Фразеологизмы и фразеологические обороты как ресурсы языка. (урок русского языка в 10 классе)

Урок русского языка в 10 классе, направленный на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ. На уроке осуществляется повторение темы «Лексика» и углубленно изучается тема «Фразеологизмы и фразеологические обороты».    В течение всего урока работа ведется в группах, учащиеся самостоятельно дают определение типам фразеологизмов: фразеологические сращения, фразеологические единства и фразеологические сочетания. В предложенных текстах, взятых из заданий ЕГЭ прошлых лет, находят фразеологизмы.    Также на уроке...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фразеологизмы и фразеологические обороты как ресурсы языка.

(урок русского языка в 10 классе).

учитель русского языка и литературы

высшей категории Кадочникова С.В.

Цели урока: знать определение фразеологизмов; уметь находить и употреблять фразеологизмы в речи; развивать языковое чутьё; умение говорить не только грамотно, но и образно, ярко

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Проверка изученного по теме «Лексика».

1. Мы закончили изучение большого раздела науки о языке - лексики. Узнали, что в лексическом составе языка есть слова, которые употребляются всеми носителями языка - общеупотребительные. А есть слова, употребление которых ограничено. Это ограничение может быть связано с территориальными, профессиональными или социальными особенностями употребления слов.

- Как называются слова жителей какой-либо определённой территории? (диалектизмы)

- Как называются слова, которые употребляются людьми одной профессии? (профессионализмы)

- В любом языке есть слова, употребление которых ограничено пределами какой-либо социальной группы. Как называется такая лексика? (жаргонизмы) Есть ли у неё другие названия? (арго, сленг)

2. Самостоятельная работа по группам. 9распечатки на столах)

- Прочтите предложения

- Найдите в них и запишите диалектизмы (1 группа), профессионализмы (2 группа), жаргонизмы (3 группа) и устно объясните их значение.

1) Матросы называли дежурство на бастионах «вахтой», а часы - «склянкой».

2) На сцене театра начались прогоны новых спектаклей.

3) Брат сказал, что завалил экзамен.

4) Все бахорили, что я дитина окичной, важной.

5) В прошлом номере газеты мы допустили непозволительный ляп.

6) Я уже третий год пошиваю в этом ателье.

7) Летом в деревне я встаю вместе с кочетами.

8) Хотел пригласить на праздник гостей, да хибара не позволяет.

9) Забор крови производится в пятом кабинете.

10) Необходимо поставить ещё один укол.

- Проверка ( 1 человек из группы, другие дополняют, помогают)

1 группа (диалектизмы) пошиваю - шью, хибара - дом, квартира, кочеты - петухи

2 группа (профессионализмы) - вахта - дежурство на бастионе, склянка - часы, прогоны - репетиции, ляп - ошибка, забор крови, поставить укол - сделать инъекцию

3 группа (жаргонизмы) завалил - получил «2», бахорили - говорили, дитина - молодой человек, окичной - обращающий на себя внимание, важной - важный

3. Объяснение нового материала.

1. Запись на доске: Начнём ab ovo: мой Езерский

Происходил от тех вождей,

Чей в древни веки парус дерзкий

Поработил брега морей.

У А.С.Пушкина в незаконченной поэме «Родословная моего героя» сказано

Начнём ab ovo: мой Езерский

Происходил от тех вождей,

Чей в древни веки парус дерзкий

Поработил брега морей.

Как вы думаете, что значит тут странное выражение «ab ovo»?

Ученик: В книге «Из жизни слов» Эдуард Вартаньян объясняет значение этого выражения. « По латыни «ab ovo» - «от яйца», но ведь это ничего не объясняет. А объяснение есть.

Доревние римляне начинали свои пиры с варёных яиц, а заканчивали их фруктами. У них сложилась поговорка «от яйца до фруктов», означавшая « всё с самого начала до конца». Позднее вторая часть выражения забылась, а «ab ovo» стало означать «с самого начала». Так надо понимать и пушкинские строки: «Начнём с самого начала: мой герой вёл свой род от вождей, которые порабощали брега морей».

Так вот и мы начнём ab ovo свой разговор о фразеологизмах. Вспомним то, о чем говорили в далёком 6 классе.

- Что такое фразеологизмы и для чего они нам нужны?

- Можно ли выражение ab ovo считать крылатым выражением, фразеологизмом?

2. Если вы, ребята, хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения - фразеологизмы.

Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно прочтите их и попытайте подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.

  1. Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим? (редко, да метко)

  2. Только что вы вспоминали о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят шутя в таких случаях? (лёгок на помине)

  3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (вышел сухим из воды)

  1. Но мы ведь с вами повзрослели и должны пополнить свои знания.

И сегодня мы узнаем о типах фразеологизмов.

