Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе  составлена на основе следующих документов:   }  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089; }  Примерная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; }  Учебный план  МБОУ «Сарсаз-Багряжская  ООШ» на 2014 – 2015 учебный год, созданный на основе БУП  МО и НР Ф и РТ; }  Федеральный перечень учебников, рекомен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сарсаз- Багряжская основная общеобразовательная школа»

Заинского муниципального района РТ


«Рассмотрено»

Руководитель МО

Минеева Т. М.

Протокол № 1 от

«19» августа_ 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «Сарсаз-Багряжская ООШ»

Данилина Л.Н.

« 29 » августа 2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Сарсаз- Багряжская ООШ» Мартемьянов В.И.

Приказ № 35/2 от

« 29 » августа2014г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по предмету


ЛИТЕРАТУРА


7 класс


на 2014-2015 учебный год

Учитель: Тазирова Валентина В.

Категория: первая Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 10 от «_20_» августа 2014г.



Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих документов:


  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  • Примерная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Учебный план МБОУ «Сарсаз-Багряжская ООШ» на 2014 - 2015 учебный год, созданный на основе БУП МО и НР Ф и РТ;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Место предмета в базисном учебном плане


Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией М.Г.Ахметзянова. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Направленность - основное общее образование.

В год - 70 часов.

В неделю - 2 часа из расчета 35 недель.

Преемственность: изучение литературы в 7 классе является логическим продолжением программы по литературе.

Организация учебного процесса: классно-урочная система.

Общая характеристика учебного предмета. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 7 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Виды контроля

Промежуточный:

  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный) главы, нескольких глав;

  • выразительное чтение текста художественного произведения;

  • устный или письменный ответ на вопрос;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • комментированное чтение;

  • характеристика героя или героев;

  • установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

  • определение принадлежности текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • участие в дискуссиях, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонентов.

Итоговый

  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

  • письменный развернутый ответ на проблемный вопрос;

  • творческий зачет;

  • защита проектов.



Формы контроля


  • индивидуальный

  • групповой

  • фронтальный


Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

5

Из древнерусской литературы.

4

Из русской литературы XIX века.

34

Из русской литературы XX века.

22

Зарубежная литература.

4


Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. Взаимосвязь характера и обстоятельств. Личность автора и авторское отношение к героям.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Народные песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Историческиепесни. Песни бунтарские и разбойничьи. Отражение в них жизни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений.

Лирические песни. «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…»

Народная обрядовая песня. Выражение в ней основ народного бытия: любви к родине, близость к природе, мужества, верности слову и долгу.

Лирические и исторические песни татарского народа.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аввакум. Биография. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (отрывок). Житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений, величие духа. Сила и красочность языка сочинений Аввакума.

Теория литературы. Житие.

Для внеклассного чтения.Ю.М.Нагибин «Огненный протопоп».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Василий Андреевич Жуковский. Биография. Личность поэта. Баллада «Светлана». Русский национальный быт и обычаи, поэтические предания в балладе «Светлана». Сюжеты и герои баллад, имеющих один источник («Людмила», «Ленора»).

Для внеклассного чтения. Баллады «Рыбак», «Перчатка».

Евгений Абрамович Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика. «Мой дар убог, и голос мой не громок…», «Муза», «Весна, весна! Как воздух чист…». Выражение переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Поэтические средства языка в пейзажной лирике.

Алексей Васильевич Кольцов. Биография поэта. Лирика. «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука». Самобытность дарования поэта. Стихи поэта - рассказ о жизни русского крестьянина. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством.

Александр Сергеевич Пушкин. Лицейские годы поэта.

«Полтава» («Горит восток зарею новой...»).мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Величественный образ Петра I. Прославление отваги русских солдат. Карл XII. Авторское отношение к героям.

«Пущину», «Бесы». Тема дружбы в творчестве Пушкина. Выражение нежной привязанности и преданности лицейским товарищам. Единство автобиографического и общечеловеческого в лирике Пушкина.

Теория литературы. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.

«Дубровский». Гуманизм автора. Художественная глубина романа. Приключенческий сюжет. Чистота и благородство отношений герое, их противостояние деспотизму. Авторское отношение к вооруженному бунту крестьян в финале романа. Особенности построения романа.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Московский университетский благородный пансион. «Желанье»

(«Отворите мне темницу…»), «Парус».

