Конспект урока Прямая речь

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Прямая речь".

Учитель: Цветкова Надежда Владимировна

  1. Предмет: русский язык

  2. Класс: 5

  3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и дрМ.: Просвещение 2014

  4. Тема урока: "Прямая речь".

  5. Тип урока: Изучение новых знаний.

  6. Цель урока: познакомить с определением прямая речь и способами его выражения.

  7. Задачи:

а) обучающие:

- познакомить ребят с понятием «прямая речь»;

- научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

- ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью;

б) развивающие:

- развивать познавательные интересы учащихся;

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать наблюдательность учащихся;

в) воспитывающие:

- воспитывать неравнодушное отношение к родному языку и его нормам.

  1. УУД:

личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точкузрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.

  1. Планируемые результаты: учащиеся должны знать определение понятия «прямая речь», способ выражения прямой речи, расставление знаков препинания припрямой речи.

должны уметь

находить прямую речь в предложениях; верно обозначать прямую речь на письме.

  1. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.

Этапы урока

Ход урока

Методические комментарии

  1. Организационный момент

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка отсутствующих, проверка рабочих мест, организация внимания.

Цель: подготовить детей к предстоящей работе.

  1. Актуализация опорных знаний

Опрос:

- какие предложения по наличию второстепенных членов нам известны? (распространенные и не распространенные)

- на какие типы делятся предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные)

Цель: повторить изученное о предложении; выявить уровень усвоения знаний учащимися.

  1. Изучение нового материала через постановку учебной проблемы

Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков. На доске записано предложение: «Я не поеду к бабушке», - сказал Петя. Посмотрите на доску, там записано предложение. Запишите число, классная работа. Выпишите это предложение к себе в тетрадь, расставьте знаки препинания так, как вы считаете нужным и правильным. Потом устно ответьте на вопрос, почему вы поставили такой знак. (дети расставляют).

Альбина, что у тебя получилось? Вы говорите, а я буду на доске записывать ваши варианты. Давайте посмотрим чем вы руководствовались? (Есть две грамматические основы - прямая речь). Получается, о чем мы с вами будем говорить? Что мы будем изучать на уроке? ( прямая речь). Значит, запишем тему урока «Прямая речь». А как вы думаете, какова наша цель, задачи? А теперь потренируемся, будем расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью. Например, Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше». Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать. Как вы думаете, что отличает эти предложения? На сколько частей можно разделить записанное предложение?

- Какая из двух частей является прямой речью? Прочитайте ее.

- Как можно назвать другую часть? (слова автора)

Запись схемы предложения: А: «П».

Цель: сформулировать определение прямой речи; узнать правила оформление предложений с прямой речью на письме.

Методы: наблюдение, видоизменение (репродуцирование), чтение учебника

Физминутка

Давайте с вами немного отвлечемся от темы. Я буду говорить вам название чего- либо, ваша задача дать определение этого слова. Например: Набережные Челны, школа, ученик, существительное, человек. Молодцы. На всем словам вы дали правильное определение.

Продолжим с вами изучение прямой речи. Дайте мне определение: «что такое прямая речь?». Давайте проверим. Откройте учебник на странице 113. Ознакомьтесь с определением. (Один из учеников читает определение). Давайте еще раз обратимся к предложению, записанному в тетрадях и посмотрим, как оформляются предложения с прямой речью? (После слов автора ставится двоеточие, прямая речь записывается в кавычках с большой буквы.)

На доске записаны три предложения: «Я поеду к дедушке? - спросил Петя. ( «П?» - а.) «Ура! Я поеду к дедушке!» - сказал Петя. («П!» - а.)

Запись схемы в тетрадь:

П.р. после слов автора П.р. перед словами автора:

«П», - а.

«П!» - а.

«П?» - а.

Давайте посмотрим с вами упражнение 247. Как вы думаете, что в этих предложениях необычного? (Слова автора могут стоять как после прямой речи, так и до нее) Теперь давайте с вами, ребята, потренируемся. Динар, выходи к доске записывай предложение: Мама спросил Васю «Ты разве не сделал домашнюю работу?» Составь схему предложения.

А: «П» (Правильно, молодец). Ян, теперь ты выходи к доске, записывай: «Счастливого пути!» - сказала бабушка. «П!» - а.

Закрепление изученного материала

Самостоятельная

работа в парах.

Выполнение заданий на карточках.

Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью:

И чайник шепнул утюгу

ccccc

Но блюдце сказало

Я дальше идти не могу. Гляди, кто это там позади?

И заплакали блюдца

И видят: за ними из тёмного бора

Не лучше ль вернуться? Идёт-ковыляет Федора.

И зарыдало корыто

Увы, я разбито, разбито!

Цель: закрепить полученные знания, выполняя упражнения.

Подведение итогов

С каким понятием мы познакомились сегодня? (прямая речь)

- Что такое прямая речь?

- Как прямая речь оформляется на письме?

Цель: обобщить изученное на уроке.

Рефлексия

  1. Что ты извлек из этого урока?

  2. Чему ты научился?

  3. Оцени свою работу словесно ( я все понял, но активно не работал; я активно работал, но у меня остались некоторые вопросы; я все понял и очень хорошо работал)

Домашнее задание.

Выучить параграф § 48. Выполнить упражнение 241, с. 101.

Цель: подготовить учащихся к выполнению домашнего задания.



© 2010-2022