Урок по литературе на тему «Этапы жизни и творчества А. И. Куприна» (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе в 11 классе


Тема урока: «Этапы жизни и творчества А.И.Куприна»

Форма урока: традиционный

Вид урока: изучение нового материала

Цели урока: познакомить с особенностями жизни и творчества Куприна; развивать навыки восприятия лекционного материала, самостоятельной работы с книгой.

Задачи: отметить реализм как художественный метод писателя в традициях классической русской литературы;

Методы урока: слово учителя, работа с книгой; при формировании произносительных умений использовать тексты для выразительного чтения.

Средства обучения:

  1. Школьный учебник за 11 класс «Русская литература XX века» под ред. В.П.Журавлева;

  2. Доска.

  3. Портрет писателя.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Цель этапа: настроить учащихся на урок.

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока «Этапы жизни и творчества А.И.Куприна».

Здороваются.

Садятся.

Записывают число и тему урока.

II. Объяснение нового материала

Цель этапа: лекция по биографии А.И.Куприна.

На доске написана цитата: Он из тех писателей, на которых достаточно указать: читайте его, это подлинное искусство; оно всякому понятно без комментариев. Ф.Д.Батюшков

- Лена, прочитай выразительно цитату, которая написана на доске.

- Спасибо. Эти слова Батюшков посвятил великому писателю - Александру Ивановичу Куприну. А сейчас я прочитаю вам лекцию, которая посвящена Куприну. По ходу лекции самостоятельно отмечайте значимые события его жизни. В конце урока проверим ваши записи.

- Куприн родился 26 (7) августа 1870 г. в г. Наровчате Пензенской губернии, в небогатой дворянской семье. Отца Куприн не помнил: тот умер, когда мальчику был всего год, а мать мечтала видеть сына офицером. В 1874 году с матерью живет во Вдовьем доме (благотворительном учреждении для вдов дворянского происхождения). С 1877 начинает писать стихи. С 6 лет началось для мальчика детство, которое он впоследствии во многих своих произведениях назовет «поруганным» и «казенным». С 7 лет надел военную форму: сначала пансион для подготовки к поступлению в военную гимназию, затем сама 2-ая Московская военная гимназия, после нее 3-е военное Александровское училище. В своем рассказе «На переломе» Куприн описывает, как за незначительный проступок его приговорили к 10-ти ударам розгами. «В маленьком масштабе он испытывал все, что чувствует преступник, приговоренный к смертной казни». И заканчивает он рассказ словами: «Прошло очень много лет, пока в душе Буланина не зажила это кровавая, долго сочившаяся рана». Во время учения в кадетском корпусе не только пишет свои стихи, но и переводит с немецкого и французского.

1889 г.- напечатан первый рассказ «Последний дебют», за который в училище получил взыскание, т.к. в юнкерам было запрещено выступать в печати. В 1893 успешно сдавал экзамены в Академию Генерального штаба, но приказом командующего Киевским военным округом подпоручику Куприну было запрещено поступление в Академию. Рассказывали, что на берегу Днепра околоточный надзиратель вступил в конфликт с группой молодых офицеров, в который был и Куприн. Человек легендарной физической силы, Куприн сбросил околоточного в реку, а тот составил протокол «об утопии полицейского чина при исполнении служебных обязанностей». 1894 - Куприн в чине поручика выходит из полка и оказывается в Киеве «без денег, без родных, без знакомств».


Лена выразительно читает.











III. Первичное закрепление изученного материала

Цель этапа: продолжение лекции.

- Об этом времени сам писатель вспоминал так: «Неожиданно наступили дни жестокого безденежья. Я с трудом перебивался с хлеба на квас. Газета, в которой я работал, перестала платить мне за фельетоны, и только изредка удавалось выпросить у бухгалтера в счет гонорара рубль, а в лучшем случае три рубля. Я задолжал хозяйке за комнату, и она грозила «выбросить мои вещи на улицу». Пришлось подумать о том, чтобы временно перебраться на жительство в ночлежку и, так как наступало лето, заняться не литературным, а честным трудом грузчика на пристани. С газетой я все же не порывал и в отдел «Из городских происшествий» давал заметки следующего содержания: «Вчера на Крещатике прекрасная породистая собака господина Н. попала под колеса конки и, раздавленная, кричала нечеловеческим голосом»… Заметки эти я писал с удовольствием… И, что было самое удивительное, никто - ни редактор, ни читатели - не замечали явного издевательства…

- А теперь давайте немного отвлечемся от работы. Расскажите, что вы умеете делать хорошо? И кем бы вы хотели стать? В чем хотели бы себя попробовать?