Мятежный характер лирики Лермонтова: жажда свободы и борьбы как основной мотив стихотворений. Чувство одиночества. Поэтические средства языка.

Теория литературы. Трехсложные размеры стиха.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.

Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя.

«Тарас Бульба» (в сокращении). Изображение быта и характеров запорожских казаков.сопоставление Остапа и Андрия. Позиция автора в оценке героев.

Теория литературы. Повесть.

Для внеклассного чтения.Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Федор Иванович Тютчев. Биография поэта. «Весенние воды», « в небе тают облака…».

Аполлон Николаевич Майков.Биография поэта. «Боже мой! Вчера - ненастье…», «Поле зыблется цветами…».

Алексей Константинович Толстой. Биография поэта.»звонче жаворонка пенье…», «То было раннею весной…».

Афанасий Афанасьевич Фет. Биография поэта. «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Ель рукавом мне тропинку завесила…».

Человек и природа в творчестве русских поэтов XIX века. Красота родной природы.постижение прекрасного. Яркость и выразительность стиха.

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача», «Воробей». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Композиция произведения.

Для внеклассного чтения. И.С.Тургенев. «Свидание», «Лес и степь» и другие рассказы.

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о писателе.

«Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».

Сатирическое изображение представителей господствующего класса. Антитеза как основной прием, раскрывающий идейное содержание стихотворений.

Для внеклассного чтения. Н.А.Некрасов «Вчерашний день в часу шестом…», «В дороге» и другие.

Николай Семенович Лесков. Биография писателя.

Для обсуждения. «Человек на часах». Сила воздействия рассказа на читателя. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

Для внеклассного чтения.Н.С.Лесков «Левша».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Биография писателя.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Приемы сказочного повествования в произведении.

Для внеклассного чтения.Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь» и другие сказки по выбору учащихся и учителя.

Лев Николаевич Толстой. Толстой на Кавказе..

«Детство». Главы из повести: «Занятия в кабинете и гостиной», «Наталья Савишна» и др. Поэзия детства. Образ Николеньки Иртеньева, его духовный мир. Психологическая глубина произведения.

Для внеклассного чтения.Л.Н.Толстой. «Отрочество» (главы)..

Антон Павлович Чехов. Из воспоминаний о писателе.

«Хамелеон». Высмеивание нравов в обществе, где человек порабощен капиталом, чином, должностью. Хамелеон - художественный образ обобщающей силы. Хрюкин и Очумелов. Смешное и грустное в рассказе. Роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей.

«Тоска». Сюжет рассказа. Герой рассказа извозчик Иона, его судьба. Осуждение черствости и бездушия. Гуманистический пафос рассказа.

Для внеклассного чтения. А.П.Чехов. «Унтер Пришибеев».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Анна Андреевна Ахматова. Биография поэта. « Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить….», «Хорошо здесь: и шелест, и хруст…», «Ива», «А вы, мои друзья последнего призыва!...», «Песенка».

Тонкость чувств и переживаний лирического героя. Духовное родство поэта и природы. О памяти и предназначении поэта.

Сергей Александрович Есенин. На родине поэта. «Задремали звезды золотые…», «Мелколесье. Степь и дали….».

Тонкость восприятия поэтом красоты родной природы.

Владимир Владимирович Маяковский. Биография писателя.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

Андрей Платонович Платонов. Биография писателя.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Герой рассказа. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.

Сказка «Неизвестный цветок». Восхищение силой жизни, заключенной в цветке. Тревога за его судьбу, за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за все сущее на земле.

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе.

Для обсуждения. «Стекольный мастер». Автор о мастерстве и талантливости русского человека. Гуманистический пафос рассказа.

Для внеклассного чтения. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Во глубине России», «Музыка Верди», «Сказочник».

Александр Степанович Грин. Биография писателя.

Для обсуждения. «Алые паруса» (в сокращении). Герои повести. Их душевная чистота. Романтическая мечта героини повести о счастье. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Развитие понятия о герое литературного произведения.

Александр Трифонович Твардовский. Автобиография поэта. «Есть обрыв, где я, играя….», «Спасибо, моя родная…», «Памяти матери».

Любовь поэта к Родине. Поэтическая картина родной стороны. Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери. Своеобразие языка стихотворений.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Уступи мне, скворец, уголок…», «Еще заря не встала над селом…», «Я воспитан природой суровой…», «Журавли».

Яркие поэтические картины родной природы. Выразительность стихотворной речи.

Юрий Павлович Казаков. Автобиография писателя..

