- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку Главные члены предложения (ТРИИК)
Конспект урока по русскому языку Главные члены предложения (ТРИИК)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Заздравных Д.Н. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Заздравных Д.Н.
ТЕМА: Главные члены предложения.
класс 8, предмет: русский язык, кол-во часов 6.
Цель изучения темы: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при написании сочинения на основе:
• Представления о подлежащем и сказуемом, о видах сказуемых.
• Понимания смысловых отношений между частями предложения.
•Умения - правильно формулировать предложения в связный текст при написании сочинения.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Личностный - осознанное отношение к обучению по теме. Метапредметный
Познавательный- умения найти главные члены предложения и выделить подлежащие и сказуемое.
Регулятивные умения: адекватно оценивать свою деятельность, действовать по плану.
Коммуникативные умения слушать и слышать собеседника, работать в паре и группе.
Предметный (умения) составлять связный текст.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Блок 1. Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего.
Блок 2. Повторение изученного о сказуемом. Простое глагольное сказуемое.
Блок 3. Составное глагольное сказуемое.
Блок 4. Составное именное сказуемое.
Термины и понятия (глоссарий) по теме: Главные члены предложения.
Синтаксис. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Виды сказуемого. Вспомогательное слово. Инфинитив. Глагол-связка. Именная часть. Синтаксически неделимое словосочетание. Синтаксический разбор.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Межпредметные связи: русский язык, литература
Ресурсы: учебник Бархударова С.Г., Крючкова С.Е. Русский язык. 8 класс. Методическое пособие. Пособие для учащихся дополнительный материал для выработки устойчивых навыков грамотного письма, автор Ахременкова Л.А. Интернет.
Формы работы школьников: индивидуальная, парная, групповая.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
I этап. Самоопределение к деятельности
Ситуативное задание: правильно формулировать предложения в связный текст при написании сочинения. Написать сочинение «Моя школа».
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)
Блок 1. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО О ПОДЛЕЖАЩЕМ. СПОСОБЫ ВАРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО.
Содержание блока осваивается школьниками на основе п.11 учебника.
На основе п.11
Задание 1 (З), Слайд 2.
Спишите упражнение 116, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу предложений. После выполнения обменяйтесь тетрадями и проверьте одноклассника.
Задание 2 (П), Слайд 3.
Разберите предложения, записанные на электронной доске.
Определите способ выражения подлежащего. Аргументируйте свой ответ
1). Жил старик со своею старухой у самого синего моря. 2). Комендантша с дочерью удалились. 3). Бабушка с внучкой пришли к ним вечером. 4). Николай с Денисовым ходили по залам. 5). Старик крестьянин с батраком шел под вечер леском. 6). Несколько мгновений спустя Лежнев с Басистовым явился на балконе.
Задание 3 (У),
Составьте таблицу с примерами, используя теорию 11 параграфа «Что такое подлежащее».
Задание 4 (Д)
Составьте предложения, используя в качестве подлежащих неделимые словосочетания: Великая Отечественная война, Российская Федерация, железная дорога, один из спортсменов.
Блок 2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О СКАЗУЕМОМ. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ.
Содержание блока осваивается школьниками на основе п.12 учебника.
На основе п.12
Задание 1 (З). Раскройте понятие «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».
Задание 2 (П). Прочитайте, найдите сказуемые, выраженные глаголами в форме настоящего времени. Запишите номера предложений, в которых эта форма употреблена для обозначения постоянного действия. Обоснуйте свой выбор.
1). Лес хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры. 2). Воля и труд человека дивные дивы творят. 3). Катя внезапно вспомнила песчаную дорожку. 4). По дорожке идет она сама - Катя. 5). Под туфельками хрустит песок. 6). Волосы треплет ветерок.
Задание 3 (У). Составьте вопросы к параграфу 12.
Задание 4 (У). Разберите по членам предложения из повестей А.С.Пушкина «Метель» и «Выстрел».
Они сошли в сад. Никто в доме не знал о предположенном побеге. Владимир заплатил проводнику и поехал на двор к священнику. Жизнь армейского офицера известна. Я увидел его издали. На дворе увидел я дорожную телегу.
Задание 4 (Д)
Составьте и запишите предложения, используя в качестве простых глагольных сказуемых неделимые сочетания: дать обещание, отдать приказ, отдавать предпочтение, внести предложение, одержать победу.
Блок 3. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ.
Содержание блока осваивается школьниками на основе п.13 учебника.
На основе п.13
Задание 1 (З). Назовите составные сказуемые.
Задание 2 (З). Укажите основные особенности составного глагольного сказуемого.
Задание 3 (П). Групповая работа (по карточкам). Класс делится на 4-5 групп.
