом, о видах сказуемых.

• Понимания смысловых отношений между частями предложения.

•Умения - правильно формулировать предложения в связный текст при написании сочинения.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Личностный - осознанное отношение к обучению по теме. Метапредметный

Познавательный- умения найти главные члены предложения и выделить подлежащие и сказуемое.

Регулятивные умения: адекватно оценивать свою деятельность, действовать по плану.

Коммуникативные умения слушать и слышать собеседника, работать в паре и группе.

Предметный (умения) составлять связный текст.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ


Блок 1. Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего.

Блок 2. Повторение изученного о сказуемом. Простое глагольное сказуемое.

Блок 3. Составное глагольное сказуемое.

Блок 4. Составное именное сказуемое.

Термины и понятия (глоссарий) по теме: Главные члены предложения.

Синтаксис. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Виды сказуемого. Вспомогательное слово. Инфинитив. Глагол-связка. Именная часть. Синтаксически неделимое словосочетание. Синтаксический разбор.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные связи: русский язык, литература

Ресурсы: учебник Бархударова С.Г., Крючкова С.Е. Русский язык. 8 класс. Методическое пособие. Пособие для учащихся дополнительный материал для выработки устойчивых навыков грамотного письма, автор Ахременкова Л.А. Интернет.

Формы работы школьников: индивидуальная, парная, групповая.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

I этап. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание: правильно формулировать предложения в связный текст при написании сочинения. Написать сочинение «Моя школа».


II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

Блок 1. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО О ПОДЛЕЖАЩЕМ. СПОСОБЫ ВАРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО.

Содержание блока осваивается школьниками на основе п.11 учебника.

На основе п.11

Задание 1 (З), Слайд 2.

Спишите упражнение 116, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу предложений. После выполнения обменяйтесь тетрадями и проверьте одноклассника.

Задание 2 (П), Слайд 3.

Разберите предложения, записанные на электронной доске.

Определите способ выражения подлежащего. Аргументируйте свой ответ

1). Жил старик со своею старухой у самого синего моря. 2). Комендантша с дочерью удалились. 3). Бабушка с внучкой пришли к ним вечером. 4). Николай с Денисовым ходили по залам. 5). Старик крестьянин с батраком шел под вечер леском. 6). Несколько мгновений спустя Лежнев с Басистовым явился на балконе.

Задание 3 (У),

Составьте таблицу с примерами, используя теорию 11 параграфа «Что такое подлежащее».

Задание 4 (Д)

Составьте предложения, используя в качестве подлежащих неделимые словосочетания: Великая Отечественная война, Российская Федерация, железная дорога, один из спортсменов.

Блок 2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О СКАЗУЕМОМ. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ.

Содержание блока осваивается школьниками на основе п.12 учебника.

На основе п.12

Задание 1 (З). Раскройте понятие «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».

Задание 2 (П). Прочитайте, найдите сказуемые, выраженные глаголами в форме настоящего времени. Запишите номера предложений, в которых эта форма употреблена для обозначения постоянного действия. Обоснуйте свой выбор.

1). Лес хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры. 2). Воля и труд человека дивные дивы творят. 3). Катя внезапно вспомнила песчаную дорожку. 4). По дорожке идет она сама - Катя. 5). Под туфельками хрустит песок. 6). Волосы треплет ветерок.

Задание 3 (У). Составьте вопросы к параграфу 12.

Задание 4 (У). Разберите по членам предложения из повестей А.С.Пушкина «Метель» и «Выстрел».

Они сошли в сад. Никто в доме не знал о предположенном побеге. Владимир заплатил проводнику и поехал на двор к священнику. Жизнь армейского офицера известна. Я увидел его издали. На дворе увидел я дорожную телегу.

Задание 4 (Д)

Составьте и запишите предложения, используя в качестве простых глагольных сказуемых неделимые сочетания: дать обещание, отдать приказ, отдавать предпочтение, внести предложение, одержать победу.

Блок 3. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ.

Содержание блока осваивается школьниками на основе п.13 учебника.

На основе п.13

Задание 1 (З). Назовите составные сказуемые.

Задание 2 (З). Укажите основные особенности составного глагольного сказуемого.

Задание 3 (П). Групповая работа (по карточкам). Класс делится на 4-5 групп.

Задание для первой группы

1. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Марья Васильевна достала х…лсты, начала переб…рать их… На лес(?)нице они ра…сыпались, и Миша помог подобрать их.

Марья Васильевна разл…жила х…лсты на столе и пр…нялась кроить их. Миша зарыдал. Он представил себе, что уже не матушка будет ласково приказывать, а чужая девушка будет на него кричать.