Для обсуждения. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Взросление.

Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя.

Для обсуждения. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Становление характера молодого человека, участвовавшего в Великой Отечественной войне. Автобиографическая основа рассказа.

Федор Абрамович Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади».Эстетические и нравственно- экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.

Евгений Иванов Носов. Автобиография писателя. «Кукла».Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру. Психологическая глубина рассказа.

Для обсуждения. «Живое пламя».

Для внеклассного чтения. Е.И.Носов. «Шопен, соната номер два», «Красное вино победы».

Николай Михайлович Рубцов. Автобиография поэта. «В минуты музыки», «Деревенские ночи», «Звезда полей», «Тихая моя родина».

Выражение глубокой любви к Родине. Образность и выразительность языка стихотворения.

Виктор Петрович Астафьев. Детство писателя. «Конь с розовой гривой» ( в сокращении). Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна. Нравственные проблемы рассказа. Яркость и самобытность народной речи.

Василий Иванович Белов. Биография писателя. «Мальчики». Война и дети. Герои рассказа, их судьбы.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Джек Лондон. Слово о писателе.

Для обсуждения. «Любовь к жизни».Джек Лондон - певец борьбы и мужества. «Северные рассказы» Д.Лондона. Воля к жизни, сила духа, упорство в преодолении трудностей героем рассказа. Тема товарищества, человеческой солидарности.

Джеймс Олдридж. Слово о писателе.

Для обсуждения. «Последний дюйм»( в сокращении). Тема взаимоотношений родителей и детей в повести. Ответственность за судьбу близкого человека. Сила личного примера. Любовь к жизни, способность выстоять.

Для внеклассного чтения.

Марк Твен. «приключение Гекельберри Финна».

Г. Бичер-Стоу. «Хижина дядюшки Тома».

А.Дюма. «Три мушкетера».

Ч.Диккенс. «Приключения Оливера Твиста».

Э.Войнич. «Овод».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Лирические песни. «Вдоль по улице метелица метет…».

А.С.Пушкин. «Полтава» (отрывок)., «И.И.Пущину»

М.Ю.Лермонтов. «Парус».

Ф.И.Тютчев. «Весенние воды».

А.К.Толстой. «То было раннею весной…»

И.С.Тургенев «Русский язык».

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»( отрывок),

С.А.Есенин. «Задремали звезды золотые».

А.А.Ахматова «Сжала руки под темной вуалью..», «Ива» (по выбору).

Н.А.Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…».

А.Т.Твардовский. «Памяти матери».

Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина».



В результате изучения литературы ученик должен знать и понимать

  • Образную природу словесного искусства;

  • Содержание изученных литературных произведений;

  • Биографии писателей;

  • Изученные теоретико-литературные понятия: литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее.

Уметь

  • Воспринимать и анализировать художественный текст;

  • Выделять смысловые части художественного текста;

  • Определять род и жанр литературного произведения;

  • Выделять и формировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • Выявлять авторскую позицию;

  • Выражать свое отношение к прочитанному;

  • Выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • Владеть различными видами пересказ;

  • Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением4

  • Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • Писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • Создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • Определения своего чтения и оценки литературных произведений;

  • Поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.

Сочинение в 7 классе усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • Выразительное чтение художественного текста;

  • Различные виды пересказа;

  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • Анализ и интерпретация произведения;

  • Составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

  • Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • Определение сущности характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели;

  • Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений;

  • Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;

  • Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями;

  • Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;

  • Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни;

  • Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды;

  • Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Нормы оценки знаний учащихся

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один - два речевых недочёта.

Отметка "4"ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2"ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.


Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

  • «5» - 90 - 100 %;

  • «4» - 70 - 89 %;

  • «3» - 50 - 69 %;

  • «2»- менее 50 %.


Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

  • соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

  • широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия тема;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

  • правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

  • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

  • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.



Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». - Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн - оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки - изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон - текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы - списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки - все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.


Критерии оценивания публикации (буклет)


5 баллов

отлично

4 балла

хорошо

3 балла

требуется доработка

Содержание

Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.

Наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты

Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо.

Дизайн

Эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно.

Неэффективно использовано пространство, бедный иллюстративный материал.


Максимальная оценка - 10 баллов




Критерии оценивания коллективной работы над проектом

«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.






Учебно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе




Тема урока

кол-во час.


Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности


Виды контроля

измерители


Планируемые результаты освоения темы

Дата проведения


Примечание

план

факт

1

Введение.

