- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе на тему Символика заглавия в пьесе А. П. Чехова Вишневый сад 10 класс
Конспект урока по литературе на тему Символика заглавия в пьесе А. П. Чехова Вишневый сад 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бурыгина О.А. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Бурыгина О. А., учитель русского языка и литературы МБОУ Сандовская СОШ
Символика заглавия в комедии Чехова «Вишневый сад»/10 класс/.
Мастерская построения знаний и творческого письма /2 часа/.
Оформление: аудиозапись с пением птиц, выставка рисунков учащихся с изображением сада (рисуют заранее).
I. Индуктор. Пение птиц /аудиозапись/.
Где можно услышать пение птиц?/в саду/
Ваши ассоциации со словом «сад».
Индивидуальная работа, затем учащиеся группы /5-7 человек/ читают друг другу слова, записывают на отдельные листы, которые потом вывешиваются на доску для представления классу. Обзор выставки рисунков учащихся.
С садом связаны поэтические ассоциации - листва, цвет, зори, росы, дожди, радуги, гудение пчел и голоса птиц. Сад - добро, человечность. Это слово заключает только положительный смысл.
II. В каких садах мы уже были? В каких произведениях встречается образ сада? Каким предстает сад? Какие ассоциации с ним связаны? /заранее приготовлены уже изученные тексты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, И. А. Гончарова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского/.
Индивидуальная работа, обсуждение в группах, ответы от групп.
Дополнение учителя: сад для писателей XIX века - атрибут дворянской усадьбы. Усадебная культура сложилась во второй половине XVII века. В 1762 году император Петр III издал указ об освобождении дворян от обязательной государственной службы. С тех пор дворянин был волен выбирать: посвятить себя службе или удалиться в деревню и заняться хозяйством. Многие помещики предпочли последнее. Они стали преображать старинные родительские дома, разбивали сады, парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки.
III. Сегодня мы посетим сад, созданный великим драматургом А. П. Чеховым, вишневый сад.
В заглавие пьесы Чехова вынесен лейтмотив «вишневый сад», мотив продажи вишневого сада. Вишневый сад находится все время в центре внимания, он то приближен к нам и открывается перед нами за окнами «детской», то он дан в отдалении: дорога в усадьбу, в стороне темнеют тополя, «там начинается вишневый сад». С вишневым садом связаны планы, надежды, мысли, радости и огорчения действующих лиц. О нем говорят в пьесе почти все персонажи. Но как они различно говорят о нем, какие разные стороны его видят.
Что говорят о вишневом саде персонажи пьесы? Проанализируйте реплики, сделайте вывод, с чем ассоциируется вишневый сад у героев пьесы.
Каждая группа выбирает героев (если класс большой, над группой персонажей может работать по 2 микрогруппы ребят): 1 - Раневская, Гаев; 2 - Лопахин, 3 - Аня, Петя Трофимов, 4 - получают задание (определите, различие в смысле слов «вишневый» и «вишнёвый», какое определение больше соответствует хозяевам старым (Раневской, Гаеву), какое - новому (Лопахину).
Каждый учащийся высказывает свои мысли, ребята обсуждают в группах реплики, сообщают классу выводы, на отдельных листах записывают ассоциации со словом «сад» героев пьесы, листы вывешиваются на доску по группам персонажей. Выразительное чтение по ролям эпизода из действия I от слов Вари «Аня спит…» до слов Раневской «…голубое небо» заранее подготовленными учащимися.
У Раневской и Гаева с вишневым садом связаны интимные чувства и переживания. Вид цветущего сада, наполненного голосами птиц, освещенного первыми лучами солнца, вызывает у Раневской воспоминание о светлой поре давно ушедшего детства и рождает печаль о несбывшихся надеждах. Для дворян сад символ прошлого, символ уходящей идиллии барских усадеб, их культуры, предмет гордости («и в энциклопедическом словаре упоминается про этот сад»), и напоминание об ушедшей молодости, утраченном беззаботном счастье.
В лирическом монологе Раневской вишневый сад - это уже нечто большее: символический образ Родины, России. Поэтому они не способны воспринять соображения практической пользы по отношению к саду, т.к. сад - их духовное, а не практическое начало.
Лопахин по-иному смотрит на вишневый сад. Он предлагает снести старые постройки, вырубить сад, раздать земельные участки в аренду под дачи. Сад для купца Лопахина - деловое предприятие, приносящее прибыль. Для него «замечательно только то, что он очень большой». Вишневый сад у Лопахина тоже вызывает воспоминания о прошлом: здесь дед и отец его были рабами. С садом связаны у Лопахина и планы на будущее. А сейчас, в настоящем, сад становится для него, как прежде для дворян, предметом гордости, олицетворением его силы, его господства: «Вишневый сад теперь мой!» - своеобразным торжеством.