2. Сделать синтаксический разбор 1 предложения.

3. Указать составные глагольные сказуемые.

4. Определить основную мысль отрывка.

5. Взаимоопрос:

  • рассказать о способах связи слов в словосочетании;

  • рассказать о составном глагольном сказуемом;

  • рассказать о простом глагольном сказуемом;

  • рассказать о подлежащем и способах его выражения.

Лист учета знаний

Оценку друг другу ставят участники данной группы.

Фамилия

Имя

Оценка

1

2

3

4

5




6

7

8

Задание для второй группы

1. Переписать, вставить пропущенные буквы.

2. Выразительно прочитать отрывок из "Оды…"

3. Определить основную мысль отрывка.

4. Найти составные глагольные сказуемые.

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых ж…лает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благ…сл…венны!
Д…рзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская з…мля рождать

5. Взаимоопрос:

  • рассказать о строении словосочетаний.

  • рассказать о способах связи слов в словосочетаниях.

  • рассказать о подлежащем.

  • рассказать о простом глагольном сказуемом.

  • рассказать о составном глагольном сказуемом.

Лист учета знаний

Фамилия

Имя

Оценка

1

2

3

4

5




6

7

8

Задание для третьей группы

1. Вставить пропущенные буквы.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счас(?)ливой жизни украшают,
В (не)счастный случай бер…гут;

В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустын…,
В градском шуму и на едине,
В покое сла…ки и в труде.

2. Выразительно прочитать отрывок из "Оды…".

3. Определить основную мысль отрывка.

4. Сделать синтаксический разбор первой строфы.

5. Выписать словосочетания с разными способами связи:

1) согласование;

2) управление;

3) примыкание.

6. Взаимоопрос:

  • рассказать о словосочетании.

  • рассказать о способе связи в словосочетании.

  • рассказать о составном глагольном сказуемом.

  • рассказать о простом глагольном сказуемом.

Лист учета знаний

Фамилия

Имя

Оценка

1

2

3

4

5




6

7

8

Задание 4 (У). Теорию параграфа 12 представьте в виде таблицы.

Задание 5 (Д)

Спишите предложение расставляя пропущенные знаки препинания, выполните синтаксический разбор: Наконец батюшка объявил что намерен писать со мной к будущему моему начальнику и потребовал пера и бумаги.

Блок 4. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ.

Содержание блока осваивается школьниками на основе п.14 учебника.

На основе п.14

Задание 1 (З).

Укажите основные особенности составного именного сказуемого.

Задание 2 (П). Работа в парах.

Выпишите из повести А.С Пушкина «Капитанская дочка» (гл. II «Вожатый») по 2 примера на каждый вид сказуемого. Аргументируйте свой ответ.

Задание 4 (У).

Рассмотрите схему из упражнения 152 и дополните ее своими примерами.

Задание 4 (Д).

Выпишите предложения с составным именным сказуемым. В каком предложении связка нулевая? 1). Метель была страшная. 2). На дворе была метель, ветер выл. 3). На наезднике была серая куртка с меховым воротником. 4). Костюм совсем новый. 5). Это был ее новый костюм. 6). Накануне праздника будет карнавал. 7). Иллюминация будет красивой.



III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Задание А (информативный уровень)

Напишите сочинение на заданную тему: «Моя школа»

на основе изученного материала и структуры плана.

Тема______________

  1. Введение (В моей жизни школа играет _______ роль, потому что ___ ).

  2. Основная часть (раскрываются основные вопросы содержания -например, история школы; общение в школе с учениками, учителями; школьные знания; школа и будущее и т.д.)

  3. Заключение (вывод по теме).

Задание Б (импровизационный уровень)

Напишите сочинение «Моя школа» на основе материалов учебной темы и памятки.

Памятка: план сочинения содержит в себе следующие части: название темы, введение, основная часть, заключение.

Задание В (эвристический уровень)

Напишите сочинение «Моя школа».


IV этап. Рефлексивная деятельность

ДЭС- интерактивная доска.

Задание 1 (самоанализ)

Закончите предложения.

  1. Для меня было важно (полезно) изучать тему «Главные члены предложения», потому что ____________.

  2. Чтобы написать связный текст в сочинении, нужно знать _____.

Задание 2 (самооценка)

Дополните предложения.

1. Я доволен(льна) ______(вполне, средне, не доволен) своим сочинением.

2. Я оцениваю свою работу по теме на __________.(отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что __________.

© 2010-2022