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе

1

повторение и обобщение изученного в 6 классе

беседа, викторина

ответы на вопросы кроссворда

кратко повторить изученное в 6 классе, проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить со структурой учебника.

2.09



2

Устное народное творчество. Народные песни.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа, выразительное чтение, элементы анализа текста

составление плана

дать определение жанра

народные песни

5.09



3

Исторические песни. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа, выразительное чтение, элементы анализа текста

устный ответ по теме урока

познакомить с историей жанра исторических песен

8.09



4

Лирические песни. Народная обрядовая песня. Выражение в ней основ народного бытия.

1

усвоение новых знаний

выразительное чтение, беседа по вопросам, комментарии учителя

ответы на вопросы

дать определение жанра лирические песни; познакомить с историей жанра, развивать навыки анализа текста

12.09



5

Лирические и исторические песни татарского народа.

1

практикум

рассказ учителя, работа с дидактическим материалом, словарная работа, творческие задания

устный ответ по теме урока

Сопоставление песен, развитие навыков устной речи

15.09



6

Р.Р. Фольклорный праздник «Лирические песни»

1

Урок развития речи

выразительное чтение, комментарии учителя, элементы сопоставительного анализа текста

19.09



7

Древнерусская литература. Житийный жанр в древнерусской литературе. Аввакум. Биография. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

ответы на вопросы: знакомы ли вам пр-ия русских

писателей, в которых герой с таким же упорством принимал страдания за правду и справедливость.

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности

22.09



8

Сила и красочность языка сочинений Аввакума.

Житие.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

развернутый ответ на вопрос

дать определение жанра

житие

26.09



9

Вн.чт. Ю.М. Нагибин. «Огненный протопоп»

1

Урок внеклассного чтения

Беседа по вопросам

развернутый ответ на вопрос

совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа произведения

29.09



10

Р.Р. Подготовка к письменной работе

«Нравственные идеалы и заветы Древней Руси»

1

Урок развития речи

Беседа по вопросам, составление плана сочинения

развернутый ответ на вопрос

совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение

3.10



11

Русская литература 19 века. В.А.Жуковский. Биография. Личность поэта.

1

усвоение новых знаний

объяснение учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение

развернутый ответ на вопрос

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности ,углубить представление о балладе как литературном жанре.

6.10



12

Баллада «Светлана». Русский национальный быт и обычаи, поэтические предания в балладе «Светлана».


усвоение новых знаний

Выразительное чтение наизусть, обсуждение

развернутый ответ на вопрос

Понять настроения, чувства поэта и выразить их в чтении

10.10



13

Вн.чт. В.А. Жуковский

Баллады «Рыбак»,

«Перчатка»


Урок внеклассного чтения.

Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

ответы на вопросы

13.10



14

Е.А.Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика


усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста

развернутый ответ на вопрос

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности ,

17.10



15











Поэтические средства языка в пейзажной лирике. Философская лирика Е.А. Баратынского.

1

усвоение новых знаний

объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста


анализ одного стихотворения

уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения


20.10














16

А.В. Кольцов.

Биография поэта. Лирика. Тема жизни русского крестьянина в стихотворениях поэта.


1

усвоение новых знаний

Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

развернутый ответ на вопрос





Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности


24.10



17

А.С.Пушкин. Лицейские годы поэта. « Полтава» («Горит восток зарею новой…»). Тема патриотизма в поэме. Образы Петра I и Карла XII.

1

усвоение новых знаний

блиц-опрос по биографии Пушкина

развернутый ответ на вопрос

углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста

27.10



18

«И.И. Пущину»,

«Бесы». Тема дружбы в творчестве Пушкина. Двухсложные размеры стиха


1

усвоение новых знаний

Беседа. Обучение устному рассказу.


анализ одного стихотворения

показать богатство жанров лирики Пушкина

совершенствовать навыки анализа поэтического текста Знать определение понятия «Двухсложные размеры стиха»

31.10



19

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях Пушкина.

1

Урок развития речи

Беседа. Обучение устному и письменному рассказу.


развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение

10.11



20

История создания романа А.С. Пушкина «Дубровский». Гуманизм автора.

1

усвоение новых знаний

объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста

письменная работа по плану характеристики героя

познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев

14.11



21

Чистота и благородство отношений героев, их противостояние деспотизму.