Для Трофимова вишневый сад - понятие абстрактное, обобщенное. «Вся Россия наш сад», и этот конкретный сад для него не существует. Еще для него это - воплощение крепостного уклада жизни. Он не разрешает себе любоваться красотой этого сада, без сожаления расстается с ним и внушает юной Ане такие же чувства. Но в словах Ани о том, что она разлюбила сад, слышится не столько восторг, сколько сожаление и грусть. Она идет за Петей, но в отличие от него продолжает тянуться к красоте. «Мы насадим новый сад!» Петя Трофимов торжественно убеждает Аню в том, что они «выше любви», выше конкретного сада, им нужно «обойти мелкое и призрачное…», что нужно трудом «искупить наше прошлое». Аня, воспринимая Петины призывы, тем не менее, задумчива и грустна, и ее прощание с садом весьма двусмысленно: радость движения к новой, обещанной Трофимовым жизни, соединяется с горечью утраты нежной привязанности к прошлому.
«Вишневый сад» - сад, состоящий из деревьев вишни. В этом значении определение близко новому хозяину Лопахину. «Вишнёвый сад» - более богатые ассоциации (цветовые - багряный, красный - кровь, война - намек на катаклизмы в России, угрозы, история России). В этом значении ближе Раневской и Гаеву.
Чехов писал, что нужно говорить «вишнёвый», а не «вишневый». Значит, для Чехова Вишневый сад - это красота, Родина, ее прошлое, история.
Итог: мы определили внешний конфликт пьесы. Внешне конфликт состоит в различном отношении к вишневому саду и вообще к происходящему представителей разных поколений и социальных групп. Но особенностью пьес Чехова является подтекст.
IV. Какова судьба вишневого сада? Подберите детали, указывающие на нее. Какой мотив автор вводит с помощью них? Какие еще элементы текста подтверждают этот мотив? Каков в связи с этим внутренний конфликт пьесы?
Каждый ученик работает индивидуально с текстом, сообщает о своих наблюдениях и размышлениях в группе, группа представляет общие выводы классу.
Сад рубят - уходит прошлое. Символичны звуки пьесы: стук топора, отдаленный звук, точно с неба, лопнувшей струны, замирающий, печальный. Прошлое уходит безвозвратно, и чувствуется дыхание новой жизни. Время не остановить. Таким образом, Чехов вводит мотив неумолимого хода времени. Этот мотив поддерживается в репликах героев и символах (часы). Лопахин все время смотрит на часы («взглянув на часы», «поглядев на часы») и говорит о времени («время не ждет»). «Люди уезжают, уходят, прощаются, расстаются… уходила и старая жизнь…» Красоту рубят, но у Чехова есть надежда. Аня говорит: «Мы насадим новый сад». Красота вечна.
Итог: внутренний конфликт - человек и время. Чехов размышляет о том, что делает с человеком время и в какие отношения вступает он с этой неуловимой и беспощадной силой.
V. Какова роль вишневого сада в пьесе?
Размышления учащихся, обсуждение в группах, представление выводов классу.
Вишневый сад - важнейший символ. Обычно в пьесы не вводится пейзаж, поскольку описание задерживает ход действия. А тут оно занимает такое первостепенное место! (Однако, надо сказать, что Чехов его практически и не описывает). Введенный в реплики действующих лиц, сад становится участником драматургического развертывания. «Главным героем этой последней драмы, ее центром, вызывающим наибольшее сочувствие, является вишневый сад» (Короленко).
Вишневый сад в пьесе соединил всех основных действующих лиц, он связан с судьбами трех поколений: прошлого, настоящего, будущего. Вокруг этого образа располагаются все персонажи, образ сада организует драматургическую интригу пьесы.
Образ вишневого сада соединяет внешний и внутренний конфликт.
Итог: «Чехов писал свою последнюю пьесу о доме, о жизни, о родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени». Конечно, здесь воплотилась и мечта Чехова о том, чтобы вся Россия была садом, красивой, прекрасной, величественной. И как важно, чтобы у каждого человека был свой вишневый сад.
VI. Творческая работа «Гуляю по вишневому саду Чехова и …» или «Монолог в защиту вишневого сада».
-
Написание небольших текстов (учащиеся сами выбирают тип речи,
жанр сочинения) /10-15 минут/.
-
Чтение работ.
VII. Рефлексия:
1. Оценка своего состояния и отношения к разным заданиям.
-
Было ли скучно на мастерской? Почему?
-
Что было сложно?
-
Что вы чувствовали в ходе занятия?
-
Какие вопросы и пожелания появились?
-
Оценка собственной деятельности и понимание целей.
Каков был смысл занятия лично для вас?