- фразеологические сращения

- фразеологические единства

- фразеологические сочетания

Работа в группах. Пользуясь толковым словарем, попробуйте дать определение

1 группа - фразеологическим сращениям

2 группа - фразеологическим единствам

3 группа - фразеологическим сочетаниям

Подберите по примеру. Можете пользоваться словарём фразеологизмов, книгами Эд.Вартаньяна)

Сращения - 1. См. срастись (Срастись - соединиться, образуя одно целое в ходе органического процесса)

2. то, что соединилось в одно целое в результате срастания

Единство - 1. Общность, полное сходство

2. Цельность, сплочённость

3. Неразрывность, взаимная связь

Сочетание - 1. См. сочетать (Сочетать - сделать существующим вместе, одно наряду с другим в каком-нибудь единстве, согласовании)

2. Соединение, расположение чего-нибудь, образующее единство, целое

4. Проверка определений и запись в тетрадь.

Фразеологические сращения - это фразеологические обороты, в которых некоторые, а иногда и все компоненты непонятны. Примеры: точить лясы, бить баклуши, козёл отпущения

Фразеологические единства - фразеологический оборот, в котором смысл фразеологизма может быть понятен при осмыслении его состава. Примеры: висеть на волоске, делать из мухи слона, настроить лыжи.

Фразеологические сочетания - фразеологический оборот, в котором одно из слов может употребляться свободно, а другое только связанно. Примеры: закадычный друг, щекотливый вопрос, заклятый враг

- Сможем ли мы наш фразеологизм «ab ovo» отнести к одному из этих типов? (Скорее всего нет, потому что этот фразеологизм нами заимствован из другого языка и мы его употребляем без перевода).

4. Работа по развитию речи.

- Очень часто, используя в своей речи фразеологизмы, мы делаем ошибки.

Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов, объясните их.

  1. Чаша его терпения лопнула. (переполнить чашу терпения)

  2. Мастер обещал в три счета устранить все неполадки. (устранить в два счета)

  3. Предпочитаю слышать все из первых рук. (слышать из первых уст)

  4. Все его ругали на чем свет стоял. (на чем свет стоит)

  5. Он постоянно сидит сложив руки. (сложа руки)

  6. Опять надела туфли на босую ногу. (на босу ногу)

  7. Ну хоть бейся об стенку. (бейся головой об стенку)

  1. Обобщение.

Одно из заданий ЕГЭ по русскому языку заключается в том, чтобы найти в предложенном тексте фразеологизм. Я вам предлагаю не текст, а предложения, которые взяты из заданий ЕГЭ. Вам нужно найти в одном из них фразеологизм. Определите тип фразеологизма.


  1. 1) Часто мы носим с собою наиболее священное изображение и книги. 2) Мы отлично знаем, что истинная книга не может быть прочтена лишь однажды. 3) Как магические знаки, истина и красота книги впитываются постепенно. 4) Итак, книгохранилище - это первые врата просвещения.

  2. 1) И если он «вложил в свой труд душу» и ему кажется, что у него «вышло здорово», он испытывает явную потребность, чтобы результат его труда получил заслуженное признание со стороны других, особенно «значимых других». 2) Мудрость гласит: «Что дёшево дается, то мало ценится». 3) Если прибегнуть к предельному обобщению, то можно сказать, что человеку свойственно вкладывать в свой труд какой-либо определённый смысл. 4) Это естественно и совсем не предосудительно, если только данная потребность не превращается в назойливое тщеславие или в больное властолюбие.

  3. 1) Многранное, возвышенное и в то же время очень конкретное и практическое, учение по богатству содержащихся в нем приемов и методов работы человека над собой может быть уподоблено своеобразной энциклопедии совершенствования. 2) Ключ к овладению психической энергией лежит, согласно живой этике, в воспитании человеческого сердца и раскрытии творческого потенциала мысли. 3) Грядущее время снова должно, как в лучшие времена человечества, предоставить женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной, её вечным спутником и сотрудником. 4) В этом нужно искать объяснения скудости проявления мужского гения в наши дни.

  1. Домашнее задание.

Разгадывание кроссворда.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

18

19

20

21

22

23

24

25





17
























































































  1. Разодеться в пух и прах. 14. Лить слёзы

  2. Во что бы то ни стало. 15. Часовых дел мастер.

  3. Задавать вопросы. 16. Бросить упрек.

  4. Рукой подать. 17. Сколько душе угодно.

  5. Перемывать косточки. 18. Вылетело из головы.

  6. Бок о бок. 19. Не покладая рук.

  7. Дать согласие. 20. Идти на лад.

  8. Лицом к лицу. 21. Как по команде.

  9. Время от времени. 22. Подать весть.

  10. Брать начало. 23. В один голос.

  11. Хранить молчание. 24. Остаться в живых.

  12. На всех порах. 25. Вести переписку.

  13. И таи и сям.

Впишите в клетки слова, наиболее точно выражающие смысл приведённых фразеологизмов, и в горизонтальной выделенной строке должно получиться название такого рода выражений.

© 2010-2022