1




1

усвоение новых знаний

составление плана, характеристика героев, комментарии учителя, работа над эпизодом «Пожар в анализ эпизода «Пожар в Кистеневке»

анализ эпизода «Пожар в Кистеневке»

углубить характеристики героев, совершенствовать навыки анализа текста, помочь ученикам сделать вывод об авторском отношении к героям, об идее романа

17.11



22

Роман Пушкина «Дубровский» в иллюстрациях художников. Кинофильм «Дубровский».

1

Урок-практикум

беседа по вопросам, пересказ учащихся,

развернутый ответ на вопрос


помочь понять авторское отношение к героям

21.11



23


М.Ю.Лермонтов. Московский университетский благородный пансион. Стихотворения «Парус», «Желание»

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста

анализ одного стихотворения

показать богатство жанров лирики Лермонтова, роль стихотворения «Парус» в судьбе автора, совершенствовать навыки анализа поэтического текста

24.11



24

Мятежный характер лирики Лермонтова.

Трехсложные размеры стиха

1

усвоение новых знаний

элементы анализа текста, беседа.

письменная работа

совершенствовать навыки анализа текста, знать определение понятия «трехсложные размеры стиха, совершенствовать навыки определения размеров стихов

28.11



25

«Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника удалого купца Калашникова». Историческое прошлое поэмы.

1

усвоение новых знаний

Рассказ учителя, сообщения учащихся, чтение по ролям.

выразительное чтение по ролям

Знать: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

1.12



26

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем.и Иваном Грозным.

1

усвоение новых знаний

Беседа, анализ текста

развернутый ответ на вопрос


Уметь: анализировать язык поэмы, связь с устным народным творчеством

5.12



27

Н.В.Гоголь. Биография писателя. «Тарас Бульба». Изображение быта и

характеров запорожских казаков

1

усвоение новых знаний

объяснение учителя, чтение и анализ текста

развернутый ответ на вопрос


Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

8.12



28

Сопоставление Остапа и Андрея. Повесть «Тарас Бульба» в иллюстрациях художников.

1

усвоение новых знаний

Беседа, анализ характера двух героев.

развернутый ответ на вопрос


Знать: содержание понятия «повесть». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев

12.12



29

Вн.чт. Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

1

Урок внеклассного чтения.

Беседа, анализы героев

развернутый ответ на вопрос


Уметь: анализировать язык поэмы, связь с устным народным творчеством.

15.12



Р.Р. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Урок развития речи

Беседа, анализ героев, составление плана к сочинению

Развернутые ответы по темам сочинения

Уметь раскрывать тему сочинения, подтверждая свои мысли аргументами

19.12



31

Человек и природа в творчестве поэтов. Ф.И.Тютчев.

А.Н.Майков.

А.К.Толстой.

А.А.Фет.

1

Урок-концерт.

рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста

развернутый ответ на вопрос


знакомство с биографией и творчеством

22.12



32

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк». Мастерство писателя в изображении жизни крепостных крестьян.

1

усвоение новых знаний

Рассказ учителя , беседа.

развернутый ответ на вопрос


Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание рассказа; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

26.12



33

Стихотворения в прозе.

« Русский язык», «Близнецы», «Два богача», «Воробей».

Композиция произведения.

1

усвоение новых знаний

беседа по вопросам, чтение и анализ текста

анализ одного стихотворения

показать особенности жанра стихотворений в прозе; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения

12.01



34

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Размышления у парадного подъезда». Сатирическое изображение представителей господствующего класса

1

повторение и обобщение изученного в 6 классе усвоение новых знаний

слово учителя, сообщение ученика, анализ произведения, беседа

выразительное чтение стихотворения.

углубление знаний учеников о личной и творческой биографии

Н.А.Некрасова

16.01



35

«Железная дорога». Антитеза как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание произведения.

1

усвоение новых знаний

слово учителя, сообщение ученика, анализ стихот-ворения, беседа

выразительное чтение стихотворения.

познакомить с реальной основой стихотворения выявить идею, определить пафос стихотворения, особенности лирического героя

19.01



36

Вн.чт. Н.А. Некрасов Стихотворения «Вчерашний день, в часу шестом…», «В дороге», и др.

1

Урок внеклассного чтения.