- А вот Куприн в возрасте 20 с небольшим лет «был последовательно… землемером, грузчиком арбузов, подносчиком кирпичей, продавцом в Москве, на Мясницкой… Был лесным объездчиком, нагружал и выгружал мебель во время осеннего и весеннего дачных сезонов, ездил передовым в цирке, занимался актерским ремеслом…». Управлял имением в глухом углу Полесья, заменял псаломщика в дальнем сельском приходе, служил учетчиком в кузнице сталелитейного завода, кажется, даже пробовал себя в качестве циркового борца… Куприн, по воспоминаниям современников, испытывал жгучий интерес «буквально ко всякой работе». Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий - инженеры, фабричные, шарманщики, циркачи, конокрады, монахи, банкиры - он жаждал узнать о них всю подноготную, ибо в изучении русского быта не терпел никакого полузнайства. К.И.Чуковский вспоминал: «В 1902 году в Одессе газетный репортер Леон Трецек познакомил Куприна с начальником одной из пожарных команд. Он воспользовался этим знакомством, и, когда в центре города на Екатерининской улице загорелся среди ночи набитый жильцами дом, Куприн в медной каске помчался туда вместе с отрядом пожарников и работал в пламени и дыму до утра».

1896 г. - выходит первая книга Куприна «Киевские типы». 1898 - живет в семье своей сестры в лесничестве. Об этом времени вспоминал: «… я провел самые благодатные месяцы моей жизни, … впитал в себя самые мощные, самые плодотворные впечатления, … учился русскому языку и русскому пейзажу». Работает над повестью «Олеся». 1904-1905 - работа над повестью «Поединок». 1909 - присуждена премия Пушкина. 1911 - в альманахе «Земля» увидел свет рассказ «Гранатовый браслет», немного позже, в 1915 будет поставлен кинофильм по этому произведению. 1914 - не остался в стороне от военных событий. В доме Куприных в Гатчине был открыт частный лазарет для раненых Первой мировой войны. Сам писатель идет в армию, но признан негодным к военной службе по состоянию здоровья. 1919 - во время гражданской войны эмигрирует за границу: сначала уезжает в Хельсинки, потом переезжает в Париж. В 1924 г. писателю передано полуофициальное предложение вернуться в Советскую Россию, но он отказался: « 5 лет в изгнании… А все же не поеду… Предположим, что с меня заживо шкуру не сдерут, предоставят пастись, где и чем хочу… Надо будет как-нибудь вертеться, крутиться, ловчиться… Да-с, захотели мы революции, как кобыла уксусу. Правда: умереть бы там слаще и легче было». За границей Куприн жил бедно, но продолжал литературную деятельность: работал в газете, писал роман «Юнкера». В 1937 г. семья Куприных получает разрешение возвратиться в Россию и покидает Францию. Писатель тепло встречен в Москве новым поколением читателей, но он тяжело болен. В 1938 по желанию Куприна его увозят в Гатчину. В ленинградской больнице он переносит тяжелую онкологическую операцию. 27 августа похоронен на Литературных мостках Волкова кладбища в Ленинграде.

- Отметьте в форме плана особенности творчества Куприна.(Лекция продолжается)

1. Реализм Куприна.

Его требования к себе, как к писателю-реалисту, не имели границ. Он по-мальчишески щеголял этой своей многоопытностью перед другими писателями, ибо в этом заключалось его честолюбие: знать доподлинно, не из книг, не по слухам, те вещи и факты, о которых он говорит в своих книгах. Интересно об этом прочитать в «Десяти заповедях для писателя-реалиста», которые со слов Куприна записаны литератором Криницким в 1905 г.: 1) Если хочешь что-нибудь изобразить …сначала представь себе это совершенно ясно: запах, вкус. Положение фигуры, выражение лица… Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо. 2) Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят, живописуй образ речью самого говорящего. Это одна из важнейших красок…для уха. 3) Знай, что, собственно, хочешь сказать. Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь свой предмет основательно. Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши.

2. Любовь к родине.

Где бы ни жил писатель, где бы ни работал, он всегда оставался истинно русским, был связан с Россией кровными корнями. Куприн признавался: «Есть люди, которые по глупости или от отчаяния утверждают, что и без родины можно или что родина там, где ты счастлив. Но, простите меня, все это притворяжки перед самим собой. Мне нельзя без России. Я дошел до того, что не могу спокойно письма писать туда, комок в горле… Вот уж, правда, «растворях хлеб свой слезами».

3. Необычайны герои Куприна.

В журнале «Образование» за 1907 г. в статье «Куприн как выразитель эпохи» можно было прочитать: «…Герои Куприна искренне проникнуты сознанием значения и красоты жизни, искренне поют ей гимн, но сами от нее мучительно страдают и едва ли способны довлачить ее благополучно до конца - даже при помощи брома и алкоголя… Беспредельный, крылатый романтизм, в большей степени свойственный нашей старой, чем новой литературе, является отличительной чертой лучших произведений Куприна.»

4. Тема любви в творчестве Куприна.

(Заранее подготовленное индивидуальное сообщение ученика).





Ученики отвечают.



























Сообщение ученика.

IV.Итог урока

Цель этапа: подвести итоги урока.

- Мы с вами познакомились с жизнью и творчеством еще одного великого русского писателя А.И.Куприна. Узнали, чем он занимался, как жил, что писал.

- Сделайте обобщение изученного, расскажите об особенностях творчества Куприна.

Дети отвечают.

V.Домашнее задание

Цель этапа: самостоятельное закрепление изученного материала.

- Просмотрите рассказ Куприна «Гранатовый браслет» и подумайте над следующим вопросом. Как тема любви воплощена в рассказе?

-Спасибо за урок! До свидания!

Дети записывают в дневники.

- До свидания!



© 2010-2022