Задание для первой группы
1. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
Марья Васильевна достала х…лсты, начала переб…рать их… На лес(?)нице они ра…сыпались, и Миша помог подобрать их.
Марья Васильевна разл…жила х…лсты на столе и пр…нялась кроить их. Миша зарыдал. Он представил себе, что уже не матушка будет ласково приказывать, а чужая девушка будет на него кричать.
2. Сделать синтаксический разбор 1 предложения.
3. Указать составные глагольные сказуемые.
4. Определить основную мысль отрывка.
5. Взаимоопрос:
-
рассказать о способах связи слов в словосочетании;
-
рассказать о составном глагольном сказуемом;
-
рассказать о простом глагольном сказуемом;
-
рассказать о подлежащем и способах его выражения.
Лист учета знаний
Оценку друг другу ставят участники данной группы.
№
Фамилия
Имя
Оценка
1
2
3
4
5
6
7
8
Задание для второй группы
1. Переписать, вставить пропущенные буквы.
2. Выразительно прочитать отрывок из "Оды…"
3. Определить основную мысль отрывка.
4. Найти составные глагольные сказуемые.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых ж…лает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благ…сл…венны!
Д…рзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская з…мля рождать
5. Взаимоопрос:
-
рассказать о строении словосочетаний.
-
рассказать о способах связи слов в словосочетаниях.
-
рассказать о подлежащем.
-
рассказать о простом глагольном сказуемом.
-
рассказать о составном глагольном сказуемом.
Лист учета знаний
№
Фамилия
Имя
Оценка
1
2
3
4
5
6
7
8
Задание для третьей группы
1. Вставить пропущенные буквы.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счас(?)ливой жизни украшают,
В (не)счастный случай бер…гут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустын…,
В градском шуму и на едине,
В покое сла…ки и в труде.
2. Выразительно прочитать отрывок из "Оды…".
3. Определить основную мысль отрывка.
4. Сделать синтаксический разбор первой строфы.
5. Выписать словосочетания с разными способами связи:
1) согласование;
2) управление;
3) примыкание.
6. Взаимоопрос:
-
рассказать о словосочетании.
-
рассказать о способе связи в словосочетании.
-
рассказать о составном глагольном сказуемом.
-
рассказать о простом глагольном сказуемом.
Лист учета знаний
№
Фамилия
Имя
Оценка
1
2
3
4
5
6
7
8
Задание 4 (У). Теорию параграфа 12 представьте в виде таблицы.
Задание 5 (Д)
Спишите предложение расставляя пропущенные знаки препинания, выполните синтаксический разбор: Наконец батюшка объявил что намерен писать со мной к будущему моему начальнику и потребовал пера и бумаги.
Блок 4. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ.
Содержание блока осваивается школьниками на основе п.14 учебника.
На основе п.14
Задание 1 (З).
Укажите основные особенности составного именного сказуемого.
Задание 2 (П). Работа в парах.
Выпишите из повести А.С Пушкина «Капитанская дочка» (гл. II «Вожатый») по 2 примера на каждый вид сказуемого. Аргументируйте свой ответ.
Задание 4 (У).
Рассмотрите схему из упражнения 152 и дополните ее своими примерами.
Задание 4 (Д).
Выпишите предложения с составным именным сказуемым. В каком предложении связка нулевая? 1). Метель была страшная. 2). На дворе была метель, ветер выл. 3). На наезднике была серая куртка с меховым воротником. 4). Костюм совсем новый. 5). Это был ее новый костюм. 6). Накануне праздника будет карнавал. 7). Иллюминация будет красивой.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Задание А (информативный уровень)
Напишите сочинение на заданную тему: «Моя школа»
на основе изученного материала и структуры плана.
Тема______________
-
Введение (В моей жизни школа играет _______ роль, потому что ___ ).
-
Основная часть (раскрываются основные вопросы содержания -например, история школы; общение в школе с учениками, учителями; школьные знания; школа и будущее и т.д.)
-
Заключение (вывод по теме).
Задание Б (импровизационный уровень)
Напишите сочинение «Моя школа» на основе материалов учебной темы и памятки.
Памятка: план сочинения содержит в себе следующие части: название темы, введение, основная часть, заключение.
Задание В (эвристический уровень)
Напишите сочинение «Моя школа».
IV этап. Рефлексивная деятельность
ДЭС- интерактивная доска.
Задание 1 (самоанализ)
Закончите предложения.
-
Для меня было важно (полезно) изучать тему «Главные члены предложения», потому что ____________.
-
Чтобы написать связный текст в сочинении, нужно знать _____.
Задание 2 (самооценка)
Дополните предложения.
1. Я доволен(льна) ______(вполне, средне, не доволен) своим сочинением.
2. Я оцениваю свою работу по теме на __________.(отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что __________.