Чтение стихотворений, беседа по вопросам

Выразительное чтение стихотворений, их анализ

Выявить идею стихотворений, отношений автора к своим героям

23.01



37

Н С. Лесков Биография писателя. «Человек на часах». Тема моральной ответственности человек за все происходящее вокруг.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, объяснение теоретических вопросов, чтение и анализ текста, словарная работа

беседа по теме и идее произведения

кратко познакомить с биографией Лескова, совершенствовать навыки анализа текста, характеристики героев произведения

26.01



38

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на паразитизм. Осуждение рабской покорности мужика.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, объяснение теоретических вопросов, чтение и анализ текста, словарная работа

развернутый ответ на вопрос


кратко познакомить с биографией Салтыкова-Щедрина, показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок; помочь понять иносказательный смысл произведения, его идею, показать значение и роль художественных приемов

30.01



39

Приемы сказочного повествования в произведении

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста

развернутый ответ на вопрос, выразительное чтение

помочь понять иносказательный смысл произведения, его идею, показать значение и роль художественных приемов

2.02



40

Л.Н.Толстой. Л.Н.Толстой на Кавказе. «Детство». Психологизм произведения.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя,

беседа.

Ответы на вопросы.

углубить знания учеников о жизни и творчестве Толстого, совершенствовать навыки монологической речи.

9.02



41

Вн.чт. Л.Н. Толстой.

«Отрочество» «(главы)


Урок внеклассного чтения.

сообщение ученика, выразительное чтение, беседа

Беседа по прочитанным главам

углубить знания учеников о жизни и творчестве Толстого, совершенствовать навыки монологической речи.

13.02



42

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Тема высмеивания пороков общества. Смешное и грустное в рассказе.

1

повторение и обобщение изученного в 6 классе усвоение новых знаний

Слово учителя, выразительное чтение, беседа.

развернутый ответ на вопрос

анализ эпизодов

углубление знаний учеников о личной и творческой биографии Чехова, дать представление о комическом в литературе, проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказа

Уметь: давать оценку действиям героев

16.02



43

«Тоска». Сюжет рассказа. Гуманистический пафос рассказа. Юмор, сатира

1

усвоение новых знаний

лекция, сообщения учащихся

Написать рецензию на рассказ

Знать: сюжет и образную систему рассказа. Уметь: давать оценку действиям героев

20.02



44

Контрольная работа или тестирование по творчеству И.С. Тургенев, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого. А.П. Чехова.

1

Урок контроля


27.02



45

Русская литература 20 века.

А.А.Ахматова. Биография поэта. Стихотворения. Тема душевных переживаний героя.

1

усвоение новых знаний

выразительное чтение по ролям.

Беседа по вопросам

развернутый ответ на вопрос

начать знакомство учеников с личностью Ахматовой

2.03



46

С.А. Есенин. На родине поэта. Стихотворения. Тема родной природы в стихотворениях Есенина.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа, обучение выразительному чтению.

выразительное чтение

Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта»,понимать чувства и переживания лирического героя

6.03



47

В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче». Тема назначении поэта.

1

усвоение новых знаний

рассказ и объяснение учителя, беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями

Ответы на вопросы

начать знакомство учеников с личностью Маяковского, попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта

9.03



48

А.П Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Идеи доброты, взаимопонимания, самопожертвования в рассказе.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам

---------

показать, как и почему описание процесса творчества воплощено Паустовским в жанре рассказа; помочь выявить главную мысль - длительность и непредсказуемость пути к творчеству

13.03



49

Сказка «Неизвестный цветок». Тема восхищения силой жизни.

1

Практикум

Рассказ и пояснения учителя, беседа

Выступления учащихся

закрепить понятие о жанрах, развивать творческие способности, углубить представление о жанре рецензии

16.03



50

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. «Стекольный мастер». Тема таланта русского человека.


1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам,

развернутый ответ на вопрос

Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта.

20.03



51

Вн.чт. К.Г. Паустовский. «Сказочник», «Корзина с еловыми шишками»

1

Урок внеклассного чтения

Творческая защита прочитанной

книги

3.04



52

А.С.Грин. Биография

писателя. «Алые паруса» - повесть о счастье. Тема душевной чистоты человека.

1

усвоение новых знаний,

практикум.

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам

Развернутые ответы на вопросы


Знать: автора,

факты его биографии, творческой

деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»;

уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений

6.04



53

А.Т.Твардовский.

Автобиография поэта. Стихотворения. Тема любви к Родине.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам,

ответы на вопросы учителя

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством А.Т.Твардовского развивать навыки анализа текста

10.04



54

Н.А.Заболоцкий.

