Конспект урока по русскому языку на тему Число. Имя числительное

  Тип урока:  повторение и обобщение знаний по изученной теме.Цели и задачи:1.Обучающие:- повторить особенности правописания числительных;- разобраться, чем число отличается от имени числительного;- грамотно записывать и произносить числительные;- отличать числительные от других частей речи;- показать взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем мире. 2. Развивающие:- совершенствовать  мыслительные (обобщение, классификация, установление аналогий)  и общеучебные умения и н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Андринская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьский район ХМАО- Югра
















Число. Имя числительное

6 класс











Учитель русского языка и литературы

Рябова Людмила Даниловна

















2014 г

Тема урока: Число. Имя числительное

Продолжительность урока: 45 минут

Тип урока: повторение и обобщение знаний по изученной теме

Цели и задачи:

1.Обучающие:

- повторить особенности правописания числительных;

- разобраться, чем число отличается от имени числительного;

- грамотно записывать и произносить числительные;

- отличать числительные от других частей речи;

- показать взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем мире.

2. Развивающие:- совершенствовать мыслительные (обобщение, классификация, установление аналогий) и общеучебные умения и навыки;

- развивать умение пользоваться справочными материалами.

3. Воспитательные:

- привить интерес к данной речи;

- расширить знания обучающихся об истории родной школы. ( Слайд 3)

Оборудование: компьютер, проектор.

Дидактические материалы к учебному занятию:

1.Презентация «Число.Имя числительное».

I. Организационный момент.

II. Этап эмоциональной подготовки к уроку.

Учитель. Добрый день!

Ребята, прочитайте стихотворение и подумайте, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?


Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

/П.Чесноков/ (Слайд 2)

Учитель.

Ребята, сегодня на уроке мы обобщим знания по всей теме «Число. Имя числительное», закрепим орфографические навыки правописания числительных.

III. Этап подготовки к активной учебной деятельности.

Учитель. Исходя из темы урока, попытайтесь определить цели сегодняшнего урока.

Ответы обучающихся. (Повторить все, что нам известно об имени числительном, проверить наши знания с помощью различных практических заданий.)

- Ребята, что вам известно о числительном? (Числительное произошло от слова «число». По частоте употребления числительные занимают 8-ое место.)

Учитель.

Да, ребята, в наше время эта часть речи особенно актуальна. Потому что везде человека окружают числа. Без числительных немыслима наука и сама жизнь. И я хочу помочь вам понять, как все школьные науки близки друг другу, как они дружно живут бок о бок, помогая вам разобраться в трудных вопросах этой жизни. Одна наука не может быть обособлена, она опирается на знания других наук, и человек, который это осознает и умеет пользоваться этими знаниями, может считать себя всесторонне развитой личностью.

Учитель.

Посмотрите внимательно на экран, я сделала выписки из нескольких учебников, вы сейчас без труда узнаете, что это за науки. (Слайд 4)

Древняя русская летопись впервые упомянула имя Москвы в 1147 году, а в 1156 году город укрепил суздальский князь Юрий Долгорукий.

(история)

В 100 граммах семян бобов содержится до 45 гр. белка, до 27 гр. растительного масла. Бобы имеют стебель высотой до170 см. На каждом стебле от 20 до 70 плодов бобов, дающих от 40 до 190 гр. семян с одного растения.

(биология)

В середине 17 века население земного шара составляло всего лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 765 миллионов. Еще через столетие население Земли перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. (география)

Учитель.

Ну что, друзья, убедились, что без числительного не может существовать ни одна из наук.

Ребята, всего за несколько секунд, но внимательно посмотрите, какие числа используются в третьем тексте, запомните их и запишите по памяти. Замените все числительные этого текста словами и запишите их в нужном падеже (1 ученик работает у доски, остальные на местах).

17 века, через 100 лет, до 765 миллионов, 1 миллиарду 171 миллиону человек.

(Семнадцатого века, через сто лет, до семисот шестидесяти пяти миллионов, одному миллиарду ста семидесяти одному миллиону человек.) (Слайд 5)

IV. Обобщение и систематизация изученного.

Учитель.

- Попытаемся разобраться, чем число отличается от имени числительного.

1. Прочитайте тексты-отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской.

(Слайд 6)

Три

Есть у нас 3сес3цы,

Вы не знаете их?

Как бы мне ухи3ться

Рассказать о троих?

У одной, что в С3жове,

Над окошком жил с3ж.

С3чь она мастерица -

Приходи к ней, малыш!

Сто

У про100го 100рожа -

Не про100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка

Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!

- Почему трудно читать эти тексты?

- Объясните разницу между понятиями "число" и "имя числительное". (Число - математическая величина, имя числительное - часть речи, которая обозначает число.)

Учитель.

Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительное можно записать словами и цифрами, а другие части речи - только словами. (Слайд 7)

V. Физминутка. (Слайд 8)

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано-

Где окно, а где кино,

Обведу еще раз круг,

Погляжу на мир вокруг!

Учитель.

Достаточно ли грамматического вопроса для определения части речи?

2. Прочитайте словосочетания и определите, какими частями речи являются выделенные слова. (Слайд 9)

Тройка (за ответ), три (товарища), трехместная (лодка), утроить (усилия),

десятый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб), (стал) пятиклассником, пять (секунд), второй (день).

- Чем они отличаются друг от друга? (Ученики определяют грамматические отличия слов.)

3. Работа в группах. Раскройте скобки, найдите «четвертое лишнее».(Слайды 10-11)

1) Тридцать второй, (трех) мил…ионный, (двух) тысячный, (десяти) мил…иардный

2) Имя числительное, простое, полное, количественное

3) Грамм, килограмм, миллион, центнер

4) Числительное, прилагательное, наречие, определение.

4. Кодовый диктант. К каким разрядам относятся данные числительные? Распределите их следующим образом:

а - целые б - дробные в - собирательные (Слайд 12)

  1. Двести три книги

  2. Две трети дома

  3. Четверо суток

  4. Одна четверть сада

  5. Трое медвежат

  6. Шестнадцать брошюр

  7. Три восьмых гектара

  8. Двое детей

  9. Двадцать пять градусов

  10. Двенадцать лет

  11. Семеро ребят

  12. Одна часть стакана

  13. Три четверти тонны груза

  14. Полтора месяца

  15. Сорок два ученика

(1-а, 2-б, 3-в, 4-б, 5-в, 6-а, 7-б, 8-в, 9-а, 10-а, 11-в, 12-б, 13-б, 14-б, 15-а).

5. Определите синтаксическую роль числительных в предложениях. (Взаимопроверка выполненных работ.) (Слайд 13)

Пять и семь - двенадцать.

В окне на пятом этаже погас свет.

Мы привезли в зоопарк двух слонов и трех медведей.

Семеро ребят отправились в поход.

6. Творческая работа. Работа в парах.

Вспомните и запишите загадки, пословицы, поговорки, фразеологизмы, название художественных произведений, включающие числительные.

7. Игра «Угадай числительное»: записать числительные словами, объяснить их правописание. (Слайд 14)
1. Это число нечетное, оно больше 10, но меньше 15, состоит из одинаковых чисел.(11)
2. Это число нечетное, меньше 20, но больше 10, делится на 3 .(15)
3. Это число четное, меньше 81, но больше 75, сумма цифр этого числа равна 8.(80)
4. Это число четное, оно больше 500, но меньше 520, делится на 10.(510)
5. Это число четное, меньше 52, но больше 45, в этом числе десять пятерок.(50).

8.Разгадай ребусы. (Слайды 15-23)

(Дмитрий, стрижи, шесть, семья, восемь, трио, трибуна, трикотаж, подвал). Учитель.

- Ребята, в этом году наша школа отмечает свой юбилей. Назовите юбилейную дату школы.

В 2013 году наша школа будет отмечать свой юбилей. Ей исполнится 30 лет. (Слайд 24)

Учитель.

- Ребята, а знаете ли вы, кто был первым директором нашей школы?

Раиса Алексеевна Борисова с 1983 г. по 1986 г. - первый директор школы. Стаж педагогической работы в школе более 11 лет. С 2011 года директор школы -

Федоренко Ольга Михайловна. (Слайды 25- 26)

В настоящее время в школе обучаются 262 обучающихся.

За 30 лет с золотой медалью окончили школу 7 человек, с серебряной медалью - 32 обучающихся. (Слайд 27)

Во время просмотра презентации выпишите все числительные, заменяя цифры словами.

VI. Рефлексия. (Слайд 28)

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появлялись во время работы?

Как вы их преодолевали?

Что вам понравилось на уроке?

Что показалось интересным?

Какое у вас сейчас настроение?

VII. Подведение итога урока. Выставление оценок. (Слайд 29)

Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока.

Что такое имя числительное? Какие разряды числительных вы знаете?

Как изменяются имена числительные?

Что вы знаете о правописании числительных?

На что надо обращать внимание при употреблении числительных, чтобы вас считали культурным человеком?

VIII. Домашнее задание. (Слайд 30)

1. Выполнить упражнение 355.

2. Составить прогноз погоды на завтрашний день, используя имена числительные.



Список использованной литературы


  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. Учебник для 6-го класса общеобразовательных учреждений/ - М.: Просвещение, 2007.

  2. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

  3. Мордерс Е.М.искать, пробовать, обучать..Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе.:Учитель - АСТ, 2002

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

  5. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку: Просвещение, 1989





6



© 2010-2022