Тема. Вначале было Слово

Тема: "Вначале было Слово..." Цель урока: 1) определить роль Слова в жизни человека и оношение к нему в связи с этим; 2) приобретение учащимися языковых норм, регулирующих правильность речи; 3) воспитывать у учащихся речевую культуру. Оборудование: портреты поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М. И. Цветаевой. Ход урока. Учитель. Вначале было Слово... - Продолжите это известное библейское выражение. (И слово это было Бог). Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой пов...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Вначале было Слово…»

Цель урока: 1) Определить роль Слова в жизни человека и отношение к нему в связи с этим;

2) приобретение учащимися языковых норм, регулирующих правильность речи;

3) воспитывать у учащихся речевую культуру.

Оборудование: портреты поэтов Пушкина А.С., М.Ю.Лермонтова, М.Цветаевой. ТСО.

Ход урока.

Учитель. В начале было Слово…

- Продолжите это известное библейское выражение.

( И слово это было Бог).

Да, действительно, со Слова начинается человек разумный, и оно всесильно:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести!

В.Шефнер.

И тысячи лет назад люди говорили о том, что волнует их сегодня: о красоте, любви, страхе и ненависти посредством Слова. Вспомните, кто из русских поэтов сказал о том, что Слово звучит, «как колокол на башне вечевой \\ Во дни торжеств и бед народных?» (М.Ю.Лермонтов).

Кто призывал «глаголом жечь сердца людей?» (А.С.Пушкин)

Не случайно о величии Слова, о его способности возродить в душе нравственные заповеди говорится в стихах, рожденных в годы суровых испытаний.

-Может быть, вы можете назвать их авторов? (И.Бунин, Н.Гумилев, А.Ахматова).

Учитель. В романе «Белая гвардия» М.Булгаков писал: « Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, но 1919 был еще страшней». Именно в это время родились строчки Николая Гумилева о Слове; о его великой силе.

- Может быть, вы их вспомните?

Учащийся читает строки стихотворения Н.Гумилева «Слово»:

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

Учитель. В блокадные годы Анна Ахматова клятвенно обещала от имени всех граждан:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова.

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Эти строки поэтесса написала в 1942 году, прекрасно понимая, что, сохранив Слово, мы сохраним все, ибо оно, Божье Слово, способно сберечь человеческое в человеке.

Итак, мы определили с вами основную роль Слова в жизни человека. Давайте вспомним строки буниновского стихотворения, которое, как и стихотворение Н.Гумилева, тоже называется «Слово».

Ученик читает стихотворение.

- Как вы понимаете фразу «Лишь Слову жизнь дана»?

(В слове живут история человечества и его культура).

- Правильно, и это еще одна функция Слова и тоже великая. А раз так, то как вы ответите на вопрос о том, что значит любить свой народ?

( Сохранять его традиции, историю, культуру- а значит, его язык,Слово, в котором они живут).

- Очень хорошо, помните об этом. Я хочу привести вам слова К.Паустовского: «Человек, равнодушный к родному языку,- дикарь… Его безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».

Как вы уже поняли, функции языка, Слова в жизни человека, в его деятельности различны. Язык- это не только средство коммуникации, это еще и форма мышления. Слово в человеческом сознании заменяет предмет, выражая понятие. Таким образом, Слово как бы связывает сущность предмета и наше сознание.

Самая большая ценность любого народа- его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что все наши мысли формулируются языком.

Известно, что потребность в самовыражении, в общении является основополагающей в человеке… А для того, чтобы выразить себя, необходимо владеть Словом.

- Раскройте смысл выражения «владеть словом».

(Это значит свободно, грамотно и понятно для окружающих выражать свои мысли).

Учитель. Значит, вы согласны с тем, что Слово требует к себе бережного отношения, уважения? С тем, что о внутреннем мире человека чаще всего судят по его речи, богатой, эмоциональной, грамотной или убогой, серой, унылой?

- А если да, то как вы относитесь к языковым нормам, регулирующим правильность речи?

( Норма обеспечивает сохранность нашего литературного языка).

- Где отражены нормы языка?

( В различных словарях).

Я думаю, что мы просто обменялись мнениями, а выработали общее убеждение в необходимости бережного отношения к Слову, в необходимости руководствоваться нормами правильной, литературной речи. Наш урок хотелось бы закончить стихотворной миниатюрой Анны Ахматовой, строки которой перекликаются со стихами И.Бунина и тесно связаны с темой сегодняшнего урока:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле - печаль

И долговечней - царственное слово.

А.Ахматова.

Литература.


  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. -М.: Педагогика, 1977г.- стр. 256.

  2. Базовое педагогическое образование. Введение в педагогику: Материалы к учебной программе. СПб, 1994г.-стр.33.

  3. Гуманизация образования. Теория. Практика. - СПб, 1994г.-стр.96.

  4. Гусинский Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994г.-стр.134.

  5. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1981г.-стр.96.


© 2010-2022