Слово о поэте. Стихотворения. Образ родной природы в стихотворениях Твардовского.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, комментарий учителя

анализ одного стихотворения Твардовского

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством поэта, развивать навыки анализа.

13.04



55

Ю.П.Казаков. Автобиография писателя. «Тихое утро». Тема взаимоотношения детей. Тема взросления.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа по вопросам, комментарий учителя, выразительное чтение

ответы на вопросы учителя

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством поэта, развивать навыки анализа

17.04



56

Ю. М.Нагибин. Биография поэта.

«Мой первый друг, мой друг бесценный». Значение Вов в становлении характера молодого человека.

1

усвоение новых знаний

слово учителя, сообщение ученика, беседа по вопросам,.

развернутый ответ: Ответить на вопросы: как характеризует героев рассказа возникший между ними конфликт? Почему через год их дружба возобновилась


познакомить со страницами жизни и творчества, понимать, что истинная дружба - одно из самых ценных явлений жизни человека;

уметь составлять словесный портрет о герое, анализировать характеры и поступки персонажей

20.04



57

Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе.

1

Усвоение новых знаний

беседа по вопросам, комментарий учителя, выразительное чтение

размышление «Зачем нам нужны животные?»

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Ф.Абрамова, развивать навыки анализа текста; показать важность и актуальность проблемы, поставленной писателем

24.04



58

Е.И. Носов. Биография писателя. «Кукла». Тема осуждения равнодушия.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа по вопросам

ответы на вопросы учителя

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством поэта, развивать навыки анализа

27.04



59

«Живое пламя». Идея рассказа. Смысл названия.

1

усвоение новых знаний

практикум

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста

ответы на вопросы учителя

развивать навыки анализа текста

4.05



60

Вн.чт. Е.И. Носов. «Шопен,

Соната номер два»,

«Красное вино победы».

1

Урок внеклассного чтения

выступления учащихся, беседа, чтение

Творческая защита прочитанной книги.

Развивать навыки выступления

8.05



61

Н.М. Рубцов. Автобиография поэта. Тема любви в лирике поэта.

1

усвоение новых знаний


рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста

анализ одного стихотворения

Ответить на вопросы: как говорит о своих мыслях и чувствах поэт?


Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества понимать, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; уметь интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять, художественные приемы.

11.05



62

В.П.Астафьев.

Детство писателя.

«Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.

1

усвоение новых знаний


рассказ учителя, беседа по вопросам

Ответить на вопросы: почему детей дяди Левонтия писатель называет «орлы», «братья»,«орда», «народ»? Что можно сказать об авторском отношении к ним?


Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; определение понятий «эпизод», понимать, каково авторское отношение к героям рассказа;

уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды

15.05



63

В.И.Белов. Биография писателя. «Мальчики». Война и дети в рассказе.

1

усвоение новых знаний


рассказ учителя, беседа по вопросам

Развернутые ответы на вопросы.

Знать: автора,

факты его жизни и

творческой деятельности, содержание рассказа

18.05



64

Р.Р. Песни на слова русских поэтов 20 века

1

Урок развития речи.

рассказ учителя, беседа по вопросам, прослушивание песен

Развернутые ответы на вопросы.

Знать авторов, тему и идею песенных произведений поэтов 20 века

22.05



65

Зарубежная литература. Джек Лондон. « Любовь к жизни». Тема товарищества, силы духа, любви к жизни.

1

усвоение новых знаний


рассказ учителя, беседа по вопросам

Развернутые ответы на вопросы.

познакомить со страницами жизни и творчества писателя; рассмотреть основную проблему

25.05



66

Джеймс Олдридж. «Последний дюйм». Тема любви к жизни, проблема отцов и детей.

1

усвоение новых знаний


рассказ учителя, беседа по вопросам

Развернутые ответы на вопросы.

познакомить со страницами жизни и творчества писателя;

25.05



67

Контрольная работа. Итоги года и задание на лето.

1

Урок контроля

тестирование, беседа, запись книг для летнего чтения


систематизировать знания, полученные в течение года , выявление уровня литературного развития учащихся.

28.05



68

Вн.чт. А.Дюма. «Три мушкетера»

1

Урок внеклассного чтения.

запись книг для летнего чтения


28.05



69

Резервный урок

1




29.05



70

Резервный урок

1




29.05





30


© 2010-2022